куда ведет стандарт. о классе ФХ стандарт

Ильмир Шакиров
Куда ведет «стандарт». Проблема «стандарта» в картинге.(28.02.2019)
Я с интересом наблюдаю над одним многолетним социальным экспериментом у нас во внутренней республике. Идея массстандарта в общем (абстрактно) довольно неплоха, но есть существенные минусы ведущие к большим проблемам для государства в целом.
Идеолог стандарта «массового» картинга, один из картфункционеров, несомненно достойный человек и в прошлом и сейчас, тем не менее обладал, по моему мнению, некоторыми недостатками партфункционера КПСС,( что и привело ее к краху* вместе с СССР. )
Насколько мы помним СССР позднего периода, то вовсю были приписки. По числу сдавших ГТО например. В картинге того периода была такая фишка –«массовость». Орды «бумажных» картингистов. Не скрою, она перешла и в демократический период страны, из коего мы, слава всем богам, выбираемся.
Заключалась она, массовость, в том, что на бумаге были орды занимающихся, и застрявшие умом в позднем СССР маразматические функционеры (а куда им деваться то? делать толком ничего не могут), продолжают по прежнему вводить верхнее руководство в заблуждение давая ему  неадекватную статистическую картину.
Одна из фишек любого начальства –нам нужна массовость. Естно, результат не нужен (пока). Но я много раз подрывался на такой подставлялке мине от руководства  школ, что попросту готовил и на результат, сохраняя бумажных солдат. Почему? а потому что над ним тоже есть начальство*, кое озаботившись вдруг результатами, начинает сурово вопрошать, где результаты? Места то есть. откуда?
В переходные годы  «суверенитета», когда местные националы начали перекраивать картинг на местах под себя, был найден, как казалось нашим местным функционерам от картинга, выход – стандартные классы. Это коробочные Мински, Восходы, В501, в нулевые к ним присоединились моторы из Вятских Полян и под занавес превосходные моторы из Коврова.
Но это была западня. Кажущийся выход оказался отсрочкой неминуемого краха всей системы обучения техперсонала для промышленности, ибо…... Стандартизация классов повлекла за собой изменение мышления. Тех, кто повелся на это.
Как правило, это обучающиеся по так называемой кружковой, секционной, (и сейчас объединение). Сидят долго и нудно изучают книги далеких 60-70х* и потом катание на прокатных. Всех устраивает. Родители рады что отдали типа «научиться» (чему нибудь и как нибудь), муники рады тем что оторвали от тлетворного влияния «улицы», а вот о самих детях никто и не подумал, которых собственно то, вводят в заблуждение –обещая научить ездить или  разбираться в моторах.
Это за пару тройку кругов то? да их, этих кругов, минимум пятьдесят надо в день! А в идеале 100. а чтобы совсем уж научиться -200. возьмем среднее время прохождения трассы -1 минута. Это для удобства подсчета.(это я вам как физкультурник скажу -результат будет если занятия минимум ЧАС. Это в охотку. Чтобы серьезно полтора часа. Все равно что тренить, мышцы бицеса или мозги. процесс один и тот же. Кстати о мышцах. как нибудь проедте на не прокатном карте, настоящем с широкой передней колеей и сликами. серьезно так, круга три-четыре чтобы резина липнуть стала. потом посмотрбю на ваши руки. трястить будут однозначно. Это не совковая дубовая воронежская резина, ширина задней уже меньше передний на многих современных картах. о какой траектории времен совка может идти речь?

Помните пара-тройка кругов? Занятие в картгруппе 45 минут. Количество учеников от 10 до 15. рекомендованная периодичность ДВА (ну три) занятия в неделю. Пусть будет один карт. УТК. Также для простоты подсчета, ибо обычно на укатайки дают один карт. Это как в армии СССР, тренировочный танк. Ушатывают донельзя. Можно дать и два и три и четыре. Ремонтировать заколебешься. Вот и подсчитаем, сколько кругов в обычном кружке может проехать ученик на одном карте. 45 минут делим на 15 и получаем искомые три круга. Итого шесть кругов за два занятия. Даже при бОльшем количестве картов, число кругов вырастает незначительно. Такова суровая реалия обычной кружковой системы, по интересам так сказать. Естественно, что из нее никогда не выходило и не выйдет толкового пилота картинга, и вся «учебная» возня с «обучением» вождению (увы не пилотированию) сводится к тому, что на каких нибудь региональных гонках, что бы победно рапортовать об успехах «массовости и охваченности» выпускается стадо прокатных картов класса  ФХ200 стандарт, с их несчастными 3500 -4200 оборотов (это отслеживают!!!). пару раз в сезон, на узкой и необгонной трассе. То бишь, с мая по сентябрь ВСЕГО пара –тройка гонок, когда их, по определению надо 10 минимум.

