Конструирование - процесс творческой деятельности

Александр Мамедов
Конструирование - процесс творческой деятельности в условиях производства в попытке преобразовать окружающий мир.



Реальный мир в абсолютном смысле не зависит от отдельных личностей и даже от всего человеческого мышления, и поэтому любое открытие, сделанное отдельным человеком, приобретает всеобщее значение. Это дает исследователю, работающему в тихом уединении над своей проблемой, уверенность в том, что каждый найденный им результат получит прямое признание у всех компетентных людей. Сознание значимости своей работы является счастьем для исследователя. Оно является полноценной наградой за те различные жертвы, которые он постоянно приносит в повседневной жизни.
М.Планк
Инженер - это человек способный применить теоретические предположения на практике, рассчитать выкладки ученых и превратить абстрактные представления в действующую модель.

С точки зрения научно-технического прогресса, данная мыслительная деятельность рассматривается, как некий комплекс, образованный при взаимосвязи высшего образования с научным и производственным фактором. Проще говоря, инженерная мысль есть синтез всех сфер человеческой деятельности, способный объединить теорию и практику.

Вспоминая весь свой инженерный путь длиной почти полвека не могу с горечью не отметить, что таких слов вообще и в свой адрес и в адрес своих товарищей, коллег по инженерной деятельности я никогда не слыхал. А ведь как мы нуждались в этом, пусть даже среди нас были разные люди по уровню мышления. Мы все вместе представляли большую армию, очень нужную обществу. Ведь все вместе мы непрестанно генерировали мощное непоколебимое, стойкое желание ,мечту о новом мире.

А с другой стороны, нечего сетовать, пройдя все трудности вырос боевой дивизион ,пусть даже небольшой, настоящих инженеров. Сейчас все ожидают глубокий технологический прорыв. Я пишу эти строки в надежде, что бы за нами не осталось высженой земли, чтобы кто-то, следуя за нами, почувствовал чувство удивительной романтики, конструирования и изобретательства, подхватил энергию прорыва.
Профессия инженера, очень сложна и требует большого количества интеллектуальных ресурсов. Именно поэтому лишь небольшое количество людей имеет склонность к данному типу мыслительной деятельности. Это и является наиболее острой проблемой при наборе студентов.
Мало кому это подвластно, хотя вокруг много талантливых людей, мало кто понимает и чувствует так, как человек, обладающий всей широтой инженерного мышления. Но ничего в этом нет плохого, если каждый вне зависимости от причастности к инженерии сможет прикоснуться к ней и понять удивительный мир созидания нового и помочь в создании первых ростков нового мира.

Именно инженерный тип мыслительной деятельности и является основной формой человеческой попытки преобразовать окружающий мир, преследуя собственные интересы. Современное общество все больше зависит от технологий и именно поэтому все более пристальное внимание уделяется такой области нашего
интеллекта, как инженерное мышление. Поскольку в основе такой мысли лежит воплощение инновационной идеи, люди с инженерным складом ума всегда нужны на крупных предприятиях и в конструкторских бюро.

Инженерное мышление это мощнейший цивилизационный фактор, а становиться он таковым в период глобальной техногенизации. Серийное производство, выделение профессии инженера среди прочих профессий, лишь ускоряют этот процесс. Поскольку техника и технологии все больше проникают в нашу жизнь, осмысление проблем технической индустрии просто необходимо. И все-таки при всей значимости инженерии и соответствующего типа мышления для современного общества, этот вопрос все еще остается неизученным. Чаще всего этот аспект рассматривается с точки зрения инженерной науки, либо философии техники. Но, ни одна точка зрения не раскрывает полностью сути проблемы. Поскольку такое мышление, по своей сути, стоит на границе между научными теориями и технической философией, как основой ее практического использования. Исследуя мыслительную деятельность человека с точки зрения научно-технических достижений и психологических аспектов инженерного мышления, ученые говорят о том, что данный процесс является в основном творческим. В основании этого утверждения лежит способность использовать в своей деятельности изобретательство, конструирование и проектирование.

