Театр

Всеволод Заковенко
                моим братьям
                и сёстрам посвящается

"- Привет, Вадим! Давно  не общались. Вот, выкроил время. Как твои дела, самочувствие? Помнишь, мы обсуждали с тобой  тему  о современном  спорте, но больше - о футболе?  Недавно посмотрел эту игру, и   захотелось вернуться к  ней.  Как говорил мой друг, Вячеслав: «Современный футбол - это психологический инструмент, с помощью которого социальные проблемы простого человека превращаются в смирительную рубашку из лебяжьего пуха, пропитанную дармовым этиловым спиртом  и неописуемой прибылью миллиардов для удовлетворения  эгоцентризма  главврачей данного  психиатрата". Но дальше поговорим о твоих  роликах.

 Извини! Буду  откровенен. Они все посвящены  твоему любимому городу, которому ты посвятил больше половины своей жизни, и, которым безмерно гордишься. Город, который имеет всего одну улицу – «Проспект - строителей».  Остальная его территория разбита на районы и - только с номерами домов. Забавно!  Интересно, что же это за город такой?   Была  одна библиотека, и ту снесли.  Ваши     горожане, которые смотрят  не через  розовые очки вашей администрации, а своими глазами шутят, дескать,  она, библиотека, мешала проведению праздничного парада в честь 50-летнего юбилея города. И  смеются: "Администрация решила, что население города вполне образованное и обладает интеллектуально-духовными ценностями мирового масштаба. Тем  более, библиотеки, книжки при существовании интернета  с  Википедией в наш век - это уже устаревшая рухлядь для   развития  духовной культуры.  Поэтому забивать этим мусором черепное пространство и отвлекать от современных форм жизни с её  ценностями, лайками и  патриотизмом, является допотопным  варварством. Даже если  при этом  деторождение населения сильно отстаёт от количества его  ухода в другой мир. Например, в прошлом году в городе насчитывалось - 52 тысячи, то в этом - уже на несколько тысяч  меньше. Главное, оставаться верными ему патриотами!" 

  Я и подумал, что у вас тоже не перевелись ещё люди с трезвым юмором. А вот наш город, в котором  я тоже прожил немало лет, и который, конечно, тоже не страдает избытком патриотизма, но  очень отличается  от -  вашего. Это огромный, индустриальный, зелёный, город. Когда я приехал туда, населения было около миллиона двести тысяч. Обустроенный  такими культурными заведениями, как  библиотека, которая носит название  имени Крупской  и   является научным центром национальной культуры;  два театра: один  -  оперный, другой - драматический,   где кроме выступления своих  артистов,  навещали гастроли  московских и других театров. А также  Филармония,  которая никогда не была пустой, и всегда -  переполнена  симфоническими  оркестрами, классической и эстрадной музыкой.  Я уже не считаю  такие  заведения, как  краеведческий  музей   изобразительного  искусства с редкими  экспонатами, которых даже Третьяковка не имеет. Прекрасные Дворцы культуры, среди которых особенно выделяется Дворец металлургического завода им. Ленина, территория которого во время оккупации фашистской Германии, была занята под концлагерь.   После войны  на его месте был  воздвигнут новый, прекрасный, современной Дворец  с уютными скверами   и  памятником  пострадавшим фашистским узникам.

.  Кроме всевозможных кружков народного творчества, в нём располагался и народный театр. Потом мой друг, Вячеслав работал там главным художником. А ты, вообще, был когда-нибудь в театре? Ах да! У вас даже библиотека оказалась лишней. И, наверное, даже не знаешь что такое - театр.  А теперь, тем более, не узнаешь. Вырос в колхозно-крестьянской атмосфере. Потом - мореходка, затем разочарование в морской романтике и приземление на этом берегу, где даже единственной библиотеке не оказалось места. Хотя ты и раньше к ним не испытывал особого желания. Книжки для тебя составляли - горе от бумаги. Я помню, когда ты был уже в старших классах, дома на столе в мягком переплёте лежал томик Грибоедова с названием "Горе от ума". И ты  Грибоедова обогатил своим  юмором: впереди - "Горе от ума"подставил с жирным нажимом букву "б", а в конце -  "ги",которыми, как я понял, ты определил смысл своей жизни. Не сердись. Ведь никуда не денешься от своих прежних поступков и желаний. 

 Понимаешь,  театр -  это  такое завоевание  человечества, где  даже публика, посещавшая его тогда, казалась какой-то необычной. Глаза светились изнутри каким-то обожествлённым, небесным светом, тона разговорных голосов приглушённые, движения сдержанные.  И, ведь не зря, театр тогда называли храмом. Да-да! Храмом очищения и осветления души человеческой. Это теперь этот Храм превратили в конюшню с грязными,   скотскими  экспериментами, превращающими своих зрителей в сексуально-распущенное, одноклеточное стадо потребителей.  Но ничего не поделаешь. На земле  пришла к власти наиболее  зоологическая страсть  удовлетворения  собственных инстинктов.   А  знаешь, у моего друга , Вячеслава, на этот счёт,  есть вот такое изречение: « Многие считают, что миром правят деньги. Это глубокое заблуждение. Миром правит человека животный эгоизм. Деньги  - это инструмент, ключ к его безграничным соблазнам, которые  и разрушают гармонию жизни на планете Земля».  Так вот, у этого моего друга  есть младший брат, твой  ровесник, который  тоже  закончил мореходку по специальности  радиста с обязательной морзянкой и  английским алфавитом  для  того чтобы  не спутать свою интеллинетность с международной . И тоже , как и ты,   увлекается  фотографией. Вот такое совпадение. Ничего не поделаешь. Вот только знаешь, мне обидно, что ты вырос с моим фотоаппаратом - «Смена».  Но тебе почему-то не хочется помнить, что  когда-то он принадлежал, именно твоему старшему брату, и благодаря которому ты стал в своей жизни  неизменным, пристрастным  фотолюбителем,  Ладно. Оставим это.

  Ну, в  общем, он тоже    страстный фотолюбитель, и тоже в личной жизни похожий на тебя.   Создал  в   «Одноклассниках»  Интернета какую-то свою группу,  и  теперь  коллекционирует лайки  коментёров  на    свои городские  патриотические  фоторолики,  под которыми  подписывается  жирным  шрифтом    своего   авторского имени.    Старшего  брата называет  « Старым,   маразматиком!» Ну, так вот, как-то  этот  старый маразматик , просматривая  его фоторолики выразил такими словами: «Технически фотомастерство к своему возрасту он усвоил превосходно. Но эстетически, тонкое  виденье  окружающих,  абстрактных образов, которые всегда присутствуют в духовной культуре,  так и осталось на уровне слепого, азартного фотолюбителя. Даже  музыка   Вивальди, которой он пытался с помощью друзей,  не смогла  украсить  их  своим бантиком.  Но это естественно. Культура объекта, (тем более с одной улицей), всегда, даже до самого окончания жизни будет соответствовать  внутренней культуре мастера. Даже  Википедия не  обладает  таким содержанием, чтобы осчастливить  данного субъекта".
Вот так оценил его мастерство, фото-увлечения старший брат, маразматик. Который,  между прочим, до этого, когда начал осваивать компьютер, обратился к нему за помощью, тот отделался своей занятостью. И старшему брату пришлось самостоятельно, со своим возрастным трудом осваивать этот  современный  предмет интеллектуального прогресса, на  что  тот с глубочайшим пренебрежением  высказался в  своей  «личке», что он позорит его.  А потому   в  своей  группе  высветил его просто однофамильцем.  Считает  унизительным  быть  на виду  окружающих его родным  братом. И, думаю, эти критические  замечания относятся только к нему. И точно знаю, что своих остальных братьев и сестёр он очень любит и дорожит им.
 
  Евгений был  самым  младшим  в своей возрастающей семье. Мать постоянно была занята по домашнему хозяйству, поэтому с самого раннего его детства возились с ним,  нянчили две старшие сестрёнки. Которые, между прочим, были пристрастными  любительницами  книг домашней библиотеки старшего брата.  Но привить это  увлечение младшему братишке не входило в их  понимание жизни. Зато потом, повзрослев, и, наезжая домой на студенческие каникулы, с интеллигентным упорством будущего обладателя  морзянки,  учил   их жить.  Дело в том, что сестрёнкам, в отличие от него, не удалось получить высшее образование.  Старшая - ограничилась семью классами и осваивала швейную машинку в пошивочной мастерской. А младшая - мастерство кондуктора в  городском автобусе. Несмотря на то, что обе были одарёнными и  талантливыми девочками. Особенно, его интеллигентность, как образованного человека, проявилась в один из приездов на побывку домой.  Отец,  который  в состоянии подпития, иногда бывало,   из подозрения её неверности,   часто упрекал  её что  этот самый младший  является ни его сыном.