(поясним специфику так называемого класса ФХ200стандарт. Не разрешено НИЧЕГО. Запрещено демонтировать ограничитель оборотов. (правда про звезды главной передачи умолчали, ну тут и понятно, себе то, продуманы из метрополии поставят и побыстрее, а где взять ведущую на 15 -16 вместо 13-14 сельскому картингисту, который даже прочитав умную книгу одного из гуру картинга «демократического» периода, так и не найдет там ничего про соотношение.
Дело в том, что прокатные карты спроектированы под крытые картодромы в основном. Это весьма короткие трассы и особый стиль вождения, в принципе не подходящий для скоростных трасс. Поэтому то и звезды на 13-14 и ограничители как раз нужны, чтобы не перекрутили.
Запрещено пробовать менять трубу выпуска, чтобы все довольствовались искрогасителем. Запрещено подбирать фазы газораспределения. ВСЕ нельзя.
 Шаг в сторону расстрел. То есть от размеров.
Интересно, но сие крайне удачно (случайно надо сказать) совпало с тем, что основной идеей фикс школ картинга метрополии (нашей) является именно стандарт. И когда на соревнованиях ктото, не из метрополии, выигрывает, показывает лучший результат, то соответственно к нему применяются меры техконтроля.
(это справедливо и для большого картинга, где техкомы могут элементарно «завалить» не своего  за сотку сквиша* померенного на горячем моторе).
Поскольку калибры ТОЛЬКО у одной шарашки, то понятно, что изготовить по ИХ техтребованиям моторы довольно трудновато.
(справедливости  ради скажу,  что раньше и соревнования в метрополии были «закрытые», и понятно почему, их элементарно «делали» более накатанные*, хоть и менее теоретически обученные пилоты.)
Эта стандартизация привела к оглуплению мозгов, и когда в метрополии всеже решили выпустить на конкуренцию свои самоделки, очень кстати интересны в техплане, то финал был неутешительным. Людей способных к техническому ТВОРЧЕСТВУ там не отсталость. Как впрочем, и пилотов, каковых то и не было. Откуда пилот при кружковой системе?
Напомним, как происходило обучение в недавнем прошлом. Громадные классы под 30 человек. Дети сидят как в школе и после массы фактов теории, довольно таки устаревших данных, им дают покататься пару-тройку кругов. Такой минимальный набор.
Занятия с сентября по май, это так наз.допобразование. человек попросту теряет время после того, как прошли пятнадцать дней от первого сентября. Набрали требуемые 10-15 (санпин) человек и остальные давай досвидания. Эта группа со временем также отфильровывается и вуаля. Никого нет. (еще бы..ну кто будет сидеть как в школе? Это раньше уроки было не так много. сейчас же знаний привалило.
Что делать?
Понимая этот минус системы картобразования в современный период мы пришли к обходному варианту, сделав симбиоз «общей» группы и механиков-пилотов ФХ 200/270 (это прокатные карты именуемые УТК).
Кто хочет теории ее получает, изучая самостоятельно. Это так называемый интерактивный подход. (так нас к примеру, обучали на заочке в физкультакадемии, когда на следующее занятие надо было просмотреть не УСТАРЕВШИЕ учебники, а лекции самих преподов (выложенные в интернетресурсах) и свежайшие исследования.)
Поясним для любителей абстракции…траектории картов в КАЖДОМ случае РАЗНЫЕ. Вот к прмеру коробочный карт. Имеет спереди тормоза. Это предпологает особый стиль торможения и входа в поворот. Естественно и изменять кастор надо с развалом. Узкая передняя колея одна траектория, широкая другая.
Карт безкоробки, с центробежным сцеплением, уже иная траектория. Двухтактник и четырехтактник имеют особенности. Тот же четырехтактник прокатной хонда жх200 с редуктором имеет свою особонность торможения. Тот же карт но с «сухим сцеплением» уже приближается по характеристика  к двухтактной Парилле. (обо всем это НИЧЕГО не написано в умных книгах. Только абстракция. Догмы далеких 60х.
Одним из минусов «стандартных» прокатных картов (УТК) является факт того, что через ТРИ недели обучения на них (в моей группе) скорости УЖЕ не хватает. Напомним, у «обычных» прокатных картов звезда 13-14. Искрогаситель.Ограничитель оборотов. Это от 3500-4000, ну 4500 при хитростях «тюнинга» тяг.
