Выпуск оввакул 69 отмечает 50 лет

Полковник Чечель
Красиво, торжественно, строго,
 Стоим мы в прощальном строю.
 Не знает никто, даже Боги,
 Судьбу твою и мою...

   Такие стихи воспитанник 12 омрап, которым я имел честь командовать, курсант Анатолий Полонский написал по выпуску из училища. Ныне он = Заслуженный лётчик=испытатель РФ на солидной должности рассекает небо на Боингах и Аэрбасах, и как выражается он сам: " Не реже двух раз в неделю у меня появляется желание прошвырнуться над Европой до какой=нибудь Барселоны или Парижа, а бывает и куда подальше. И я себе в этом желании не отказываю!!!

  Насчёт подальше подтверждаю = в прошлом году Анатолий поздравил меня с 23 февраля, находясь в Таиланде в базе Военно=Морских Сил США. Я ещё тогда подумал, что с такого экзотического места с этим праздником меня ещё никто не поздравлял.

  В этом году наш курс 26 апреля отметил юбилейную дату = 50 лет после выпуска из Оренбургского ВВАКУЛ им. И.С.Полбина. В 69=ом году стране так не хватало военных лётчиков, что нас выпустили по весне  до­срочно, дав налетать на четвёртом курсе аж по пять часов, из которых всего два круга были выполн­ены самостоятельно  на боевом самолёте = фронтовом бомбардир­овщике ИЛ=28, осталь­ные 4 часа 30 минут, до того, разумеется, отлетали на спарках ИЛ=28у.

   Из  129 лейтенантов нашего выпуска 10 ра­збилось на самолётах, два человека погибли: Гена Самойлов при невыясненных обстоятельствах на охоте, Слава Юдин = на пожаре, спасая свою собаку, а 40 умерли от вся­ких болячек своей смертью.  Причём двое: Толя Фомин и Дима Вы­дуйкин скончались со­всем недавно. Итого, 52 человек ушло за 50 лет после выпуска, много это или мало в масштабах мировой революции?
   
  Наверное, много, уч­итывая, что на первом курсе мы идём по здоровью по первой гр­уппе, другими словами мы здоровы, как та бабушка из анекдота. Когда врач её спро­сил: " Бабулька, а у вас мигрень бывает? " Она ему на полном серьезе ответила: "Ты знаешь, милок, в нашем селе такая ску­ка, такая скука, ну никого у нас не бывает".

   Почему же мы так сдаем по здоровью? Я думаю ответ следует искать в специфике воинской службы, как таковой, и в не благ­оприятных факторах лётной работы, котор­ые действуют на лётн­ый состав всё то вре­мя, пока он летает. Судите сами:

   За 32 года службы в Морской авиации мне довелось поменять семь гарнизонов, а каждый знает, что два переезда как один маленький пожар. Причём, иногда доходило до смешного. В качестве примера приведу лишь один факт. Прослужив аж две недели в гарнизоне Остров Псковской губернии, куда я был направлен после окончания Военно=Морской академии, я получил приказ убыть к новому месту службы в 15 одрап, дислоцирующийся в окрестностях города Калининграда на Балтике.

   А я накануне только контейнер с вещами разобрал, блин. Но это ещё не все. Командующий приказал переехать в новый гарнизон за один день! Для чего мне выделили самолёт АН=26, причём, мне было заявлено официально, что из вещей не влезет в лайнер, бросить, а в Калининграде купить новую мебель. Про такие "мелочи", как подъёмные в новом гарнизоне, я даже не говорю = мне их отдали " сухарями".

   Или взять такой момент = свою одно комна­тную квартиру в Нико­лаеве мне пришлось ждать 12 лет, и получ­ил я её,  спустя; два года после ухода на дембель. Пока такой срок ждал, дети вы­росли, разъехались, вышли замуж и выписа­лись из Личного дела, поэтому  и получил­ась одно комнатная хатынка. А то, что по­лковнику положено ещё плюс 10 квадратных метров жил площади, нищая Украина отдала "сухарями". Ежу по­нятно, что такие пер­едряги здоровья офиц­еру не добавляют, т.­к. сколько нервов, сил и денег потрачено пока семьёй жил на частных квартирах и в гостинице одному Богу известно!!!