Однажды, по приезду этого сына, мать, наконец, не выдержала  своей обиды и пожаловалась ему, который тут же ворвался в комнатушку, где тот отдыхал на своей койке,  схватил за волосы и, согласно  «опыта своего высшего образования» начал утюжить его  старческой головой его собственную стенку . Не смотря, что этот "неродной отец" предоставил ему, единственному из своих детей, возможность  получить интеллигентную  специальность. И вот, на  девятидневных отцовских поминках, где собралась вся семья, родственники. Мать, между делом, наедине  рассказала об этом прошедшем эпизоде старшему сыну. Тот очень  возмутился, не смотря, что у самого было неизмеримо больше претензий к отцу. Но дойти до такого   озверения с  интеллигентным образованием  никогда бы не позволил себе необразованному.  Отвёл в сторонку и попытался по- братски выслушать его по этому случаю. Но ничего не получилось. Младший брат взъерошился и  подчеркнул это своим резким  «интеллигентным» жестом, чего  старший  не ожидал. Получилось  непредсказуемое  испытание  между двумя  братьями.  Тем более, все -  уже были под некоторыми парами поминального застолья, кинулись их разнимать  А потом и вовсе  отвернулись от старшего брата, решили, что это он затеял. И тогда  нейтральный, средний братишка   с упрёком напомнил  им о дне  рождения  старшего брата,  который, как  на  зло, совпал   с  этим  поминальным днём об отце.  А ведь по характеру старший брат был добрейшей души человек и не стал заострять внимания на поведение присутствующих. Сохранил  человеческое достоинство, не смотря, что  в своей  жизни  прошёл  жестокие испытания, начиная с самого  детства, и   не  превратил  свою душу в  скопление  средоточия   зла.  Простил  и брата. У  него даже есть изречение: "Человек, который прошёл горнило испытаний и не сломался, чужую боль острее чувствует, чем свою".  Более того,  из  опыта  этих  испытаний  старается  извлечь  энергию  добра и по возможности  вложить её  в  жизнь.

 Знаешь, по поводу  всего этого происшедшего, я бы назвал  следствием. А настоящей причиной     является сам отец  с его сложной природной натурой  и  широким воображением, которое  со временем стало  его болезнью. Тем более, пропадая неделями в тайге, к  вечеру, после сытного, жирного ужина, оставаясь наедине  в своём  тусклом, таёжном жилище, начинают мерещиться картины  с болезненно изматывающими  изображениями, разрушающими  остатки  человеческого здравого смысла, которые  и без того, согласно  его существования, имеют  очень узкий и ограниченный  опыт  истинных  ценностей  настоящей  человеческой жизни. И ему кажется, пока он здесь в тайге добывает мясо для семьи, его жена  бегает там по мужикам, а потом рожает ему  ни его детей. И это осталось у него на всю жизнь. Даже в семьдесят лет    забивал  окна в огород, через которые  жена якобы  по ночам бегала к соседу, старику.               

 Вообще, это интересный тип. Даже в юности не  был  похож на своих сверстников. Выделялся  как своей  вызывающей внешностью, так и некоторыми внутренними   качествами. Весельчак.  образование - незаконченных четыре класса церковно-приходской школы. Был исключён из школы за хулиганское поведение: надел  попу, на голову, ведущему урок  богословия в классе, шапку  с сажей, которую наскрёб   в  печке.
  Женился в двадцать один год на девушке из своего села. Вскоре родился сын. Но однажды встретил на вечеринке другую - из соседнего села, которая ослепила его своим очарованием, и ради которой он оставил первую с годовалым ребёнком. Эта, вторая-тоже была замужем до него, и тоже имела  ребёнка. Но тот  вскоре  умер от  кори. Вообще-то, муж не очень дорожил ею. Хотя она  его терпела, как могла. А  после потери ребёнка, ушла. Это была симпатичная, с густыми шелковистыми, вьющимися волосами, блондинка. Имела красивый, высокий, вокальный женский  голос.   Кроме этого обладала  талантом кружевницы и  выделялась своими кружевами среди  других на все близлежащие селения. Причём, узоры своих кружев она с легкостью изобретала на ходу, рисовала.   Во времена ликбеза, ликвидации безграмотности взрослого населения,  тоже  с огромным желанием приобщилась  к этому  правительственному  нововведению.  Но доросла до уровня  чтения по слогам, которые потом  вместе с пелёнками и другими семейными обстоятельствами  выветрились. И вернулась  на свой родной  украинский шуржик.  Теперь у неё пятеро детей.  Про кружева давно забыла, и не до пения и рисования  теперь ей тоже было! 

    Теперешний её муж был пристрастным охотником, как на мелкую дичь, так и на крупного зверя: кабанов, медведей, таёжных оленей  и других обитателей тайги.   Наконец, у них  появился свой первый ребёнок.  А тут наступила засуха, и все звери, животные ушли в Китай. Прослышав, что на Камчатке водится какой-то необычный медведь, несмотря  на сложности, решил завербоваться туда вместе  с семьёй. Три года, проведённые там, были удачными. А тут и животные  вернулись  в свою родную Уссурийскую тайгу.  Вернулся  и он со своей семьёй. Потеснились временно в квартире его  родной старшей сестры. На первое время устроился на работу рядовым бойцом в городскую, тогда ещё, конную пожарную охрану, где работал конюхом его зять. Здесь, на родине он уже прославился как удачливый,заядлый охотник. И видимо, по этой значимости, его выделяют в охране,а затем  отправляют  на курсы по  освоению  противопожарной  обороны.  По возвращению, районная администрация определяют его инспектором по пожарной охране района, обеспечивают  однокомнатной коммунальной  квартирой  с соседями -  на две семьи и определяют  возможностью для сезонной  охоты, после которой мог  поделился своей удачей с начальством.

 Со временем   обзавёлся собственной,хотя и  не очень уютной избой. Семья росла, дети прибывали – уже было трое: мальчик и две девочки.  А чтобы они не стесняли во время  частых вечеринок с друзьями в этом  тесном заурядном домишке, он на кухне, над плитой  для них   соорудил  подвесные  нары  с лестничкой  рядом с  кастрюлями, вёдрами , и другими кухонными предметами. Вскоре  после этих  вечеринок  появился ещё  один ребёнок, мальчик, которого  назвали Вовой.  Это был 1940 год.  Отцу только исполнилось  тридцать четыре. И тут  его приглашают  на работу  в танковую часть гарнизона  на должность  заведующего  подсобного хозяйства. Он мигом и с радостью расстаётся с пожаркой и принимает  данное  хозяйство. Это было не просто подсобное хозяйство, а целый настоящий колхоз  со всем его подворьем, техническими и другими  средствами.  Он быстро освоил его, с чем, между прочим,    неплохо справлялся.  При этом имел  достаточно  времени  для своих охотничьих  занятий  и вечеринок.

 Но тут наступает трагический 1941 год,  грянула   Отечественная война! Он тут же получает повестку из  военкомата  и отправляют его не на фронт, а присваивают звание младшего лейтенанта  с кубиком в петлице,  и направляют  командиром пожарной  команды    в воинскую часть на окраине города  с  земляными складами  горючих и смазочных   материалов, обслуживающих  дальневосточную армию.  На территории  части   с  часовым - на проходной, среди других  четырёх  двухквартирных жилых домиков,  обслуживающего  гражданского персонала, в четырёхквартирном,  командирском  доме, с начальником части,    получает  трёхкомнатную квартиру,  куда,между прочим,  не спешит  перевозить   семью. И тут через некоторое время рождается  ещё  ребёнок.  И  опять  мальчик.
 
Обзавёлся  поддержанным  мотоциклом    ИЖ-8,  и теперь  был  обеспечен  в
свободное время   на  преодоление пути  до места  охоты на  диких  перелётных  птиц, в основном, уток, гусей,которые скапливались и гнездились  на рисовых полях  с  орошаемыми  водоканалами  весеннее-осеннего сезона.  Добытая  дичь, по  распоряжению отца, больше  уходила на рынок. Но  кое-что перепадало и  на домашнюю семейную кухню.  А также  иногда по  воскресеньям  наведывался и домой, где теперь прибавилось семейство  с пятым малышом.  Однако  не давал покоя  четвёртый. Вова, который так и не научился ни разговаривать, ни ходить, а только мычал и ползал  голенькой попкой  по полу в серой, замусоленной рубашонке.    Личико    болезненно перекошено,  глазки, не переставая,  слезились, под носиком  над  губами  постоянно висела густая, зеленоватая слизь.Мать вся была занята хозяйством и отец перевёз   от своей сестры свою мать, чтобы приглядывала за детьми.   Так что   все тяжбы по этим двум малышам больше пришлись  на  двух  тоже ещё малоспособных  сестрёнок. Бабушка  оказалась глухая, сгорбленная, малоподвижная, за которой  самой требовался уход. Поэтому она постоянно  сидела на своей койке  с Библией  и в очках  с дужками  из проволочек вокруг - головы.  По необходимости  иногда  очки  просто помещала на лбу. Между прочим, читать научилась ещё в молодости - без посторонней помощи.

Домашнее хозяйство с курами, коровой, приусадебным  земельным участком и загородным  наделом  его меньше интересовало. Правда, единственное, в чём он участвовал  в этом хозяйстве, так обеспечивал  корову  на зиму сеном и семью -  дровами  из лесных валёжин, привезённых на телеге своей части бойцом-пожарником из своей команды, и сваленных во дворе. Потом   жена  со старшим    сынишкой  втаскивали  на козлы и распиливали на чурки. А  колоть эти чурки  предстояло этому же  одиннадцатилетнему сынишке.  А также всё  остальное хозяйство     теперь полностью лежало на них. Даже  уборка  с  дальнего загородного  урожая  картошки, кукурузы и другими мелочей приходилось впрягаться  в  гружённую, вместительную тележку, по заказу изготовленную  отцовским братом -кузнецом, и  катить  через весь  город.  Некоторые  горожане  даже впрягали своих  коров  в подобные повозки.  Но мать даже и думать не позволяла  - впрягать  в  неё  свою Розочку. Так звали корову. Мать её очень жалела. Ведь она была главной кормилицей  семьи.    Девочки тоже  ещё были  слабоваты, чтобы помочь  в этом деле  матери и братишке.  Правда, младшая уже могла  подмести  в комнате пол  и помыть посуду. Старшая только пошла  в школу,  и мать ей запрещала пропускать уроки  на момент  уборки  с дальнего огорода.  Это  разрешалось только  старшему  братишке. Хотя бывало и девочки во время посадки и уборки принимали участие.

