Загадка Анны Ахматовой. Часть 1

Владимир Конюков
Загадка Анны Ахматовой. Часть 1.


    Юбилей!
130 лет со дня рождения знаменитой одесситки.
Авторы, мечтающие отметиться в разных периодических изданиях к этой дате, 23 июня, в поисках что ни будь такого, … сенсационного, крушат резко возросшим интересом страницы инета...
Но о ней писано – переписано многие тонны томов. С бумаги перенесено в мировую сеть.

     … Абсолютно неизведанная тема…, пушкинская.
Литературный народ знает, Анна Андреевна, биографией самого знаменитого июньского 2019 года юбиляра, которому набежало незаметно 220 лет, Александра Сергеевича Пушкина, занималась долго, принципиально, плотно.
Её труды официальные и не для печати…
Итог…, невыразительный. По - простому, ничего выдающегося не сделала. Некоторый анализ, отдельные «разборы» произведений, не решающий вклад в творчество поэта.
Страдала за Пушкина, литераторами была не раз обвинена в предвзятости к гению. Пыталась исследовать тему сказок поэта, не понята, обвинена в некомпетентности. Последовало наказание от СП…
Обругана в неправильном подходе к личности поэта, с точки зрения знания мировой истории. Не историк, искажения исследователя – поэтессы, выпирали обыкновенным наговором.
Но…!

     Для дальнейшей интереснейшей темы, мировой пушкинианы, оставила интересную загадку во   фразе на века… 
… Прошло 50 лет. Из советского «самиздата» 70-х прошлого века…
Было несколько вариантов звучания, так как, среди интересующихся литературой граждан, народная молва меняла форму пересказа, но смысл был таким.
«Биографию Пушкину писали три маразматического возраста старухи, выжившие к старости из ума:  Вяземская, Полетика, Смирнова – Россет».

Обсуждались истоки этих слов. В одном из других вариантов, похожие слова Ахматовой есть в её хрониках. Этот вариант связывался с актрисой Фаиной Раневской, сами уже старухи (Ахматова и Раневская), размышляли о животрепещущем с возрастом: их назначение о пригодности в жизни, «старый конь (кобыла)  борозды не испортит»… или – или…
О славе, прославится, создать себе нужную хорошую биографию – конёк разговоров поэтессы о загробной жизни, оставить о себе славное, приятное.
Собеседник:  комик, шутник, отменная матершиннца, заядлая курильщица, мастер анекдотов, прибауток, литературных язв – актриса театра и кино, Раневская.

Её одно из мнений о пушкиниане Ахматовой.
«Ахматова не любила двух женщин. Когда о них заходил разговор, она негодовала. Это Наталья Николаевна Пушкина и Любовь Дмитриевна Блок. Про Пушкину она даже говорила, что та — агент Дантеса. Когда мы начинали с Анной Андреевной говорить о Пушкине, я от волнения начинала заикаться. А она вся делалась другая: воздушная, неземная. Я у нее все расспрашивала о Пушкине... Анна Андреевна говорила про Пушкинский памятник: «Пушкин так не стоял».
 ...Мне думается, что так, как А.А. любила Пушкина, она не любила никого. Я об этом подумала, когда она, показав мне в каком-то старом журнале изображение Дантеса, сказала: «Нет, вы только посмотрите на это!» Журнал с Дантесом она держала, отстранив от себя, точно от журнала исходило зловоние. Таким гневным было ее лицо, такие злые глаза... Мне подумалось, что так она никого в жизни не могла ненавидеть.
Ненавидела она и Наталью Гончарову. Часто мне говорила это. И с такой интонацией, точно преступление было совершено только сейчас, сию минуту».
Смысл слов цитаты понятен, Ахматова была сторонницей смерти поэта на дуэли и причина несчастия она, жена Наталья.
В то время даже для агрессивной (своей, узко кулуарной) «пушкинистики», резкое, безапелляционное такое мнение было неприемлимым… Разброд версий в академической науке процветал…

     Для литературной общественности, истоки этой фразы из конца 60-х, начала 70-х, когда за рубеж в радио – «голосах», печалился об утерянном… Уничтоженных дневниках Анны Ахматовой после её смерти в 1965 году.
Только и разговоров было после кончины, сожжённых бесценных страницах «подругой» Лидией Чуковской, назвавшейся «биографом» поэтессы.
Война, эвакуация, Ташкент. Раневская не терпела Чуковскую.
«… в Ташкенте она (Ахматова) просила Л.К. Чуковскую у нее не бывать, потому что Лидия Корнеевна говорила недоброжелательно обо мне».
Позже Чуковская о годах Ахматовой в эвакуации, напишет в своих мемуарах известные строки оскорбления, оговора, клеветы в адрес поэтессы.

Раневская в Ташкенте.
«… за мной бежали дети и хором кричали: «Муля, не нервируй меня». Это очень надоедало…, я остро ненавидела роль, которая дала мне популярность. Я сказала об этом Анне Андреевне...».
Многое утеряно из дневников Ахматовой по вине Чуковской. Та толика «непечатных» строк Раневской в «самиздате», перекочевавшую в молву после смерти Ахматовой и всё… Из всего уничтоженного, утерянного.
… Интерес к Ахматовой и её записям, подогревался  дружбой при жизни со Светланой Иосифовной Аллилуевой, эмигрировавшей в США в 1967 году. Последние записи в дневниках поэтессы об этих встречах исчезли.

