Мой путь. Глава 15 Одесская мореходная школа- ОМШ

Леонард Позолотин
Мой путь: Юнга, Матрос, Штурман, Капитан.
Мой путь. Глава 15 Одесская мореходная школа- ОМШ.

Одесса. Слева, от Ланжероновского спуска, на улице Суворова 1 (с 1969 года по 1995, с 1995 опять - Приморская), напротив входа в порт, бывшие склады Одесской таможни- место моей работы с 1983 по 1993 годы - Одесская мореходная школа.
       
В ноябре 1983 года в связи с болезнью жены, я был вынужден уволиться из Новороссийского морского пароходства, и перевестись на работу в Одесскую мореходную школу Черноморского пароходства (ОМШ ЧМП). ОМШ находилась по адресу улица Суворова 1, напротив входа в порт. От моего дома до ОМШ было 500-600 метров. Учитывая болезнь Аллы, меня это очень устраивало, я всегда находился в минутной досягаемости дома

Состояние Аллы требовало постоянного внимания. Надо было найти человека, чтобы кто-то мог быть с больной пока я был на работе. Я договорился с женщиной, и она оставалась с Аллой, когда меня не было дома, готовила, ухаживала за ней. Это была Валя Кривая, вдова донкермана с танкера «Чебоксары». Валя хорошо знала Аллу по судну и стала нам близким человеком.

В связи с болезнью жены и необходимостью иметь больше свободного времени, я попросил временно не вводить меня в учебный план. Мне пошли навстречу и предложили должность воспитателя. В учебно-воспитательном процессе в ОМШ участвовали мастера производственного обучения, воспитатели, преподаватели. Мастер -это самое главное лицо для курсанта. Он проводит практические занятия по специальности, отвечает за дисциплину в прикреплённых группах. Все мастера это бывшие моряки, судоводители, механики, вынужденные оставить море по каким-либо причинам. Воспитатель — это помощник мастера, отвечающий за быт, контролирует состояние кубриков, посещает курсантов, живущих на квартирах, организует досуг курсантов.

Я обращался ко многим невропатологам, психотерапевтам, специалистам, по психиатрии.  Одесские врачи не помогали, ставили разные диагнозы, находили шизофрению, рекомендовали стационарное лечение.
Месяц Алла провела в психоневрологическом диспансере на Канатной. Состояние Аллы не улучшалось. Один из старых врачей, врач-психотерапевт посоветовал забрать ее оттуда и рекомендовал проконсультироваться в Москве. Для продолжения лечения пришлось продать несколько картин, драгоценности жены, поскольку зарплата преподавателя была не велика и не соразмерна с затратами на врачей и лекарства.
Иногда приходилось подрабатывать  используя «Запорожец»  вместо такси, в Одессе говорят «кастрюлить», т. е. зарабатывать на кастрюлю.

Во время отпуска я повёз Аллу в Москву. Мы остановились у Медеи Шкурко (Месхи), близкой подруги Аллы. Московские подруги Аллы нашли врача и в течение месяца, мы ежедневно приезжали к нему, он наблюдал за ней, каждые несколько дней меняя назначения лекарств. Когда пришло время возвращаться в Одессу, он(врач) составил схему приема лекарств, и я еженедельно, звонил ему в Москву, описывал состояние Аллы и в зависимости от этого он менял назначения. Валя Кривая по-прежнему помогала нам по дому. Я оставлял ей на день указания-схему приема лекарств, и она следила за соблюдением Аллой этой схемы.
Подруги Аллы Неля Харченко, Валя Андгуладзе, Тина Тартаковская, Милочка Иванова часто навещали ее и старались поддержать, иногда выходили с ней на прогулки. Это длилось более двух лет.

С января 1984 года я уже преподаватель. Перейдя на работу преподавателя нужно было осваивать составление планов урока, методику преподавания. Этот переход, благодаря помощи более опытных коллег прошёл довольно быстро. Работа в ОМШ складывалась нормально. Мастера и преподаватели — это все люди, прошедшие море, суда, и поэтому всегда находили взаимопонимание и старались помочь, подсказать друг другу в работе.
Так же помогало восстановление связей с знакомыми капитанами ЧМП с  которыми вместе приходил курсы повышения, проверки в моринспекции ЧМП.
Набравшись опыта преподавания, иногда я договаривался чтобы мне давали сдвоенные уроки. Я брал группу, шёл с ней в порт. Выбирал какое-нибудь судно, поднимался к капитану, представлялся, и просил разрешения провести практические занятия на борту. Такое разрешение давалось, но с предупреждением соблюдать технику безопасности. Иногда попадались знакомые капитаны, некоторые знали меня по аварии на «Нефтегорске». Мы проходили по судну с бака до кормы, иногда в сопровождении одного из помощников капитана, попутно объясняя работы на судне. Такие занятия давали очень много. С курсантами было легко. Это взрослые парни, после армии, они знали, что хотят и к занятиям относились добросовестно. Правда, иногда и были исключения, но такие быстро отсеивались.

