Размышляя над книгой В. Тена Из пены морской. 5

Андрей Якуп
(Продолжение. Начало смотрите в статьях «Размышляя  над  книгой  В.Тена  «Из  пены  морской».  1,2,3,4.).

Продолжим.

    (Виктор Тен):

«Этот сдвиг (А.Я: переход пластичного детского мозга в стабильный взрослый.),  подобно всем другим значимым, переломным моментам филогенеза, оставил свой след в индивидуальном развитии. Сейчас это, разумеется, воспринимается, как патология. Речь идет о распространенном синдроме расщепленного сознания, а в качестве нозологической формы (А.Я: нозологическая форма – болезнь, выделяемая по ряду признаков: причин возникновения, протекания и т.п), а в качестве системного заболевания, — о шизофрении. … Многоликость шизофрении настолько непостижима, что французская школа психиатрии вообще отказалась от нозологического подхода. Там возобладал синдромологический подход к диагностике и лечению. В настоящее время синдромологическое направление является преобладающим в мире, за исключением Германии и России. Психиатры других стран считают, что доискиваться до нозологии и ставить диагнозы «шизофрения», «паранойя», «олигофрения» — эта деятельность имеет не больше смысла, чем искать имена дьявола. … Многоликость шизофрении настолько непостижима, что французская школа психиатрии вообще отказалась от нозологического подхода. Там возобладал синдромологический подход к диагностике и лечению. В настоящее время синдромологическое направление является преобладающим в мире, за исключением Германии и России. Психиатры других стран считают, что доискиваться до нозологии и ставить диагнозы «шизофрения», «паранойя», «олигофрения» — эта деятельность имеет не больше смысла, чем искать имена дьявола. Даже если нозологический диагноз и ставится, современные врачи все равно лечат синдромы, т.е. такие симптомокомплексы, которые образуют устойчивую клиническую единицу.»

    (Андрей Якуп):

Если учёный медицинский мир не может разобраться, то …

    (В.Т.):

«Напомню еще раз, что шизофрения - это ничто иное, как «расщепление психики». … Итак, шизофрения находится на стыке биологического и социального в человеке. … Еще одним признаком шизофрении является синдром двойника, когда человеку кажется, будто он раздвоился. … Немецкий психолог Э. Кречмер впервые еще в начале 20в. высказал предположение, что подобные состояния психики являются филогенетическим наследием человечества и представляют собой рекапитуляцию досознательных форм психики. Мнение отечественных психиатров, что шизофрения находится на стыке биологического и социального в человеке, подтверждает этот тезис.»
 
     (А.Я.):

Опять вышли на рекапитуляцию, на этот раз, психики.

    (В.Т.):

«У всякого «Я» всегда есть «Не-Я», только поэтому «Я» есть «Я». Понятие «собственность» является производным от «Я». Обратите внимание: оно имеет смысл, только тогда, когда граничит с другой собственностью другого «Я». Если нет собственности другого, нет и моей собственности. … Психика пресапиенсов, которых я бы выделил в особый род «человек безумный», была многолика, как шизофрения. Разборка двух претендентов на доминирование внутри одной особи в худшем случае приводила к гибели, в лучшем - оканчивалась очередной маленькой победой кого-то одного, которая наследственно закреплялась (напомню, что шизофрения тоже передается по наследству). В конце концов, сформировалось хрупкое единство, основанное на частичном разделении функций при доминировании одного полушария, — левого в большинстве случаев. Единство настолько хрупкое, что «Я» постоянно требует от «Не-я» сигналов, подтверждающих подчинение. Это и есть внутренний трансфер (А.Я:  трансфер — переносить, перемещать), в который вмешивается гипнотизер. Сеанс гипноза удается тогда, когда гипнотизеру удается настроиться на «волну», на которой осуществляется трансфер и отождествиться с доминирующим субъектом. В таком случае второе «Я» (или «Не-я») будет вынуждено выполнять все его команды, а гипнотизируемый будет ощущать это так, как будто все происходит не с ним. И это, в самом деле, так, ибо его личность, его доминирующее, его ответственное «Я» узурпировано гипнотизером, а его команды выполняет несамостоятельный «Не-я»».

    (А.Я.):

Здесь уместно напомнить, что согласно моему предложению, человек, как всякая материя, представляет собою систему, состоящую из вещественной и информационной частей. (ПРОЗА.РУ, Андрей Якуп статья, «Человек - дуальная система» (http://www.proza.ru/2018/09/11/240)). Разборка между «Я» и «Не-Я» - это постановка проблемы на ступень ниже - в области информационной части системы. Здесь «Я» и «Не-Я» находятся рядом по обе стороны границы между ними (как на границе сухопутье-вода). Такая ситуация имеет свои преимущества: она, во-первых, наполнена удвоенным объёмом информации, во-вторых, создаёт возможность конкуренции, то есть, выбора.

    (В.Т.):

"До сих пор психология не могла быть самодостаточной дисциплиной, потому что в ее руках был только один конец. Все знали, что ядром сознания является самосознание; догадывались, что сознание по своей природе двойственно, что оно диалектично, но как оно стало возможно?! Ответ на этот вопрос подразумевал ответ на другой вопрос: где стояло то зеркало, в котором впервые отразилось расплывчатое «Я» пресапиенса, ставшее источником таких необычных чувствований, что все, бывшее до этого, было забыто? До сих пор это было непонятно и вот вам ответ: оно стояло рядом. Первичное «Я» отразилось в себе подобном, не выходя за пределы одного тела. Разумеется, настоящим человеческим «Я» оно стало только после обработки в тигле социума, … Эта неистовая деятельность самопознания, проявляющаяся в патогенезе у психически больного человека, безусловно, имеет филогенетические корни.  (А.Я: Патогенез — совокупность процессов, определяющих возникновение, течение и исход болезней.)
После третьей инверсии, когда социальное начало довлеть и требовать своей дани в виде соблюдения условностей общественной жизни, она — эта деятельность самовосприятия, полная необычных чувствований, — попала в разряд патологии наряду со многими другими видами первичной психической деятельности.”