  Колоть, распиленные  с матерью чурки,   чистить коровник, носить воду из колодца в вёдрах, через дорогу,  из соседнего двора   и другие  обязанности -  числились  опять же за старшим  братишкой. Так жили и многие другие семьи, Война  сразу усложнила жизнь  населению.  Многие подростки  оставляли школы  и шли на заработки.  В том числе и Вячеслав. Появились многие ограничения. Как , например, карточная система   хлебной нормы: иждевенцам -  300  граммов  на день, рабочим – 500. Многие подростки  гордились больще не денежным заработком, а тем что  теперь   имеют  рабочую хлебную карточку. Старший сын тоже бросил школу  и пошёл работать  чистильщиком обуви  в военном гарнизоне, потом сапожником.  Ну, и такк далее. Ежедневно передавали по радио  безрадостные вести   от Советского информбюро:  наши войска  терпели поражение, отступали.  Отец  переживал об одном: чтобы его не отправили на фронт, и  даже этого, только появившегося   сынишку, в честь себя назвал своим именем, если  вдруг  погибнет, останется о  нём память. Однако этому сынишке с его  именем  тоже устроил нелёгкую жизнь. И даже в честь своего имени однажды  во дворе при луне крепко отодрал ремнём  за то, что тот  до  темна  заигрался с друзьями  в футбол  и не сложил  по его  указанию вываленных на скоро во дворе  кучу кирпичей. Но это уже потом.В мирные времена.

 А тогда своё время он не терял. Подружившись  со старшим лейтенантом  части  холостяком Виктором Федоркиным и   по вечерам охраняли дальневосточные рубежи в городском парке  под духовой оркестр   с молоденькими девицами. Домой возвращались под утро.  Наконец наступил 1943 год. Победоносная  битва под  Сталинградом.  Отец явился домой в новом  обмундировании: вместо будёновки – на голове - стального цвета зимняя  шапка, на плечах, такого же цвета,  шинели – золотые погоны  с двумя  звёздочками, вместо прежнего одного  кубика в петлицах.   Был  повышен в звании и являлся  теперь не командиром Красной армии, младшим лейтенантом, а офицером, в звании  лейтенанта  Советской армии. Наконец,  решил  продать свою  старую  избу за речкой и   переселить  семью  в  квартиру на территории  части.  И тут  измученный  за свою пятилетнюю, ползучую жизнь маленький Вова умирает.  И лёжа  в гробике его  личико как-то сразу  преобразилось, был похож  на милого,  нежного,  святого  ангелочка.   Старший братишка, когда увидел в гробике этот образ,   не выдержал , выскочил на улицу и  в углу двора  части упал на траву, обхватил голову  руками  и разрыдался до крайнего иступления.

  Вскоре закончилась и война. Пришла долгожданная Победа.  Отмечали  её в части с  великим торжеством!  И тут,  отец поспорил  с капитаном Крыловым,  замполитом части,  о том, кому принадлежит  честь   Победы:  Сталину или - Жукову? Крылов  настаивал  -  Сталину, отец - Жукову.   Дошло  до  того, что  отец проломил  голову  своему   сопернику. И тут ему повезло.Пошёл не под трибунал, а был отправлен дослуживать  в Корею. Да к тому же ещё - заведовалть трофейными складами. А вот семью переселили  за территорию части в однокомнатную квартиру.    Наконец,  В  1947 году  его демобилизовали. Вернулся  из Кореи  с полным кузовом  трофеев   американского  студобекеря. Часть их раздарил среди друзей, часть -  на рынок. Тут же его, как члена партии и бывшего офицера,  определили на работу - председателем  союзохотобщества.  Через некоторое время перевели - председателем  сельхозотдела  по распределению  среди населения участков земли и  других  обязанностей  в этой системе.

   На соседней улице  купили  развалюшку  с приусадебным участком и на
 месте  построили  новую  двухкомнатную избу. Одна комната более просторная, общая, с несколькими койками, другая  маленькая - его кабинетик и спальня.  Через год  у них родился  ещё ребёнок, тоже мальчик.  Последний. Младше   первого  сына на  18 лет. Теперь у них  было  пятеро  детей. Вот и настало время, старшая дочь  познакомилась  с   солдатиком из той же части, по соседству, в которой служил когда-то отец, и решили  пожениться.    Но отец воспротивился и всячески  отвергал   этот её  выбор. И  только за то, что  он якобы был евреем.  И даже  в порыве  ожесточения  схватил её за горло и пытался душить.  это   был замечательный  парень, с добрым, покладистым характером,  не пил, не курил, трудолюбивый. После демобилизации за два года  построил рядом собственный  двухкомнатный, шлакоблочный  домик с внутренним  сквозным отоплением. В жене  своей души  не чаял. А когда родился малыш,  даже пелёнки его стирал.Сам работал слесарем на арматурном заводе. Но дед так и не признал его за внука.

 И Вообще лицо этого человека никогда не было приветливо осветленым.  Всегда- какое-то     озабоченное, нахмуренное,мало разговорчивое.  А если  заговаривал, то больше  о  домашних недостатках,  безденежье и  неумении матери  вести домашнее хозяйство. Особенно, когда мать упоминала о том, что  дети  поизносились:
  -Хлопцы  вже донашивають  твои  послиднии  галыфэ.  Дивки -  кымано , шо ты привиз  з Корэи, вже  тоже нема.  Ни из чего бильше  пэрышевать  им  одёвку.  Старший  на  работу ходыть  в солдатском, японском балахоне. На улыцю, к друзьям  выйты стыдно. 
   И тогда он начинал укорять её:
   - Ты  не понимаешь.  Одевать нужно  старших, чтобы  потом могли донашивать младшие. Вот, тогда и будет  в доме  правильное  ведение хозяйства. А старшему  нечего шляться по улицам. Баклуши   бить. И  Какие  друзья!?  Бандиты ! Папку с мамкой позорить! Пусть  дома  делом занимается.
  С детьми говорил коротко и больше незначительными вопросами: - « Как дела  в школе?»  И тут  могла  осветить его  серьёзно-нахмуренное лицо  непрошенная, кислая улыбка.  Одним словом, мать в  этом  заросшем  жёстким  кустарником  мирке была  бледным маковым  цветком,  пыльца  которой  оседала  в  душах  детей, но  которая  была лишена  того  духа, чтобы  озарить  своим житейским, материнским светом их внутренний  полисадничек, в котором  могли бы   расцвести  в будущем яркие  цветы человеческой культуры. Ведь они были очень способными и даже талантливыми.    

. Однажды  этот повзрослевший  и кое-что испытавший уже в жизни старший  сын, находясь в комнате, слышит  голос  отца на кухне, обращённый  к  матери:
 «  - Всё,  пусть этот  наш младший дармоед  заканчивает восьмой класс  и  отправляется  работать. Нечего у папки с мамкой на шее сидеть. Вон, я слышал,  что у них в школе  на  уроках труда  учат  тракторному делу.  Это же такая  замечательная специальность!  В любой колхоз с руками  оторвут и даже с ногами, хе-хе. – что-то  хотел ещё  добавить, но
  тут, из комнаты выходит  старший  сын  и   с неудержимым гневом  обрушивается на него :
  - А тебе не стыдно! Ты  что, себе домашних батраков  готовишь?!  Вон у твоего друга,  Сахно  двенадцать детей и половина из них учатся в институтах, а некоторые уже имеют высшее образование. Работают на славу и семьи, и своей страны!»

 Ты знаешь, недавно  он рассказал  мне одну историю, которую  до этого  как-то  не считал  важным.  Думал, что всё это в прошлом  и ни кому  оно не нужно.  У каждого  - свои  проблемы.  А вот теперь в его душе  что-то  прояснилось. В общем, Думаю, тебе это будет тоже  интересно.   В конце  улицы Набережной и выходивший торцом на  Кустовиновскую, стоит  продолговатое, одноэтажное  зданьице.  Сначала там  располагалась баня,  потом – тюрьма, в которой и томился  в ожидании  этапа,  осужденный    Вячеслав.  Потом - типография с редакцией  газеты  «Маяк коммунизма»  этого района.  Забавно, правда?  Но дальше будет интересней! Короче. Вячеслава  обвинили  в соучастии со своим корешем  в ограблении одного пижона. Тоже бывшего их приятеля. А на самом деле,тот проиграл в карты свои пальто и штаны. И  прямо в пивной,  за столиком с пивом. Потом    корешь это выигранное пальто подарил   Вячеславу. ведь Уже были морозы, а он ходил в каком-то макинтоше и даже - без подкладки.Вроде, бывший отцовский трофей - из Кореи.Однако родители проигравшего сына хватились и подняли  шум на всю эту деревню, что их сына ограбили.И слышать не хотели, что тот проиграл в карты такому же бездельнику. Причём,  Вячеслав там,  при  их игре, вообще, отсутствовал. Но Все равно ему пришили соучастника этого грабежа. Но дело в том, что  Вячеслав уже  отбывал срок  и тоже, именно, по  коварному  ложному доносу  своего  бывшего  комсорга, даже за его, Вячеслава собственную вещь. А именно, костюм.

