Схватка со злом

Сергей Плотник
(РЕЦЕНЗИЯ НА НОВЫЙ ДЕТЕКТИВ ПИСАТЕЛЯ ГЕННАДИЯ МУРЗИНА "ВИСЕЛИЦА ДЛЯ ОСЛУШНИКОВ")

Новое произведение, недавно увидевшее свет, то есть  в 2019 году, начинается с того, что директор частного детективного агентства «ФАС» Александр Фомин, известный читателю по предыдущим детективам этого автора, наконец-то (впервые за последние десять лет) решил полноценно отдохнуть. И не где-нибудь, а в Крыму, точнее и правильнее, в Севастополе. И не когда-нибудь, а в разгар бархатного сезона, точнее, в сентябре, когда зной спадает и когда человеку на пляже Черного моря особенно комфортно.
Таким образом, детектив с первых дней купается, валяется на одном из пляжей, — как любит выражаться молодежь, кайфует по полной программе. И тут Фомин случайно знакомится с земляком, бывшим воином-афганцем, получившем инвалидность, Савелием Низковских. Савелий, как оказалось, поправляет здоровье в санатории Министерства обороны. Санаторий рядом с пляжем, за зелёным забором. У Савелия на другой день завершается срок пребывания, а сегодня, накануне отлета домой, в последний раз то и дело купается.
Идиллия? Да, но недолго она длилась. Савелий, лёжа на топчане, увидел незнакомую ему газету, захваченную детективом с собой. Попросил разрешение полистать. И через пару минут стал взволнованно собираться. Фомина такая спешка  удивила. Спросил. Земляк пояснил, что прочитал в «Криминальной хронике» сообщение о том, что пропал без вести двадцатипятилетний Дмитрий Низковских, житель старинного уральского города Ирбит, что объявлен в розыск, который пока не привел ни к каким результатам, что, скорее всего, это его сын. Прощаясь, Савелий, уже зная род занятий, обратился к Фомину за содействием в розыске сына. Детектив стал успокаивать, однако Савелий продолжал настаивать, утверждая, что изначально надеяться на полицию нет смысла.
Увы, но Савелий оказался прав. Вернувшись домой, убедился: органы, получившие заявление от матери, от его бывшей жены, с которой давно в разводе, — ни шьют, ни порют. По совету знакомого Савелий обратился с жалобой к прокурору, который пообещал подстегнуть полицию, но который обратил внимание жалобщика, что ответ он получить из прокуратуры через месяц и не ранее.
Месяц — срок долгий и Савелий решил поехать в Екатеринбург и напомнить, спустя месяц, частному детективу Фомину о себе и своем горе. Фомин выслушал и, откровенно говоря, без особого энтузиазма пообещал заняться розыском. Почему без энтузиазма? А потому, что многолетний опыт подсказывал, что Дмитрий Низковских, скорее всего, в загуле и вот-вот сам объявится.
Через неделю Фомин был в Ирбите. И с первых часов его пребывания в этом городе стали твориться с ним странные вещи. Например, обнаружил за собой чью-то слежку. Быстро понял сыщик, отдавший этому делу четверть века, что следит за ним топорно работающий дилетант. Кто посадил на хвост? На этот и многие другие вопросы Фомин должен был ответить в первую очередь. И он…
Чем дальше детектив углублялся в провинциальную жизнь, тем  больше нарастало в нем удивление и недоумение, тем жарче разрастался в нем интерес, тем охотнее стал копать. Интуиция ему подсказывала, что его ожидают сюрпризы. Так и случилось.