А ведь для формирования нужных реакций надо иметь скорость ВЫШЕ. То есть, для большинства тех кто занимается в «общей» группе с их тремя кругами в день, стандартный УТК выше крыши. Потолка они не достигнут.
Поэтому у себя в группе  мы изменили соотношение (зимой) и ввели тягу, отключив ограничитель, что и дало прибавку по оборотам до 6000 тысяч. В совокупности это и дало скорость.
Является ли это пределом? Нет. Надо иметь возможность настаивать систему выпуска. То есть, резонанса. Финика акустики она и в африке физика. То что работает в двухтактном, также работает и в четырех тактном*.
Нами взят за пример дедушки Форда (ранний Генри Форд), когда практика была две недели, теория одна. Поэтому сначала у нас НАКАТ. Мне часто говорят, акак же траектории, моторы и прочее…
Поясняю…Практика предполагает не только практику езды, но и слесарную.Именно во время обслуживания и обьясняется какая гайка на 6 и как на 8 и почему. Этим самым устранется часовое сидение в классе. Зачем сидеть за партой, когда можно все ПОПУТНО объяснить.
Есть ли теория вообще? А как же. Есть. Во время межсезонья, когда ездить нельзя. Тогда и упор на теорию, совместно с практикой.
Поясним минус обычной кружковой системы. Те кто не попал в набор двух недель сентябя, тот «пролетает». Обучение, как мы сказали с сентября по май. Летом «курят бамбук». У на же система матричного обучения, причем старожилы, те кто много уже занимаются обучают новеньких.
То есть, если каждый месяц заставлять новеньких сидеть за партой, и самому стоять у доски, то времени попросту не хватит. Тут элементарное обучение «по ходу». Тот кто пришел, просто наверстывает необходимую теорию без которой его просто не вырустят на трассу (есть двухмесячный минимальный курс). Нет теории нет и практики езды.
Таким образом организуется актив –те кто постоянно ходит ВСЕ четыре дня практики, и остальные, которые ходят пореже. Собственно вуаля… сразу видно кто арбайтер а кто халявщик и тусовщик.
Соответсвенно этому и выводы. Тот кто много работает много и ездит и участвует в гонках. Остальные по остаточному принципу.


Работаем четыре дня, то есть, готовим карты и пятницу укатываемся до не могу. Минимум три часа. Те кто ходит все четыре дня, ездят больше и за ними закреплены карты. То бишь, они ответсвенные, о чем и говорит надпись. Их же выпускаю на местные погонялки, ибо количество часов наката неизменно переходит в качество вождения. Кто больше склонен к «кружковой» (халявной) системе обучения, те «курят бамбук». Дается им соответвующее их КТУ (коэф.труд.участия) время наката, за чем бдительно следит народный контроль из самих же учеников (вот она истинная демократия, опыт так сказать СССР), и «давай досвидания». Кто не работает тот не катается.*
Таким образом чтото типа из опыта легендарного Макаренко.
примечалки

«Сотка сквиша…
Сквиш –зазор между поршнем и головкой, камерой сгорания. В Классе Микро, у Парилл, 1,60 (дай бог памяти). Ушлые техкомы, проверяющие моторы, ловят простаков, не знающих основных правил –сквиш меряется при остывшем моторе. В техтребованиях это не прописывается (понятно почему), да и поправки на нагар (бывает масло дающее нагар, и нормальные механеры после КАЖДОЙ погонялки или УТС (это пять по 10-15 минут) вскрывают и чистят поршень. Каждый день. Такова специфика мотора Парилла.
По логике надо бы и нагар снимать, но с техкомом не поспоришь.
*Кто не работает тот не катается…
До ноября 18го была так называемая «общая» группа (халявщиков). Посидели, послушали и покатались. Нет выхода результата.
Потом было собрание и куратор организации, что наблюдает за нами, высказал неудовольствие как результатами так и отсутвием подготовки слесарей для организации.
Собираю общую группу и говорю –политик партии и правительства изменились. Пашем как негры четыре дня, пятый катаемся весь день. …
Вся группа фьюить…исчезла.

*более накатанные пилоты…
Интересно, но сию методу я почерпнул из воспоминаний одного вертолетчика, который сравнивал школы подготовки американцев и наших пилотов. (понятно, что эмпирически я так и так подошел к этому, это просто так сказать базовое теоретирование. Ибо когда скажешь типа я вот так и так придумал, то поморщаться (городские пижоны терпеть не моут сельских выскочек, а это я и есть) и скажут –да это все фигня. А вот если сказать, оооо блин это америкосы придумали не хухры мухры понимашь, то да, яйцеголовые умники скажут –это да. они могут.