Данная проблема инженерного мышления многогранна, и требует решения множества задач:
• требуется детальное изучение технической философии;
• осмысление техники и ее аспектов, как одной из сторон культуры человечества;
• исследование этого типа мышления, как социально-культурного феномена;
• формирование связи между личностью инженера, как человека и инженерного мышления, как аспекта интеллектуальной деятельности.
Но основной проблемой является попытка гуманитаризировать данное мышление, то есть синтезировать новый тип интеллектуальной деятельности, который при решении задач учитывал бы как технические аспекты, так и гуманитарную составляющую проблемы.
Обнаружить способности человека к подобному мышлению не просто, но возможно. Этот процесс должен происходить на самых ранних этапах обучения. Поскольку не всем и не всегда удается справиться со столь сложным курсом, если человек не обнаруживает способностей к инженерному мышлению, возможно ему стоит обратить свое внимание на другой тип деятельности и уступить место тому кто справиться. Но и спешить с оценками нет необходимости, способность к инженерному мышлению может проявиться на более позднем этапе, в процессе практической деятельности.
 

На основе тестирования выделяют три типовые характеристики.

Тип мышления сформирован слабо. Человек владеет минимумом знаний, но не воспринимает информационно-технологические знания, как свою опору для профессионального роста. Практически всегда находится на позиции «лидера поневоле» то есть по назначению. Не может организовать не только деятельность подчиненных ему людей, но и собственную. Редко держит под контролем ситуацию, не выдвигает никаких оригинальных идей, растерян, не собран, требуется постоянный контроль.
 
• Средний уровень. Владеет информационным минимумом, ориентируется в технических знаниях, развивается, так как осознает их важность для карьерного роста.
• Умеет ориентироваться в сложных ситуациях конкуренции. Способен выдвигать собственные идеи и отстаивать их, может становиться лидером в зависимости от ситуации. В нестандартных и сложных ситуациях ориентируется только с помощью других. Способность решать нестандартные задачи на практике сведена к минимуму.
• Высокий уровень. Познания такого человека выходят далеко за пределы, требуемые специальностью. Характеризуется умением настоять на своем. Способен на практике продемонстрировать свои умения и знания по созданию лучшего. Легко справляется с нестандартными задачами, обладает способностью непредвиденный результат направить в нужное русло и извлечь из него максимальную выгоду для проекта. Способен быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Не требует понуканий извне.
• Все это так, но существуют тонкие нюансы.
 

Нам предстоит познакомиться с еще одной важной мыслительной операцией, которая составляет суть творчества. Речь идет о такой категории как дивергентное мышление. Не зря во второй половине прошлого столетия ученые уделяли пристальное внимание вопросам интеллекта, развития мышления, разработке методик, практик, техник. В 60-е годы Джой Гилфорд, американский психолог, изучающий тематику мышления, разработал концепцию творчества, основу которой составляло умение подбирать несколько вариантов к решению проблемы. Этот навык он назвал дивергентным мышлением (от английского слова «расхождение» и от латинского «расходиться»). Получается, что потенциальные пути ответа на вопрос расходятся веером возможностей.

Мы живем в многообразно, с каждой минутой усложняющемся мире. О нем постоянно поступают какие-то сведения. Мы окружены нарастающей информацией. Чтобы чувствовать себя комфортно в данных обстоятельствах, необходимо не отставать от времени, улучшая работу своего мышления. Ведь именно оно отвечает за анализ, понимание реальности.
Всегда ли нам нужно искать много разных решений одной задачи? Да, если вы хотите приучать себя к творческому мышлению. Нет, если задача элементарная и не обладает большой значимостью.
Еще один вид мышления: конвергентное мышление.
Что такое конвергентное мышление?
 

Полная противоположность дивергентному. Произошло от латинского корня со значением «сходиться». Это линейное мышление, благодаря которому мы решаем задачу последовательно, по определенному алгоритму и приходим к единственному правильному варианту.
Эти действия оцениваются с точки зрения точности, скорости, аккуратности выполнения.