Судно становилось на ремонт и всю команду списывали на берег с последующим  направлением  на другие  суда, требующие эти штатные единицы, было не известно. Поэтому бичи, не имевшие пристанища на берегу, перебивались на случайных судах,которые временно находились порту на погрузке или разгрузке  своих трюмов. Вот и пришлось Вячеславу свой выходной костюм,который  очень нравился комсоргу и, который оказался обузой для Вячеслава в этом положении, сбыть  ему даже по низкой цене. Тот оставался на судне, как механик. Но деньги  пообещал отдать  позже. Однако Вячеслав никак  не мог застать его на борту.Якобы тот всегда отсутствовал. И тогда  решил через вахтенного матроса пригрозить  комсоргу.На другой день,по установленному режиму, являясь в отдел кадров на отметку, его тут же берут под конвой, уводят в милицию и предъявляют  кражу костюма из  каюты комсорга. Нашёлся и свидетель. Таким образом,Вячеслав был осуждён на семь лет. Вот так, пришлось бедняге отбывать срок за собственный костюм,в котором в свободные дни  комсорг теперь гулял по городу. Правда, первое время  ему повезло.  Начальство просмотрев его дело, и убедилось, что оно липовое, сделало ему поблажку - освободили от общих работ и определили  дневальным столовой. Это потом  комендант лагеря, тоже -ЗЭК, сменил его на свою шестёрку, и  Вячеслава отправили с бригадой на общие работы - лесоповал.  Через три года был освобождён  по амнистии, которую объявили в  пятьдесят третьем году.После смерти Сталина.

    По этой амнистии, как известно,  было  освобождено   много  настоящих уголовных  преступников, которые  снова окунулись в свою стихию.  И тогда в правительстве решили  исправить эту ошибку.  За малейшие замечания, лишь бы  имел  уже судимость и, освобождён по амнистии, что  теперь  накладывало на него уголовное пятно в образе штампа рецидивиста, и должен  по закону   отбывать новый срок в исправительных лагерях строгого режима.Но через месяц его  с этапом     отправили в зону общего режима, где был тут же определён художником, обладающим этими способностями. Бывший художник был недавно освобождён. А ещё через некоторое время начальство лагерей хабаровского края пересмотрело его личное деле и по положению новой государственной дерективы ГУЛАГа был  выведен за зону со свободным проживанием и работой художником по обслуживанию наглядной агитацией охраны близлежащих лагерей Биры. Выделили ему комнатку в пожарном депо и закрепили за продуктовым питанием этой же зоны,куда был определён ему свободный вход, питание в столовой и дополнительного получения сухого продуктового пайка.

  Так вот,  это пальто Вячеславу было великовато, и его сестра, будучи швеёй, взялась  перешить на его рост. Это  значит,  что она  по статье тоже  является  соучастницей  этой  банды. Но её даже  на допрос не вызвали. Итак , в итоге  главарю  дали  десять  лет, даже не смотря, что  это была его первая судимость,  а  Вячеславу, как злостному  соучастнику,  имевшего  уже судимость, только - восемь Вот и пошевели  мозгами!  Дальше будет ещё интересней.

  В общем, ждёт он этап  в камере номер семь с тюремно- библиотечной книжкой - романом Гладкова "Энергия" на верхних нарах. Открывается в дверях  кормушка – это оконце  такое, через которое  подают  еду , - заключённым, показывается красный нос  в голубой фуражке   и окликает  приготовиться ему на выход. Затем  выводит в длинный,  узкий, мрачный коридор  и ведёт  к кабинету  начальника тюрьмы. Открывается дверь и, не поднимая головы, озадаченный, переступает порог. А когда поднял голову, то  так  и  остолбенел.  В кресле, с боку стола в  непринуждённой  позе  сидел отец. и  едва заметно  улыбаясь, произнёс: -« Ну,здравствуй сынок». - В его голосе  не было  ни  досады, ни сожаления, ни сочувствия. Будто встретились случайно  после короткой разлуки где-то на улице. Затем,  повернулся к начальнику,  слегка облокотился на стол,  что-то  коротко с ним переговорил, поднялся  с кресла, прошёлся по кабинету.  Вячеслав  весь напрягся от  неожиданной,  взбодрившей мысли,- что это  отец пришёл за ним! И теперь   он   выведет его от сюда  на дорогую, милую свободу, и весь этот кошмар, наконец,  останется позади.      
 
 Отец был  членом  райисполкома и занимал при нём  должность  заведующего  сельхозотделом, кроме этого - член партии. Очевидно,  это положение  и позволило  ему  воспользоваться  данным  условием – свободно явиться   в тюрьму,  встретиться  с  сыном и  исполнить   своё   задуманное решение. Как часто ему удавалось в подобных случаях  решения своих личных вопросов.  На суде он отсутствовал.    Знал, что там  непременно мог    подняться вопрос – почему Вячеславу пришлось  докатиться, да ещё до второй судимости, чтобы  одеться  в чужое ограбленное пальто и  стать  рецидивистом?  На что ему ответить будет нечем. И, пройдясь  по кабинету, остановился  напротив  Вячеслава, с убеждением произнёс: «Знаешь что, сынок, я вот тут подумал и решил  - тебя же всё равно  переоденут  в лагерную одежду, -  так ты лучше  оставь  эту, дома. Тебе тут же сейчас заменят. Зато после выхода из тюрьмы  будет - во что  одеться». От этих его слов  По спине Вячеслава пробежал омерзительный холодок и какая-то лихорадочная дрожь в ногах, что едва не опустился на ещё более холодный цементный пол. Всего ожидал.  Но только - не подобного! Дело в том, что вся эта одежда, которая сейчас  прикрывала его тело, была  гражданской, в которой он освободился  после амнистии своей первой  судимости. Он приобрёл  её в зоне  среди своих собратьев- заключённых  после объявления амнистии  благодаря собственным  способностям рисования  и освоения  мастерства татуирования, желающих, от которых не было отбоя.   
  Вячеслав сморщился,из коса, брезгливо глянул на отца , ухмыльнулся и обратился  к начальнику  тюрьмы: "Отправьте  меня обратно. В камеру». Вот так!

 При той же хрущёвской директиве сталинские зачёты-Один -к трём - были отменены и  введено новое положение: Две - третьих. То есть,осужденный, отбывший две третьих своего срока, и не имел замечаний, под наблюдением выездного суда освобождался, выходил на свободу. Вот так, досрочно  освободился и Вячеслав - отбыл из своих восьми  лет только пять.А в итоге с предыдущими, амнистированными тремя годами из семи и получилось -восемь.Одним  словом,Два высших  образования с дипломом рецидивиста и пожизненной аспирантурой.Когда-то  учительница  третьего класса потребовала встретиться с отцом Вячеслава, после которой отец перестал называть сына по имени и только - бандитом. А как говорят, слова имеют силу материализации. Так эти слова отца своей купюрой материализовались в судьбе Вячеслава.

 В общем, после  того  выступления перед отцом Вячеслав  навсегда  покидает  его  дом. Младший  -  заканчивает десятилетку  и поступает в мореходное училище.  Так    старший брат изменил судьбу  младшего,  который  считает теперь  унизительным   быть его братом.  Даже в группу друзей  не принимает.  Пометил словом: «игнорировать». 
 
 Понимаешь,  некоторые люди,  овладевшие стандартным,  канцелярским  стилем высшего  образования,но лишённые богатства образного мышления библиотек, так и остаются на уровне мещанских убеждений своих описаных пелёнок.Однако считают, что  они достигли  вершины жизни.  И теперь  могут  решать  на уровне своей кажущейся  интеллигентности любые  вопросы человеческого существования: не берут во внимание понятие  истинной этики, устройства общечеловеческой культуры. К таким  философам  обычно относятся люди, которые  всю жизнь ходили мимо библиотек. Вот здесь, мне кажется,  есть место  для ещё одного изречения  моего друга, Вячеслава: «Книги - это не просто  литература. Книги - это инструмент, с помощью которого  формируется и совершенствуется личность». Мне кажется, эта  черта  и отсутствует  у младшего брата.  Ему больше подходит-  «Из грязи – в князи.   

  Как-то,  Вячеслав   наткнулся в интернете  на  текст, который  показался ему очень знакомым. Стал  вникать глубже и от души рассмеялся. Но чтение продолжил:  «Капитализм - это ненасытное, кровожадное чудовище, ослеплённое алчностью и агрессивной энергией. Усовершенствовав существовавшие до своего рождения способы безграничной власти и жестокости, двинулось по планете Земля, заливая её  кровью, потом,превращая всё неугодное на своём пути в огонь, пепел, дым и разруху, и только ради того, чтобы бесконечно, безгранично жиреть, утопая в бездонной роскоши. Но всё идёт к тому, что этот ненасытный, прожорливый монстр с пастью удава, проглотив последнего кролика, и, начиная с собственного хвоста, проглотит всего себя с головой." И далее:

 Многие полагают, что деньги правят миром. Это глубокое заблуждение. Миром правит, человека животный эгоизм. Деньги – это инструмент, ключ к реализации его алчных безграничных соблазнов, которые и разрушают гармонию жизни на планете Земля.

 Где нет ясной, общечеловеческой, жизнеутверждающей, духовно-нравственной идеологии, там не может быть ни подлинной демократии, ни истинной человеческой культуры. Там всегда будут царить хаос миропонимания, извращённые понятия смысла жизни, свободы, где слепое обожествление материальных ценностей, превращает человека в раба с развитием всех пороков его природных инстинктов: алчности, зависти, ненавистьи, которые в итоге заканчиваются бедствиями, страданиями,жестокими, кровопролитными войнами этих духовно-больных,ослеплённых людей.

 Советская цивилизация, опередившая эволюцию своим происхождением во времени не менее двух веков. Но, как новорожденное создание среди зарослей густых, непроходимых джунглей, не окрепшее, по-детски не опытное, наивное, задохнулось в их удушливо-отравленной атмосфере. Однако его корень сохранил своё предназначение, и всё глубже врастая в благодатную почву, выращивает в себе новый, ветвистый ствол могучего, прекрасного Древа с его необъятной, жизнеутверждающей листвой истинного очеловечивания - Цивилизации с вдохновенно восходящей духовно- нравственной Культурой над культом грубого, алчного, эгоистически материального потребления и безгранично аморальной свободой, где мерилом человеческого счастья является высшая цель интеллектуально-духовного богатства - совершенство гармонического развития человеческого общества, которым   занимался ИОСИФ СТАЛИН, самоотречённо,  следуя истине первого  коммуниста на планете земля -  ИИСУСА ХРИСТОСА.