Так вот, американцы…ихних вертолетчиков больше накатывали по нашей терминологии. Наших же загружали по полной разной информацией. И при примерно равном времени обучения америкосы летали лучше. Зато по части ремонта нашим не было равных. Но вот в чем дело….Американцев учили делать то, что они моли исправить быстро и сами. Если нет, то сворачивались и в район «подбора». Делать ноги.
(в различного рода худ.книгах и фильмах можно почерпнуть массу интересной информации, если конечно задумываться над процессом.)

*начальство…
Системауправления социумом есть весьма хитроумная. На начальника запросто можно «надавить» через различные постановления и нормы. Формально руководство не подчиняется например муниципалитету, но тот имеет свои рычаги воздействия, и периодически происходят кампании массовости. Хотя по большому счету то, монастыри то, разные. Тем неменее приходится «делать Ку» во имя большой политИк.
Как вы думаете, муниципалитет это государство? Нет. Государство дало полномочия (стричь деньги за территорию) местным органам власти. Так рассматривая абстракцию государство мы не видим конкретного источника –муниципалитет.
*кто не работает –тот не катается…
Позволю перефразировать Ильича. По моим наблюдалкам тенденция мутации госстроя идет обратно к CССР. Не совсем именно СССР, но социальному строю. Это Импероподобное гособразование, с небольшой сильной технически армией, наукой. Это предполагает мобилизационную экономику (читайте Лютфак.Стратегия Византийской Иперии). Скорее всего, будет работать вариант сталинской экономики 1929-54 годов, что требует ОСОБОГО менталитета людей. Дело в том, что подобная схема-модель «сталинской» экономики, сработала еще раз только в Японии, которая и взяла ее в 1955 году, со всеми сталинскими лозунгами. Дело в том, что Япония, в ТО время, была более похожа на общинную систему СССР. Сказалось и «похожесть» религий –православия и синтоизма. Поэтому данная модель экономики невозможна сейчас нигде, и в россии в том числе.
К моему большому сожалению, наблюдаю слишком много потреьбляторов и халявщиков. Но как сказал Фурсов –«буду бороться за безнадежное дело».
(фурсов –институт аналитики.)
*книги далеких 60-70х.
Как чтиво для ознакомления эти книги в ДАННОЕ время подойдут, однако, не все что в них описано сработает на все сто. И вот почему…вемя другое. К примеру, вот траектории. В книге они «правильные» и «неправильные». Понятно, когда была «дубовая» воронежская резина В25,В28 на всех, и полное отсутвие на совкокартах регулировок кастора и развала, то да, общая траектория примерно и была абстракно общей для всех. Но опять же, практиковались в основном коробочные моторы, а сие уже иная траектория, нежели безкоробочник, (который сейчас уже с муфтой, с которой вовсю инженерят хитроумцы механики меняя зазоры или просто не моющие чисто фрикционы). Если мы возьмем обильный выбор резины то убедимся, что каждый раз траектории разные, а если ктото освоил довольно хитрый вход в поворот с резким заруливанием (треует иного кастора и настроек шасси) (тип трактор, поворот вдруг), то становится понятным, что все книги той поры всего лишь примерное описание абстрктого типа.
Причем вы не найдете ни в одной из них как надо стробоскопировать метку зажигания. Почему нужен тройник и кран регулировки потока топлива в «обратку». Как не найдете таблиц характеристик кривых момента на разных бензинах. Какой нужен сквишь, и почему при сотом бензине нужно иное зажигаеие нежели чем на 92.и прочая, прочая, прочая.
Привело к краху*..
Иногда, наблюдая решения наших функционеров, ловлю себя на мысли, что без института Махариша (в США, оккультное воздействие через информсферу), точняк не обошлось…уж больно дебильные решения, явно не в ладах с логикой, этот функционер принимает.
Как пример приведу опыт его «реформирования» нашей трассы в 2018 году, когда его допустили к «наблюдению». Первым что он сделал, это ввел свою любимую зигзульку, введя изгиб на прямом участке. Типа-надо сбавит  скорость.
Сбавили…настолько что в ограждение уе…сь аж два карта, второй с вылетом пилота из карта. Поясним логику ЛЮБОЙ трассы –это организация движения. Поэтому ВСЕ нормальные разработчики стараются расширить трассу и сделать повороты скоростными. Что и сделал Разрушитель, который при всем моем неуважении к его отношению к людям, тем не менее является одним из самых выдающихся в техплане.