Научить нас пользоваться поиском информации, развивать память, забрасывать знания в голову ученика как в мешок - конечно, важная задача. Без линейного, реактивного (как называет его Эдвард Боно) мышления нам было бы сложно существовать. Оно необходимо.
Часто мы находимся в ситуации, когда наш солидный багаж теоретических знаний никак не помогает справиться нам с конкретной практической задачей. Поэтому вполне естественно стремиться к гармоничному балансу: развивать не только реактивное, но и взвешенное мышление. Все хорошо в меру. Конвергентное мышление так же необходимо, как и дивергентное.

Наша жизнь редко соблюдает правила, зачастую не требует однозначных ответов. Чтобы развиваться, становиться лучше, необходимо воспитывать в себе черты независимого образа мыслей.
В творческом процессе физическое мышление неотъемлемо от интеллектуального и эмоционального. Его задача - связать рожденную интеллектом идею с реальностью, воплотить ее в "металле" ( под этим мы понимаем все реально измеримое и доступное нашим ощущениям ). Только тогда идея получает право на реальное существование в пространстве и времени. Иногда при этом первоначальная идея видоизменяется и обдумывается вновь.

Идеи приходят в то время, когда они крайне необходимы, когда нет времени на обдумывание конструирования, когда срочно, в необычных условиях, например, в полевых условиях строительной или испытательной площадки надо решить сложную задачу исходя из ограниченных информационных средств. Как, правило, нет времени на подтверждение правильности решения, в связи с этим идеи вращаются в голове день и ночь, неоднократно мысленно проверяясь, рассчитываясь.

В решении проблемы, которую пытается осилить изобретатель, лишь физическое мышление позволяет определить, работает ли он над объектом, реально существующим во времени и пространстве, или имеет дело с чисто логическим казусом. Поэтому желательно как можно чаще использовать модели, набрасывать эскизы и присматриваться к деятельности существующих конструкций. Важно как можно больше узнать о физической стороне задачи: величине сил, скоростей, температур и давлений.

Термин "думать руками" отражает очень обширный спектр области мышления конструктора. Необязательно конструкцию воплощать в микромодели, но абсолютно необходимо представить ее в проектном состоянии и самое главное определить, как это все будет изготавливаться и собираться. Для этого необходимы обширные знания, иногда до тонкостей производства и монтажа. Это достигается путем ежедневного наблюдения за человеческой деятельностью, путем любопытства, именно профессионального любопытства ко всему. И все откладывается в память, чтобы в один из моментов применить идею в совершенно другой области. Есть в каждой профессии, даже самой простой, свои секреты просто поразительные, известные профессионалам. Например, я видел, как легко сдвигают с места груженный вагон один рабочий манипуляцией с ломом. Или, как легко без усилий можно колоть дрова. Человек, не знающий секрета, берущийся лопатой грузить бетон, гравий, не знает, как поддеть его, затратит сил в несколько раз больше, чем надо бы. Мой преподаватель рассказывал, что он работал землекопом на стройке и переделал лопату так, что она выполняла две функции: была штыковой и совковой. Это позволило ему выполнять шесть норм. А нормы в то время были неподъемными.

Своими глазами видел, как станочник на колесотокарном станке еще и обслуживал шеечнотокарный станок в день одновременно и с высоким качеством работы. Надо было видеть, как он без суеты, весело работает на двух станках.

Все эти примеры говорят только об одном, что человек может достигнуть в своей профессии больших высот, изучая приемы работы, подходящий к своей работе с душой, творчески и с любовью. и такие моменты необходимо улавливать и изучать досконально, чтобы потом в нужное время четко вплести в технологию или в конструкцию. Некоторые авторы даже предлагают чаще "работать руками" самому конструктору. Кстати, я видел очень оригинальный гайковерт: он не крутит гайки, а просто сжимает две детали, которые необходимо соединить между собой с нужным усилием, а гайка уже накручивается позже по свободной резьбе от руки. Человек, который изобрел это, просто взял и посмотрел на процесс изначально. А другие продолжают совершенствовать ручной труд, стягивая изделия гайками " до седьмого пота" все более совершенными гайковертами.