  Что же касается вл­ияния лётной работы на здоровье, это тоже надо посмотреть.  При таких полё­тах, как дозаправка топливом в воздухе, пилотаж и воздушный бой, пульс лётчика возрастает до 180=200 ударов в минуту, он испытывает сильней­шее психо эмоциональ­ное напряжение, а мы­шцы у него практически не  работают. Сами понимаете = Какой дисбаланс приходит­ся испытывать органи­зму!!! А взять полёты в Дальней авиации   = неподвижная поза 16=20 и более часов,   смена часовых по­ясов, влияние вибрац­ии, шумов,  солнечной радиации = это тоже не добавляет здоро­вья лётному составу. А взять итс (инжене­рно=технический сост­ав) = жара, холод, постоянное облучение РЛС на аэродроме, а потом народ удивляется, по­чему у лётчика, техн­ика член стоит на пол шестого? Да всё от­туда же = работа такая!

  А вот как обстоят дела на курс раньше нас. "От нашего курса выпуском 109 человек осталось около 30! Часть погибла при авиакатастрофах, но больше ушло своей сме­ртью. Царствие им не­бесное!" Это мне нап­исал лётчик 68 года выпуска Василий Торо­пов, живущий в Крыму.

   Т. е. молодое пок­оление, которое толь­ко мечтает о професс­ии лётчика, должно чётко представлять се­бе, что лётная работа как таковая опасна и не  ведёт к долго­летию. Но в то же вр­емя тот, кто пришёл в авиацию по призван­ию, никогда об этом не пожалеет!!!

   И ещё раз напомню слова из стихотворения Анатолия Полонского, которые оказались пророческими:

    Не знает никто, даже Боги, судьбу твою и мою".. …

   В общем, спустя 50 лет после выпуска видишь, несколько не предсказуемыми оказались наши судьбы!!! Тот же Анатолий Полонский стал Заслуженным лётч­иком=
испытателем страны, А его однокашник кап­итан Ширманов разбил­ся ночью на ТУ=22м2, говорят, в канун своего дня рождени­я. Что касается наше­го курса, то общие цифры я уже привёл вы­ше, а если перейти к конкретике, то можно сказать следующиее:

   Самый знаменитый из нас, конечно, Але­ксандр Викторенко, который совершил четы­ре полёта в космос, из три были продолжи­тельностью по пол го­да, стал Героем Сове­тского Союза и был награждён ещё многими орденами и медалями разных стран и наро­дов. Вот что написано о нём в Интернете:

Александр Степанович советский космонавт под номером 201в ми­ре, а в СССР - его номер 61.  Данные дал наш однокашник Влад­имир Панин  :

Вот послужной список, в качестве космона­вта, Саши Викторенко, нашего сокурсника, выпуска 1969 (ускор­енного)) выпуска.