Чтобы было понятнее, это прямой участок трасы сделать с изгибом и поставить посередине столб. Десять человек наедут, зато остальные сто будут думать и объезжать снижая скорость.. Такая вот долбанутая логика.
(ну…отслеживая многолетний спор картингистов нашего города и местной метрополии, могу предположить, что сей картфункционер, любитель извилистых трасс и стандарта, предполагаю, что целью является УВЕЛИЧИТЬ аварийность нашей трассы и соотвественно ЗАПРЕТИТЬ проведение соревнований на ней. Кстати, об сем УЖЕ заходили разговоры.)
*Двухтактный и чктырех тактный…
Система выпуска двухтактника ОЧЕНЬ завист от резонанса. Мы, в свое время, сдела по совету одного из механиков (Смолин), имеющего МЦ эндуро 60х(ГДР), систему подпора после обратного конуса.
Поскольку мы практиковали в «полтиннике» (50кубов, В501м) траекторию безкоробочника (на второй передаче), то сия схема весьма пригодилась, ибо давала на «выходе» с поворота быстрейший резонанс. Где то время улучшалось на 0,5 сек. Интересен факт, что адаптированную версию принял «на вооружение» кооператив Вираж в Зеленограде, где делали 135ки безкоробки. В 2005 уже заметил такую схему на Париллах.
А чтоже 4х тактник? Также физика работает. Когда практиковал в «кроссовой» ОКЕ, то изго товлен был выпуск. Труда в внутренним  диамертом под 50 наверное. Так вот, ПРОСТО труба, прямоток, тупо не работал. Мотор не выходил на резонанс.
Что делать? Добавляю консьрукцию типа резонатор, причем прорезаю «болгаркой» прорези в конечной части трубы, НАГЛУХО перекрываю ее «пятачком», чтобы газы упирались в перегородку и шли через прорези в резонатор и оттуда во вторую половину концевой части. И…?
10 тысяч на прямой. (справедливости ради скажу, что и коробка была «разгружена» парой 5,45 (это от диффера), «рядами» КП, ну и головка со шриковскими пружинами и Веберами.
(Один из баггистов не поверил. Ну, да их я всегда считал не скажу кем….досааф уже определение). Скорость конечно не такая большая по савнению с «восьмерками». На высокой горе она была 115, а надо бы, хотя бы 130 на прямой. ну тут уже не хватало пятой передачи.)
Подобную схему езонана я применил и в поре с оппонентами из тусовки. Я, как практик, пробовал разные трубы на четырехтактнике хонда жх200 (двести кубиков). Так вот, одни из механеров высказался, что типа «разорвет».  Фига ли?
(ясен пень, я все просчитал. Надо просто перевести обороты из минуты в обороты в секунду и замерить обем трубы. Выходил «аллес гут». Что и сработало. Единственно что, на льду резина просто буксовала ибо мотор СРАЗУ выходил в резонанс. Поэтому огрначились простой писилкой «как у всех» (отрезок трубы длинной от 10 до 30 см. наблюдал и больше. Ну тут уж у кого какие комплексы по величине своего достоинства как мужика.
Так вот, о споре. Имел неосторожность высказаться (показать свою ученость) при начальнике. Тот и сказал –«вот вы все говорите, говорите, а ничего не делаете».
Хмыкнул я да и сделал за полтора дня из водосточной трубы (толщина 0,5) нужную конструкцию. Искомый резонатор. Резониркет даже от постороннего звука.
Тут как раз проверяют ихнюю багги. Там труба. Длинной под 800 мм. Такая у них тогда была догма. Длинные трубы, которые умники просчитали на компе. Проверяют -58 секунд время круга. Ставим мою короткую с резонатором. 56 сек.
А теперь слушайте комментарии –«да он не валил еще», «да она же короткая» и т.д и т.п. В чем дело то, говорю…Давате выедем на трассу и проверим. Молчат.
Дал трубу на гонку.. Так и не поставили.
(по этому поводу приведу факт…в одном монастыре монахи все время спорили сколько зубов у лошади. Несколько лет спорили за вечерним хмммм ужином. Если судить по дракам ужин был весьма горячительный. Так вот, пришил МОЛОДОЙ новый монах. Услышав спор, он сказал, -«в чем дело то? давайте спустимся в конюшню и пересчитаем зубы у лошадей»…
Выгнали монаха….