 Сталин видел в гармонически развитом обществе свбодного, всестороннеразвитого человека. Хрущёв в подобном обществе видел милый своему сердцу
 ожиревший свинарник. На встрече с творческой молодёжью он подтвердил своё убеждение словами:"Коммунизм-это вам не балерина на пуантах, а когда много масла,молока, сметаны, мяса,колбасы". ТАк, разрушив сталинский строительный материал, превратив его в зыбучий песок своих неудержимо амбициозной страсти и популистской оттепели, стал строить на этом песке свой свинарник, за которым и последовала горбачёвская слчкоть и хлынул ельцынский потом, в котором и захлебнулся СССР с недостроенными светлыми, солнечными Сталинскими Дворцами!
.
Те  злодеяния, которые сегодня приписывают Сталину,  бумерангом обрушатся  на существование  их потомков.

 Современное человекоживотное  нынешних антицивилизованных  джунглей, - если переживёт момент  сегодняшнего самоуничтожения, энергия эволюции продолжит процесс совершенствования этого гуманистически недорапзвитого существа до его светлого, ясного обожествлённого лика, которое и построит затем настоящий цивилизованный рай на этой измученной им, многострадальной планете Земля...

-Дело в том дружище,"-  что это мой  текст:- пишет он мне,-  почему- то  без  авторской  подписи. Хотя показан как  комментарий. И  выделен, почему-то, в отдельную рамку, от предыдущих  комментариев с их именами. Причём, и на других сайтах Интернета    встречал  точно  такую  же форму  изображения. Странно!"
- Ничего – странного:- ответил я ему. -  Должен радоваться.   Эти цитаты  стали  крылатыми, а это значит бессмертными. Имя их создателя может представиться по  требованию.
 
Извини, Вадим! Тут,   я должен тебе,  несколько, раздвинуть масштаб  о жизни моего друга. Понимаешь,  когда  он  рассорился с отцом и  окончательно ушёл из дома, в  ДОСА  (Дом  офицеров  советской армии), где  он тогда работал  художником, начальник,  полковник  Шепелев  Михаил Григорьевич, распорядился  устроить ему жилой угол  при  Доме  офицеров. Это была гримёрная  с   левой стороны  сцены. Даже солдатскую  койку с постелью  устроили.  В это время при ДОСА  был создан  вечерний двухгодичный  университет Марксизма-Ленинизма»  для офицеров  гарнизона и его штатских сотрудников. В программе   были предметы:   «Исторический  материализм», «Диалектический  материализм»,  «Политэкономия»  и  основные  труды , Маркса, Энгельса,  Ленина. Труды Сталина были исключены и сам Сталин  был подвергнут жестокой критике, благодаря хрущёвскому докладу на 20 съезде пятьдесят шестого года.

 У Вячеслава даже есть статья по  этому поводу, называется "ЗА ОТТЕПЕЛЬЮ СЛЕДУЕТ СЛЯКОТЬ",которую немцы, бывшие гэдээровцы даже перевели на свой сайт. Короче.Заведовал  университетом   Вилен  Аркадьевич  Люличников, молодой, энергичный  Майор. Подружился с Вячеславом и часто забегал к нему в мастерскую. Любил поговорить об искусстве, выдающихся художниках и, вообще, - культуре. А потом стал привлекать Вячеслава к слушанию лекций. Дескать,  художник обязан  быть  просвещён  политически. Так он и стал студентом  этого необычного  учебного заведения. А по окончании даже получил удостоверение  "Нештатный пропагандист  «Марксизма-Ленинизма». Но особенно, этот  прошлый опыт  политических знаний  ожил в его душе после государственного переворота России.  Вот и эти цитаты - результат его  нынешнего  мышления. И их у него - бессчётное количество, которые  стали  даже заблокированы  на некоторых сайтах Интернета. А некоторые стали даже крылатыми. Но мне хочется предложить тебе ещё  несколько его высказываний на свободную тему в виде афоризмов. Вот. Может, пригодятся? Почитай.

 Душа человека – это тот орган, благодаря которому, один видит грязную лужу, другой,- отражение в ней  солнца. 

 Путь к истине  лежит через сомнения. Человек, лишённый этого признака, часто становится  рабом собственных  заблуждений  и слепым орудием  ложных обстоятельств в  чужих руках».

 Не копайтесь в навозе в поисках  истины. Она – на поверхности: За  туманной  хрущёвской оттепелью  последовала горбачёвская  слякоть, а  за ними хлынул ельцынский потоп, в котором  и захлебнулся  СССР с недостроенными, Светлыми Сталинскими дворцами. 

 Счастье человека  находится в его внутреннем мире, счастье человечества – в его узде.

 Чем  милее господа, тем прочнее рабство  и урожайнее поля тупоголовых идиотов.

 Искусство, литература есть  зеркало, отражающее  историю в образах и образы  -в их характерном состоянии. 

 По чаще  обращайтесь к классической музыке  и душа воспрянет от невзгод  и наполнится  одухотворённым смыслом»

 Бизнес  и коррупция – это  неразлучная парочка  в штате  рыночного
свинарника.

    Компьютер - это изящный мусорный ящик  человеческих страстей и заблуждений. 
 Но иногда встречается бриллиантовая россыпь ослепительной  человеческой мудрости.

 Когда  души полёта нет, мещанства крылья отрастают  и влекут её туда, где ярче  унитаз сверкает. 

 Если чувство юмора  не очень развито, значит, почва, в которой оно зреет, не достаточно  влажная. Следует почаще  орошать слезами, или...мочой.

 Книги – это не просто литература. Книги – это  инструмент, с помощью которого формируется  и совершенствуется личность.

 Эгоизм человека– это тот зверь, на которого  ещё не родился охотник."

 Животный  эгоизм человека – это, когда  зоологические инстинкты  порабощают его  разум, имеющий  безграничное движение природного мышления,   абстрактные   образы, которые затем и работают  на инстинкты  с их потребностью,                совершенствование простора самооценки и алчности, игнорирующие законы  человеческой этики, культуры.

 Любовь  человека  находятся в сердце,  ненависть – в голове."

 Истинная Свобода  открывается человеку тогда, когда в его сердце загорается факел Прометея.

 Система  капитализма  достигла невероятных  успехов. Даже  из загрязнённой   
окружающей  среды  научилась извлекать чистейшее  золото, а  из чистейшего    
золота - дважды  загрязнённую  среду и толпы счастливых, внутренне опустошённых человеков, вроде наших некоторых, бывших знаменитых советских актёров.

 Любимые сны  у начинающего лавочника - только те, в которых он видит себя
преуспевающим  олигархом. А у преуспевающего олигарха- прибыль  ещё одного 
миллиарда.               

 Когда-то ещё  Сократ подметил: «Честный человек – всегда   ребёнок"

 Самые  мучительные страдания может  испытывать человек,  когда не в силах 
помочь  страдающему.

 Человек, который прошёл горнило испытаний и не сломался,  чужую  боль, 
острее чувствует,  чем свою.

   Да, он Увлекался ещё и сочинительством  стихов. Вот,  недавно подарил мне свой самый ранний стихотворный текст. "Но нет,я знаю. всё равно, прорвёт души моей источник и звуки хлынут из неё потоком огненным и жгучим, вздымая волны рифм могучих, польются стройной чередой: то ураганом бурь ревущих, то нежной ласковой струёй. Забьют фонтаном над землёй алмазной россыпью сверкая, и жизнь звенящую листвой, росой прозрачной орошая. Но кто плоды её срывает, жуёт надменно и плюёт, тому воздвигну эшафот и палачом на плахе нравов с плеча я БУДУ этот род рубить мечом стального слова. И этот мною путь избранный, каков бы ни был каменист, пусть в крови я, весь изранен, но всё равно я буду ползать! Мне не страшна могилы страсть, что жертвой старость поджидает, пускай у гроба я очнусь, последний шаг, но засияет. Взойдёт звезда и заблистает во имя счастья и любви, во имя жизни умирая, сложу я руки на груди!" Ну и так далее.

 Я не утомил тебя?  Извини! Если не нравится, можешь пропустить.  Но  я думаю, тебе полезно будет почитать и дальше.  В данном случае, хочу  открыть тебе секрет:  чем отличается  самообразование от - высшего? Понимаешь, высшее  образование  состоит  из готовой программы, которую на блюдечке  студентам преподносят в аудиториях университета лекторы.  А  самообразование  - из  стеллажей  библиотек  и полок  книжных магазинов, которые  штурмует  душа,  обладающая накалом  энергии, жаждущей  покорения  мира  боевым  пространством  своего ума,но лишённая комфортных  условий просторных институтских  коридоров.

Поэтому большинству  студентов  самообразования приходится   невольно  штурмовать  неведомые границы  интеллектуальных  крепостей.  В результате  такой выпускник в  отличие от  институтского   владеет   высшим  закалённым интеллектуальным  уровнем.  Конечно,    не касаясь  специального, технически-материального  направления  профессионального  набора. Хотя есть примеры, которые  превзошли эти границы: Циолковский, Горький и множества других. Можно к ним подключить и Вячеслава. Но у него были другие возможности и удачи.  Зато   высшеобразованных  остолопов сегодня – хоть пруд  пруди.  Особенно, в сегодняшней политике и так называемом бизнесе.  Так вот, Вячеслав  обладал  всего лишь  неполным  средним образованием.  И  художником стал  по несчастью. Самоучкой. Привлекла живопись. Но чтобы существовать  по жизни занимался  оформительскими работами, и живописью, особенно, портретной,занимался в свободное время. Кроме этого, увлекался литературой.А  мечтал он, действительно,  о высшем специальном образовании.   Но судьба так распорядилась: лишила  его  всех этих возможностей, да к тому же ещё  гоняла  по всему свету.       