Первые три года работы на берегу были очень сложными. После флота нужно было перестраиваться под новые условия существования. На сбережения от плавания я купил машину новый (с завода) «Запорожец»(ЗАЗ-968м). Машину по заводской стоимости продали нам близкие друзья покойной тёщи. В этой семье пенсионеров он инвалид Великой отечественной войны, подруга тёщи тоже участница войны, поэтому им машину предоставили бесплатно. На станции техобслуживания(СТО) работал бывший 3-й механик с "Чебоксар", я попросил его посмотреть машину. Он взял машину на СТО, и за неделю он полностью подготовил ее к эксплуатации. Машина безотказно продержалась у меня 10 лет.
В 1993 году, я вышел в рейс руководителем практики с группой курсантов. Рейс был Новороссийск-Иокогама, с грузом железа. Во время стоянки в Японии, весь экипаж приобрел автомашины, даже курсанты моей группы смогли что-то купить  Я приобрел у дилера Ниссан "Sanny". Машина "Санечка"- как жена ласково называла ее  пробыла у меня до 2003 года.

После трех лет работы в ОМШ, когда состояние жены уже не вызывало прежнего беспокойства, я смог периодически выходить в море руководителем практики курсантов на судах ЧМП.
В системе морского образования СССР предусматривалась стажировка преподавателей по специальности. Эта дало мне возможность совмещать руководство практикой курсантов, иногда дублируя старшего помощника капитана, по согласованию с отделом кадров ЧМП и ОВИМУ.
В 1988 году я- руководитель практики с группой курсантов ОМШ, на Учебно- производственном судне (УПС) «Профессор Павленко», одновременно дублируя должность старпома. 
Всего судов данной серии (головное – «Профессор Щеголев») было построено тринадцать, два из них принадлежали Польше, по одному находились в Румынии и Болгарии, и девять – портами приписки имели Одессу, Ленинград и Владивосток. Из них УПС- «Профессор Павленко», «Профессор Кудревич», «Профессор Аничков», «Профессор Миняев», передали ОВИМУ. 
Как правило, учебно-производственные суда совершали короткие рейсы, перевозя небольшие партии грузов и выполняя программы плавпрактики курсантами морских учебных заведений. Предусматривалось 180 мест для практикантов (курсантов) и каюты для преподавателей-руководителей практики.

Во время практики на УПС «Профессор Павленко», я впервые, за все годы плаваний, посетил Лиссабон- город откуда в средние века великие португальские мореплаватели  отправлялись чтобы совершить великие открытия.
При подходе к порту, на против центра города, видна огромная белая статуя Христа, которая смотрит на город с высокого южного берега реки Тежу. Точная копия более знаменитой статуи Христа в Рио-де-Жанейро, Бразилия, только уменьшенная в два раза.
Дома у меня был альбом репродукций картин Иеронима Босха, и я знал, что в музее старинного искусства Лиссабона есть одна из самых знаменитых картин Босха -Знаменитый лиссабонский триптих «Искушение св. Антония». Босх нидерландский  художник, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Национальный музей старинного искусства располагался недалеко от причала, где стояло наше судно. Я уговорил двух руководителей практики курсантов ОНМА вместе  со мной посетить  этот музей .
Национальный музей старинного искусства в Лиссабоне — крупнейшая галерея Португалии, где собраны тысячи картин, скульптур, ювелирных украшений и даже антикварная мебель времен 14-19 веков. Коллекция музея создана на основе произведений искусства, конфискованных у монашеских орденов, и часть их богатства была передана государству. Она включает полотна таких известных художников, как Иероним Босх, Альбрехт Дюрер, Рафаэль, Диего Веласкес и других живописцев, чьи имена знакомы многим, даже далеким от искусства туристам.

