Мальчик и алкоголь

Валерий Павлович Гаврилов
    Хорошо известно, что алкоголь это яд. Как и всякий яд, он иногда бывает вреден. Иногда полезен. Вспомним, например, змеиный яд. Он порой до жизни лечит. Он же и до смерти, случается, калечит!

    Моя прабабушка, баба Нюша, называла все спиртосодержащее словом “ЛЫКАГОЛЬ”. А подверженных влиянию – “лыкаголики”.  И уж совсем по-французски:

 - А, ты про Саньку? Д”ык ен пье!

    Вот как-то так!

    Никто не будет спорить, что для маленьких мальчиков, да и для девочек, наверное, тоже, потребление алкоголя внутрь – это плохо. Недопустимо плохо!  Иное дело наружное применение! Спиртовой компресс, например. Тут только польза! Но сейчас о внутреннем потреблении.

     Рано или поздно подрастающие дети знакомятся с вкусовыми и гипнотическими свойствами алкоголя. У каждого своя история. Смешная или печальная. Или все в одном. Бывали случаи сильного отравления зеленым змием в раннем возрасте. Часто случайно.

    У меня такое знакомство произошло без последствий, но с выводами на будущую жизнь.

    После бани мы с отцом всегда заворачивали в деревянный шалманчик. Пивной ларек.  Он стоял рядом с баней. В Опочке была очень хорошая общественная баня. Большие моечные отделения с мраморными скамьями, прекрасные парилки с правильным паром и высокими полками, отдельные кабинки душевых и ванных. Это для тех, кто по каким-то причинам не мог идти в общее отделение. Форм своих стеснялся, или по медицинским показаниям. Одно плохо было – в выходные дни в баню всегда очередь была. Приличная.

    Но преодолев все препятствия, напарившись и намывшись, народ шел в шалманчик, представлявший собой небольшую постройку в стиле избы, обшитой вагонкой  и резными наличниками на окнах. 

   Там подавали разливное пиво. Бочковое. Это в, основном, для мужиков. Нехитрую закуску тоже подавали. Многие приходили со своей вяленой рыбкой.

    А для большей части женщин и всех детей были соки или лимонад. Лимонад местный. Старожилы вспоминают отличный клюквенный. Клюква на окрестных болотах собиралась. Я родился позже и помню только “Буратино “ и   “Дюшес “. Но тоже местного производства.

    Неповторимый, устойчивый вкус!  Вкус детства!

    Так вот, стоим мы с отцом за столиками. Отец выше стола – он взрослый. Я - ниже стола, так как в те годы под эти столы пешком мог ходить.
     Отец с удовольствием тянет из большой стеклянной кружки свой любимый пенный напиток. Он не злоупотреблял, но любил.
     На верхней губе – неизменные усы из белой пены.   

     Я пью из граненого стакана свой “ Пачатик”.   В детстве я так лимонад называл. Не знаю, почему. Просто придумал слово. Детский неологизм.

     Мужики вокруг обсуждают качество сегодняшнего завоза пива ну и проблемы типа “ Чемберлен-это голова!”.
 
     Вдруг я посмотрел на отца. Он с видимым наслаждением отхлебывал пивко.
- Папуль, а оно вкусное? – спросил я.
 
     В детском понимании все было четко. Лекарство – полная кака по вкусу! Но его нужно было принимать по двум причинам. Во-первых, нужно поправиться после болезни, во-вторых, сопротивление бесполезно и все равно заставят.
     Лимонад, конфеты – вкусно очень. И их нужно поглощать, пока не отобрали. А отбирали   с обоснованием: ”много - вредно!”

    А пиво? Какое оно?

    Отец посмотрел на меня с подозрением. Снял нижней губой пену с верхней. Подумал немного, и сказал, поднеся кружку к моему рту:
- Ну, пригубь немного. Только не хлебни!

    Я был послушным и воспитанным ребенком. Но иногда срывался. Вот и тут – хлебнул! Отец, заметил, но промолчал.
    Пиво было, как и положено ему, слегка горьковатым и, разумеется, не сладким. Не вкусным, то есть.
- Ну как? – с тревогой спросил отец.
- Лимонад лучше! – заявил я.
- Ну и правильно! – успокоился папа.

   Допив свое, мы двинулись к дому, на Новый переулок. Это сразу за больницей.  Преодолели мост через Великую, прошли по улице Гагарина, обогнули Скудельню – древнее кладбище. Вышли на финишную прямую. Вот уже и дом виден.

   Я зачем-то свернул с дороги (грунтовка там у нас была) на обочину. Пошел по траве, “шмуня” ногами.  “Шмунить “ – означает идти, не поднимая ноги, шаркая подошвами. Так бабушка моя говаривала.

   Я “шмунил” по траве, пока не увидел большую стеклянную банку от каких-то консервов, скорее всего икры заморской – кабачковой. Кстати, вкусный был продукт! Мне нравился.

   Не раздумывая, я сделал замах ногой и нанес банке мощный, не детский удар на полное поражение.

   Банка издала прощальный звон и разлетелась на мелкие кусочки. 

   В следующий момент включился мой маленький мозг и спросил:
- Зачем ты это сделал!
- Зачем ты это сделал! – спросил отец, шедший по дороге, и испуганно на меня посмотрел.

   Хороший вопрос! Зачем я это сделал ! А я откуда знаю?
Видать, “лыкаголь “ подействовал. “Лыкаголь” замедленного действия.

    Ни наказывать, ни ругать меня не стали. Только постоянно интересовались – все ли хорошо? Доза, конечно, была небольшая. Но мама у меня медработник. Знала и о вариантах, и о последствиях.

    Вариантов не было. Попил клюквенного морса, поел супчика с сушеным снетком и лег спать.

    А последствия были. Как то сразу понял – интересная штука “Лыкаголь “. Только аккуратнее надо с этой штукой. Коварная она. А перед глазами живые примеры были. И те и другие.

    Выбрал путь, основанный на правильных примерах. Не то чтобы мне вкус пива не понравился. Скорее наоборот. Вкус был неплохой, хотя и не сладкий. Мне не понравилось то, что хоть на миг моим мозгом завладел кто-то другой! Или что-то другое!
     Мне это очень не понравилось!

                Давно это было.
                Шалманчика  пивного и  след простыл.
               
                Июнь 2019г.