Вселенная. Разум космоса Часть I Эволюция живой ма

Аркадий Горбачев
                Вселенная. Разум Космоса. 

Горбачев А.В.               

                Часть 1.  Эволюция живой материи.               

Содержание:


1. Введение. От автора.

I. Эволюция живой материи.

2. Три ступени глобального изменения качества живой материи в результате ее эволюции.

3. Добавление к вышеизложенному, из работ автора написанных ранее.

4. Возможна ли четвертая ступень качественного развития живой материи в будущем?

5. Парадокс Ферми. Гипотеза автора: почему мы не общаемся с инопланетянами?
 


1. От автора.

    В этой работе, я выскажу свои мысли, касающиеся Разума Космоса. Работа не закончена. Сейчас я выкладываю только первую часть. Всего, предварительно, будет три части.

    Первая часть, «Эволюция живой материи». Она готова, возможно в эту часть в дальнейшем будут вноситься какие-нибудь поправки и корректировки. Я уже не раз в своих работах высказывался об эволюции живой материи. В этой работе какие-то детали касающиеся эволюции живой материи рассмотрены с других сторон. 

   Вторая часть, «Эволюция не живой материи». Эта часть работы находится в стадии написания. В ней будут рассмотрены отдельные процессы эволюции не живой материи. 

   Третья часть, название ее пока не определено. В ней я представлю модель человека и модель Вселенной.
Считаю, в философии и науке многие явления, пока, могут быть осмысленны только путем логических рассуждений, которые во многих случаях помогают нам расширять границы понимания бытия.    


I. Эволюция живой материи.

2. Три ступени глобального изменения качества живой материи в результате ее эволюции.

    В предыдущих работах: «Эволюция живой материи», «Природные технологии развития», «Вселенная I. Солнечная система», «Вселенная II. Эволюция Вселенной», «Философия развития» дано мое понимание некоторых моментов эволюции Вселенной. Все работы опубликованы на прозе.ру, философия, Горбачев Аркадий. В частности, в этих работах есть ряд гипотез, касающихся формирования и развития разума как живой материи Земли, так и разума Вселенной.

        Живая материя Земли в результате эволюции проходит три основных стадии, три «ступени» повышения уровня развития своего качества, выражающееся в конечном итоге в формировании глобальных отличий организации ее жизни на каждой новой ступени от предыдущих. Развиваясь направленно, по многим направлениям сразу, одновременно, большими группами организмов, контактирующими и конкурирующими между собой, она путем усложнения и совершенствования повышает свою живучесть, то есть устойчивость в окружающей среде, пространстве и времени. Формирование и совершенствование разума в организации жизни живой материи, при этом, становится основным направлением ее развития. 

       Путь развития разума живых организмов не только позволяет совершенствоваться качественно самим организмам, но и позволяет им перестраивать окружающую среду под себя. Эволюция меняет организацию живой материи. Именно, совершенствование организации живой материи и есть основной продукт эволюции. Добавлю, и не только живой материи, но и материи Вселенной в целом. Приведу цитату, с которой я согласен, физика Ф. Дайсона («природа», 1980 год) «Сущность жизни связана с организацией, а не с субстанцией». Единственно я бы ее немножко расширил в нашем понимании, изменив в этой фразе одно слово: "Сущность эволюции связана с организацией, а не с субстанцией".

       Рассмотрим каждую ступень глобального изменения качества живой материи более подробно:

- Первая ступень – микроорганизмы (простейшие организмы). Это начало эволюции, стадия случайно-хаотичного состояния живой материи. Их зарождение и их жизнь есть случайное совпадение серии комбинаций объединения химических элементов, в благоприятной для зарождения микроорганизмов среде. Там они могут преобразовываться в простейшие живые микроорганизмы и начинать бороться за свое существование.

     Из миллионов вариантов объединения химических элементов в нужную комбинацию для зарождения микроорганизмов возникает одна, которая дает жизнь живой материи. Благоприятная для зарождения живой материи среда уменьшает количество случайных комбинаций, тем самым предопределяет зарождение живой материи.