  Но   хочу представить тебе ещё одну полосу его жизни. Думаю, тебе будет интересно,  когда он работал  старшим художником-декоратором  в русском драматическом театре  города Якутска.  Главным художником  театра в то время  был  Зелинский  Николай Ксенофонтович. На десять лет старше  его. Бывший фронтовик. Закончил войну в  Латвии.   Это был  разноплановый художник. Не только  театрально-декоративного искусства, но и  живописи, и даже  прекрасно владел скульптурным мастерством. Свидетельством тому был созданный им  в Прибалтике памятник  генералу Черняховскому, который  прибалты  теперь снесли.  И носил фамилию  тогда  Зелинскас. В  России он вернулся к своей  фамилии. Затем в Якутске  ему было  присвоено звание  Заслуженного деятеля культуры  ЯАССР. При этом  был связан и с  якутским национальным театром.

 За пять лет, работая рядом с ним,  Вячеслав не разу не слышал от него даже самого незначительного скверного слова. Это был истинно интеллигентной, добрейшей души человек, что со временем  их отношения переросли  в настоящую человеческую    дружбу.  Вячеслав многому научился у него и не только в области профессионализма, но и в плане истинной человеческой культуры. Тот тоже  оценил Вячеслава за его  способности, энергию, честность.  И когда наметилась в плане постановка   пьесы "Интервенция"  Льва Славина  с режиссером Гораниным, Зелинский  взял  Вячеслава   своим ассистентом.  Премьера этого грандиозного  спектакля прошла с ошеломляюшим успехом.  С головокружительными отзывами в газете. После чего наметились гастроли в Московские  театры: МХАТ, "Вахтангова", "Современник", «Ленсовета».  Должен был поехать с ними и Вячеслав,  Но готовилась пьеса  второго режиссёра« Вешнёвый сад» Чехова,  со сложной декорацией, поэтому  поехал  его  помощник  и, конечно, Зелинский.
               
 Шестидесятые  годы  двадцатого века - это было время широкого расцвета декоративного искусства СССР. Даже  вышёл  журнал  с таким названием. И  к Зелинскому стали часто обращаться заказчики   по данному оформлению своих учреждений, которых  городской художественный фонд почему-то не устраивал.   Вячеслав стал в этом  свободном предприятии  единственным и  неизменным  сотрудником Зелинского. После    переговоров, обсуждения темы  с заказчиком, он     тут же брался  за  изготовление эскизов.  Затем  составлялось  трудовое соглашение на имя  Вячеслава, на которого  и   была  возложена   вся  исполнительская работа.  Договор был обусловлен по строго    государственным расценкам.

 По окончанию   и, если не было  никаких претензий, ( но таких случаев не бывало) тут же  в бухгалтерии  заказчика  выплачивалась договорная сума с учётом  удержания  тринадцати процентов  подоходного налога.  И вот,  был такой случай. Это  произошло в пригороде Якутска Жатай. Оформление  актового  зала и вестибюля Речного училища. Работа  представляла  несколько панно -  исключительно настенная живопись.  После её приёма, тут же   была выплачена  вся договорная сумма:   двенадцать тысяч.  По тем временам  это были  не малые  деньги.  Стоимость   двух автомобилей  марки «Жигули». И это  в течение  полутора недель,  не считая, конечно времени автора на изготовление эскизов.

   
Получив бухгалтерии расчёт, Вячеслав расписался,  за дверями встретился  с Зелинским. Затем    зашли в  пустой актовый зал, и, подшучивая над собой, устроились  посреди сцены прямо на полу. Заслуженный деятель культуры и его  наёмный работник.   Раскладывая  на две равные  кучки, стали делить  между собой эти шелестящие сторублёвые бумажки.  В их глазах  не было того жадного  блеска  отражения и дрожи  в руках, какие обычно бывают в подобных  случаях  у  многих  человечков, которые видят за  их   шелестом, основу златых кущей  заоблачной  сладостной жизни.  Потом  зашли в приёмную, попросились  на телефон. Вызвали такси. Через некоторое время были в Якутске.  Вячеслав приготовил  таксисту расчёт за проезд, но  Зелинский  отодвинул  его руку  и   заплатил  своими.               

  Вячеслав очень любил свой театр. Прекрасные взаимоотношения среди сотрудников,  актёров, хотя все были  временно, по договору  северных условий. Как-то  рабочие сцены  только  развесили  задник  с  изображением  пейзажа   к очередному  спектаклю, какая-то молоденькая актриса  в это время, пройдя по затемнённому залу, и остановившись у  освещённой сцены,   с восхищением воскликнула: «Послушайте, дорогие мои, да это же  настоящее искусство! Замечательная   Живопись!» Тут же и за кулис появился  какой-то актёр, засмеялся и говорит:
«А ты знаешь, Зиночка, как  пишут  эту свою живопись Вячеслав со своим помощником?  Шваброй  и  прямо - из ведра.  Вот тут  на сцене, когда она свободна  от репетиций.  Расстилают на полу  вот этот холст  и создают на нём  вот такие свои шедевры». Она растеряно, со смущением  буркнула: « Да нам рассказывали  в институте…» Актёр, конечно, пошутил по поводу швабр. Масштаб  задника  по его исполнению, растянутого на полу, действительно,  требует  более широкого обзора. Поэтому  исполняется художниками - исполнителями стоя, с высоты своего роста, но не швабрами, а кистями, флейцами, прикреплёнными к черенкам. Но перед этим сначала набрасывается   рисунок специальным  угольком.  И пишут они их ни всегда на сцене.

 Рядом во дворе  с театром  у них  есть просторные мастерские в том числе с бутофорской,  столяркой по изготовлению   декоративной мебели и прочей постановочной  необходимости. Но прежде, чем создать этот шедевр,  его придумывает  художник - постановщик  за своим столом на ватманском планшете или макета в своём кабинете.  А,вот по поводу вёдер - это правда. Сухой порошок  красок  разводят, действительно, в вёдрах и на клеевом  растворе. Поэтому  помощник  Вячеслава  до конца работы  не снимает   с себя  халат.  Зато Вячеслав - ему часто  приходилось  бегать в театр  по разным  вопросам  относительно работы,- оставлял его в мастерской. Даже в морозы, которые в Якутске  бывает доходят до шестидесяти градусов, да ещё затянутые  густым туманом,  он бегал в одном костюме, ну конечно, с тёплым   свитером под ним, и в бурках - из оленьей шкуры.  Правда, до чёрного  входа в театр  от мастерской всего  около пятидесяти метров. Так что  этот мороз  не успевал  одолеть его  горячую натуру.  Да, между прочим, в  Якутске  летом  тянется устойчивая жара  и почти без дождей. Люди разъежаются  по отпускам  и город кажется совершенно опустевшим. Короче, Вячеслав   был  очень   строг  к своей  персоне, к тому же  предельно аккуратен. Актёры даже удивлялись, что во время работы с красками в вёдрах  он часто был даже  без халата, в своём  неизменном чёрном костюме, на котором никогда никто не замечал  хотя бы пятнышка какой-нибудь краски. Стройный,  подтянутый, очень подвижный, чуть  выше среднего роста, с  овальным  по - мужски   привлекательным лицом, тёмнорусый,  с густыми, слегка  волнистыми волосами, причёсанными слегка на бок и  назад. Многие актрисы  поглядывали на него  с затаённым очарованием. Даже зрители  часто  принимали  его  фотопортрет в фойе  за артиста, ошибочно помещённого  в  ряд  сотрудников  отделов театра,  с подписью под ним: «Заведующий декоративным цехом». Вот так!  А в  отношении с окружающими людьми  всегда был  мягок,  вежлив, отзывчив,    точно  выходец  из благородной,  интеллигентной  семьи.

  С некоторых пор  в руссклм театре  усложнились  обстоятельства. Дело в том, что  в якутский  театр  приехала на гастроли  иркутская  оперная трупа.  И тут  неожиданно  в зрительном зале  в нескольких местах обвалился  потолок. Поэтому  якутскому театру пришлось  обратиться  в русский драмтеатр: арендовать  у него сцену  и позаимствовать помощь  заведующего постановочной частью. Но завпост  русского театра  был очень загружён  своей работой.  И  Зелинский предложил  Вячеслава - по совместительству.  Тот  пытался отказаться, но администрация  решила, что  его  кандидатура  для этой роли самая подходящая. Ну и так далее. В  репертуаре гастролёров были : фрагмент "Половецкие пляски» из оперы "Князь Игорь", Бородина, , «Евгений Онегин" Чайковского , «Риголетто» Верди и «Чио-Чио-сан»  Пуччини. Декорации, для этих опер  находились из подбора многих спектаклей русского театра, кроме  «Чио-Чио-сан»,  которые должны были быть изготовлены  здесь, на месте, по эскизам  их художника, а точнее   Уфимской  художницы.  Режиссёр  этой оперы Обратился к Зелинскому за помощью, чтобы проконтролировал  исполнение  декораций  к его  спектаклю. Зелинский осмотрел её  эскизы, улыбнулся  и   отказался. Только к костюмному  подбору отнесся несколько положительно.

