Царь Симеон Бекбулатович

Людмила Коншина
1571 г. октября – на свадьбе Ивана Грозного с Марфой Собакиной царевич Михаил Кайбулович сидел у государя за столом [29, с. 86–92; 32, с. 285]. В самом начале 70-х гг. XVI в. царь женил астра-ханского царевича Михаила Кайбуловича (Муртоза-Али б. Абдула) на дочери Ивана Большого Василье-вича Шереметева [33, с. 161]. 1573 г. – на свадьбе герцога Магнуса и Марьи Владимировны, дочери удельного князя Владимира Андреевича, в тысяцких значился царевич Михаил Кайбулович. Здесь же присутствовали сам Иван IV, его сын Иван и удельный князь Василий Владимиро-вич [32, с. 329 ; 29, с. 97–103].
По договору с Крымом Саин-Булат отдавал в вассальную зависимость крымскому хану Астрахань, Казань и даже Москву, а взамен он получал военную поддержку против антикрымски настроенной знати. В 1573 году был схвачен и казнен Малюта Скуратов-Бельский. Успешно действовали войска Симеона в Ливонии, где было захвачено множество городов. ... Это или худородные крымские наместники, или Собакин — Саин-Булат, по-другому называемый Санбулай. Собакин, Санбулай — весьма похожие имена. Но что же дальше? Тоже интересно и странно.
Царь Симеон Бекбулатович

Но вернемся к альтернативной версии истории.

Весной 1571 года большое крымское войско вторглось в пределы России. Обойдя главные русские силы, хан осадил Москву и зажег ее пригороды. Конец Ивана Бельского оказался печальным: он задохнулся от дыма в погребе. Управлять страной хан назначил своих наместников, незнатных мурз, а российские бояре (это в основном татары или их потомки во втором, третьем или чуть более дальних поколениях), собравшись в Ярославле, решили избрать нового царя. Но Кайбула, астраханский царевич, пожалуй, главный претендент на царский престол, к этому времени погиб, и царем избрали касимовского царя Саин-Булата, вскоре (в 1573 году) крестившегося Симеоном Бекбулатовичем.

По договору с Крымом Саин-Булат отдавал в вассальную зависимость крымскому хану Астрахань, Казань и даже Москву, а взамен он получал военную поддержку против антикрымски настроенной знати. В 1573 году был схвачен и казнен Малюта Скуратов-Бельский. Успешно действовали войска Симеона в Ливонии, где было захвачено множество городов. Именовался Саин-Булат (Симеон Бекбулатович) Великим князем Тверским, но чаще находился, по летописным сведениям, в Старице, Александровой слободе, Ярославле, Новгороде, то есть столицей опять стал Ярославль, т. к. из четырех названных городов три можно отнести к Ярославлю.

Сын Кайбулы Михаил Кайбулович в эти годы официально являлся царевичем — наследником царского престола. В 1577 году Симеон казнит многих бояр времен Бельского: Воротынского, Одоевского, Морозовых и многих других, искореняя оппозицию. Около престола появляются новые люди и среди них Борис Годунов и так называемые Романовы.

Однако с радужными перспективами на будущее Симеону Бекбулатовичу пришлось проститься. В Польше был избран новый король — энергичный Стефан Баторий, начавший в 1579 году войну с Россией. Имея большие успехи в войне со слабыми ливонцами, в войне с более сильными поляками русские терпели одно поражение за другим. Поляки в течение трех лет захватили не только Полоцк и Ливонию — земли, недавно присоединенные к России, но и Великие Луки, ряд других городов, осадили Псков, то есть исконно русские земли, которые даже во времена Золотой Орды входили в состав Владимирской Руси.
Когда на западе происходят самые напряженные бои, а российские города находятся в осаде, в это время громадное русское войско стоит в Пскове; когда же поляки подходят к Пскову, то главные силы отходят к Волоколамску, а сам царь Симеон перемещает свою резиденцию в Александрову слободу. В трудные для России годы полностью проявился трусливый и нерешительный характер Симеона, впрочем, вероятно, потому его и избрали в цари. Родственники бывших царей Бельских — Афанасий и Давид Бельские — бегут на запад, к врагам Симеона, в Москве в 1582 году (уже после мира с поляками) зреет заговор против Симеона. В стране вновь наступает смута.

Глава заговора царевич Михаил Кайбулович убит, но и падение царя Симеона уже не за горами. Вскоре гибнет Федор Нагой — ближайший родственник царя Симеона, а сам Симеон Бекбулатович низложен, ослеплен и пострижен в монахи: милосердный акт для такой варварской страны, которой была в те годы Россия.

А теперь то же, но в традиционном изложении.

Итак, в 1571 году крымский хан вторгается в Россию. Стремительно обойдя русские войска, он появляется под столицей. Небольшие русские силы заняли оборону в предместьях. Татары подожгли город с предместьями, и в течение нескольких часов Москва выгорела полностью, вместе с ней в дыму и пожарах погибло более 120 тысяч человек. Главный царский воевода Иван Бельский задохнулся в собственном погребе. Сам царь успевает сбежать в Ярославль. Крымский хан, «увидев разоренную столицу… немедленно решился идти назад, захватив по дороге в Крым более ста тысяч пленников». Что сделали с погибшими москвичами? По приказанию царя их не погребли как христиан, а сбросили в реку. Так поступают только со злейшими врагами. Поступок весьма странный для ТВ.

Как только хан пошел от Москвы на юг, Иван Грозный посылает войска с целью его преследования, то есть показывает активное антикрымское действие. Но когда спустя несколько недель к царю прибывают крымские послы, то все меняется. Царь перед ними предстает в дешевой и убогой одежде, на их постоянные оскорбления Грозный «бил челом хану: обещал уступить ему Астрахань при торжественном заключении мира; а до того времени молил его не тревожить России, не отвечал на слова бранные и насмешки язвительные».

Первым делом после ухода крымского войска с русских земель Иван Грозный решает вновь жениться. Из двух тысяч кандидаток была выбрана простая купеческая(!) дочь, некая Марфа Васильевна Собакина. Многочисленная ее родня получила высшие государственные посты и богатые имения. История возвышения простых Собакиных не имеет прецедента. Много непонятного про это и в летописях. К примеру, в Разрядной книге: «Тогожь году была свадьба у царя государя Ив. Вас., а понял Васильеву дочь Собакина Марфу». Если здесь поменять имя Василий на соответствующее ему — царь, то получится: «…цареву дочь Собакина Марфу».

Далее здесь же: «А в мыльне быти с государем Собакиным, Борису Годунову, Богдану Бельскому». По ТВ считается, что вместе с Годуновым и Бельским здесь названы чохом все Собакины. Может быть, и так, но это не в русских летописных традициях: как ни велико распространение той или иной фамилии, всегда называются конкретные люди. К примеру, по той же Разрядной книге: «А ходить пред государем Борису Вас. Собакину, Парф. Ив. Собакину, Ст. Вас. Собакину за саньми».