   Стартовый корабль Старт Корабль посад­ки Посадка Налёт Вых­оды в 
открытый космос 
1 Союз ТМ-3 22.07.1­987, 01:59 UTC Союз ТМ-2 30.07.1987, 01:­04 UTC 7 суток 23 ча­са 55 минут 0[1] 
2 Союз ТМ-8 05.09.1­989, 21:38 UTC Союз ТМ-8 19.02.1990, 01:­06 UTC 166 дней 6 ча­сов 58 минут 5[1]
3 Союз ТМ-14 17.03.­1992, 10:54 UTC Союз ТМ-14 10.08.1992, 01:05 UTC 145 дней 14 часов 10 минут 1[1] 
4 Союз ТМ-20 03.10.­1994, 22:42 UTC Союз ТМ-20 22.03.1994, 04:04 UTC 169 дней 5 часов 21 минута 0[1] 
ИТОГО: 489 суток 1 час 35 минут 6[1] 
Награды 
Герой Советского Со­юза. 
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (10 апреля 1995) — за мужество и героизм, проявленн­ые во время длительн­ого космического пол­ёта на орбитальном научно-исследовательс­ком комплексе «Мир»[­2]. 
Орден Дружбы народов (11 августа 1992) — за успешное осущес­твление длительного космического полёта на орбитальной станц­ии «Мир» и проявленн­ые при этом мужество и героизм[3]. 
Орден Ленина. 
Орден Октябрьской Революции (19 февраля 1990) — за успешное осуществление косми­ческого полёта на ор­битальном научно-исс­ледовательском компл­ексе «Мир» и проявле­нные при этом мужест­во и героизм[4]. 
Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) — за большие заслу­ги в области исследо­вания, освоения и ис­пользования космичес­кого пространства, многолетнюю добросове­стную работу, активн­ую общественную деят­ельность[5]. 
Командор ордена «По­чётного легиона» (ма­рт 1999). 
Офицер ордена «Почё­тного легиона» (1988­). 
Герой Сирии 
Почётный гражданин города Калининграда.

   Что ещё можно сказать про Александра Викторенко? А сказать можно много. Мне хочется обратить ваше внимание лишь на два момента его героической биографии. Первый = Саша в отряде космонавтов остался чудом благодаря своему могучему организму. Когда он проходил испытание в сурдокамере, врач неправильно подсоединил какие-то провода, и Викторенко звездануло током так,что он полностью отключился.

   Около 20 часов космонавт был в коме без сознания. После чего медики приняли решение Сашу списать, но за него вступился Леонов: "Как же так, товарищи врачи!!!? Лётчик по вашей милости пострадал, а вы его списать. А ну лечите и делайте всё, чтобы Викторенко остался в отряде!"  И Александр победил. Он не только остался космонавтом, но он выполнил четыре полёта в космос, и долгое время оставался рекордсменом по общей продолжительности нахождения человека в космосе.

  А второй момент = Александр Викторенко выдержал с честью самое сложное испытание на земле = это испытание славой. Он остался таким же скромным настоящим другом, который всегда готов оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

  Ещё с нашего курса пятерым удалось проб­иться в испытатели: братья Припусковы Ол­ег и Константин. К сожалению, обоих  уже нет в живых. Причём Олег разбился на “Р­услане", будучи "Зас­луженным лётчирком=ис­пыталем  СССР." А Миша Поздняков и Валера Михалкин доб­ились высокого звания "Заслуженный лётчи­к=испытатель РФ", а Михаил Буров как  Ко­нстантин стали лётчи­ками=испытателями 1=­го класса.

  Ещё всего одному человеку, а именно, Володе Рябову(увы, ныне покойному) получил­ось дослужитъся до генерал=майора, зато полковников у нас хо­ть пруд пруди. Коман­дирами полков стали: Виктор Кибальник, (ТУ=142м), Володя Зуб­ков ( погиб на ТУ=14­2м), Геннадий Наперс­тков (СУ=17, умер), Саша Лепаловский (ТУ=22м2), Гена Самойлов (ТУ=­22м2, погиб на охоте), Владимир Рябов (Т­У=95рц, умер), Дима Выдуйк­ин (ТУ=16к, умер сов­сем недавно), Володя Егоров (ИЛ=38), кстати, Владимиру, когда он дослужился до этой должности впаяли диагноз " Врожденный порог сердца" = во чудеса советской ме­дицины!!! Вася Чечел­ъ, (ТУ=16к=26), это который Чечельницкий и косит под Хеменгу­эя, ходит с бородой  и издал уже 20 книг, кроме того, на­брал уже более 158 тысяч чи­тателей в Интернете, и "слухам" грозится стать взаправдашним авиационным писател­ем. Ну, и чтобы совсем про Васю закончит­ь, следует указать, что единственным с курса умудрился получ­ить почётное звание "Заслуженный специал­ист ВС СССР", которое в 1988 году по дур­ости тогдашнего воен­ного руководства стр­аны  сменило звание " Заслуженный военный лётчик СССР ".

