Анастасия возвращается в Россию...

Николай Сологубовский
«Анастасия» возвращается   в Россию.

ДОКУМЕНТАЛЬНО, значит, ПРАВДИВО!

К десятилетию  Премии НИКА, присужденному  фильму «АНАСТАСИЯ»Виктора Лисаковича и Николая Сологубовского

Виктор Лисакович – классик-режиссер русского  документального кино, в котором самое главное – доверие к реальности.
Николай Сологубовский -  русский сценарист, из той плеяды сценаристов, для которых самое главное  –  найти неизвестное и рассказать правду.

Виктор Лисакович – режиссёр простой, не экзотический. Он негромко рассказывает о человеке, о судьбе его, часто устами самого героя.
Николай Сологубовский – кинооператор, для которого важно показать человека в моменты, когда от раскрывает свою душу.

Два автора фильма встретились случайно. Сначала в середине 90-тых лихих годов, когда Виктор Петрович приехал  со своей супругой на отдых в Тунис и поехал на экскурсию в знаменитый, легендарный Карфаген, а гидом  тогдаподрабатывал Николай Алексеевич, директор туристической фирмы СВЕЕТА ТРЕВЕЛ.  От него Вектор Петрович впервые услышал о трагической судьбе  моряков Русской Эскадры, которая покинула Крым в 1920 году, в страшные годы Гражданской войны и пришла в спасительный Тунис. Второй раз – когда в 2007 году в его руки случайно попал сценарий Николая Алексеевича о судьбе  Анастасии Александровны Магштейн-Ширинской, единственной оставшейся в живух  свидетельнице Русской эскадры, которая, уйдя из Севастополя,  нашла свою последнюю стоянку в Бизерте.
 Провидение Божье?
Иначе не назовешь.

Невозможно забыть   «Катюшу» режиссера Виктора Лисаковича, снятую ещё в начале 1960-х, где героиня рассказывала о себе и о своих друзьях с такой нежной женственностью, как будто она кормящая мать с грудным ребёнком на руках, а не отвоевавшая, бок обок с моряками,  Великую Отечественную, защищая Севастополь. Пожалуй, это было начало нового документального кино.

Его   картина 2008 года «Анастасия», снятая в соавторстве с кинооператором и сценаристом Николаем Сологубовским,  издавшим несколько книг о Русской эскадре,    - тоже о судьбе женщины, ещё более удивительной. Ей было восемь лет, когда в ноябре 1920 года она с семьёй во главе с отцом Александром Манштейном, командиром миноносца «Жаркий», отчалила от крымского берега России, надеясь вернуться. Россию покидала тогда  Русская эскадра,  военных кораблей было около сорока, а всего эвакуировалось 150 тысяч человек. В Тунис-Бизерту пришли 32 русских военных корабля, на борту которых было   шесть тысяч русских людей, в том числе и триста детей….

Анастасия прибыла 23 декабря 1920 года в Тунис, в порт Бизерта, где и прожила всю свою долгую жизнь. Скончалась 22 декабря 2009 года. Вместе с русскими моряками она  покоится на христианском кладбище Бизерта. Рядом -   два памятника над братской могилой двадцатых годов  и две могилы моряков, героев русско-японской войны и скончавшихся в 1907 году.

Весь фильм «Анастасия» – это рассказ девяностопятилетней русской женщины, крепкой, с прямой спиной, со светлой головой, которая помнит всё, со стройной речью, в летнем платье с крестом и ниткой жемчуга на груди. И иногда скромно – авторский голос режиссёра, когда надо что-то уточнить. Анастасия рассказывает или у себя в доме, где главная примета – полки с книгами, или на берегу моря, на причале, сидя на стуле.
Вот отрывки из её многочасовых рассказов, записанных Николаем Сологубовским. Некоторые вошли  жемчужинами в ткань документальной ленты...

«…На этом причале Бизерты   в 1921 году встал старый русский броненосец «Георгий Победоносец», и семьи  моряков поселили на него. На корабле у нас была школа. Генерал преподавал нам математику и астрономию. Мы с мачт смотрели на море, в сторону России. А моряки надеялись, что они ещё пригодятся Отечеству, ждали возвращения в Россию. Среди нас, детей, был мальчик Олег, который обижал девочек, а я – его. Мама его вскакивала и кричала: «Ты большевичка». Через годы Олег умер во Франции, а я навестила его маму. Она меня узнала: «Ты приехала из Севастополя. Если бы ты знала, как мне туда хочется»….
«Корабли Русской эскадры со временем тоже  умирали., ожидая возвращения в Россию.. А моряки,  сняв морскую форму, работали   рабочими, инженерами, врачами, создавали оркестры и строили дороги,  оставаясь просто русскими – самарскими, новгородскими, тульскими, костромскими… Однако все чувствовали свою ответственность. Мама моя говорила: «Мы потеряли Родину, так что жаловаться ни на что не приходится». …
«Работали много и тяжело. И отец, и мать умерли рано. Чтобы помочь семье, я еще девушкой начала зарабатывать частными уроками математики. А в 1939   году в Бизерте построили русский Храм в память о Русской эскадре. Строили своими руками,  и деньги собирали на Храм сами, тунисцы и европейцы нам помогали. Отец мой был последним моряком, кого отпевали в этом храме в 1964 году».

Где только русский документальный фильм «Анастасия» не получал призы! И в Париже, и в Санкт-Петербурге, и в Севастополе, и в Екатеринбурге, и в Краснодаре, и в Волоколамске, и в Вологде, и в Москве. И в Тунисе, конечно.  И не по одному разу. Всё-таки настоящий документализм, хоть и  ранит, но утешает душу. И в 2009 году фильму была присуждена главная кинопремия России – премия НИКА. Этим всё сказано!

В фильме мы видим, как  русские моряки снова под Андреевским флагом приходят в Бизерту. Тунисе.  И самый  почётный гость на празднике, АнастасияАлександровна, сидит на стуле, да как?   Пританцовывая! А на все вопросы  о возвращении отвечает улыбаясь: «Было бы мне на 30 лет меньше, вернулась бы в Россию, а сейчас не могу сама перейти улицу...»
И добавляет серьезно: «Я осталась здесь, в Бизерте,  одна из всех.  Для чего? Дожить до 95 лет, чтобы передать память о русских моряках, о России, о русской культуре, и что самое утешительное, что всё же передала.
И ее совет: «Надо уметь в простых вещах чувствовать дар жизни».
Таков ее  завет и  документальному кинематографу, и нам, русским, живущих на земле и бороздящим воды морей и океанов.

А ещё Анастасия Александровна  в фильме  Лисаковича и Сологубовского несколько раз читает стихи. И Блока, и Никитина, и Туроверова, и Бунина.  Она читает только первую строфу Бунина, а мы вспомним все слова:
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я всё, вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным коленам припав.

Это об Анастасии.  Это о русских моряках. Это о России!
О Родине, на которую мы всегда возвращаемся:  или живыми, или в фильмах…