  Время шло, режиссёр метался, не находил выхода и готов был на всё. И ничего не оставалось, как обратиться к Вячеславу.   Ему было уже все равно – во что сцена будет  одета.  Вячеслав пожал плечами  и отправился к Зелинскому. Тот засмеялся и говорит: "Берись, Слава, Берись. Я помогу. Всё-таки, наверное, какой-то гонорар выпадет, да и опыт  в этой работе тебе будет не лишним». И он  согласился. Сначала с  некоторой  неуверенностью. Потом, перечитал  краткое содержание пьесы, переговорил ещё раз  с  Зелинским,  и  загорелся! Но кроме этой работы у него ведь была ещё  и работа  завпоста у гастролёров. Тут тоже оказались  непредвиденные  сложности  по его новой неопытной профессии:  расписание  репетиций на сцене  между гастролёрами  и русским театром.  Порой доходило до ссор  с  завпостом  русского театра, с которым всегда были  в  хороших отношениях и даже дружбе. Но постепенно тут всё наладилось. И он весь  ушел  в творческую  работу    декорации оперы. Однажды, зайдя  в костюмерную по вопросу решения о приобретении какой-то ткани для второго костюма главного героя, и как раз там была на примерке  актриса, исполняющая  главную роль  мадам Баттерфляй. И повернувшись к нему, улыбнулась и  говорит: " Я заметила, Вы часто бываете на наших репетициях. Всегда сидите  в третьем кресле  слева  в первом ряду, Вам нравится?"   Она произнесла это так, будто  они знакомы уже тысячу лет. Он  опешил от такого  простого  обращения, но тут же  ответил. Слегка  заикаясь от неожиданности: «Да, да... очень».
  Второй раз  встретились в коридоре театра. Она остановилась,   вся светилась улыбкой из внутри  и  говорит: «Что-то  скучновато  у  вас тут в Якутске.  Пригласили бы в кино, что ли?»  Тут он не растерялся: « хорошо. Я с большим удовольствием. Когда вам будет удобно?»  Так  началось  их знакомство, которое  затем переросло  в тёплые, нежные отношения и даже больше. 

  Он, Действительно, и не просто был очарован  её прекраснейшим, высоким, нежным и тонким голосом, по музыкально-вокальной  классификации, называемым колоратурное  сопрано.  Но  редкий окрас  звучания её голоса  чем-то напоминал его далёкое трудное детство  на  кухонных  нарах во время  застольных праздников, хоровых песен отцовских вечеринок. Когда в комнате из-за  дверей точно острое, сверкающее лезвие, рассекая грубое скопление голосов гостей,  вырывался тонкий, звонкий, голос матери, о котором ёё дети  теперь даже и не догадываются, что она обладала ещё одним таким необычным талантом.Теперь уже потерянным безвозвратно.

 Это была симпатичная брюнетка с большими карими глазами, среднего роста,  с гармоничной  фигуркой и высоко поднятой головой, обрамлённой густыми длинными, тёмными волосами,  собранными в узел на затылке. Звали её Жанна, что его очень  поразило. Ведь его дочь тоже звали  Жанной. Вот так!  Даже не заметил, как оказался  в  плену  её, нежно-агрессивных, но ярких, искренних   чувств. Хотя до этого  и сам внутренне осознавал, что не против  был в неё влюбиться. И теперь это случилось вдвойне, тем более,  равно - с обеих сторон. А поэтому её сторона  стала залогом  его уверенности  и даже больше –  возрастающим  вдохновением энергии   в оформлении  декорации оперы  с её главной ролью, о которой сотрудники говорили, что Жанна  родилась в образе  мадам  Баттерфляй.  При этом,  его стали навещать идеи, о которых раньше бы и не подумал.  Он ещё раз перечитал  содержания пьесы. И кроме  декоративных  элементов пришёл к использованию освещение  сцены так, чтобы  в моменты  представления  пьесы  с её драматическим  и вокально-музыкальным решением    повышало или понижало   эффекты    света и  даже  цвета.   
 
  Осветитель  сцены театра  был высокого класса  и  к тому  ещё удивительной доброты человек, воспринял его идеи  с достоинством. Даже  прорепетировали  на свободной  сцене поздно вечером  под запись магнитофона   несколько  раз. И вот, наконец,  сцена  была одета. Худсовет  принял  положительно, без единого замечания. И был назначен  день  премьеры.  Между прочим,  режиссёр оперы задержался  и долго, и трепетно потрясал  обеими  руками руку Вячеслава. Всё это и  стало для Вячеслава и Жанны предлогом  посещения  ближайшего ресторана  «Север». И вот тут она была поражена, когда узнавала, что его настоящее имя не Вячеслав, а Всеволод. И долго возмущалась, повторяя: , "Боже мой, какое красивое имя! Всеволод! Сева! Какой ты Вячеслав!  Ну почему  ты это позволил?!»  И он объяснил, что с детства возненавидел  это своё имя. Кругом,  говорит, Кольки, Витьки, Мишки, Славки, а он среди них один Севка. Это отец его так назвал в честь Всеволода Сибирцева, которого... Но тут его оборвала  Жанна и добавила, что которого и ещё двух пленных партизан японцы сожгли в паровозной топке. Секунду помолчала и добавила, что это дело прошлое и рассмеялась, назвала  его милым,  очаровательным дурачком и строго  приказала  наливать. Потому что хочет выпить  за  этого удивительного, замечательного и  очень  талантливого Севку.

   Замужем  Жанна никогда не была.  Но с  мужчинами упорно  претендовавших   на её  ответные чувства, общалась, держа их на некотором расстоянии, с  которыми  затем    решительно   расставалась.  И вот  встретила  « Вячеслава».( Теперь буду брать это имя в кавычки) И чем дальше она его узнавала, тем ближе сокращала расстояние и раскрывала свои внутренние откровения.  Даже зная, что он женат, хотя никогда   об этом   не говорил. Зато знала, что он её  совершенно  не любит. И преотлично знала, что он любит только  её, Жанну!  А как известно,  в таких случаях  любовь бывает  только победителем! И поэтому   была несколько спокойна.

  Наконец,  наступил  день премьеры. Зал переполнен.  Аншлаг. «Вячеслав» с режиссёром  оперы  пристроились    за кулисами авансцены, слева. Не буду показывать    действие  постановки. Мне кажется, тебе это будет всё равно не интересно. Только покажу  её  окончание. Итак, аплодисменты   с несколькими  разгорячёнными  голосами: «Браво», взорвали  недавнюю тишину зала только что затихшего последнего  аккорда музыки.  Актёры  дважды выходили на поклон, и тут послышался  среди этого бурного восторга мужской голос: « Художника!» Следом прозвучал в другой стороне зала женский голос:«Художника!»  И тут же  ослабевавшие  аплодисменты усилились, зал закачался и ещё больше ожил, поднимаясь  с мест  на  ноги, сотрясая громом аплодисментов  и голосов : « Художника!»  Вячеслав весь сжался и даже охватила  какая-то  непонятная лихорадка.  Повернулся  и хотел убежать, но режиссёр  тут же поймал его  и грозно рыкнул: « иди сейчас же! Зал ждёт тебя!»  Вячеслав, точно прикованный к полу, замер  в нерешительности. И тут режиссёр  настойчиво двинул его под зад пинком и вытолкул на  ярко освещённую сцену.
 
  Весь ссутулился и, озираясь по сторонам,  он  нерешительно  шагнул  к  центру.  Там в растерянности остановился,   не зная – что дальше делать и умоляюще  глянул в сторону режиссёра, который  весь жестоко ощетинился, показал  кулак и  яростный жест, что нужно кланяться в зал. И тут только Вячеслав сообразил. В это время  бегом поднялись на сцену две девчушки, обцеловали  его и так же  быстро  под продолжающиеся и нарастающие аплодисменты с вставанием зрителей с мест, убежали.  Наконец, всё утихло. Занавес опустился. Актёры тут же  в  радостном порыве от  своего успеха собрались  и поздравляли друг друга  с  превосходным успехом  и возбуждёнными   поцелуями, в том числе и Вячеслава.  И тут появился Зелинский,  обнял  его и поздравил: «Молодец!» И когда актёры с весёлым шумом направились  к лестнице ,   Жанна  подхватила  Вячеслава под руку и  со всеми вместе  направились на второй этаж, где по традиции был уже накрыт стол с шампанским, коньяком  и прочими закусками.
               
Якутский театр , даже    не  отобразил  фамилию Вячеслава в своей афише и гонорар  по оформлению  спектакля также  отправил  художнице  в Уфу.  Только устно поздравил за помощь  как в оформлении  декорации,  так  и за работу   заведующего постановочной частью. Зато родной Русский  драмтеатр  внёс  в его Трудовую книжку    Благодарность  за  отличную работу по  декоративному оформлению  Оперы  «Чио-Чио-сан».