Таким образом, если принять другую точку зрения, то государь носит фамилию Собакин. Тогда кто же эти Собакины? Это или худородные крымские наместники, или Собакин — Саин-Булат, по-другому называемый Санбулай. Собакин, Санбулай — весьма похожие имена.

Но что же дальше? Тоже интересно и странно. Еще до свадьбы невеста заболела, начала худеть и сохнуть. Но царь все равно на ней женится. Вскоре она умирает. Начинается новая эпоха казней.

Еще один странный поступок царя: в этом же 1571 году после тяжелейших последствий крымского нашествия Грозный посылает касимовского царя Саин-Булата с войском в Ливонию, одновременно с этим уничтожая посады в Москве, опасаясь нового крымского вторжения, т. е. новый виток военных действий в Ливонии происходит в условиях резкого дефицита военных сил.

Прибывший из Англии посол Дженкинсон требует от царя возмещения ущерба английским купцам от последствий пожара Москвы. Сразу возникает вопрос: кто поджигал? Люди царя или крымцы? По ТВ Москву подожгли крымцы. То есть требовать нужно от Крыма. Но почему-то требуют от московского царя. Но если российский правитель — ставленник Крыма, то требовать уже можно и от царя.

В начале 1572 года в Новгород отправлено 450 возов с казной, туда же вместе с царем выезжает все его семейство, царевич Михаил Кайбулович и все мало-мальски знатные люди государства. Такое «великое переселение» бывает при переносе столицы.

Летом 1572 года 120-тысячное крымское войско пошло вновь на Россию, крымские мурзы уже делили между собой города и улусы, а «Москва трепетала, слыша, что уже назначал в ея стенах домы для вельмож крымских». Но произошло чудо: двадцатитысячное русское войско разгромило татар, которые потеряли сто тысяч(!) человек.

Возвратившись в Москву, царь ликвидирует опричнину, вслед за этим в столицу прибывают крымские послы, которые сообщают, что блистательная победа русских войск не более как ВЫМЫСЕЛ РУССКИХ ВОЕВОД. Впрочем, в Москве царь не задерживается, иностранных послов встречает то в Новгороде, то в Старице, то в Можайске. Одним из атрибутов убранства были две короны, предназначенные для царя и царевича, а Михаил Кайбулович постоянно называется именно царевичем, при этом летописи не уточняют, что он является царевичем астраханским, просто царевич. То есть понимайте, кто как может. Вот традиционные историки и считают его за царевича астраханского, а альтернативная версия, как уже выше писалось, за царевича — наследника российского престола.

В эти же годы касимовский царь Саин-Булат, приняв христианство, становится Симеоном Бекбулатовичем, великим князем Тверским. Причем ряд источников утверждает, что Иван Грозный даже короновал его, «уступив ему трон свой как царю, а себе оставив только имя Вел. Князя». Известно, что Симеон во время своего ПРАВЛЕНИЯ отнял у монастырей все их земли. О том, насколько непонятна и противоречива история тех лет, наглядно видно хотя бы из трудов Е. Шмурло, который писал, что «Иван Грозный поставил над земщиной особого государя… но когда именно поставил; как долго государствовал Симеон; титуловался ли он только великим князем или также и царем; наконец, был ли он венчан на царство или нет — на все эти вопросы историки наши дают противоречивые ответы, в зависимости от понимания и толкования источников, далеко не во всем согласных между собою». И это сказано о событиях конца царствования Ивана Грозного, когда, казалось бы, должно сохраниться много различных документов, в том числе и зарубежных. Получается, что это событие, одно из главных в эпохе Грозного, оказывается темным для историков. А раз так, то стоит ли удивляться гипотезе альтернативной версии истории о различных царях, правивших под именем Ивана Васильевича?

В 1579 году началась война с Польшей. Вскоре под ударами поляков, а затем и шведов, Россия стала терять город за городом, и это при больших-то воинских силах (триста тысяч воинов!). «Зрелище удивительное» — так охарактеризовал эти странные события Карамзин.

Тем временем наступил 1582 год. Иван Грозный успел поменять шесть жен, а его старший сын царевич Иван имел уже третью жену, несмотря на юный возраст, что было бы понятно и простительно мусульманину, но не христианину.

В этом году царь убивает своего сына. «Иоанн в волнении гнева закричал: „Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола! И поднял руку“.

Раскаиваясь в содеянном, Иван Грозный созывает бояр и сообщает о своем намерении постричься в монастырь, а им необходимо ИЗБРАТЬ нового царя. Естественно, что все его единодушно отговаривают. Тем временем Борис Годунов, сильно пострадавший от руки царя, когда он пытался защитить убиваемого царевича, длительное время не появляется при дворе. Федор Нагой, отец новой жены царя, клевещет на Годунова, сообщая, что тот здоров, но специально не хочет встречаться с Грозным. Последний едет к Годунову и видит его, прикованного к постели. Вспылив, царь приказывает сделать такие же раны и своему тестю Федору Нагому за его клевету. Кстати, Карамзин справедливо спрашивает: «Клевета есть, конечно, важное преступление, но сия замысловатость в способах муки изображает ли сердце умиленное, сокрушенное горестию?» Напомню, что после убийства сына Грозный по ТВ как раз каялся.

В 1583 году царь неожиданно, «к радостному изумлению шведов» заключил с последними мир, отдав им важные ливонские города. Традиционная история это объясняет событиями в Поволжье, где с 1582 года полыхала гражданская война, которая продолжалась «до конца Иоанновой жизни с остервенением удивительным» — прекрасное подтверждение смуты 1582—1584 годов.

Весной 1584 года Иван Грозный умер. Спустя четыре века установили, что Иван Грозный был отравлен ртутью. Но кто именно из МНОГИХ ЦАРЕЙ, ВЫВЕДЕННЫХ ПОД ОБЩИМ ИМЕНЕМ ИВАНА ГРОЗНОГО?

За полстолетия «грозной» эпохи на русском престоле побывало в общей сложности ДЕВЯТЬ человек. Много? Для смутного времени это небольшая цифра. Вспомните, как менялись правители в официальное и короткое по ТВ Смутное время? Два Годунова, два Лжедмитрия, Шуйский, Михаил Романов. И это всего за десяток лет! Серьезному человеку легче поверить в существование девяти человек на престоле в смутное время, чем обманываться мифом о непрерывном правлении одного человека сроком более чем в полстолетие. Даже для более спокойных времен такая продолжительность царствования — крайняя редкость. Достаточно сказать, что максимальный срок правления во всей истории Рима не превышал 41 года (Октавиан Август).