    Далее, продолжается случайно-хаотичное развитие уже живой материи. Случайно-хаотичные изменения микроорганизмов повторяются во времени, образуют различные цепочки случайно одинаково направленных, хотя возможно и разных по сути, изменений, которые, или распадаются со временем или превращаются в более устойчивые направления развития. Эти направления развития подвергаются непрерывному естественному отбору, а значит усложнению и улучшению. Сохраняются более устойчивые, более совершенные направления развития. Микроорганизмы при этом приобретают новые качества, которые затем расширяются (увеличиваются) количественно.

     Постепенно улучшается организация жизни микроорганизмов на первой ступени. Она становиться более практичной. Таким образом, первая ступень эволюции живой материи становится основой для формирования второй глобальной ступени развития живой материи.

- Вторая ступень – растения. Это неосознанно-разумное состояние живой материи. Развитие растений есть продолжение развития микроорганизмов, оно носит неосознанно-разумный характер. У растений нет разума, но их организация устроена достаточно разумно. Не имея разума, они являются живыми организмами более сложными, чем микроорганизмы. Например, цветы своими яркими красками привлекают к себе насекомых, что способствует их опылению и размножению.

    При отсутствии разума, каким обладают животные, разумность растений в их действиях, в их изменениях проявляется как неосознаваемая необходимость приспособиться к окружающей среде что бы выжить. Растения используют в своем развитии энергию Солнца, ветра, земли, воды и даже животных при этом не обладая разумом.
 
    Любые живые организмы могут существовать только при условии постоянной подпитки себя «энергией» из вне, растения не являются исключением. Добывая энергию из вне, растения конкурируют с себе подобными. Это вынуждает их приобретать новые качества, новые способы расширяться количественно. Появляются новые их формы, меняется их содержание, но они все равно остаются растениями, не обладающими разумом животных, при этом их существование достаточно разумно организовано.

     Развитие живой материи становиться возможным только потому, что живая природа, борясь за свое существование, вырабатывает свои технологии развития, которые запоминаются организмами на генном уровне и передаются от поколения к поколению. Эти природные технологии развития закладываются в базовые программы организмов.

    Устойчивость растений в благоприятном для жизни пространстве Земли и текущем времени более высокая, по сравнению с микроорганизмами. Микроорганизмов, например, на Земле количественно больше чем растений. Критерием уровня устойчивости здесь может быть их смертность. Можно предположить, что смертность на тысячу рождающихся единиц у микроорганизмов количественно выше, чем у растений. При появлении растений жизнь микроорганизмов не останавливается, их способность приспосабливаться к окружающей среде наоборот возрастает.

    Растения и микроорганизмы становятся основой формирования третьей глобальной ступени развития живой материи.

- Третья ступень - животные. Это осознанно-разумное состояние живой материи. На этой ступени живые организмы получают относительную свободу действий, способность влиять на организацию живой материи, способность перестраивать окружающую среду под себя. Пиком развития третьей ступени становится человеческая цивилизация. Качественное развитие по отдельным направлениям на третьей ступени продолжается и в наше время, удивляя нас новыми способностями отдельных видов животных и особенно человека.
   
      Необходимо обратить внимание, что существование вышестоящих ступеней зависит от продолжения существования ниже находящихся ступеней. Все живые организмы, разделены по уровню совершенства приобретенного качества на три ступени в своем развитии, но взаимосвязаны между собой и существуют во времени и пространстве одновременно, хотя вместе с тем они значительно отличаются друг от друга.

3. Добавление к вышеизложенному, из работ автора написанных ранее:

-  Первое, основной целью формирования разума живой материи, является необходимость повышение ее живучести, то есть повышение ее устойчивости в окружающей среде. Окружающая среда, с первых моментов зарождения живой материи начинает воздействовать на нее разными способами. Она способна уничтожить, как отдельные живые организмы, так и живую материю в целом. Но окружающая среда нужна живой материи, именно она снабжает живую материю «энергией», которая необходима для ее существования, поэтому живая материя вынуждена приспосабливаться к окружающей среде.