Или, бельгийский изобретатель и великий специалист по артиллерийской стрельбе Бюль, внимательно изучая предшественников, понял, что идея артиллерийской стрельбы в классическом виде изучена на 100%, исчерпана и чтобы увеличить дальность стрельбы, необходимо что-то совершенно новое. И он сконструировал орудия на новой основе принципа стрельбы. Еще пример, на моих глазах три человека имея самый минимум средств в сборочном цеху вагонного депо, смогли успешно выправить и отремонтировать полувагон который побывал в аварии, сошел с рельсов. При этом он получил значительные повреждения конструкции. Будучи начальником цеха, которому предстояло заняться работами по правке конструкций вагона, я растеряно смотрел на искореженные конструкции. Ремонтники пользовались лишь им известными способами, своим опытом и интуицией. Ремонт проходил по совершенно незнакомому мне сценарию с применением оригинальных способов правки. Когда вагон был принят из ремонта приемщиком вагонов, окрашен, моему изумлению не было предела, я в полной мере спустя много лет отдаю почтение народному таланту моих коллег.
Интуиция. Интуиция-это бессознательный разум, дающий знания, минуя рассуждения и умозаключения.
Однако не существует логического пути открытия этих элементарных законов.
Единственным способом их постижения является интуиция, которая помогает увидеть порядок, кроющийся за внешними проявлениями различных процессов.
А.Энштейн

Интуиция- это мгновенное понимание и осознание без рационального мышления. Интуиция- это искра, зажигающая разум, его оригинальность и изобретательность. Это вспышка, необходимая для соединения сознательной мысли с воображением. Интуитивное предчувствие иногда определяется как объединяющая или проясняющая идея, которая внезапно озаряет сознание и дает решение проблемы над которым мы долго бились..

Интуиция использует информацию из будущего и выбирает наиболее оптимальные пути действия, человек находит нужный выбор интуитивно - сознательно. Она никогда не ошибается, а промахи происходят из - за неправильных выводов, или когда вмешивается наша логика. Это все так, но меня интуиция не балует, появляется только на пике перебирания вариантов решения, долгого и мучительной смены образов и беспощадного удаления неудачных решений. И обязательно необходимо присутствие насущной необходимости в решении проблемы и сжатые сроки исполнения.

Для того чтобы ваша интуиция «работала» достаточно для начала научиться ее слышать и, что немаловажно, слушать. Благодаря своей интуиции человек может моментально представить картину реальности в целом, предчувствовать или даже реально увидеть как дальше будут развиваться события. Большинство современных психологов считают, что источником интуиции является бессознательное, точнее его налаженное взаимодействие с сознанием.

Наука. «Согласно общепринятому взгляду, наука оперирует набором экспериментально проверяемых фактов, опре¬деленным образом упорядоченных. Ясно, что телефон¬ная книга или железнодорожное расписание - это упорядоченная совокупность фактов, но все, же это не наука. В науке мы ищем общие утверждения, обладающие объяснительной силой, из которых мож¬но вывести множество проверяемых фактов» М. Голдстейн, И. Голдстейн, Как мы познаём. Исследование процесса научного познания, М., «Знание», 1984 г., с. 43

По этой причине подавляющее большинство населения честно не понимает, что обыденное, бытовое мышление и мышление учёного-исследователя имеют целый ряд качественных отличий. Длительные разговоры о демократии и её элементах приучили - на словах, но не на Деле - ценить «мнение каждого»

Ценится не мнение, а знание. Но наука - принципиально недемократична и не является аналогом профсоюзного собрания, где все равны в правах. И квалификация членов «одного профсоюза» может отличаться в сотни раз. Эмоционально это очень неприятно, но это так.