Этот период в жизни страны действительно был смутным, векторы внутренней и внешней политики постоянно менялись, в стране почти постоянно царил террор: казни, заговоры, войны — вот характерная особенность времени правления так называемого Ивана Грозного. Характер царя и даже его внешность периодически менялись. На дошедших до нас портретах царя изображены абсолютно разные люди. А как же документальные источники этой эпохи? Отвечу: никаких подлинных конкретных документов, способных пролить хоть какой-либо свет на личность царя, до наших дней не дошло. «Мы не знаем его почерка, не имеем ни клочка бумаги, им самим написанного». Это отмечал известный русский историк начала XX века Платонов. А что касается завещания Грозного, то это только неполная и неисправная копия XVIII века.

Наконец, такой факт: Грозный умер, когда ему было 54 года. Возраст зрелый, но еще не старый, а на дошедших до наших дней прижизненных портретах он выглядит глубоким старцем. Странно?
Симеон Бекбулатович
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 мая 2019; проверки требует 1 правка.
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Симеон Бекбулатович
Флаг Великий Князь всея Руси[1]
1575 — 1576
Предшественник Иван IV
Преемник Иван IV
Флаг Касимовский хан
1567 — 1573
Предшественник Шах-Али
Преемник Мустафа-Али
Флаг Великий князь Тверской
1576 — 1585
Рождение XVI век
Смерть 5 (15) января 1616
Симонов монастырь, Москва
Место погребения
Симонов монастырь
Род Чингизиды
Отец Бек-Булат
Супруга Анастасия Ивановна Мстиславская
Вероисповедание православие

Портрет работы неизвестного польского художника, конец XVI — начало XVII века. Ранее считалось, что изображён Михаил Борисович Тверской. Находится в коллекции портретов Несвижского замка Радзивиллов.
Симе;н Бекбул;тович (до крещения Саин-Булат хан, тат. ;;;; ;;;;;, в монашестве Стефан; умер 5 (15) января 1616, Москва) — касимовский хан в 1567—1573 годах, сын Бек-Булата, правнук Ахмат-хана, правившего Большой Ордой. Вместе с отцом перешёл на службу к Ивану IV Васильевичу Грозному. Участвовал в Ливонских походах 1570-х годов. В 1575 году Иван настоял на именовании Симеона «великим князем всея Руси» (1575—76), хотя, в сущности, политического веса Симеон не имел и оставался лишь подставным лицом. C 1576 года — великий князь Тверской.


Содержание
1 Касимовский хан
2 Великий князь всея Руси
3 Лишение титулов
4 Семья
5 Примечания
6 Литература
7 Ссылки
Касимовский хан
Сын Бек-Булата — султана Ногайской орды, потомок Чингисхана, в официальных документах именовался астраханским царевичем. В конце 60-х годов Иван Грозный сделал его ханом в Касимове. Принимает участие в Ливонской войне, в походах 1571—1573 годов под Орешек, Пайде, Колывань. Под его воеводством и князем И. Ф. Мстиславским русское войско было наголову разбито под Коловерью (Лоде).

В июле 1573 года по настоянию Ивана IV Саин-Булат крестился с именем Симеон в селе Кушалино. Тем же летом взял в жёны овдовевшую княгиню Анастасию Черкасскую, дочь князя Ивана Фёдоровича Мстиславского, бывшего главы земщины. Она была родственницей царской фамилии, в её жилах текла кровь Софии Палеолог. В браке у них было шесть детей: три сына — Федор, Дмитрий, Иоанн и три дочери: Евдокия, Мария, Анастасия.[источник не указан 135 дней] Это были последние потомки Ивана III и Софии Палеолог, известные по письменным источникам.

Симеон Бекбулатович, вероятно, пережил всех своих детей и супругу, постригшуюся в инокини под именем Александры и умершую 7 июня 1607 года. Она была похоронена в Симоновом монастыре, семейной усыпальнице князей Мстиславских.

Великий князь всея Руси
В 1575 году царь Иван Васильевич «отрекся» от престола и возвел на него Симеона Бекбулатовича. Осенью этого года в Успенском соборе Кремля Симеон был посажен Иваном Грозным на царство:

«…посадил царем на Москве Симеона Бекбулатовича и царским венцом его венчал, а сам назвался Иваном Московским и вышел из города, жил на Петровке; весь свой чин царский отдал Симеону, а сам ездил просто, как боярин, в оглоблях…»[2]

Симеон председательствовал в думе земских бояр и издавал от своего имени правительственные указы. Жил Симеон в Москве, окружённый пышным двором, в то время как Грозный поселился в скромной обстановке на Петровке. В своих посланиях Симеону Иван Грозный соблюдал принятые уничижительные формулы обращения подданного к царю: «Государю великому князю Семиону Бекбулатовичю всеа Русии Иванец Васильев с своими детишками, с Ыванцом да с Федорцом, челом бьют»[3]. Формально страна была разделена на владения Великого князя Симеона и на «удел» Ивана, но фактически правителем государства оставался Иван Васильевич.

Существуют разные версии, для чего понадобился этот «политический маскарад» (по определению В. О. Ключевского и С. Ф. Платонова), при котором Иван Грозный продолжал сохранять власть. Современник событий, английский посол Джайлс Флетчер утверждал, что таким образом Иван сумел конфиксковать церковное имущество от имени нового царя, сам как бы с этим не соглашаясь:[4]

К концу года заставил он нового государя отобрать все грамоты, жалованные епископиям и монастырям, коими последние пользовались уже несколько столетий. Все они были уничтожены. После того, как бы недовольный таким поступком и дурным правлением нового государя, он взял опять скипетр и будто бы в угодность церкви и духовенству дозволил возобновить грамоты, которые роздал уже от себя, удерживая и присоединяя к казне столько земель, сколько ему самому было угодно.

Другие предположения (внешнеполитическая необходимость, испуг Ивана Грозного некими предсказаниями, якобы напророчившими на этот год «московскому царю смерть», необходимость усиления террора и др.) не были доказаны. Существует версия, что отречение Грозного связано было с серьёзным внутренним кризисом:

«Видимо, царь и его окружение долго ломали голову над тем, как без согласия думы возродить опричный режим и в то же время сохранить видимость законности в Русском государстве, пока склонность к шуткам и мистификациям не подсказала царю нужное решение.»[5]

По мнению Дональда Островски, выбор Ивана пал на Симеона по той причине, что последний являлся представителем рода Чингизидов, а следовательно, имел необходимый авторитет в системе политических представлений того времени — особенно в том случае, если соответствует действительности известие Даниэля Принтца о готовившемся в это время заговоре бояр против Ивана Грозного с целью посадить на московский престол крымского хана Девлет-Герая — другого представителя рода Чингизидов[6]. Теория Островски, однако, не нашла поддержки других специалистов[7][8].

Симеон Бекбулатович пробыл великим князем всея Руси 11 месяцев. Известны жалованные грамоты, писанные от его имени. В августе 1576 г. Иван Васильевич вернулся на трон, а царя Симеона жаловал великим княжеством Тверским с титулом Великого князя Тверского. В 1580 году по писцовой книге основных владений Симеона было 13 500 десятин пахотной земли. Симеон имел свой великокняжеский двор — свои приказы, своих бояр и стольников, дворец в Твери и постоянную резиденцию в богатом селе Кушалино. Дарованными ему землями распоряжался почти самовластно, обладал особым правом судить и жаловать «людишек своих». После 1585 года, однако, источники перестают называть его «великим князем Тверским», что, по мнению историков, указывает на лишение титула.