    Воздействия окружающей среды, борьба организмов за необходимую «энергию», вынуждают живую материю повышать свою живучесть, то есть свою устойчивость в окружающей среде путем ее изменения и развития в различных направлениях, в том числе и в направлении формирования разума.

- Второе, формирование разума на третьей качественной ступени организации живой материи становится одним из основных направлений ее развития. Более развитые, более сложные организмы к этому моменту начинают уже осознанно приспосабливать окружающую среду под себя. У них образуются новые органы. Например, у животных формируется центральная нервная система, во главе которой находится головной мозг.

- Третье, разум живой материи есть достаточно сложная индивидуальная система программного обеспечения производимых живыми организмами действий. Система включает: программу управления внутренними системами организма, а также, сбор и переработку данных об окружающей среде, принятие и контроль исполняемых решений и действий по взаимодействию с окружающей средой. Далее, программы действий развиваются, совершенствуются, обладатель их становится способен заниматься всеобщими суждениями, творческой деятельностью, у него вырабатываются моральные принципы оценки своих действий.

     Таким образом, центральная нервная система животных во главе с головным мозгом вырабатывает программы действий организмов, которые постоянно развиваются и усложняются. «Ответы» живой материи на «вызовы» окружающей среды становятся повторяемыми и осознанными.
- Четвертое, разум есть коллективная совместная работа, совместное взаимодействие, как отдельных клеток организмов, так и самих организмов - различных их объединений на третьей глобальной ступени качественного развития. Например, клеток головного мозга - нейронов у животных; муравьев - в муравьиных семьях; людей - в организации государств.

     Фактически, окружающая среда вынуждает образующиеся «коллективные объединения» формировать программы действий, а «коллективные объединения» активно помогают ей в этом.  Так работает головной мозг животных и человека, объединения некоторых насекомых, животных и людей в государственных объединениях.

      Разум животных зарождается тогда, когда начинает формироваться центральная нервная система организма, состоящая из многих клеток - нейронов или, когда отдельные организмы в коллективных объединениях начинают взаимодействовать друг с другом как единая система.

     Сначала, появляются отдельные клетки, организмы, которые более активно реагируют на воздействия окружающей среды. Затем, эти клетки, организмы объединяются в единую организационную систему, в которой они взаимодействуют друг с другом и окружающей средой, контролируя действия всего организма или объединения организмов.

     Система взаимодействий развивается, взаимодействия повторяются, усложняются, возникает специализация действий членов коллективов объединений. У организмов совершенствуется память, создается общее информационное поле. Самое основное, формируются более совершенные программы действий организмов, ответственные за программирование и контроль их действий. Так рождается разум живой материи. Без подобных объединений создание разума живой материи было бы не возможным.

     Оценивая уровень самоорганизации развития живой материи Земли на сегодня, можно прировнять его к разумно-осознанному состоянию организации материи, то есть к третьей ступени. При этом, развитие разума живой материи не останавливается, а его качество совершенствуется. Учитывая, что живая материя, по мнению ученых, существует на Земле всего около 1,5 миллиона лет, можно сделать вывод, активность и скорость развития живой материи и ее разума очень высокая.

4. Возможна ли четвертая ступень качественного развития живой материи?

     Нас интересует: - достигнет ли когда ни будь живая материя четвертой ступени своего развития?

     Даже фантасты пока не ответили на этот вопрос. Они связывают следующую ступень развития живой материи с человеком и видят в своих фантазиях некоего сверхчеловека, возможно мутанта или киборга, а значит, все же одного из видов животных. Высказываются предположения о неких безтелых живых сущностях, на подобии шаровых молний, обладающих способностью управлять окружающей их материей.

     Да, качественное развитие животных и человека на третьей ступени будет еще долго продолжаться, но это будет не тот глобальный качественный скачек, который приводит к таким же отличиям, какие существуют между микроорганизмами, растениями и животными. 

     На четвертой ступени развития живой материи должен появиться ее новый вид, сильно отличающийся от микроорганизмов, растений, животных и даже человека. Для этого эволюционного скачка, должна сформироваться новая организационная структура, состоящая из особей, обладающих новыми способностями. Значительно изменятся ее возможности по переустройству окружающей среды, использованию энергетических запасов Вселенной.