За время недельной стоянки судна, для курсантов была были организованы экскурсии по достопримечательностям Лиссабона, особо отмечая его как родину выдающихся мореплавателей. В программе -Памятник первооткрывателям—посвящен выдающимся португальским деятелям эпохи Великих географических открытий. Этот монумент расположен в районе Белен, на берегу реки Тежу   Памятник представляет собой каравеллу из белого известняка, на носу которой стоит фигура вдохновителя португальских географических открытий — инфанта Генриха Мореплавателя, а за ним по обе стороны — еще 32 фигуры выдающихся личностей той эпохи. Среди них: Васко да Гама, Педру Алвареш Кабрал- первооткрыватель Бразилии, Фернан Магеллан, Бартоломеу Диаш, и другие известные мореплаватели Португалии.

Впечатление произвела на меня центральная улица города с названием Авенида да Либердаде. Это широкий бульвар, идущий от Площади Коммерции (Праса-ду-Комерсиу) к Площади Россиу. Улица упирается в набережную, откуда отправлялись когда-то корабли в дальние страны. Площадь Коммерции расположена на берегу реки Тижу. Это самая большая площадь Лиссабона, На площадь памятник португальскому королю Жозе 1, Триумфальная арка, которая выполнена как центральный вход на площадь. На арке расположены скульптурные изображения знаменитых португальцев, в том числе Васко да Гама.
На самой высокой точке Лиссабона расположена смотровая площадка. Сеньора ду Монте. Под ней открывается вся перспектива города, которую можно подробно осмотреть через подзорную трубу, установленную на этой площадке.
Туда мы добрались на трамвае 28 в Лиссабоне. Этот маршрут трамвая является также достопримечательностью города. Он проходит через весь исторический центр Лиссабона, районы  Граса, Алфама, Байша. В вагонах чтобы сообщить водителю об остановке, достаточно потянуть за веревку в салоне. Трамвай следует такими узкими улочками, что пассажиры могут протянуть руку и коснуться стен домов.
Запомнилось, потому что трамвайный маршрут №28 в Одессе также проходит по  историческому центру города.
Во время практики на УПС «Профессор Павленко», в рейсах по Средиземному у меня сложились хорошие отношения с капитаном судна Алексеем Шевченко. Он привлекал меня к приему зачетов по практике у курсантов ОВИМУ.

Среди руководителей практики от ОВИМУ, я познакомился с Григорием Михайловичем Железным, кандидатом наук, зав. кафедрой технических средств судовождения ОВИМУ.В наших разговорах, Григорий расспрашивал меня о моей предыдущей работе на танкерах. Было понятно, что работа в училище его не очень устраивает. В наших беседах, я посоветовал ему пойти поработать на судах Новороссийского пароходства(танкерах или балкерах), где продвижение по должности было быстрее, и оплата моряков выше, чем на сухогрузных судах ЧМП. В Новороссийск одесситы не очень стремились. Вернуться в училище со степенью к.т.н. и опытом плавания он всегда мог.
Встретились мы с ним только через много лет в 2015 году, в Ассоциации капитанов (АМКО), когда он сошел на берег после 20 лет работы в должности капитана супертанкеров-VLCC. Григорий рассказал, что наши длительные вечерние разговоры на УПС «Профессор Павленко», радикально изменили его жизнь. Он оставил кафедру, которой руководил 3 года, докторантуру и начал новую жизнь в море. На одной из встреч в АМКО, он поблагодарил меня за то что нашими беседами я подтолкнул его к смене судьбы преподавателя ВУЗа на должность капитана судна.

 Один из рейсов с практикантами затянулся на 2 месяца, на это время ее подруга Медея Шкурко, оставив Москву, приехала в Одессу и жила с Аллой. Валя Кривая по-прежнему помогала нам с хозяйством.
Но прошла эта черная полоса и Алла вернулось в своё прежнее состояние, яркой, жизнерадостной, остроумной женщины.