Вера в очевидное: что вижу, чувствую - в то и верю.

Очевидное - не более, чем одна из первых стадий познания. Так, горизонт всем очевиден, но является не более, чем условной линией.
Некоторые научные проблемы не решаются веками. Это нормально. Так и нужно мыслить: «Да, эта проблема пока не решена»
Исследователи - воистину - совершенно не ви¬новаты в том, что люди отказываются от самопознания. Это в большей степени вызывает споры, в связи с тем что инженерно-технические работники далекие от проектирования, предпочитают мыслить категориями лежавшими в области бытового мышления.

Здесь говорится не о знаниях, которые вы получили в институте, если вы учились хорошо, целенаправленно, они будут проявляться везде в вашей работе всю вашу жизнь. Речь идет о знаниях, которые инженеры должны приобрести самостоятельно в процессе становления как профессиональных конструкторов. Дальше надо идти самим, очень поможет в этом увлеченность делом, сознание необходимости вашего труда, практическое воплощение ваших мыслей, решений. Не глядя ни на какие авторитеты, начальников, товарищей по работе и т.д.

Техническая деятельность - это особый вид творчества, который с одной стороны может рассматриваться как широко известное явление, неотъемлемая часть общественной жизни, плодами которого человечество пользуется на протяжении всей своей истории, а на современном этапе жизнь без технических достижений для большинства людей не представляется возможной. С другой стороны, техническая деятельность, или, точнее сказать, техническое творчество является сферой, создатели которой должны обладать специальными знаниями, умениями и качествами личности, которые могут способствовать созданию технического объекта. Если в области социогуманитарных наук можно говорить о двух уровнях представлений - научное знание и житейская мудрость, то в технической деятельности, где так же присутствует ненаучный уровень (изобретатели-самоучки, которые и представляют основной творческий потенциал технической деятельности), тем не менее, такие особенные черты должны сохраняться. Иными словами - это «умение думать руками», и оно не является уделом каждого.

Таким образом, для технических специальностей творчество является деятельностью в сфере создания предметов техники и прогрессивных технических теорий, которые могут воплотиться в практическое производство и быть эффективными. Практическое и эффективное - эти понятия являются ключевыми для определения технического творчества.
Объектом технической деятельности является техника и технические системы.
 

В современном понимании «техника» и «техническая деятельность», как объект и предмет технических наук, со стороны рассмотрения их как творчества представляют собой: область знания, выступающего в качестве связующего звена между эмпирией и теоретическим знанием; область человеческой деятельности, направленную на изменение природы и господство над ней в соответствии с потребностями человека; совокупность умений и навыков, составляющих профессиональные особенности того или иного рода человеческой деятельности (совершенное владение навыками); искусство и мастерство человека, занимающегося этой деятельностью.

И, наконец, последний и самый сложный момент - обучение логике творчества. Научной дисциплины «логика творчества», как известно, нет, и она, естественно, нигде не преподаётся. Никаких учебников по несуществующей «логике творчества» нет и можно с уверенностью сказать, что они не будут написаны. И, тем не менее, логику творчества можно изучать, и она постоянно изучается.