   Ещё целый ряд ребят, типа Коли Карпуся, Ильи Седюка или Юры Егорова, получили звание " полковник ", находясь на других должностях, как лётчики=инспекторы Боевой подготовки, Безопасности полетов, а также это звание получили летчики=испытатели, и т.д. Миша Гусев ушёл в науку, стал профессором. Двое ребят Валера Брюховецкий (умер) и Лёша Милютин закончили академию Советскиой Армии и нашли себя в разведке.

   Особого уважения заслуживает Алексей Паршаков, который смог пробиться к штурвалу после десятилетнего перерыва в лётной работе. А также Гена Калинин, которого списали на втором курсе, якобы, по недисциплинированности, но он не предал небо. Сумел найти себя в авиации МЧС, ГА и летал по всему Союзу.

   Отдельно хочется сказать тёплые слова в адрес ребят, которым не удалось летать долго. Серёжу Мельникова спустя четыре года инструкторской работы пьяные солдатики на ночных полётах сбили прямо рулежке. Парня списали, но он смог остаться в армии и закончил службу подполковником. А уйдя на дмб, стал учителем в деревенской школе.

   Слава Лукашевич (умер) после того, как его списали по здоровью с МИГ=25 в чине комэски, закончил университет, стал историком, получил учёную степень и после себя оставил прекрасную память в виде целой серии фильмов о нашем курсе и нашем училище, которые раздал всем желающим совершенно бесплатно.

   Особые слова благодарности хочется сказать в адрес ребят, кого оставили в училище инструкторами. Это самая благородная работа в авиации, но она же одновременно из самых ответственных и тяжёлых. Жаль, не могу по памяти перечислить, но хотя бы некоторых: Толик Акинин, Алик Исханов, Леша Быстров, вроде бы Володя Сазонов, Александр Кишканов и ещё ряд ребят. Надеюсь, кашники меня дополнят...

   Летчики-инструкторы ОВВАУЛ:

     1)Егоров Юрий Дмитриевич. 2)Калятин Геннадий Иванович. 3)Сазонов Владимир Васильевич. 4)Юдин Вячеслав Алексеевич. 5)Дорохов Владимир Михайлович. 6)Шалун Николай Николаевич. 7)Алтухов Юрий Анатольевич. 8)Тигеев Геннадий Леонидович. 9)Мельников Сергей Галактионович. 10)Акинин Анатолий Васильевич. 11)Брежнев Анатолий Васильевич. 12)Бабенко Валерий Николаевич. 13)Валеев Роберт Шамсимухаметович. 14)Кишканов Александр Михайлович. 15)Быстров Алексей Александрович. 16)Гатыч Петр Афанасьевич. 17)Ихсанов Алимджан Ишмухамедович. 18)Карпов Михаил Петрович 19)Фесько Анатолий Тихонович (погиб на Л-29)

    Летчики-инструкторы ЧВВАКУШ: 1)Лобастов Вениамин Антонович.2)Свистунов Валерий Григорьевич. 3)Поздняков Михаил Иванович. 4)Буров Сергей Александрович. 5)Кавырзин Сергей Андреевич               

    Если учесть, что обычно в лётной группе одного инструктора 4-5 человек, представляете сколько страна получила новых пилотов только от нашего курса? Снимем перед ними шляпу и помолчим...

   Пару слов, как проходила сама встреча. Всё было организовано на базе пансионата "Юность", что расположен в 10 км от Чкаловской.  Надо отдать должное ребятам организаторам. Они выбрали для встречи очень живописное место, и нам никто не мешал. Те кашники, которые местные, скинулись деньгами и на торжественном построении всем вручили юбилейные майки со значком. Кто заслужил, были награждены медалями.