     Этот новый вид живых организмов, эта новая организационная структура обязательно должна быть связана с освоением космического пространства и их бытие должно иметь очень большие отличия от ранее существовавшей живой материи. У этой структуры должен быть другой, новый уровень, то есть способ, потребления внешней энергии. Возможно, что где-то во Вселенной эти новые особи уже есть. 

    Возможно, одно из направлений развития, которое приведет живую материю Земли к новому эволюционному качественному скачку в ее организации, явится генная инженерия, у нее большие перспективы развития.
На сегодня население Земли приближается к восьми миллиардам человек. Ученые считают, что для двух миллиардов человек еды, производимой человечеством, уже не хватает.  Это может привести в итоге или к бесчисленным войнам, масштабным эпидемиям, деградации части населения Земли или новому эволюционному скачку в развитии живой материи.

      Рассчитывать на то, что такой эволюционный скачек произойдет сам по себе не приходится. На это потребуется миллионы лет, которых нет. Генная инженерия, это реальный вариант наделить человека новыми способностями и повышенной выживаемостью в окружающей среде. Это позволит человеку переселяться на другие планеты и приспосабливаться к новой среде обитания. Срок такого перехода на новую качественную ступень развития, может составить до 0,5 миллиона лет. За это время человечество освоит несколько ближайших к Земле планет и создаст там свои цивилизации на новом качественном уровне развития.

     Другое возможное направление развития, которое приведет к новому эволюционному скачку в эволюционном развитии разумности индивидов нашей Солнечной системы, но не живой материи, будут роботы с мощным искусственным интеллектом, объединенные с различными роботизированными механизмами, управляемые ими.

     Почему это будут роботы? Первое, человек перестраивая окружающую среду вынужден использовать роботы уже сегодня, совершенствуя их быстрее чем развивается сам. Второе, роботы более устойчивы в окружающей среде по сравнению с живой материей, их производительность намного выше, у них нет чувства усталости они потребляют другие виды энергии. Сталь и другие материалы, в том числе композитные, из которых будут состоять разумные роботы, сделает их более устойчивыми, особенно в агрессивной для живой материи среде. В то же время, они сами себя создать на начальном этапе развития не в состоянии, это должна сделать живая материя.

    Когда роботизация достигнет определенного предела, тогда миссия существования живой материи будет завершена. Организационные объединения роботов затормозят качественное развитие живой материи, при этом продолжат самостоятельно, уже независимо от живой материи развиваться. Сама же живая материя будет приспособлена к выполнению тех задач, которые сами искусственные механизмы не смогут выполнять. Какой-то период, роботы и живая материя будут существовать параллельно, конкурируя между собой, ускоряя развитие, но в конечном итоге устойчивость роботов станет значительно выше цивилизации людей, их зависимость от людей отпадет и люди станут им неинтересны.
 

    Это мы можем видеть на примерах многих промышленных предприятий, где люди вытесняются роботизированными механизмами, а скоро люди там вообще станут не нужны.

    Если этот путь реален, то предназначение живой материи, заключается в подготовке четвертой ступени развития уже неживой материи с искусственным интеллектом. Сама же живая материя продолжит существовать, но будет приспособлена к выполнению тех задач, которые сами искусственные «железные» механизмы не смогут выполнять успешно. Например, люди будут более конкурентными в осуществлении научной деятельности.

     Таким образом, интрига, будет ли четвертая ступень развития и кто займет главенство остается. Единственно, что можно утверждать: на смену животным, находящимся сегодня на третьей ступени эволюционного развития, придут сущности, которые будут иметь глобальные преимущественные отличия от нас с вами.

    Правда у живой материи есть еще один путь, это путь самоуничтожения. Человечество, как высшая разумная организационная структура на Земле, имеет сегодня ряд искусственных технологий самоуничтожения всего живого. Вместе с тем, обостряется межгосударственная конкурентная борьба во всех сферах деятельности человека. Выработанные в прошлом «джентльменские» правила поведения в межгосударственных отношениях бесцеремонно нарушаются.