     … Слова Ахматовой, что биографию гению Пушкину дружно состряпали три старухи…
Удивление, шок? В те годы, вне сомнения… Совершенно ясно было и понятно, без афиши…
Сейчас многое объяснимо.
В то время к исследованию было не подступиться, не было откуда что взять. Ни нужной литературы, тем более, социальных электронных сетей.
С годами всё забывалось…
Начальное интриговало отголосками время от времени. Опять необычное, женское участие в биография классиков, «шерше ля фам», «ищите женщину»!

     В любом литературном исследовании аксиомой являлось…, даты, числа. В нашем случае, упоминание действующего лица того времени, как издателя…, Бартенева.
Бартенев П. И. (1829—1912) — русский историк, археограф, филолог, библиограф, переводчик, первый биограф А. С. Пушкина, директор Чертковской библиотеки, редактор-издатель исторического журнала «Русский Архив».
«Бартенева по праву считают основателем отечественного пушкиноведения наряду с П.В. Анненковым. Он первым среди современников стал записывать воспоминания очевидцев о любимом им поэте. Его первой публикацией были письма Пушкина к П. В. Нащокину в журнале «Москвитянин» (1851. № 23). В 1853-1855 гг. в «Московских ведомостях» и «Отечественных записках» Бартенев поместил более 30 работ о Пушкине».

     Мои исследования отдельных страниц поэта, прозаика Лермонтова Михаила Юрьевича и его родственная связь, повлиявшая на творчество писателя.
С его тёткой Столыпиной Марией Александровной – писательницей, как раз и было, передачей стихов и прозы Лермонтова ему… Издателю Бартеневу, который собирал все материалы о Пушкине, Лермонтове.
Столыпина – женщина, её участие, влияние на племянника Лермонтова было заметным, на сегодняшний день недостаточно изучено.
Бартенев тему творчества не развивал, ему было не выгодно. Со многими годами обзавёлся устойчивой молвой умеренного мистификатора. Делал просто, что выгодно для его издательства сегодня. Суммы сужал, например, клан Вяземских…, не мерянные за нужную политическую или художественную литературу.
Сбор и собирание одно, анализ, оценка уходит много времени, годы ценнейших страниц в «стол»…

     По истории создания биографий Пушкина, Лермонтова, в литературном контакте с Бартеневым были все три женщины, упомянутые Ахматовой. Для исследования понятие…, стариковский подход, растянутый на годы их жизни.
С её слов, маразматический возраст,  что это? Старухи, кто они?
1-я.
«Княгиня Вера Фёдоровна Вяземская, урождённая княжна Гагарина (6 сентября 1790 — 8 июля 1886) — жена П. А. Вяземского, конфидентка и корреспондентка А. С. Пушкина».
Умерла в 95 лет. Даже к концу жизни вспоминала Пушкина, правда, по – разному во времени и сути событий.

2-я.
«Идалия Григорьевна Полетика (урожд. де Обертей; 1807 (или 1811) — 1889)[1] — одна из активных фигур в стане светских врагов и гонителей А. С. Пушкина».
Так упорно навязывает мнение романтическая «пушкинистика». Многое совсем не так было в судьбе роковой родовой красавицы, ставшей одесситкой и умершей там.
«По словам П. И. Бартенева, «питала совершенно исключительное чувство ненависти к самой памяти Пушкина».

Умерла в 82 года. С Бартеневым, правда, тоже не желала знаться, он собирал свои свидетельства через третьих лиц.
Свидетельства Бартенева о Пушкине, так называемые «воспоминания очевидцев», литературно обработанные в нужную сторону (цензура, угодить, политика, прочее) и стали «яблоком» раздора среди писателей. Их бойкотировали в 19 веке, как сплетни.
«Перекочевали» в 20-й век, изданы были сводом свидетельств жизни поэта. Печатались отдельными статьями, как из жизни Пушкина. Нещадно критиковались за сплетни о поэте из царского века…
Время показало, не всему надо было верить…  Такую литературу всё чаще стали называть – мистификации, а то и Великие мистификации.

3-я.
«Александра Осиповна Смирнова (6 [18] марта 1809, Одесса — 7 [19] июля 1882, Париж); урождённая Россет, известная также как Россети и Смирнова-Россет — фрейлина русского императорского двора, знакомая, друг и собеседник А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова. Ей приписываются откровенные, подчас язвительные и не всегда достоверные воспоминания о жизни русского общества первой половины XIX века».
Умерла в 73 года.

Одесситка по рождению. Родственница дюка де Ришелье. Красавица.
Непревзойдённая сочинительница разных историй.
Мастер недостоверных воспоминаний… Фантазёрка от природы.

     Великие одесситки,
разные, удивительные,… исторические. Творили биографию гению Пушкину.


Продолжение следует.