   Съехалось нас 28 пилотов из разных регионов России и стран СНГ. Самый дальний = Виталий Корытко = прикатил из Казахстана. Было также 8 жён и вдов. На банкете помянули всех, кто погиб и кто умер. Светлая память ребятам...

   Некоторых кашников я не видел Бог знает сколько лет. Легендарных комэсок Северного флота: Игоря Маслий с ИЛ=38 и Юру Михаля с ТУ=16рм, Володю Шунина с ТОФа, Колю Карпуся СФ (Куба) и ещё ряд ребят типа Володи Егорова, Равиля Хасанова, Васи Онищенко, Юры Алтухова и ряда других.

   Пару слов о моментах, которые хотелось бы изменить:

  Очень жаль, что не нашлось широты души у генерала Володи Рябова и бывшего другана Юры Михаля, чтобы забыв старые распри, подойти к Васе=кашнику=инвалиду, пожать друг другу руки, и простить все " грехи и непонятки". Ведь один господь Бог знает, сколько нам жить осталось. Неужели так и понесем этот груз с собой в тонкий мир?

   Не случайно Владимир Высоцкий пел: "Я не люблю, когда без песен пьют, и помнят прошлогодние обиды..." Это камешек в ваш огород, господа кашники. И я думаю не случайно, когда прощались, Коля Карпусь произнёс чётко фразу: "Прости нас, Вася". Я не понял, за что, но он эти слова произнёс, и те, кто был рядом, их слышали.

   Лично мне ещё не хватило информации о ребятах, которые как в воду канули. Такое впечатление, что нам безразличны их судьбы. Причём, не только летчиков, но и тех, кто выпустился по нелетной: Занкина, Аверкина, Клынина и других наших кашников.  Если доживем до 55 лет после выпуска, этот недостаток предлагаю устранить!!! А ещё не мешало бы на банкете озвучить всякие приколъные случаи из нашей курсантской жизни.

   Поскольку зайцы трепаться не любят, подаю пример, озвучу первые три случая, которые сразу пришли на память:

1) Третий курс, Орск, полёты в самом разгаре. Восемь курсантов еле заталкивают ИЛ=28 на стоянку. Тягловой силы явно мало, а рядом сидит курсант Юра Крылач и не делает никаких попыток помочь своим товарищам. Инструктор командир звена, фамилию уже не помню, но целый майор, и к тому же лысый, кричит: " Курсант Крылач, Вы почему самолёт не заталкиваете?"

   А тот, не поворачивая головы: "Дело, блин, в том, малина в рот, что я счас полетал и кажется, немного устал!!!" Так ответил курсант целому майору, и это было "круто".

2) Первый курс, воскресенье, вечер. Стою дневальным у тумбочки. Открывается входная дверь, вносят пьяном тело Миши Криволуцкого, которое даже слово " МУ" выговорить не может. Видно, что Михаил "перенедопил" = это когда выпил больше чем мог, но меньше, чем хотелось. Кладут Мишу на кровать, снимают с него сапоги и гимнастерки, укрываются одеялом и дают два часа поспать, думая, что он оклимается.

  Подходит время вечерней проверки. Мишу начинают одевать. Гимнастерки напялили, а сапоги никак. Время вышло, и ребята нашли Соломоновы решение = засунули Михаила под кровать в самом дальнем конце рушпарка.

  Старшина Слава Юдин начинает вечернюю проверку, рядом стоит старший курса майор Козубенко. Доходит до фамилии Криволуцкий. Звонкий голос из строя чётко отвечает "Я", а спустя секунду из под кровати доносится громкий, за могильный голос Миши " Я=а=а". Как курсант, который до этого не вязал лыка, среагировал? Этого никто понять не мог. Но я скажу = Вот что значит = дисциплина!!!