Чтобы понять, как это делается, достаточно обратить внимание на обучение таким «творческим профессиям», как актёр, художник, режиссёр, писатель и т.п. Своеобразие их обучения заключается не в чтении каких-то теоретических курсов по «логике творчества», а во включении обучающегося в сам процесс творчества. Предполагается постижение учеником опыта своих предшественников, добившихся несомненных успехов в конкретной области творчества. При этом особую роль играет преподаватель. Он обязан быть не только хорошим педагогом, но и сам обладать талантом в конкретной области творчества. Навыки творчества непосредственно передаются учителем ученику, так сказать, из рук в руки, без всякой детализированной теории творчества, изложенной в каком-то специальном пособии. Логике творчества обучаются, конечно, не только представители «творческих профессий». В принципе этой логике обучается каждый человек, независимо от той профессии, которую он осваивает. Тем не менее, для любого из этих уровней могут быть общие рекомендации по организации собственного творчества. Наиболее актуальные рекомендации:
• изучать «ведущие» отрасли техники. Изобретатель должен постоянно следить за тем, какие задачи решаются в ведущей отрасли, потому что завтра сходные задачи могут возникнуть в той отрасли, в которой работает он;
• изучать «ведомые» отрасли. Это облегчает определение общих тенденций технического прогресса, а так же даёт возможность использовать в своей отрасли какую-то техническую идею;
• собирать сведения о приёмах решения задач, новых материалах и т.д.;
• следить за патентной литературой;
• следить за литературой по теории изобретательского творчества. Хороши те теории и методы, которые помогают в работе, организуют мысль, дают реальные результаты;
• накапливать опыт решения задач;
• учиться творческому мышлению;
• правильно выбирать задачи ;
• искать обходные пути решения;
• не рассчитывать на лёгкое внедрение.
 
Творческий труд требует многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации, представляет собой одну из сложнейших форм человеческой деятельности.

Творчеству научить нельзя, однако творческими способностями наделено поразительно много людей, и эти люди могут научиться эффективно применять свой талант к решению поставленной задачи.

Творческую сущность изобретения составляет именно этот переход к новому конструктивному принципу, который не может быть выведен из известных идей путем логического рассуждения. И то обстоятельство, что данное изобретение уже было сделано кем-то раньше, не умаляет заслуги изобретателя, если, разумеется, он не знал этого и самостоятельно пришел к открытию. В моей жизни это случилось уже несколько раз, я даже стал записывать пришедшие в голову идеи. Это очень полезно, вспоминать их, можно позже просто улыбнуться, а некоторые удалось развить. Многие не записанные так и растворились. Самая свежая идея, которую реализуют в Китае это атмосферная труба для очистки воздуха от загрязнений в городах. Я это предложил лет 30 назад, когда занимался высотными трубами, используя создаваемую в них естественную тягу воздуха.

Многие пришли к выводу, что успехи на экзаменах по научным и техническим дисциплинам отнюдь не связаны со способностью студента к оригинальному мышлению. После того как вам в голову придет стоящая идея, пользуйтесь методом последовательных приближений. Не следует конкретизировать идею больше, чем это нужно для того, чтобы перейти к следую щему этапу работы. Всегда оставляйте для себя как можно более широкий выбор.

Детали вырисовываются лишь в третьем приближении. Нужно соблюдать правильную очередность: не следует, например, обращаться к экономической стороне дела, пока не будет ясна инженерная. Не следует даже думать об очередном вопросе, пока не решен предыдущий.

Правильный порядок вопросов, на которые предстоит ответить изобретателю, следующий:
1. Не противоречит ли его идея законам природы?
2. Может ли изобретение работать и будет ли достигнута желаемая цель?
3. Может ли изобретение работать с достаточной скоростью, производительностью и т. п.?
4. Можно ли осуществить его из известных материалов и с помощью существующей технологии?
5. Будет ли оно надежным и простым в эксплуатации?
6. Можно ли им управлять, а при необходимости регулировать и настраивать?
Только ответив на эти вопросы, можно переходить к экономике:
1. Будет ли изобретение достаточно дешевым?
2. Какова стоимость его эксплуатации и обслуживания?
3. Каким будет срок службы?
4. Как часты будут поломки и будут ли они иметь катастрофические последствия?
 
Изобретатель никогда не может быть уверен в том, что он держит в голове всю необходимую информацию, не может он и слишком надеяться на то, что ему под руку попадется устройство, которое подскажет решение проблемы.