Лишение титулов
После смерти царя Фёдора Ивановича претендовавшие на власть знатные роды решили консолидироваться вокруг Симеона против Бориса Годунова. Годунов вынужден был принимать меры. Целуя крест новому царю Борису Годунову, каждый боярин должен был обещать «царя Симеона Бекбулатовича и его детей и иного никого на Московское царство не хотети видети…». В правление Бориса Годунова Симеон был лишён удела и сведён на одну тверскую вотчину — сослан на житьё в тверское село Кушалино. В 1605 году присягавшие сыну Годунова Федору II давали то же самое обязательство. Симеон обеднел, ослеп (есть ряд версий в пользу того, что он был ослеплён по указанию Бориса Годунова, Никоновская летопись: «Враг вложи Борису в сердце и от него (Симеона) быти ужасу… и повеле его ослепити») и жил в скудости. После избрания на царство Бориса Годунова противники его повели агитацию в пользу Симеона, и напуганный Борис сослал того в отдалённый город. Бывший правоверный мусульманин стал ревностным православным христианином. Свои накопления он стал расточать на строительство храмов и на вклады в монастыри, особо богатые вклады он отправил на Соловки.

Лжедмитрий I постриг Симеона в иноки под именем старца Стефана в Кирилло-Белозерском монастыре (1606), где двадцатью годами раньше окончил свои дни его тесть, старец Иона. Василий Шуйский в том же году приказал сослать его на Соловки. Всё это время он посылал в столицу грамоты с просьбой вернуть его в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1612 году его вернули в Кириллов. Умер 5 (15) января 1616 года и был похоронен рядом с супругой в Симоновом монастыре. На надгробии была надпись: «Лета 7124 году генваря в 5 день преставился раб Божий царь Симеон Бекбулатович во иноцех схимник Стефан». Ныне на месте монастыря находится Дворец культуры ЗИЛа, могила утрачена[9].

Семья
Симеон Бекбулатович — предки
Примечания
 Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. — СПб., 1841. Т. I. — С. 360. № 195.
 Соловьёв С. М. История России с древнейших времен, том 6, глава 4
 Лихачев Д. С., Лурье Я. С. Послания Ивана Грозного. historic.ru. Дата обращения 7 июня 2017.
 Джайлс Флетчер. О государстве Русском М.: Междунар. отношения, 1991. -- (Россия в мемуарах дипломатов)
 Р. Г. Скрынников Иван Грозный, «Наука», 1975, М.
 Donald Ostrowski Simeon Bekbulatovich’s Remarkable Career as Tatar Khan, Grand Prince of Rus', and Monastic Elder // Russian History. — Vol. 39 (2012). — No. 3. — PP. 293—295.
 Janet Martin Simeon Bekbulatovich and Steppe Politics: Some Thoughts on Donald Ostrowski’s Interpretation of the Tsar’s Remarkable Career // Russian History. — Vol. 39 (2012). — No. 3. — PP. 331—338.
 Charles J. Halperin Simeon Bekbulatovich and Mongol Influence on Ivan IV’s Muscovy // Russian History. — Vol. 39 (2012). — No. 3. — PP. 306—330.
 Кузнецов Б. Великий князь всея Руси Симеон Бекбулатович // Московский журнал. — 01.05.1999.
Литература
Шикман А. П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. — М., 1997.
Большая энциклопедия, т. 17. — Спб.: Т-во «Просвещение», без даты (не ранее 1903).
Ссылки
Вернадский Г. В. Московское царство. — I. Основание русской евразийской империи (5 часть). — Гл. 5. Последствия опричнины и конец Ливонской войны
Касимовское «царство» // проект «Хронос»
[скрыть];
Русские цари
Иван IV Симеон Бекбулатович Фёдор I Ирина Годунова Борис Годунов Фёдор II Годунов Лжедмитрий I Василий IV Шуйский Владислав Михаил Фёдорович Алексей Михайлович Фёдор III Иван V Пётр I
;;   Словари и энциклопедии
Большая российская · Брокгауза и Ефрона · Русский биографический
Генеалогия и некрополистика
Симеон Бекбулатович
Флаг Великий Князь всея Руси[1]
1575 — 1576
Предшественник Иван IV
Преемник Иван IV
Флаг Касимовский хан
1567 — 1573
Предшественник Шах-Али
Преемник Мустафа-Али
Флаг Великий князь Тверской
1576 — 1585
Рождение XVI век
Смерть 5 (15) января 1616
Симонов монастырь, Москва
Место погребения
Симонов монастырь
Род Чингизиды
Отец Бек-Булат
Супруга Анастасия Ивановна Мстиславская
Вероисповедание православие
на фото
Портрет работы неизвестного польского художника, конец XVI — начало XVII века. Ранее считалось, что изображён Михаил Борисович Тверской. Находится в коллекции портретов Несвижского замка Радзивиллов.
Тогда кто же эти Собакины? Это или худородные крымские наместники, или Собакин — Саин-Булат, по-другому называемый Санбулай. Собакин, Санбулай — весьма похожие имена. Но что же дальше? Тоже интересно и странно. ... Еще один странный поступок царя: в этом же 1571 году после тяжелейших последствий крымского нашествия Грозный посылает касимовского царя Саин-Булата с войском в Ливонию, одновременно с этим уничтожая посады в Москве, опасаясь нового крымского вторжения, т. е. новый виток военных действий в Ливонии происходит в условиях резкого дефицита военных сил.
Сказ о забытой царице и бедах со всех четырех сторон
Сказ о забытой царице и бедах со всех четырех сторон / Иван Грозный, Симеон Бекбулатович, история, история Руси, история России — Discours.io
Измученные соперничеством боярские кланы вновь пытаются избавиться от «грозного» царя, на Западе одна другую сменяют династии. Отчего бы и России не поддержать европейскую моду? Интриги, пираты, беглый король и недолгое царствование Анастасии Ивановны, которая достойна была лучшей доли, да не сложилось. На этом наш сериал о негрозном Иване Грозном завершается.



Царица, про которую не ведают потомки
В иные времена сказали бы, что царица эта – олицетворение Евразии.

В её жилах и горячая кровь чингизидов, восточных правителей, покорителей бескрайних степей Монголии и высочайших гор Тибета, жарких пустынь Хорезма и многолюдных городов Китая, кровь язычников-тенгрианцев, буддистов и несториан. В ней текла и холодная, расчётливая кровь Гедиминовичей, полуязыческих, католических и православных правителей раскинувшейся на всю восточную Европу лесостепной и болотистой Литвы и Польши, а также той части Руси, что некогда была киевской.

Ещё по одной ветви царица была наследницей того, кто, отстаивая великое княжество московское, в славных сечах бивал всех: и Гедиминовичей, и чингизидов – святого благоверного князя Дмитрия Донского.

