Красиво, торжественно, строго,
Стоим мы в прощальном строю.
Не знает никто, даже Боги,
Судьбу твою и мою...
Такие стихи воспитанник 12 омрап, которым я имел честь командовать, курсант Анатолий Полонский написал по выпуску из училища. Ныне он = Заслуженный лётчик=испытатель РФ на солидной должности рассекает небо на Боингах и Аэрбасах, и как выражается он сам: " Не реже двух раз в неделю у меня появляется желание прошвырнуться над Европой до какой=нибудь Барселоны или Парижа, а бывает и куда подальше. И я себе в этом желании не отказываю!!!
Насчёт подальше подтверждаю = в прошлом году Анатолий поздравил меня с 23 февраля, находясь в Таиланде в базе Военно=Морских Сил США. Я ещё тогда подумал, что с такого экзотического места с этим праздником меня ещё никто не поздравлял.
В этом году наш курс 26 апреля отметил юбилейную дату = 50 лет после выпуска из Оренбургского ВВАКУЛ им. И.С.Полбина. В 69=ом году стране так не хватало военных лётчиков, что нас выпустили по весне досрочно, дав налетать на четвёртом курсе аж по пять часов, из которых всего два круга были выполнены самостоятельно на боевом самолёте = фронтовом бомбардировщике ИЛ=28, остальные 4 часа 30 минут, до того, разумеется, отлетали на спарках ИЛ=28у.
Из 129 лейтенантов нашего выпуска 10 разбилось на самолётах, два человека погибли: Гена Самойлов при невыясненных обстоятельствах на охоте, Слава Юдин = на пожаре, спасая свою собаку, а 40 умерли от всяких болячек своей смертью. Причём двое: Толя Фомин и Дима Выдуйкин скончались совсем недавно. Итого, 52 человек ушло за 50 лет после выпуска, много это или мало в масштабах мировой революции?
Наверное, много, учитывая, что на первом курсе мы идём по здоровью по первой группе, другими словами мы здоровы, как та бабушка из анекдота. Когда врач её спросил: " Бабулька, а у вас мигрень бывает? " Она ему на полном серьезе ответила: "Ты знаешь, милок, в нашем селе такая скука, такая скука, ну никого у нас не бывает".
Почему же мы так сдаем по здоровью? Я думаю ответ следует искать в специфике воинской службы, как таковой, и в не благоприятных факторах лётной работы, которые действуют на лётный состав всё то время, пока он летает. Судите сами:
За 32 года службы в Морской авиации мне довелось поменять семь гарнизонов, а каждый знает, что два переезда как один маленький пожар. Причём, иногда доходило до смешного. В качестве примера приведу лишь один факт. Прослужив аж две недели в гарнизоне Остров Псковской губернии, куда я был направлен после окончания Военно=Морской академии, я получил приказ убыть к новому месту службы в 15 одрап, дислоцирующийся в окрестностях города Калининграда на Балтике.
А я накануне только контейнер с вещами разобрал, блин. Но это ещё не все. Командующий приказал переехать в новый гарнизон за один день! Для чего мне выделили самолёт АН=26, причём, мне было заявлено официально, что из вещей не влезет в лайнер, бросить, а в Калининграде купить новую мебель. Про такие "мелочи", как подъёмные в новом гарнизоне, я даже не говорю = мне их отдали " сухарями".
Или взять такой момент = свою одно комнатную квартиру в Николаеве мне пришлось ждать 12 лет, и получил я её, спустя; два года после ухода на дембель. Пока такой срок ждал, дети выросли, разъехались, вышли замуж и выписались из Личного дела, поэтому и получилась одно комнатная хатынка. А то, что полковнику положено ещё плюс 10 квадратных метров жил площади, нищая Украина отдала "сухарями". Ежу понятно, что такие передряги здоровья офицеру не добавляют, т.к. сколько нервов, сил и денег потрачено пока семьёй жил на частных квартирах и в гостинице одному Богу известно!!!
Что же касается влияния лётной работы на здоровье, это тоже надо посмотреть. При таких полётах, как дозаправка топливом в воздухе, пилотаж и воздушный бой, пульс лётчика возрастает до 180=200 ударов в минуту, он испытывает сильнейшее психо эмоциональное напряжение, а мышцы у него практически не работают. Сами понимаете = Какой дисбаланс приходится испытывать организму!!! А взять полёты в Дальней авиации = неподвижная поза 16=20 и более часов, смена часовых поясов, влияние вибрации, шумов, солнечной радиации = это тоже не добавляет здоровья лётному составу. А взять итс (инженерно=технический состав) = жара, холод, постоянное облучение РЛС на аэродроме, а потом народ удивляется, почему у лётчика, техника член стоит на пол шестого? Да всё оттуда же = работа такая!