    (А.Я.):

После третьей инверсии, когда на Пирамиде Жизни возникла ступень «Социум людей», она, организуя собственную душу, для собственного САМО сохранения, включила в программу самосохранения человека, на правах подпрограммы, требования, сохраняющие социум людей. Эти требования иногда противоречат подпрограмме самосохранения индивидуума. Естественно, с кочки зрения науки-эго животных вида гомо сапиенс, действия, наносящие ущерб индивидууму, воспринимаются как патология. Причём, заметьте, вся эта война разворачивается «под одной крышей», в рамках одного мозга. «Соблюдение условностей общественной жизни», как говорит В.Тен, здесь совершенно не причём.
 
    (В.Т.):

«…«потихоньку-постепенно» из узкоспециализированного мозга обезьяны величиной с локоток образовался мощный универсальный инструмент мыслительной деятельности человека разумного (без перелома, превращения в «свое иное», отрицания отрицания), — остается ссылаться только на парадокс.
 
    (А.Я.):

Господин Тен. Ссылаться на парадокс нельзя, к нему можно только отнести. Ссылка, к сожалению, ничего не объясняет.

    (В.Т.):

«Устойчивое патологическое состояние, на мой взгляд, потому имеет такое адаптационное значение, что в филогенезе оно представляло собой именно адаптацию к изменению условий функционирования головного мозга в связи с тем, что функциональная асимметрия полушарий у наших предков приказала долго жить. (А.Я: тенденция к последовательному объединению систем. Как племена объединялись в посёлки, посёлки в города и так далее.) Имея глубокие филогенетические корни, патологическое состояние чрезвычайно устойчиво и эта устойчивость становится при лечении осложняющим фактором. При такой интерпретации феномен УПС (устойчивое патологическое состояние), отмеченный Бехтеревой, становится понятен и парадокс снимается. … на пути эволюции выигрывали те, кто скатывался в отстойник узкой специализации. Они выигрывали в онтическом комфорте, потому что для них облегчалась адаптация к тем условиям, которые имеют быть здесь и сейчас. … Задача врача заключается в том, чтобы «вкатить шар» обратно в гору, при том, что он не хочет катиться вверх и постоянно стремится скатиться в свой полуживотный уют. Можно представить себе, какой это Сизифов труд. Теряя перспективы, «психохроники» не осознавали этого и были вполне счастливы. … Идиот не потому идиот, что не умеет читать и писать, а потому, что он счастлив в том, что нормальный человек с ужасом отвергает: в тупике без всяких перспектив. Однако сам идиот этого не понимает и подсознательно прикладывает усилия к тому, чтобы его не вывели из состояния устойчивого патологического равновесия. Он адаптирован, он приспособлен, он живет, даже не зная, что живет. И это, если хотите, высший комфорт. Ибо знание о жизни подразумевает параллельное знание о смерти.»
 
    (А.Я.):

Не знать о смерти – высший комфорт?! Это высший комфорт для животного, которое в ужасе зажмуривает глаза и верещит: ах, не произносите слово «смерть», чтобы не накликать её. Нормальный (с моей точки зрения) человек, понимая необходимость для сохранения жизни династии перестраивать себя (династию) вслед за изменениями окружающей среды, жертвуя устаревшими индивидуумами и рожая новых. С душою – готовой подпрограммой сохранения тела и «чистым листом, на котором можно написать всё, что угодно «как говорил Мао Цзэдун) на месте подпрограммы сохранения социума. В 20-м веке, в СССР, потом в РФ, я воочию наблюдал, как ВРИО Богов меняли библии по которым следует молиться её гражданам.

    (В.Т.):

«Вторая инверсия должна была сопровождаться морфологическими изменениями, смысл которых должен был заключаться в сближении двух «автономий» одной ЦНС, из которых вначале должна была образоваться «конфедерация», потом «федерация», потом унитарное «государство» и даже деспотат. О «тирании» приходится говорить, памятуя о том трансфере, который обеспечивает единство нашей психики, а источником его является деспотическая требовательность доминирующего «Я». «Полушария обмениваются информацией через скопление нервных волокон, называемое мозолистое тело». Мозолистое тело является главной кортикальной комиссурой. Оно наличествует у всех млекопитающих, за исключением самых низших представителей класса. Плотность волокон, составляющих этот сгусток, одинакова у животных и человека, а вот их число чрезвычайно вариабельно. В связи с одинаковой плотностью волокон можно судить о степени развития мозолистого тела по площади сечения. У ежа оно 1,85 мкм2, у крысы 4-5 мкм2, у человека 753 мкм2. Общее число нервных волокон в мозолистом теле мозга человека достигает астрономической цифры 200-350 миллионов.»

    (А.Я.):

«… сближение двух «автономий» одной ЦНС, из которых вначале должна была образоваться «конфедерация», потом «федерация», потом унитарное «государство» и даже деспотат.» Совсем как в современном мире социальных отношений.