А ещё по одной ветви – праправнучкой Софьи Палеолог и Ивана Третьего, то есть царевной русской и византийской принцессой.

О таких женщинах на Западе снимают фильмы и сериалы, пишут книги и рисуют картины. У нас – нет. Забвение. Даже имени не помнят. А что? Ведь правила-то она Руссией менее года. Так… Не в счёт…

Но это было удивительное время в истории России! Время, когда в смертельной схватке за московский престол за спиной государя, царя и великого князя, сошлись два могущественных клана: потомки Ольгердовичей, клан Бельских, и потомки Всеволовичей-Рюриковичей, клан Шуйских.

В своей борьбе они смогли поставить под контроль сломленного борьбой с митрополитом Макарием царя Ивана, учинить страшные погромы опричнины, призвать для разорения Москвы татар, казнить знать и чёрный люд, начать бессмысленные войны на западе, и в итоге смогли (каждый!) приблизиться к престолу настолько, что казалось, менее сажени отделяет лидеров кланов от заветной мечты – трона Руссии.

Убийства, яды, наговоры, неправедный суд – всё шло в ход в этой борьбе. Но на решающем этапе, примерно, к середине 70-х годов XVI века обе стороны обессилили настолько, настолько истощили и обескровили друг друга, что близкий вроде трон занять-то и не могли. Тогда на арену борьбы внезапно вышел ещё один клан, который предложил выход из сложной ситуации. Это был род царицы Анастасии.

Анастасия Ивановна, царица всея Руссии, жена царя всея Руссии Симеона Бекбулатовича, в первом браке – царевна астраханская, а в девичестве – боярышня Мстиславская.

Симеон Бекбулатович
Симеон Бекбулатович

Имя Анастасия – несчастливое для русской царицы. О печальной судьбе первой русской царицы Анастасии Захарьиной-Юрьевой, разлучённой со своим любимым мужем Иваном-царём и, вероятно, окончившей дни в узилище, я уже рассказывал.

О страшной кончине последней русской царевны Анастасии Николаевны Романовой, дочери последнего императора России, расстрелянной и добитой большевистскими штыками, написано очень много. Увы! Царица Анастасия Ивановна, жена Симеона-царя – не исключение из печального списка.


Родословная царицы Анастасии
Род Мстиславских, к которому она принадлежала, происходил от правившего в Литве с 1345 по 1377 год великого князя Ольгерда, сына великого литовского князя Гедимина, точнее то ли от седьмого, то ли от восьмого (в источниках путаница) Ольгердова сына Лунгвения (в православии Семёна) и от Евнутия, младшего и любимого сына Гедимина,который до Ольгерда, три года, с 1342 по 1345, сразу вслед за своим папой правил в Литве.

Как произошло, что один род наследовал сразу две линии родства с Гедимином (и по линии Ольгерда, и по линии Евнутия)? Объясняю. Всё дело в кровосмесительном браке поневоле.

Дело было так: Евнутий правил в Литве по отцовской воле. Но, по мнению братьев, правил неправедно и в нарушении норм лествичного права. Братья объявили Евнутию войну и прогнали с престола. Обозлённый на родственников князь литовский бежал в Москву, но тогдашний правитель Московии, Семион Гордый, хоть и был первым браком женат на сестре Евнутия – Айгусте (кстати, в крещении тоже Анастасии), помогать родственнику не хотел. И потому, что был влюблён в Марию Тверскую, и потому, что в грош не ставил свою Анастасию-Айгусту, и потому, что главным делом для него было разрешение конфликта с Новгородом и замирение с Тверью, а не авантюры на западе своих владений. Делать Евнутию в Москве было нечего. Он вернулся домой, повинился перед братьями, точнее перед Ольгердом. Тот ему дал захудалый Заславль. А потому его потомки стали носить фамилию Заславские.

Потомки же Лунгвения получили от Ольгерда Мстиславль (получили не сразу, а после смерти десятого сына Ольгерда Корыгайло и стали называться князьями Мстиславскими. Во втором поколении после Лунгвения в роду Мстиславских не осталось продолжателей по мужской линии, а потому правнук Евнутия, Михаил Иванович Заславский кровосмесительным браком женился на правнучке Лунгвения, Ульянии Ивановне Мстиславской (если я не ошибаюсь со степенью родства, то на троюродной внучатой племяннице), и, кроме того, она же была и праправнучка Дмитрия Донского, внучка Марии Дмитриевны, любимой дочери святого благоверного князя.

На кровосмесительный брак Заславские и Мстиславские пошли, дабы знаменитый род Мстиславских не угас, и по повелению великого князя Александра Литовского. Соответственно были объединены уделы Заславский и Мстиславский. Но при этом счастливые новобрачные по повелению великого князя взяли фамилию жены. Так Заславские стали Мстиславскими.

Так подробно я рассказываю вам, уважаемые читатели, перипетии рода Мстиславских-Заславских, чтобы вы поняли, что несмотря на знатное происхождение от Ольгерда и претензии на равенство с Бельскими, элитные круги Руссии знали, что в лице Мстиславских перед ними не знатные ольгердовичи, а всего лишь евнутьевичи. Которые ниже даже Голицыных и Хованских. А потому равенства Мстиславских с Бельскими и быть не может.

Теперь о недвижимой собственности рода. Мстиславский удел в Литве – не идеальное место. Он находился на самой границе с Руссией, а потому в пограничных воинах и конфликтах постоянно переходил из рук в руки, становился то русским, то литовским, а в 1514 году даже дважды менял подданство. Русские нещадно грабили Мстиславль в ходе боёв.

Всё это привело к тому, что для спасения отчины от полного разорения, потомок Ульянии и Михаила в четвёртом колене Фёдор Михайлович в 1526 году перешёл на службу в Москву, к Василию Третьему. Уважая его великокняжеское родство и предполагая его возможные претензии на трон литовский, Василий Третий в 1529 году женил его на своей племяннице, Анастасии Петровне, дочке казанского царевича Петра Ибрагимовича (Худайкула) и великой княжны московской Евдокии Ивановны, внучке Ивана Третьего и Софьи Палеолог.

Здесь для внимательных читателей и знатоков истории надо сделать примечание, что царевич Пётр (Худайкул) был доверенным лицом Василия Третьего настолько, что тот в 1521 году, во время очередного смоленского похода, назначил его в своё отсутствие наместником московским. Это была очень высокая честь с одной стороны и показатель очень высокого недоверия Василия к своим братьям – с другой!

По смерти Петра Ибрагимовича, в 1537 году, вдова его утешилась в браке с наместником московским Василием Васильевичем Шуйским. Ненадолго. Через год и тот умер. Видимо, хобби было у Анастасии Петровны такое – сводить в гроб наместников московских. Бабка Софья гордилась бы внучкой, коли б дожила!