А вот как обстоят дела на курс раньше нас. "От нашего курса выпуском 109 человек осталось около 30! Часть погибла при авиакатастрофах, но больше ушло своей смертью. Царствие им небесное!" Это мне написал лётчик 68 года выпуска Василий Торопов, живущий в Крыму.
Т. е. молодое поколение, которое только мечтает о профессии лётчика, должно чётко представлять себе, что лётная работа как таковая опасна и не ведёт к долголетию. Но в то же время тот, кто пришёл в авиацию по призванию, никогда об этом не пожалеет!!!
И ещё раз напомню слова из стихотворения Анатолия Полонского, которые оказались пророческими:
Не знает никто, даже Боги, судьбу твою и мою".. …
В общем, спустя 50 лет после выпуска видишь, несколько не предсказуемыми оказались наши судьбы!!! Тот же Анатолий Полонский стал Заслуженным лётчиком=
испытателем страны, А его однокашник капитан Ширманов разбился ночью на ТУ=22м2, говорят, в канун своего дня рождения. Что касается нашего курса, то общие цифры я уже привёл выше, а если перейти к конкретике, то можно сказать следующиее:
Самый знаменитый из нас, конечно, Александр Викторенко, который совершил четыре полёта в космос, из три были продолжительностью по пол года, стал Героем Советского Союза и был награждён ещё многими орденами и медалями разных стран и народов. Вот что написано о нём в Интернете:
Александр Степанович советский космонавт под номером 201в мире, а в СССР - его номер 61. Данные дал наш однокашник Владимир Панин :
Вот послужной список, в качестве космонавта, Саши Викторенко, нашего сокурсника, выпуска 1969 (ускоренного)) выпуска.
Стартовый корабль Старт Корабль посадки Посадка Налёт Выходы в
открытый космос
1 Союз ТМ-3 22.07.1987, 01:59 UTC Союз ТМ-2 30.07.1987, 01:04 UTC 7 суток 23 часа 55 минут 0[1]
2 Союз ТМ-8 05.09.1989, 21:38 UTC Союз ТМ-8 19.02.1990, 01:06 UTC 166 дней 6 часов 58 минут 5[1]
3 Союз ТМ-14 17.03.1992, 10:54 UTC Союз ТМ-14 10.08.1992, 01:05 UTC 145 дней 14 часов 10 минут 1[1]
4 Союз ТМ-20 03.10.1994, 22:42 UTC Союз ТМ-20 22.03.1994, 04:04 UTC 169 дней 5 часов 21 минута 0[1]
ИТОГО: 489 суток 1 час 35 минут 6[1]
Награды
Герой Советского Союза.
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (10 апреля 1995) — за мужество и героизм, проявленные во время длительного космического полёта на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Мир»[2].
Орден Дружбы народов (11 августа 1992) — за успешное осуществление длительного космического полёта на орбитальной станции «Мир» и проявленные при этом мужество и героизм[3].
Орден Ленина.
Орден Октябрьской Революции (19 февраля 1990) — за успешное осуществление космического полёта на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Мир» и проявленные при этом мужество и героизм[4].
Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) — за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность[5].
Командор ордена «Почётного легиона» (март 1999).
Офицер ордена «Почётного легиона» (1988).
Герой Сирии
Почётный гражданин города Калининграда.
Что ещё можно сказать про Александра Викторенко? А сказать можно много. Мне хочется обратить ваше внимание лишь на два момента его героической биографии. Первый = Саша в отряде космонавтов остался чудом благодаря своему могучему организму. Когда он проходил испытание в сурдокамере, врач неправильно подсоединил какие-то провода, и Викторенко звездануло током так,что он полностью отключился.
Около 20 часов космонавт был в коме без сознания. После чего медики приняли решение Сашу списать, но за него вступился Леонов: "Как же так, товарищи врачи!!!? Лётчик по вашей милости пострадал, а вы его списать. А ну лечите и делайте всё, чтобы Викторенко остался в отряде!" И Александр победил. Он не только остался космонавтом, но он выполнил четыре полёта в космос, и долгое время оставался рекордсменом по общей продолжительности нахождения человека в космосе.