3) Четвёртый курс, суббота, 3=я АЭ, идёт вечерняя проверка. Вдруг из входной двери в казарму вылетает курсант Клынин, это который КМС по шахматам, лёжа в постели, давал нам сеанс одновременной игры на десяти досках. Пробегает мимо строя, лихорадочно сталкивает с себя сапоги и гимнастерку. Начинает снимать штаны, но путается в завязках. И сняв их до половины, юркает в постель, и накрывается одеялом.

   В ту же секунду в казарму залетает взмыленный майор, дежурный по части и орёт: "Где у вас курсант Клынин?" Старшой отвечает, мгновенно вьехав в обстановку: "В постели, отдыхает после наряда".

   Майор подскакивает к кровати, а Клынин в это время изображает крепкий, дышит с присвистом. Майор секунду смотрит, потом рывком стаскивает с него одеяло, а там курсант лежит со спущенными штанами. Майор: " Вы только что были в самоволке. Я за Вами гонялся!!!" Клынин в ответ: "Ах, да я уже два часа, как сплю. А что штаны? Так я человек южный, мерзну. Поэтому я всегда так сплю".

   А что оказалось, Клынин возвращался с самоволки и на траверзе плаца, который был обнесён густым кустарником, майор его засек и опознал. Но Клынин успел юркнуть в кусты плаца. Дальше начались догонялки, которые вот вот должны были завершиться поимкой беглеца, т.к. курсант курил, дыхалка не к чёрту, но тут появился новый персонаж.

   Это курсант Вова Борисов только отправился в самоход и решил опасную зону пересечь через кусты плаца. И так совпало, что Клынин скрылся в кустах, а Вова в ту же секунду почти оттуда вылез. Увидев майора, естественно, со свежими силами бросился в бега. Майор за ним. Так они сделали несколько кругов. Но Володя у нас спринтер, оторвался. А тут опять вылез Клынин, и майор видел, как заскочил в казарму.

   Я уже не помню, чем кончилась эта история, но смеялись все, включая самого майора, дежурного по части.

 Мы достаточно рано уехали с банкета, т.к. у нашего друга и бессменного водителя, авиационного инженера Галины Аыеровой завтра предстоял рабочий день. Но через неделю, уже с Урала, я задал вопрос дружбану Лёше Паршакову, как всё закончилось? Он написал:
Все было хорошо,  Гу­дели до зари. Поутру съездили на могилки к Припусковым. Помя­нули. И потихоньку разъехались. Все было очень дружно. Все отзвонились.  А ты по­лучил гражданство? И где вы сейчас? Обни­маю".

   Я благодарен всем ребятам нашего курса за годы, приведённые в училище и последующее общение!!! Мужики держитесь! Будем жить!!!

  Ну, и под настроение, у нас тут в горах на Урале никак не наступит лето. Ночью было минус два градуса, а с утра пасмурно, и дождь, а меня же резервный вариант был, если в летчики не возьмут, был в геологи податься, а посему дарю вам одну из своих любимых песен  Александра Маршала "Снежный вальс над тайгой".

Кружит, кружит, кружит метель, в небе, в небе сотни огней, ночь светла.
В поле, в поле, в поле костры, лед, лед, лед до весны.
Не до сна.

Припев:
А ты где-то за небом,
За белой вьюгой и снегом.
Ты там, где мир и покой,
А здесь - снежный вальс над тайгой.
Снежный вальс над тайгой.

Вдаль, вдаль, вдаль облака, дышит, дышит, дышит река, спит, спит заря.
Холод, холод, курева нет, скоро, скоро, скоро рассвет.
Без тебя.

Припев:
А ты где-то за небом,
За белой вьюгой и снегом.
Ты там, где мир и покой,
А здесь - снежный вальс над тайгой.
Снежный вальс над тайгой.

А ты, ты где-то за небом,
За белой вьюгой и снегом.
Ты там, где мир и покой,
А здесь - снежный вальс над тайгой.
Снежный вальс над тайгой.
Снежный вальс над тайгой!!!