От первого брака сей царственной «чёрной вдовы» с царевичем казанским Петром появился на свет князь Иван Фёдорович Мстиславский, последний (в течение года) глава земщины и наместник новгородский, который после смерти своей жены, Ирины Александровны Горбатой, дочери Александра Горбатого-Шуйского, наместника казанского и одного из первых жертв опричнины, женился вторично на Анастасии Владимировне Воротынской, дочери героя взятия Казани Владимира Воротынского и Марии Фёдоровны Оболенской в девичестве Телепнёвой, родственницы любовника Елены Глинской.

Дочерью Ивана Фёдоровича и Анастасии Владимировны была будущая царица Анастасия.

Вы представляете, какие тайны она знала? Вы догадываетесь, что ей, любимой внучке, например, бабушка Маша могла по секрету рассказать? А бабушка Настя? Вы понимаете, что она воспитывалась как настоящая принцесса царской крови?

Естественно, выдать такую девушку замуж можно было только за настоящего царевича. Таковой подвернулся, правда, престарелый и вдовый крещёный астраханский царевич Михаил (Муртаза-Али) Кайбалович Звенигородский, внук Ак-Кубека, одного из последних ханов Астрахани, глава боярской думы после отмены опричнины.

Итак, прадедушка – наместник московский и царевич казанский, бабушка – внучка царя, папа – наместник новгородский и глава земщины, мама – из рода любовников царицы, муж – царевич астраханский и глава боярской думы, второе лицо в государстве. Жизнь удалась! Но оказалось, что это – не предел карьеры Насти…

О счастливом и несчастном браке царицы
Увы, первый муж Настасьи Михаил (Муртаза-Али) Кайбалович Звенигородский быстро скончался. Знатен, да стар был. На ложе брачном, видимо, немощен, а потому бездетен был брак. Вдовствовала Анастасия недолго, и вскоре московские свадебные колокола объявили о супружестве Анастасии Мстиславской и Саин Бекбулата, в крещении Симеона (Семёна) Бекбулатовича, царевича астраханского, а на тот момент ещё и хана ханства Касимовского, что от Руссии зависимо во всём было. Так второй муж Насти тоже был из рода астраханских правителей. Видно, элита тогдашняя и клан отеческий определили, что Насте надобно именно астраханских царевичей привечать. Других, надо думать, для неё и не искали.

Второй брак поднял Настасью ещё выше (хоть казалось, что выше некуда)! Отец Симеона, Бекбулат приходился мужем Алтынчач Темрюковне, дочери Темрюка Айдарова, кабардинского князя, сестре самой царицы Марии Темрюковны, на коей с 1561 года женат был вторым браком Иван-царь. Близкой роднёй царствующему монарху стала Настя!

Но она о знатности в первые годы брака, наверное, не думала. Полагаю, что Семён для Насти был хорошим мужем, и, видимо, она его крепко любила. По крайней мере, плоды любви появлялись регулярно. В браке у них было шесть детей: три сына— Федор, Дмитрий, Иоанн и три дочери – Евдокия, Мария и младшая Анастасия (мамина тёзка и, наверное, любимица). Домашние хлопоты, беременности, роды, послеродовое восстановление и, возможно, кормление (не уверен, что кормилицам доверяла) не позволяли Настасье внимательно следить за зигзагами московской придворной жизни. Она была от этого далека. А зря. Ибо ей, по воле клана Мстиславских, уготована была судьба родоначальницы новой царской династии.

Заговор за спиной государя, царя и великого князя
Здесь самое время рассказать о том, что не только литовская диаспора, оказавшаяся при дворе московского правителя, чаяла за спиной государя взять в руки бразды царствования и великого княжения (заезжие литовцы, как я уже рассказывал, надеялись на приход к власти Гедиминовичей-Бельских). Примерно те же мысли и тогда же созрели в головах представителей ногайской и кабардинской знати, численность которой в Москве резко возросла в 50-е годы XVI века после присоединения к Руссии Казани, Астрахани, предгорий Кавказа, добровольного признание Ногайской ордой сюзернитета России, а также после упомянутого мною выше брака Ивана-царя и царицы Марии. Ногайцев и кабардинцев при дворе было много и, кстати, ногайцы составляли значимую часть конницы русского царя, что укрепляло уверенность ногайской знати в борьбе за престол.

Брачный союз царя Ивана и Марии не был союзом по любви, а был следствием укрепления военно-политического блока Руссии и Кабарды, стратегическим партнёрством этих государств против Османской империи, Крымского ханства и династии Гиреев. Как только крымцы шли на Москву или иной город Руссии, так во фланг и тыл им били доблестные союзные кабардинцы. Сие сдерживало агрессию Крыма и Порты. Не сильно, но сдерживало. А главное – мешало крымцам грабить земли Бельских, что под Рязанью. Они, видимо, и сосватали подконтрольному Ивану Марию Темрюковну. Понятно, что не совсем пара она русскому царю. Всего лишь княжна мелкого княжества на границе Европы и Азии. Но отказаться подконтрольный и безвольный «грозный» царь не мог.

Сказ о забытой царице и бедах со всех четырех сторон

«Мария Темрюковна», Александр Левченков


При этом анализ родственных связей князя кабардинского Темрюка, новоиспечённого тестя царя, рисует очень интересную картину.

Итак, одна его дочь замужем за русским царём. Другая – за царевичем астраханским. Третья, Малхаруб Темрюковна замужем за Тинехматом, ногайским бием. Отмечу, что родственником Тинехмата был ногаец, сибирский хан Едигер из рода Тайбуги, тот самый, который принёс присягу Московии в 1555 году. Напоминаю, что присягу у него приняли в тот момент наместники московские Иван Михайлович Шуйский-Плетень и Фёдор Иванович Скопин-Шуйский. Не сам Иван Четвёртый. Потому как, видно, под арестом в то время был.

Какую картину мы видим? А видим мы, что к началу шестидесятых годов XVI века семья Темрюка Айдарова Кабардинского и Тинехмата Ногайского контролировала через брачные связи (а это на Востоке ой как много значит!) Руссию, а также особо – бывшее Астраханское ханство, Ногайскую Орду, Сибирское ханство и Кабарду. То есть почти всю бывшую Золотую Орду. Что остаётся для полного восстановления Орды? Первое – присоединить к семейно-клановому союзу Казань (формально вроде подчинённую царю московскому, но на деле там хозяйничают Шуйские, точнее – Горбатые-Шуйские).