А второй момент = Александр Викторенко выдержал с честью самое сложное испытание на земле = это испытание славой. Он остался таким же скромным настоящим другом, который всегда готов оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Ещё с нашего курса пятерым удалось пробиться в испытатели: братья Припусковы Олег и Константин. К сожалению, обоих уже нет в живых. Причём Олег разбился на “Руслане", будучи "Заслуженным лётчирком=испыталем СССР." А Миша Поздняков и Валера Михалкин добились высокого звания "Заслуженный лётчик=испытатель РФ", а Михаил Буров как Константин стали лётчиками=испытателями 1=го класса.
Ещё всего одному человеку, а именно, Володе Рябову(увы, ныне покойному) получилось дослужитъся до генерал=майора, зато полковников у нас хоть пруд пруди. Командирами полков стали: Виктор Кибальник, (ТУ=142м), Володя Зубков ( погиб на ТУ=142м), Геннадий Наперстков (СУ=17, умер), Саша Лепаловский (ТУ=22м2), Гена Самойлов (ТУ=22м2, погиб на охоте), Владимир Рябов (ТУ=95рц, умер), Дима Выдуйкин (ТУ=16к, умер совсем недавно), Володя Егоров (ИЛ=38), кстати, Владимиру, когда он дослужился до этой должности впаяли диагноз " Врожденный порог сердца" = во чудеса советской медицины!!! Вася Чечелъ, (ТУ=16к=26), это который Чечельницкий и косит под Хеменгуэя, ходит с бородой и издал уже 20 книг, кроме того, набрал уже более 158 тысяч читателей в Интернете, и "слухам" грозится стать взаправдашним авиационным писателем. Ну, и чтобы совсем про Васю закончить, следует указать, что единственным с курса умудрился получить почётное звание "Заслуженный специалист ВС СССР", которое в 1988 году по дурости тогдашнего военного руководства страны сменило звание " Заслуженный военный лётчик СССР ".
Ещё целый ряд ребят, типа Коли Карпуся, Ильи Седюка или Юры Егорова, получили звание " полковник ", находясь на других должностях, как лётчики=инспекторы Боевой подготовки, Безопасности полетов, а также это звание получили летчики=испытатели, и т.д. Миша Гусев ушёл в науку, стал профессором. Двое ребят Валера Брюховецкий (умер) и Лёша Милютин закончили академию Советскиой Армии и нашли себя в разведке.
Особого уважения заслуживает Алексей Паршаков, который смог пробиться к штурвалу после десятилетнего перерыва в лётной работе. А также Гена Калинин, которого списали на втором курсе, якобы, по недисциплинированности, но он не предал небо. Сумел найти себя в авиации МЧС, ГА и летал по всему Союзу.
Отдельно хочется сказать тёплые слова в адрес ребят, которым не удалось летать долго. Серёжу Мельникова спустя четыре года инструкторской работы пьяные солдатики на ночных полётах сбили прямо рулежке. Парня списали, но он смог остаться в армии и закончил службу подполковником. А уйдя на дмб, стал учителем в деревенской школе.
Слава Лукашевич (умер) после того, как его списали по здоровью с МИГ=25 в чине комэски, закончил университет, стал историком, получил учёную степень и после себя оставил прекрасную память в виде целой серии фильмов о нашем курсе и нашем училище, которые раздал всем желающим совершенно бесплатно.
Особые слова благодарности хочется сказать в адрес ребят, кого оставили в училище инструкторами. Это самая благородная работа в авиации, но она же одновременно из самых ответственных и тяжёлых. Жаль, не могу по памяти перечислить, но хотя бы некоторых: Толик Акинин, Алик Исханов, Леша Быстров, вроде бы Володя Сазонов, Александр Кишканов и ещё ряд ребят. Надеюсь, кашники меня дополнят...