    В структурах управления наиболее развитых государств, в правящих элитах появляются люди «без царя в голове», не желающие решать проблемы путем переговоров, пытающиеся привести механизм самоуничтожения живой материи в действие и эти люди преуспевают. Сумеют ли здраво мыслящие люди остановить это безумие - стремление идти по пути самоуничтожения, пока не факт.
   
5. Парадокс Ферми. Гипотеза автора: почему мы не общаемся с инопланетянами.

     Энрико Ферми итальянский физик. Суть парадокса, который выдвинул Ферми, заключается в том, что человечество не видит реальных следов присутствия во Вселенной каких-либо инопланетных сущностей, при том, что простая логика указывает с большой точностью, что такие инопланетные цивилизации существуют. Цитата из интернета: «отсутствие следов деятельности гипотетических внеземных цивилизаций, хотя в теории такие цивилизации могли возникнуть в разных уголках Вселенной…».

    Например, в нашей Галактике «Млечный путь» по разным оценкам от 100 до 400 миллиардов Звезд. Из них около 20 миллионов Звезд похожих на Солнце, с похожими «Солнечными системами». Значит, в каких-то Звездных системах нашей Галактики вероятность существования живой материи очень большая. Всего же в предполагаемой Вселенной, в прессе называется цифра, присутствует примерно 1 триллион Галактик.

    Почему же тогда мы не наблюдаем инопланетян или хотя бы следы их деятельности?

    Пока все объясняется «Эффектом гориллы». Этот эффект открыт 20 лет назад. Его сущность заключается в том, что занятые чем-то люди не всё постороннее замечают вокруг себя. Проводился эксперимент. Болельщики увлечены игрой. В это время, среди игроков внезапно появляется человек одетый в костюм гориллы. После игры всех спрашивают видели ли они на поле гориллу. Часть людей утверждают, что никого гориллы на поле не было или они его не видели.

      Испанский нейрофизиолог Габриель де ла Торре, считает, что эти выводы можно применить при поисках внеземных цивилизаций. Найти на фото следы внеземных цивилизаций являются не удачными, потому, что человек опирается на собственные представления о вероятном облике инопланетян и поэтому не видит их на фотографиях.

      Добавлю следующее:

 - Первое, цивилизации живых существ, достигшие третьей ступени своего качественного развития не в состоянии как-то общаться с другими цивилизациями вне своих Звездных систем, а в большинстве случаев даже с цивилизациями в своей Звездной системе, по причине своего уровня развития.

   В отдельно взятой Звездной системе живые существа должны резко отличаться своим уровнем развития, так как, каждая планета имеет свою траекторию вращения вокруг Звезды, а значит и свой период, свое «окно» во времени благоприятное для развития живой материи, не совпадающее с подобными «окнами» других планет этой же Звезды из-за разных их траекторий.

   Пример, из Солнечной системы: Марс, Земля, Венера, а возможно и другие планеты, и спутники могут быть площадкой для зарождения и жизни живых организмов, но в разное время существования Солнечной системы.

 - Второе, цивилизации живых существ, достигшие четвертой ступени своего качественного развития, имеют такие отличия от цивилизаций, которые находятся на третьей ступени своего развития, что общение их с ними являются для них неинтересными и даже бессмысленными.

   Например, если смысл человеку пытаться наладить контакт с растениями или микроорганизмами, которых возможно он встретит когда нибудь на других планетах. Думаю - нет. Только их изучение будет интересно для человека. Так как даже на своей Земле люди этого не делают.

 - Третье, любое взаимодействие существ из вышестоящих ступеней с существами нижестоящих ступеней приведет к резкому торможению развития на нижестоящих ступенях, так как, более развитые существа снимут естественные природные воздействия окружающей среды с менее развитых существ, благодаря именно которым и происходит развитие.

     Скорее всего на более высоких уровнях развития, четвертой ступени и выше взаимодействие инопланетных цивилизаций происходит более интенсивно, так как пятая и последующие ступени это уже не только высокий уровень развития, но и возросший объем части Вселенной осваиваемой цивилизацией.