Для «присоединения» Казани к владениям семейного клана Айдара-Темрюка надо было сместить с должности действующих наместников Казани. Эта задача быстро была решена, ибо сын Темрюка Айдарова, Михаил Темрюкович, женат на дочери боярина Василия Михайловича Захарьина-Юрьева и княжны Анастасии Дмитриевны Бельской. Может, Михаил Темрюкович и подсказал своему тестю мысль об опричнине, хотя, может быть, тесть и сам мог додуматься. Не знаю. Но волшебным образом именно Василию Михайловичу приходит в голову идея опричнины. Именно он предлагает царю ввести опричный корпус, казнить «изменников», а во главе Земщины поставить Бельских. Первыми изменниками, естественно (!), стали казанские наместники Горбатовы-Шуйские. «Дорога на Казань» для наследников Айдара и Тинехмата была открыта! Но тут Шуйские дали бой. Я уже об этом рассказывал и повторяться не буду. Вся история опричнины конца 60-х–начала 70-х годов есть история этого боя. Народу поубивали уйму (убили даже царицу Марию!), разорили полстраны, истощили людские ресурсы семейных кланов: и Шуйских, и Бельских. …

Мы также знаем, что в ходе финального акта гражданской войны под названием опричнина, войска под командованием владетеля Углицкой чети царя Ивана (Дмитрия) Ивановича, соправителя своего отца Ивана Васильевича, экономического союзника клана Шуйских, а потому по тем временам – оппонента Ивана Васильевича, заняли почти всю страну, кроме Новгорода и, возможно, Рязани, что Бельскими, Мстиславскими и Иваном Васильевичем контролировались. Но силёнок продолжать войну у Ивана Ивановича, видно, не было.
Это или худородные крымские наместники, или Собакин — Саин-Булат, по-другому называемый Санбулай. Собакин, Санбулай — весьма похожие имена. Но что же дальше? Тоже интересно и странно. ... В эти же годы касимовский царь Саин-Булат, приняв христианство, становится Симеоном Бекбулатовичем, великим князем Тверским. Причем ряд источников утверждает, что Иван Грозный даже короновал его, «уступив ему трон свой как царю, а себе оставив только имя Вел. Князя».
Тогда кто же эти Собакины? Это или худородные крымские наместники, или Собакин - Саин-Булат, по-другому называемый Санбулай. Собакин, Санбулай - весьма похожие имена. Но что же дальше? Тоже интересно и странно. ... Еще один странный поступок царя: в этом же 1571 году после тяжелейших последствий крымского нашествия Грозный посылает касимовского царя Саин-Булата с войском в Ливонию, одновременно с этим уничтожая посады в Москве, опасаясь нового крымского вторжения, т. е. новый виток военных действий в Ливонии происходит в условиях резкого дефицита военных сил Саин-Булат вместе с отцом перешел на службу к Ивану Грозному. В 1575 году Иван IV настоял на именовании Симеона «великим князем всея Руси» (1575—1576). C 1576 года Саин-Булат — великий князь Тверской. Рассмотрим его жизнь и политическую карьеру подробнее. Хан Касимова. Точный год назначения Саин-Булата касимовским владельцем неизвестен. По всей видимости, это произошло либо сразу после смерти предыдущего хана Шах-Али (то есть в 1567 году), либо чуть позже. В 1570 году Саин-Булат уже являлся касимовским царем. ... другие имена. Именно они употреблялись в быту и официальных документах. Оказывается, многие из этих имен-прозвищ БЫЛИ ТАТАРСКИМИ
Как преемника Ивана Грозного царя Симеона Бекбулатовича подвели под монастырь
07:00, 24.08.2017 25
Судьба тандема Иван IV — касимовский хан

Как преемника Ивана Грозного царя Симеона Бекбулатовича подвели под монастырь
Фото: gumilev-center.ru (Симеон Бекбулатович)
Институт политических преемников давно применяется в политике. Его используют в наше время, использовали и прежде. Можно ли чему-нибудь научиться у истории в этом вопросе? Историк средневековья и колумнист «Реального времени» Булат Рахимзянов в сегодняшней авторской колонке выясняет, как Иван Грозный экспериментировал с двоевластием и разделением страны на части. Симеон Бекбулатович, бывший татарский хан Саин-Булат, служил для него примером того, что жизнь готовит бывшему любимцу первого лица государства.

Кто такой загадочный Симеон Бекбулатович? До крещения его звали Саин-Булатом. Он — касимовский хан в 1567—1573 годах, сын султана Бек-Булата, правнук хана Ахмада, правившего Большой Ордой и угрожавшего Ивану III в «Стоянии на Угре» 1480 года. Саин-Булат вместе с отцом перешел на службу к Ивану Грозному. В 1575 году Иван IV настоял на именовании Симеона «великим князем всея Руси» (1575—1576). C 1576 года Саин-Булат — великий князь Тверской. Рассмотрим его жизнь и политическую карьеру подробнее.

Хан Касимова
Точный год назначения Саин-Булата касимовским владельцем неизвестен. По всей видимости, это произошло либо сразу после смерти предыдущего хана Шах-Али (то есть в 1567 году), либо чуть позже. В 1570 году Саин-Булат уже являлся касимовским царем.

Ранее для того, чтобы стать касимовскими царями (ханами), Чингисиды должны были успеть «поправить» в каком-нибудь татарском ханстве. Однако Иван Грозный сделал для юного, нигде до того не бывшего на престоле Саин-Булата исключение и личной властью поставил его царем; после него начался ряд царей, или ханов, собственно касимовских. Что заставило российского государя сделать этот шаг, неизвестно.



Свадьба Симеона Бекбулатовича и Анастасии Мстиславской. Миниатюра Лицевого летописного свода. Илл. runivers.ru

В середине 1573 года Саин-Булат принял христианство и был наречен Симеоном. Тогда же Иван Грозный, делая понятное только ему одному дело, женил новообращенного. Его суженой стала Анастасия Мстиславская, дочь влиятельнейшего боярина князя Ивана Федоровича Мстиславского, бывшего главы земщины. После этого Саин-Булат был лишен города Касимова и Касимовского царства. Жизнь Саин-Булата после принятия христианства заслуживает отдельного и очень тщательного исследования: много спорных моментов в этом периоде его жизни. Он был орудием политики Ивана Грозного, владел титулами великого князя всея России, великого князя Тверского, его имя звучало в политической борьбе за власть в годы «Смутного времени». Умер он простым монахом под именем инока Стефана в 1616 году. Так что же произошло после 1573 года в жизни Саин-Булата?

Наследник Грозного царя?
Осенью 1575 года судьба преподнесла Симеону Бекбулатовичу неожиданный сюрприз. В его жизни произошел переворот, о котором, надо думать, впоследствии он не раз с отчаянием вспоминал. Царь Иван Васильевич «отрекся» от престола и возвел на него Симеона Бекбулатовича в ранге «великого князя всея Руси», уступив ему и Кремль, и дворец, и трон, и царский выезд. Сам Иван IV стал именоваться московским князем — «Иванец московский»:

«…посадил царем на Москве Симеона Бекбулатовича и царским венцом его венчал, а сам назвался Иваном Московским и вышел из города, жил на Петровке; весь свой чин царский отдал Симеону, а сам ездил просто, как боярин, в оглоблях…».

Современники недоумевали. Но не удивление оказалось главным их чувством, а страх. Все гадали, чем может обернуться очередная метаморфоза грозного царя. Царская игра в отречения была уже знакома. Десять лет назад с этого началась опричнина.