Летчики-инструкторы ОВВАУЛ:
1)Егоров Юрий Дмитриевич. 2)Калятин Геннадий Иванович. 3)Сазонов Владимир Васильевич. 4)Юдин Вячеслав Алексеевич. 5)Дорохов Владимир Михайлович. 6)Шалун Николай Николаевич. 7)Алтухов Юрий Анатольевич. 8)Тигеев Геннадий Леонидович. 9)Мельников Сергей Галактионович. 10)Акинин Анатолий Васильевич. 11)Брежнев Анатолий Васильевич. 12)Бабенко Валерий Николаевич. 13)Валеев Роберт Шамсимухаметович. 14)Кишканов Александр Михайлович. 15)Быстров Алексей Александрович. 16)Гатыч Петр Афанасьевич. 17)Ихсанов Алимджан Ишмухамедович. 18)Карпов Михаил Петрович 19)Фесько Анатолий Тихонович (погиб на Л-29)
Летчики-инструкторы ЧВВАКУШ: 1)Лобастов Вениамин Антонович.2)Свистунов Валерий Григорьевич. 3)Поздняков Михаил Иванович. 4)Буров Сергей Александрович. 5)Кавырзин Сергей Андреевич
Если учесть, что обычно в лётной группе одного инструктора 4-5 человек, представляете сколько страна получила новых пилотов только от нашего курса? Снимем перед ними шляпу и помолчим...
Пару слов, как проходила сама встреча. Всё было организовано на базе пансионата "Юность", что расположен в 10 км от Чкаловской. Надо отдать должное ребятам организаторам. Они выбрали для встречи очень живописное место, и нам никто не мешал. Те кашники, которые местные, скинулись деньгами и на торжественном построении всем вручили юбилейные майки со значком. Кто заслужил, были награждены медалями.
Съехалось нас 28 пилотов из разных регионов России и стран СНГ. Самый дальний = Виталий Корытко = прикатил из Казахстана. Было также 8 жён и вдов. На банкете помянули всех, кто погиб и кто умер. Светлая память ребятам...
Некоторых кашников я не видел Бог знает сколько лет. Легендарных комэсок Северного флота: Игоря Маслий с ИЛ=38 и Юру Михаля с ТУ=16рм, Володю Шунина с ТОФа, Колю Карпуся СФ (Куба) и ещё ряд ребят типа Володи Егорова, Равиля Хасанова, Васи Онищенко, Юры Алтухова и ряда других.
Пару слов о моментах, которые хотелось бы изменить:
Очень жаль, что не нашлось широты души у генерала Володи Рябова и бывшего другана Юры Михаля, чтобы забыв старые распри, подойти к Васе=кашнику=инвалиду, пожать друг другу руки, и простить все " грехи и непонятки". Ведь один господь Бог знает, сколько нам жить осталось. Неужели так и понесем этот груз с собой в тонкий мир?
Не случайно Владимир Высоцкий пел: "Я не люблю, когда без песен пьют, и помнят прошлогодние обиды..." Это камешек в ваш огород, господа кашники. И я думаю не случайно, когда прощались, Коля Карпусь произнёс чётко фразу: "Прости нас, Вася". Я не понял, за что, но он эти слова произнёс, и те, кто был рядом, их слышали.
Лично мне ещё не хватило информации о ребятах, которые как в воду канули. Такое впечатление, что нам безразличны их судьбы. Причём, не только летчиков, но и тех, кто выпустился по нелетной: Занкина, Аверкина, Клынина и других наших кашников. Если доживем до 55 лет после выпуска, этот недостаток предлагаю устранить!!! А ещё не мешало бы на банкете озвучить всякие приколъные случаи из нашей курсантской жизни.
Поскольку зайцы трепаться не любят, подаю пример, озвучу первые три случая, которые сразу пришли на память:
1) Третий курс, Орск, полёты в самом разгаре. Восемь курсантов еле заталкивают ИЛ=28 на стоянку. Тягловой силы явно мало, а рядом сидит курсант Юра Крылач и не делает никаких попыток помочь своим товарищам. Инструктор командир звена, фамилию уже не помню, но целый майор, и к тому же лысый, кричит: " Курсант Крылач, Вы почему самолёт не заталкиваете?"
А тот, не поворачивая головы: "Дело, блин, в том, малина в рот, что я счас полетал и кажется, немного устал!!!" Так ответил курсант целому майору, и это было "круто".
2) Первый курс, воскресенье, вечер. Стою дневальным у тумбочки. Открывается входная дверь, вносят пьяном тело Миши Криволуцкого, которое даже слово " МУ" выговорить не может. Видно, что Михаил "перенедопил" = это когда выпил больше чем мог, но меньше, чем хотелось. Кладут Мишу на кровать, снимают с него сапоги и гимнастерки, укрываются одеялом и дают два часа поспать, думая, что он оклимается.
Подходит время вечерней проверки. Мишу начинают одевать. Гимнастерки напялили, а сапоги никак. Время вышло, и ребята нашли Соломоновы решение = засунули Михаила под кровать в самом дальнем конце рушпарка.