Однажды  профком школы вывесил объявление: работникам школы, предлагается возможность приобрести билеты в круиз Одесса-Ленинград, на пассажирском судне «Леонид Соболев», с посещением европейских столиц.  Стоимость круиза  членам профсоюза моряков с 50-ти процентной скидкой на 2-х членов семьи. Предлагались самые дешевые внутренние каюты  на нижних палубах. Я рассказал об этом Алле, она загорелась такой возможностью, и на следующий день мы вместе отправились  в профком школы. Мы договорились, что вместо  меня в круиз едет моя «сестра». Алла взяла с собой  Нору Лист подругу по школе и институту. Оформление  заняло немного времени,  и в апреле они отправились в путешествие. Стамбул- Пирей (Афины)-Чивитта-Векья  (Рим)-  Барселона- Лиссабон-Гавр (Париж)-Амстердам- Стокгольм-Ленинград. В  портах Пирей, Чивитта-Векья и Гавр предлагались однодневные экскурсии в столицы Афины, Рим , Париж.
На судне пассажирским помощником  капитана  оказался  Юра Шило – наш хороший знакомый. Алла спросила его о возможности получить каюту лучше. Он пообещал и  по выходу судна, он перевел  Аллу с подругой  в отличную 2-х местную каюту  с окнами, с ванной и туалетом. Поездки в столицы стран захода судна оплачивались отдельно, Алла выбрала Рим и Париж. Нора от экскурсий отказалась.  Круиз занял около месяца.  В Ленинграде Аллу и Нору  встречали наши друзья, они посадили их на поезд и отправили в Одессу.

Я благодарен тому, что работа в мореходной школе  дала мне возможность познакомиться методикой работы преподавателя, работой с учебной документацией, навыками чтения лекций, что в дальнейшем очень пригодилось в работе в ОНМА(ОВИМУ).Для подготовки  к занятиям необходимо было быть знакомыми с международными требованиями по безопасности мореплавания, подготовке  плавсостава. Это Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74), Международная Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (ПДНВ-78). Конвенция ПДНВ-78 была основана на конвенциях Международной организации труда (МОТ): Конвенция "Свидетельства о квалификации лиц командного состава", Конвенция "О выдаче матросам свидетельств о квалификации". В библиотеке ОМШ я нашел эти Конвенции. И главное, в этой работе я не расстался с морем, периодически выходя в рейсы руководителем практики курсантов.
За время работы в ОМШ, я несколько раз встречал Володю Реву, он рассказал мне об Ассоциации морских капитанов Одессы (АМКО) и пообещал рекомендацию для моего приема в АМКО. В члены АМКО я был принят в апреле 1989 года.

Одесская мореходная школа это такая же часть истории Одессы как Одесский порт, университет, как школа Столярского. Одесса прославила своё имя не только литературой и музыкой, но прежде всего морем.

Одесская мореходная школа в прошлом, какой-то период называлась Школой мореходного обучения - ШМО, или как в шутку расшифровывали это сокращение   выпускники мореходной школы –«школа морских офицеров».  И это не так далеко от истины. Многие окончившие ОМШ продолжали морское образование   в средней или в высшей мореходке (ОВИМУ) или в водном институте (ОИИМФ).  В 50-х и 60-х годах, по меньшей мере, одна треть командного состава судов ЧМП, в том числе капитанов и старших механиков были выпускниками Одесской мореходной школы.
      
В школу принимались лица с образованием 10 классов средней школы, отслужившие в армии. В разные годы, набор в школу колебался от 300 до 500 человек. Курсанты-200 человек проживали в экипаже, остальные на частных квартирах, но под обязательным контролем мастеров производственного обучения. ОМШ выделяла средства для оплаты найма квартир.  ОМШ имела 19 учебных кабинетов, оснащённых техническими средствами обучения, особенно хорошо оборудованными были кабинеты судовождения, морской практики, теории и устройства судна, судовой автоматики, легководолазного дела. Для практического освоения начальных морских навыков использовались базирующиеся на водной станции мореходной школы моторные катера, шестивесельный ялы, спасательные вельботы и спортивные гички, принадлежащий школе водолазный бот «Разуваев». В учебных классах и цехах были установлены тренажёры- рулевая рубка, по МППСС, в механическом -судовые двигатели, ГРЩ.

В годы гражданской войны с декабря 1917 до 1 сентября 1920 года школа не работала. Первого сентября 1920 года, после того, как в Одессе была установлена Советская власть, возобновилось обучение. В 1928 году пароход «Лахта» передали школе, обучение шло по специальностям машинистов, мотористов, электриков, радистов и матросов.
В годы Великой Отечественной войны ОМШ была эвакуирована в г. Чарджоу и там продолжалось обучение курсантов. Выпускники школы работали на судах Каспийского бассейна.  В апреле 1944 года Одесса была освобождена, и в морском ремесленном училище № 4 возобновились занятия. Затем она была переименована в Мореходную школу Министерства морского флота СССР.