«Лета 7084-го октября в 30 день. Великому князю Семиону Бекбулатовичю всеа Русии сю челобитную подали князь Иван Васильевичь Московской и дети его, князь Иван и князь Федор Ивановичи Московские». Послание Симеону Бекбулатовичу от Ивана VI. Илл. historic.ru
Автор Пискаревского летописца передает противоречивые слухи, ходившие в то время среди русских людей: одни утверждали, что царь испугался предсказания волхвов, напророчивших на этот год «московскому царю смерть»; другие полагали, будто царь «искушал люди: что молва будет в людех про то». Разумеется, это не более чем слухи. Второй из них показывает, как представляли себе современники личность и нрав царя Ивана. Он, по их мнению, был готов даже на такую крупномасштабную игру, как отказ от трона, чтобы услышать «молву» о себе, выявить своих противников. Впрочем, если вспомнить времена заката советской империи периода позднего Брежнева, Леонид Ильич также, в духе царедворства и подхалимческих интриг, царивших в кругу «олигархии стариков», не раз в приватных компаниях приближенных к трону заявлял, что «устал» и собирается отойти от дел. По его сценарию, все должны были упрашивать правителя остаться. Если же кто-то вдруг хотя бы молчал при этом маскараде лизоблюдов, такого «деятеля» тут же списывали в политический утиль и отодвигали от кормушки. Однако вернемся в средневековье.

Как и прежде, во времена опричнины, Россия разделилась на две части — великое княжение (владение Симеона) и государев удел (владение Ивана IV). Интересно отметить, что это нестандартное решение не послужило причиной каких-либо возмущений со стороны ни знати, ни народа. Все это было воспринято как нормальное явление.

Симеон жил в Москве, окруженный пышным двором. Известны уничижительные формулы обращения Ивана IV к Симеону Бекбулатовичу:

«Государю великому князю Семиону Бекбулатовичю всеа Русии Иванец Васильев с своими детишками, с Ыванцом да с Федорцом, челом бьют».

Не все верили в двоевластие, считая, что это была «кратковременная и совсем не выдержанная проба разделения власти, — как сообщал один из послов своему королю, — какая-то игра или причуда, смысл которой неясен». В.О. Ключевский и С.Ф. Платонов обозначили данное событие как «политический маскарад». Это неудивительно, ведь историки того времени переносили свои мысли и видения людей XIX века на события прошлого. Это не всегда правомерно.



Великий князь Иоанн IV Васильевич. (миниатюра из Царского титулярника 1672 года). Илл. wellesley.edu
Здесь не стоит упускать из внимания тот факт, что наивысшим авторитетом и недосягаемой высотой для московских политиков XVI века была династия Чингисхана; образцом для них являлась построенная его потомками империя Золотой Орды, в системе которой Московская Русь выросла и «возмужала». Именно поэтому татарин-Чингисид был для российских правителей не только не «чужим», но, напротив, желанным и очень авторитетным лицом в системе управления страной. «Потерей чести» для русской знати скорее стало бы возведение на престол равного им русского родовитого боярина из бывших удельных князей: Симеон Бекбулатович по родовитости неизмеримо превосходил их всех. И до Симеона выходцам из татарских родов случалось занимать высокие посты в Московском государстве. Так, в 1572—1575 годах, как раз перед началом царствования Симеона Бекбулатовича, главой земщины был астраханский царевич Михаил Кайбулович.

Конечно, фактически Иван IV все так же управлял Московской Русью, но и Симеон был не так прост и «бутафорен»; когда царь пошел в выступление против крымского хана Даулет-Гирея, страной правил Симеон.

Симеон Бекбулатович пробыл великим князем всея Руси всего 11 месяцев. Известны жалованные грамоты, писанные от его имени. В августе 1576 года Иван Васильевич вернулся на трон, а царя Симеона жаловал великим княжеством Тверским с титулом Великого князя Тверского, а Иван Грозный снова стал царем.

Политический финал
После смерти царя Федора Ивановича претендовавшие на власть знатные роды решили консолидироваться против Бориса Годунова. Симеон стал знаменем этих сил. Годунов вынужден был принимать меры. Целуя крест новому царю Борису Годунову, каждый боярин должен был обещать «царя Симеона Бекбулатовича и его детей и иного никого на Московское царство не хотети видети…». Симеон был лишен удела и сведен на одну тверскую вотчину — сослан на житье в тверское село Кушалино. В 1605 году присягавшие сыну Годунова Федору давали то же самое обязательство. Симеон обеднел, ослеп и жил в скудости. После избрания на царство Бориса Годунова противники его повели агитацию в пользу Симеона, и напуганный Борис сослал бывшего татарского хана в отдаленный город.



Лжедмитрий I постриг Симеона в Кирилло-Белозерском монастыре в иноки под именем старца Стефана (1606). Илл. historydoc.edu.ru
Лжедмитрий I постриг Симеона в Кирилло-Белозерском монастыре в иноки под именем старца Стефана (1606). Василий Шуйский в том же году приказал сослать его на Соловки. Все это время Симеон посылал в столицу грамоты с просьбой вернуть его в Кирилло-Белозерский монастырь. Умер Симеон 5 (15) января 1616 года и был похоронен рядом с супругой в Симоновом монастыре.

Итак, «преемничество» Симеона сильно изменило дальнейшую жизнь бывшего татарского хана. Иван Грозный, видимо, изначально никаким «преемником» его не видел и использовал в своих корыстных целях. Вообще же игры в преемников не так безобидны, как может показаться из этого текста. В истории много случаев, когда реальные правители ставили во главе государства, казалось бы, «подставных» и слабых в политическом отношении фигур, однако через некоторое время эти персоны вдруг проявляли себя отнюдь не как слабые и безвольные, а как стремящиеся к авторитаризму деятели. Их бывшие покровители нередко страдали от своих протеже. А бывало и наоборот. В любом случае, преемник, каким бы он ни был, — это не его покровитель, и его политика, если это реальный политик, а не подставное лицо, будет так или иначе отличаться от линии прежнего лидера.

Булат Рахимзянов
Справка
Булат Раимович Рахимзянов — историк, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.

Окончил исторический факультет (1998) и аспирантуру (2001) Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
Автор около 60 научных публикаций, в том числе двух монографий.
Проводил научное исследование в Гарвардском университете (США) в 2006—2007 академическом году.
Участник многих научных и образовательных мероприятий, в их числе — международные научные конференции, школы, докторские семинары. Выступал с докладами в Гарвардском университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей школе социальных наук (EHESS, Париж), университете Иоганна Гуттенберга в Майнце, Высшей школе экономики (Москва).
Автор монографии «Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV—XVI вв.» (издательство «Евразия», Санкт-Петербург).
Область научных интересов: средневековая история России (в особенности восточная политика Московского государства), имперская история России (в особенности национальные и религиозные аспекты), этническая история российских татар, татарская идентичность, история и память.
Источник :