Старшина Слава Юдин начинает вечернюю проверку, рядом стоит старший курса майор Козубенко. Доходит до фамилии Криволуцкий. Звонкий голос из строя чётко отвечает "Я", а спустя секунду из под кровати доносится громкий, за могильный голос Миши " Я=а=а". Как курсант, который до этого не вязал лыка, среагировал? Этого никто понять не мог. Но я скажу = Вот что значит = дисциплина!!!
3) Четвёртый курс, суббота, 3=я АЭ, идёт вечерняя проверка. Вдруг из входной двери в казарму вылетает курсант Клынин, это который КМС по шахматам, лёжа в постели, давал нам сеанс одновременной игры на десяти досках. Пробегает мимо строя, лихорадочно сталкивает с себя сапоги и гимнастерку. Начинает снимать штаны, но путается в завязках. И сняв их до половины, юркает в постель, и накрывается одеялом.
В ту же секунду в казарму залетает взмыленный майор, дежурный по части и орёт: "Где у вас курсант Клынин?" Старшой отвечает, мгновенно вьехав в обстановку: "В постели, отдыхает после наряда".
Майор подскакивает к кровати, а Клынин в это время изображает крепкий, дышит с присвистом. Майор секунду смотрит, потом рывком стаскивает с него одеяло, а там курсант лежит со спущенными штанами. Майор: " Вы только что были в самоволке. Я за Вами гонялся!!!" Клынин в ответ: "Ах, да я уже два часа, как сплю. А что штаны? Так я человек южный, мерзну. Поэтому я всегда так сплю".
А что оказалось, Клынин возвращался с самоволки и на траверзе плаца, который был обнесён густым кустарником, майор его засек и опознал. Но Клынин успел юркнуть в кусты плаца. Дальше начались догонялки, которые вот вот должны были завершиться поимкой беглеца, т.к. курсант курил, дыхалка не к чёрту, но тут появился новый персонаж.
Это курсант Вова Борисов только отправился в самоход и решил опасную зону пересечь через кусты плаца. И так совпало, что Клынин скрылся в кустах, а Вова в ту же секунду почти оттуда вылез. Увидев майора, естественно, со свежими силами бросился в бега. Майор за ним. Так они сделали несколько кругов. Но Володя у нас спринтер, оторвался. А тут опять вылез Клынин, и майор видел, как заскочил в казарму.
Я уже не помню, чем кончилась эта история, но смеялись все, включая самого майора, дежурного по части.
Мы достаточно рано уехали с банкета, т.к. у нашего друга и бессменного водителя, авиационного инженера Галины Аыеровой завтра предстоял рабочий день. Но через неделю, уже с Урала, я задал вопрос дружбану Лёше Паршакову, как всё закончилось? Он написал:
Все было хорошо, Гудели до зари. Поутру съездили на могилки к Припусковым. Помянули. И потихоньку разъехались. Все было очень дружно. Все отзвонились. А ты получил гражданство? И где вы сейчас? Обнимаю".
Я благодарен всем ребятам нашего курса за годы, приведённые в училище и последующее общение!!! Мужики держитесь! Будем жить!!!
Ну, и под настроение, у нас тут в горах на Урале никак не наступит лето. Ночью было минус два градуса, а с утра пасмурно, и дождь, а меня же резервный вариант был, если в летчики не возьмут, был в геологи податься, а посему дарю вам одну из своих любимых песен Александра Маршала "Снежный вальс над тайгой".
Кружит, кружит, кружит метель, в небе, в небе сотни огней, ночь светла.
В поле, в поле, в поле костры, лед, лед, лед до весны.
Не до сна.
Припев:
А ты где-то за небом,
За белой вьюгой и снегом.
Ты там, где мир и покой,
А здесь - снежный вальс над тайгой.
Снежный вальс над тайгой.
Вдаль, вдаль, вдаль облака, дышит, дышит, дышит река, спит, спит заря.
Холод, холод, курева нет, скоро, скоро, скоро рассвет.
Без тебя.
Припев:
А ты где-то за небом,
За белой вьюгой и снегом.
Ты там, где мир и покой,
А здесь - снежный вальс над тайгой.
Снежный вальс над тайгой.
А ты, ты где-то за небом,
За белой вьюгой и снегом.
Ты там, где мир и покой,
А здесь - снежный вальс над тайгой.
Снежный вальс над тайгой.
Снежный вальс над тайгой!!!