ОМШ (ШМО) в Одессе несколько раз меняла адреса. До войны это было судно «Лахта», после войны в здании около Сабанеева моста (где сейчас детский сад), напротив школы Столярского. Затем Одесская мореходная школа — ОМШ размещалась на Приморской улице, № 1, напротив ворот порта, где она пробыла до 1992 года.
За свою многолетнюю историю ОМШ подготовила более 65 тысяч моряков рядового состава. Матросы, мотористы, боцманы, зарекомендовали себя как хорошо подготовленные, дисциплинированные специалисты. Одесская мореходная школа была передовой среди 15 мореходных школ бывшего Союза и первая в СССР, из морских учебных заведений, стала орденоносной. В феврале 1967 года ее наградили орденом «Знак Почёта».
 
В учебно-производственных цехах, такелажных, механическом, где проходило производственное обучение, по заказам ЧМП и других предприятий города, силами курсантов школы изготавливались штормтрапы, буксирные кранцы, кранцы разных размеров, маты, выполнялись сварочные, токарные и слесарные работы. В ОМШ была библиотека с фондом 25 тысяч книг. Активно работали музей школы, клуб, спортзал, судомодельная мастерская, водная станция.
В программе обучения была дисциплина, где курсантов знакомили с основами искусства, музыки, живописи и конечно правилам поведения в обществе. В внеклассной работе были обязательные посещения театров, музеев Одессы.
В летний период курсанты на трёх шлюпках (ялах) совершали шлюпочные походы, в Белгород - Днестровский, Херсон, Николаев, на остров Березань под руководством преподавателей и мастеров из числа опытных судоводителей работавших в школе. Такие походы помогали «оморячивать» курсантов

После теоретического и производственного обучения в учебных мастерских с применением тренажёров и на судоремонтных заводах, курсанты проходили плавательную практику на учебных судах, а также на судах ЧМП в дальнем плавании. Срок плавпрактики был 6 месяцев из 18 месяцев обучения. Капитаны и старшие механики с радостью брали на судно практикантов из ШМО, зная, что это хорошая подмога экипажу. После практики курсанты сдавали классификационный экзамен в  ОМШ и получали свидетельство матроса 1-го класса. Поэтому по окончании ОМШ, матрос был готов выполнять любые судовые работы, нести вахту на мостике, управлять спасательными средствами, понимать команды на английском языке. Также могли нести вахту в машине мотористы и машинисты – турбинисты.
ОМШ гордилось своими выпускниками, которые стали известными людьми страны, это учёные: академик В.Т. Васютин, профессора С.Т. Каминский, А.А. Красотов (отец известного одесского композитора А.Красотова), Ф.В. Кравчук и многие другие. Первым Героем Советского Союза в Одессе стал выпускник ОМШ В.П. Мегер за участие в дрейфе на ледокольном судне «Г. Седов». Герой Советского Союза, легендарный командир подводной лодки «С-13» Маринеско А.И. также учился в ОМШ.
В мореходной школе учились начальник ЧМП А.Е. Данченко, первый в Одессе Герой Советского Союза – полярник П. И. Мегер, который героически погиб под Мурманском, моторист «Комсомола» Иван Гайдаенко, ставший известным писателем, и многие другие.   

Многие выпускники и работники школы участвовали в Великой отечественной войне. Память о погибших во время войны сохранялась в ОМШ, их имена были высечены на мраморной доске, которая размещалась на стене здания ОМШ, и возле неё в памятные военные даты производилось торжественное построение курсантов.
   Одесская Мореходная школа просуществовала 127 лет. В 1990 году в ОМШ был назначен новый начальник Леонтьев, который ожидал назначения на работу за границу представителем ЧМП. Он приложил все усилия для ликвидации Одесской мореходной школы (Школы мореходного обучения), которая существовала более ста лет.
С образованием Центра морской подготовки кадров (ЦМПК ЧМП)при Одесском мореходном училище, в 1993 году ОМШ передали в ЦМПК ЧМП. Вскоре ЦМПК прекратил своё существование, а вместе с ним и Одесская Мореходная школа.

В сентябре 1993 года закончился ещё один этап моего пути, начался другой. Меня пригласили в только что созданный журнал "Navigation", в будущем переименованный в "Судоходство".

Далее: http://proza.ru/2019/06/17/1083