Лично я, впервые читая детективный роман, строил догадки, но, увы! Ни одна из них, в конце концов, не подтвердилась. История оказалась куда страшнее и чудовищнее.
Мне показалось интересным то, что все события основаны на документах, а обстоятельства (помимо криминала) слишком жизненны. Допустим, теснейшие отношения власти с организованной преступностью или принципиальное суждение ирбитчан о политике и политиканах, облапошивающих простой народ.
А вот, какими (благодаря автору) выглядят общения начальника с подчиненным.
С одной стороны… Цитирую по книге:
«Получив положенные «ЦУ» от начальства, старший лейтенант Маковецких в этот раз не сразу вышел из руководящего кабинета, хотя в прежние разы старался в числе первых, как он сам выражается, вышмыгнуть. Его начальник — порядочный зануда (прилепится — не отстанет), в любой момент может зацепиться и тогда…
Кабинет опустел, точнее, почти опустел. Старший лейтенант Маковецких, глядя в окно, остался стоять. С минуту Остапенко, начальник ГИБДД, роясь в многочисленных бумагах на столе, его не замечал. Но вот поднял голову и угрожающе (об этом свидетельствовал прищуренный правый глаз, обычно не обещавший ничего хорошего) спросил:
—Чего торчишь? Не знаешь, чем заняться?
— Вчерашним днем звонили из нашей уголовки…
— И что с того?
— Майор Устьянцев считает, что на днях было столкновение двух иномарок…
— Мало ли что он «считает».
— Но по нашему учету ничего нет.
— Почему?
— Не знаю.
— А кто будет знать, Маковецких, а? Ты или я начальник отделения по учету дорожно-транспортных происшествий? В чем, повторяю, тогда дело?
— Нас не вызывали на место и поэтому в дежурной части не проходит по регистрации.
Остапенко в очередной раз прервал подчиненного:
— Не зарегистрировано — значит, ДТП не было. Непонятно?
— Это понятно, Тарас Евгеньевич.
Начальство опять прищурило правый глаз.
— А что непонятно?
— Уголовка зря не звонит: имеет, видимо, информацию. Как бы не было неприятностей.
— Жертвы есть?
— Похоже, нет.
— Значит, что? Мужики решили проблему полюбовно. И хорошо, что решили не портить нашу статистику.
— Тарас Евгеньевич, не хотите узнать, кто владельцы иномарок?
— Без разницы! — Остапенко вскочил на ноги. — Ты оставишь меня или нет?!
— Проверил по картотеке и установил, что одно из транспортных средств принадлежит Ефрему Евгеньевичу…
— Малишевских?! — Выкрикнув, Остапенко плюхнулся в кресло. — Этого не может быть…. Не может быть никогда… Если бы… Он бы… Всех нас давно на уши поставил.
— Но не поставил — вот так».
С другой стороны…
Цитирую:
«—А я сейчас проверю… Позвоню ему лично и проверю. — Остапенко лихорадочно стал набирать номер. Ответила, как понял Маковецких, секретарша. — Доброе утро… Остапенко звонит… Соедините, пожалуйста… Странная информация получена… Надо удостовериться… Если можно, сейчас… Да, я, Ефрем Евгеньевич… У меня ничего… А вот у вас, как мне доложили… — Остапенко рассмеялся. — Это, да-да, именно сорока на хвосте принесла… Говорите, что небольшая неприятность?.. И все улажено?... Претензий стороны не имеют?.. Рад, очень рад… А как с выплатой страхового возмещения, поскольку без нашего заключения?.. Еще лучше… Откуда инспекции стало известно?.. Вчера звонил заместитель начальника отдела УгРо Устьянцев… Интересовался… Не знаю… Не разговаривал… Мой подчиненный… Согласен: не хрен Устьянцеву делать… И правильно, если позвоните полковнику Морозову… Пусть накрутит хвоста… Везде сует свой нос… Я, конечно, доложу товарищу полковнику, но… Ну, извините, что потревожил… Рад, очень рад, что пришли к благополучному разрешению… Простите, а кто второй участник ДТП?.. Да нет… Просто так поинтересовался… Извините…
Убедившись, что Малишевских положил первым трубку, Остапенко сделал то же самое. Потом, взглянув неприязненно на старшего лейтенанта, коротко бросил:
— Свободен! — Уже у двери догнал голос Остапенко. — Не треплись, понял?
— Понял, а что тут не понять. Мое дело — сторона… Мое дело доложить, а там… Хоть трава не расти».
Итак, каким будет финал детектива? Могу сказать одно: будет торжествовать справедливость — один из важнейших принципов законности и правопорядка. Будет торжествовать, несмотря на сильнейшие противодействия со всех сторон, с которыми столкнется частный детектив Фомин.
Где можно заказать детектив «Виселица для ослушников»? Во многих интернет-магазинах, но я бы рекомендовал заказывать непосредственно на сайте издательства. Потому, во-первых, что там надежнее (проверил на себе); что там, во-вторых, на треть дешевле. Плюс широкие возможности. Книгу можно заказывать как в электронном, так и в бумажном виде; как в твердом, так и в мягком переплете. Пройди, читатель, по ссылке https://ridero.ru/books/viselica_dlya_oslushnikov/ и ты сам убедишься во всем.