Но Вячеслав  не обиделся на якутский  театр.  Ему казалось, что  это  такие мелочи  по сравнению с его успехом  в первой и такой ответственной творческой работе.  И даже  был безумно счастлив! Счастье,  которое испытывал первый раз в жизни и  которое  заключала, именно,любовь, любовь, у которой крылья растут выше головы, и которая   имеет ту  плоть, что   состоит из  необъятных, нежных и страстных  лепестков всевышнего  очарования и сладостно опьяняющего  духа…

  Наконец, гастроли Жанны  подходили к концу.  И тут она получает  телеграмму, чтобы  по завершению  их сразу летела  в Москву. Большой театр ждёт её. Для Вячеслава  это стало громоподобной  неожиданностью.  Для Жанны -   пока она не знала  о решении в Москве,  сдерживала  перед ним своё  признание  о   возможной  перемене  своей творческой жизни. И вот теперь  Вячеслав был сокрушён, что и его жизнь примет совсем другой  оборот, к которому  не был готов, и потому  был в глубочайшей растерянности. Она заметила в нём эту перемену, но продолжала настойчиво убеждать,  что он должен немедленно рассчитаться   и лететь следом за ней в Москву.  Однако он  упорно стоял на своём: твердил, что  рассчитается  по окончанию сезона. Наконец, она  согласилась.  И, прощаясь в аэропорту,   крепко  обняла, прижала свою голову к его плечу и вдруг  разрыдалась.  Но  тут же  выпустила его из объятий,  быстро вытёрла платочком слёзы, посмотрела ему  глаза  и сердито бросила: «Какой же ты упрямый!»  Но горячо и нежно поцеловала его в губы  и быстро пошла на посадку. Перед трапом повернулась дважды махнула рукой и вместе с потоком пассажиров скрылась в самолёте. По прибытию в Москву, сразу же из аэропорта отправила телеграмму о благополучном  приземлении, за   подписью:-  "целую  твоя  Жанна".-Которую он получил  часов через семь после расставания с ней в якутском аэропорту..            

 Для Вячеслава  наступили тяжёлые, мучительные дни,- точно  опустился  на опустошённую землю, укрытую  сплошным, холодным  покрывалом безысходной тоски.  Всё, что было недавно таким  прекрасным, одухотворённым, теперь казалось   разноцветными воздушными шариками, улетевшими куда-то в туманную неизвестность, оставив его  в пустом и  мрачном, безжизненном пространстве, которое не сулит больше ни радости, ни вдохновения.   

  И тут в голову ему врывается неожиданная, коварная мысль,  что  та семейная жизнь,  которую в дальнейшем  может  разделить с  ним  Жанна со своим высоким, театральным профессионализмом,   да ещё  в центре столичной культуры,  может стать   просто   лишней  обузой, в которой  их  нежные  чувства в самое  ближайшее  время   могут  превратятся   в ненужный хлам  бывших чудесных, пережитых мгновений. А его  собственное  творчество станет навсегда неосуществимой мечтой - кучей провинциального  навоза.    Тем более, ведь ему уже - сорок три. Да и Жанна уже  тоже  перезрела  для такой   формы  гармонии, человеческого  счастья.  И тут всплыл образ Тамары, с которой раньше  решил связать  свою жизнь.  И здесь, в Якутске  тоже оказался благодаря ней.  Хотя никаких  чувств к её  сути не питал. Просто привязала  к себе  своей миловидной  внешностью и скрытым покладистым характером. Познакомился  с ней в Кемеровской  области. Затем  она по договору, устроенной её средней сестрой, которая раньше завербовалась в  Якутск - ГИМЕИН , Государственный институт мерзлотоведения.  Они  обе закончили  новосибирский факультет  по специальности инженеров- гидрологов.

Вот, ему тогда и показалось,  что  Тамара,  и есть та женщина, с которой    сможет построить  настоящее семейное  благополучие и, конечно, с приложением  к нему своё  увлечение творчеством. Хотя к этой  его  слабости  она была совершенно   безразлична. Даже на рассказ "Папа", который  он опубликовал в газете "Социалистическая Якутия»  и,  который  имел    успех, - даже главный редактор выразил свою    оценку: "У вас острое перо. Берегите его!»,-  на что она просто ухмыльнулась, и равнодушно пожала плечами. Но  он не придал этому значения и  не изменил своего решения. Лишь бы она ему не мешала. По её характеру,  на его взгляд тогда, он на это и  рассчитывал.    В общем, через некоторое время  она  оказалась в положении, и по совету её  родителей,   отправил  к ним, где, по их решению, ей  легче  будет  справляться  с    участью начинающей, молодой матери.  В это время  он и встретился с  Жанной, которая и ослепила его  своим  женственным  совершенством  и  своей  искренней взаимностью. И теперь, оказавшись  между  этими  двумя  крайностями, был  в  полной растерянности.  Но  тут ,получает  от неё письмо, которое  в одно мгновение  стёрло  в его сознании  прозаический образ Тамары,  и   весь  расплавился в  бурном ослепляющем потоке  чувств -  к Жанне, которые всю эту  скопившуюся мутную  пену  после расставания  с ней, теперь унесло легким, беспечным вихрем. Снова  обрёл  перистые, упругие крылья, свободно  парящие  в  ласковом, солнечном  пространстве,  сплетённого  из  нежных  объятий  и горячих  ласковых  поцелуев.  И ему так захотелось  прямо сейчас  сесть в самолёт  и оказаться  в объятиях  милой, нежной, дорогой  и любимой Жаннет. – Так, иногда, он называл  Жанну. На этом твёрдом  решении   и  остановился, не дожидаясь  окончания сезона.   И вдруг  получает телеграмму – у него родился сын!  Это известие его  повергло в шок!  Разрушило одним ударом   его выстраданное решение.

   Начались муки, бессонные ночи!  Даже хотелось    напиться! Но со своим опытом жизни,  знал, что  такой  способ,  найти выход из  данного  положения    может    превратить его   в  психически-беспомощную  размазню и  ещё  больше  усложнить  ещё  одну часть  его жизни. И, собравшись с силами,   выбрался  из этой  своей  внутренней пропасти и стал на   путь  тяжёлого, но истинного  здравомыслия.  Начал с   того, когда родилась его  первая и любимая  дочь.  Он даже вспомнил, как это было. На новый год – после двух часов ночи  второго  января. Досмотрев  телевизор, у жены начались схватки.  Случилось это в  селе Поломошенском   Кемеровской области,  где они снимали тогда квартиру, и работал   заведующим  дома культуры,  в   полукилометрах  от станции  Тутальской, - рядом с поселковой  больницей. Зима! Морозная ночь!  Оделись. Жена стонет, гнётся, хватается за живот. Вышли.  Кругом снег, залитый  расплывчатой голубизной яркой, круглой луной с безоблачного неба.  Избы с  тёмными окнами  сонно выстроились  вдоль  улицы, и тишина.  Только   где-то тоскливо лаяла одинокая собака. Вячеслав в  страхе, ужасе, как всё это он  рассказывал: А  вдруг  роды начнутся здесь,  по дороге – на снегу! Но всё-таки, добрались до больницы без происшествия.

 Однако там  ждало  другое испытание. В больнице оказалось нет света!  Дежурная  медсестра   подняла тревогу.   Прибежала бригада  родильного отделения.  Жена  стонет, вот-вот начнутся роды. Врачи не знают – что делать?  Звонят -  на станцию,  Но тамошняя  Дежурная  не растерялась -   хватает свой  аварийный флажок и мигом   выскакивает на железнодорожный путь, по которому  как раз  в их сторону двигался  товарный состав.  Лязгая, и скрежеща  тормозами,  останавливается на аварийное предупреждение флажка. Их тут же дружной толпой подхватили   и  подсадили  в кабину машиниста. До Юрги  - около  трёх километров,  куда было сообщено, и у вокзала  уже ждала  скорая.   Родила   в  семь - утра  здоровенькую, симпатичную  девочку  пятьдесят  один сантиметр на три с половиной килограмма,  и вся  похожая на своего отца, только  с чуть  раскосыми монгольскими глазами, как у жены. Как, между прочим, они и мечтали, если родится дочь.  И   назвали  Жанной. Вот такое  милое совпадение! Однако, я сейчас думаю,  возможно  ли теперь  в нынешней России  пойти  железнодорожникам  на подобное    действие?!. Но это другая тема. Политика.   мой личный взгляд.

 Короче. Вячеслав все-таки  настроился  ехать  в Москву, к Жанне.Страшно скучал по ней. Но тут получает  от Тамары  фото  своего сына, в котором  увидел  свою неотразимую  копию. Это и  стало  окончательным решением  выбора его  судьбы: ехать только  к нему!

 Вот и всё! Знаешь, я устал! Но если тебя интересуют остатки  дальнейшего его жизни, обратись к его повести, которая раньше называлась "Мы судьбу не выбираем, она сама приходит к нам". Теперь он её переименовал в "Судьбу старика". Она находится в Интернете на сайте Проза ру. А  я  заканчиваю  своё письмо
 об этом обойдённом судьбой, интересном, добром, талантливом,сильным духом человека. Даже под старость и в одиночестве не сломленным своими коварными болячками, продолжает  бороться с ними за своё стойкое существование. В  две тысячи  втором году  у него  были обнаружены  полипы  толстого  кишечника, операция которых  стоила тогда ещё  относительно его пенсионного кошелька  более-менее  исполнительной. Теперь  эти  полипы  с запорами   и кровью  переросли  в злокачественные опухоли,так называемый рак,  операция которого  по цене не  соответствует  его кошельку.

Занялся  по  системе  профессора  И.П. Неумывакина  самолечением с помощью пищевой соды и  перекиси водорода.  Трижды  в день  по чайной ложкие – на стакан и  перекисью  по десять капель  на четверть  стакана воды. Кроме этого  ежедневной  содовой клизмой  и  непременной  спортивной зарядкой. Правда, пробежку  заменил теперь на пешую проходку.  Того же маршрута ( 5 км).  И включил  в зарядку сдержанные приседания - тоже по системе профессора довёл  до 100, 150  раз, бывает и до двухсот, и больше. Под настроение. Со временем  исчезла кровь,  легче стало с запорами. и меньше  резких болей в животе. А также с помощью  физических  упражнений  справляется  со своей  ишемией  и стенокардией сердца, и другими болячками. Ну ладно, пока.  Всего доброго! Пиши.

Всеволод Заковенко.
Донецк  20019 г.