Об умерщвлении М. Горького-8

Ион Жани
Из материалов следственного дела об убийстве М. Горького-8

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
(Заседание продолжается. Допрос подсудимого Левина)
-Подсудимый Левин, показания, данные на предварительном следствии, вы подтверждаете?

ДОКТОР ЛЕВИН 
-Подтверждаю.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
-Товарищ Прокурор, у вас есть вопросы?

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ 
-У меня есть несколько вопросов.
Подсудимый Левин, расскажите, когда и при каких обстоятельствах вы познакомились с Ягодой и каковы были результаты вашей близости к Ягоде?

ЛЕВИН ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (1895)
-С Ягодой знакомство началось у меня еще с начала 20-х годов. Я лечил покойного Дзержинского, Менжинского. Встречался от поры до времени с Ягодой и оказывал ему медицинскую помощь. Более частые встречи с ним стали устанавливаться у меня, примерно, с 1928 года, в связи с приездом в Москву А. М. Горького.
Всем известно, что А. М. Горький с молодых лет болел туберкулезом в очень тяжелой форме. Он жил ряд лет-и до революции, и после революции с 1921 года-в Италии. За эти годы А. М. Горький очень стосковался о Союзе, его тяготила чрезвычайная оторванность от Союза, невозможность получать часто сведения. Он стал все чаще поговаривать о необходимости вернуться. Вернуться совсем по состоянию здоровья нельзя было, и он решил приезжать в Союз периодически.
С 1928 года он приезжал в Москву на летние месяцы, когда климатические условия под Москвой для легочных и сердечных больных были относительно благоприятными, когда, наоборот, в Италии становится слишком жарко. С этого года он стал приезжать к нам на летние месяцы, на зимние снова возвращался в Италию.
Был установлен порядок, что в Италии он должен оставаться под наблюдением кого-нибудь из советских врачей. Так как я считался его постоянным врачом, мне было поручено подобрать группу врачей и профессоров, которые разделили бы это полугодие на три двухмесячника, чтобы каждый по два месяца оставался в Италии с тем, чтобы не отрываться от постоянной здешней работы. В числе этой группы был я и несколько ленинградских и московских врачей. Я каждый раз уезжал с ним из Италии, приезжал с ним в Москву, уезжал из Москвы, как постоянный врач. Остальные-поочередно.
Во время приездов в Москву я, как постоянный врач А. М. Горького, бывал у него чрезвычайно часто. Он жил за городом,   под Москвой.
Я оставался у него на ночь, даже в тех случаях, когда не было ничего экстренного.
Одновременно в этом доме также часто бывал Ягода. Там мы часто встречались. Установились не отношения случайного врача и больного, а отношения знакомых людей.
В то же время участились и мои посещения Ягоды у него на дому или на даче, потому что, примерно, кажется, около 1930 года стала часто хворать его жена - Авербах, хроническая больная, болевшая очень часто с частыми обострениями по характеру ее заболевания.
Во время этих обострении ее болезни мне приходилось иногда ежедневно бывать в доме или одному или с кем-нибудь из врачей санчасти ОГПУ, даже с покойным хирургом Розановым, который был в качестве врача близок к этому дому.
Таким образом, устанавливалось все более близкое знакомство.
Нужно сказать, что Ягода относился ко мне очень хорошо, проявляя разные признаки внимания. Откровенно говоря, это не казалось мне чем-то необычным, потому что мы-врачи, довольно часто видим, как больные желают чем-то отблагодарить нас и показать свое внимание. Одним словом, в этом я не видел ничего предосудительного или непонятного для меня. Эти признаки внимания с его стороны мне льстили.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ
В чем выражалось это внимание?

ДОКТОР ЛЕВИН   
-Ну, например, у него были прекрасные цветы, оранжерея, и он посылал мне цветы, посылал очень хорошее французское вино. Один раз он сделал мне весьма ценный для меня подарок: предоставил мне в собственность дачу в подмосковной местности, где я и проживал в течение 5-6 лет в летние месяцы со своей семьей.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ
-Специально выстроил для вас дачу?

ДОКТОР ЛЕВИН 
-Нет, дачу он предоставил мне в собственность...

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ
-То есть подарил вам дачу?

ДОКТОР ЛЕВИН 
-Да, я смотрел на это, как на подарок.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ
-Оказывал Ягода вам содействие в ваших поездках за границу, устраняя различные таможенные формальности?

ДОКТОР ЛЕВИН 
-Да, он давал знать на таможню, что меня можно пропустить из-за границы без осмотра.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ
-Как вы это использовали?

ДОКТОР ЛЕВИН   
-Я привозил вещи жене, женам своих сыновей, детские вещи, женские вещи, привозил мелкие подарки на службу...

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ
-Одним словом, все, что хотели, привозили беспошлинно, бестаможенно?

ДОКТОР ЛЕВИН   
-Да, но это не были ценности...

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ
-Конечно, вы же не торговали этими ценностями.

ДОКТОР ЛЕВИН   
-Я привозил их для родных.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ
-Я понимаю, для себя, для родных, друзей, знакомых, приятелей.

ДОКТОР ЛЕВИН 
-Конечно.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ
-Для вас пограничных и таможенных законов не существовало?

ДОКТОР ЛЕВИН
-Совершенно верно.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ
-И долго так продолжалось?

ДОКТОР ЛЕВИН 
-В 1934 году я еще был за границей.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ
-А началось это "особое" внимание к вам когда?

ДОКТОР ЛЕВИН 
-С первой моей поездки к Алексею Максимовичу, в 1928 или 1929 году и до последнего времени...