Иногда случается встретить печатное сообщение о каком-либо научном наблюдении, дающем ключ к решению задачи, над которой думает изобретатель. Так случилось, что мне предстояло найти выход из создавшегося положения по конструктивному поиску одной прорывной технологии . Передо мной положили груду эскизов ,информационных материалов и попросили найти выход из ситуации. Ситуация была тупиковая, я спокойно перечитывал гору информации собранную коллегами по этому вопросу. Это были журнальные статьи, подобранные тематически копии беллютений об изобретениях. Все-таки одна статья ,которая привлекла меня, была совершенно неординарная. Я перечитал ее несколько раз Я вдруг понял -это был долгожданный прорыв! Очень слабый, но четко выраженный сигнал, его можно было услышать в тишине опустевшего офиса. Я его начал раскручивать с такой силой, что посыпались совершенно готовые и приемлемые идеи. Одну из них я довел до испытаний опытного образца и почти доведенный передал заказчику. Некоторые идеи я просто опубликовал.

Создание новых машин и технических устройств - сложный и длительный процесс, в котором можно выделить инженерное прогнозирование, проектирование и конструирование, подготовку и освоение производства.

Инженерное прогнозирование предполагает сбор научно обоснованной информации, отражающей в виде вероятностной категории потенциальные возможности развития техники. Делается это для того, чтобы создаваемая машина соответствовала современному состоянию науки и техники и учитывала тенденции их развития на ближайшие 5 - 10 лет.

Анализируя особенности инженерной деятельности, необходимо отметить, что у инженера должно быть хорошо развито пространственное восприятие, т.к. одной из его функций является организация перевода объективной реальности (пространства и пространственных свойств предметов) в схемы, чертежи и наоборот.

Разработка конструкции с помощью чертежей позволяет абстрагироваться от любых посторонних влияний в процессе решения задачи, проводить мысленные эксперименты с появившимися вариантами. Отобранные варианты, оформленные сначала в виде эскизов и схем, прорабатываются (анализируются) разработчиком, обсуждаются в коллективе, согласовываются с заказчиками и заинтересованными службами. Таким образом, выявляется оптимальный вариант, удовлетворяющий всем требованиям изготовителей и потребителей.

Теперь наступает этап проектирования и конструирования, разработка документации, необходимой для изготовления, монтажа, испытания и эксплуатации создаваемой конструкции. Проектирование обычно предполагает разработку общей конструкции изделия.

Техническое конструирование (от лат. construere -- строить, сооружать, создавать) - часть процесса создания машины, сооружения, заканчивающаяся составлением рабочих чертежей и текстов в виде специальных технических требований, указаний к изготовлению, контролю качества, испытания и др.. Документация, получаемая в результате проектирования и конструирования, носит единое наименование -- проект.
В решении проблемы, которую пытается осилить изобретатель, лишь физическое мышление позволяет определить, работает ли он над объектом, реально существующим во времени и пространстве, или имеет дело с чисто логическим казусом. Поэтому, на второй стадии работы над изобретением желательно как можно чаще использовать модели, набрасывать эскизы и присматриваться к деятельности существующих конструкций. Важно как можно больше узнать о физической стороне задачи: величине сил, скоростей, температур и давлений. "Думать руками" над задачей очень помогают грубые модели, сделанные в домашней мастерской.

Не надо спешить озвучить идею, особенно если она пришла вечером. Вечером приходят блестящие идеи, но, обработав ее ночью, мозг обязательно найдет такую ошибку, и вы вернетесь к началу. И это почти всегда так.

Изобретатель должен развивать в себе способность зрительно представлять себе сложные статические системы в трехмерном пространстве и уметь видеть за двухмерным эскизом объемную конструкцию. Очень полезны классические упражнения с листами Мёбиуса, которые делаются из бумажных полосок, склеенных в кольцо таким образом, что один конец оказывается повернутым на 180 и 360 градусов ,а затем разрезаются вдоль. Не меньшую пользу приносит изучение более сложных топологических объектов. Многому можно научиться, сгибая куски мягкой проволоки в различные пространственные объекты и зарисовывая их в различных проекциях.

Твердо установлено, что из десятка изобретающих новую вещь или технологию лишь одному удается довести свое дело до конца. Каждый изобретатель, которому приходилось сталкиваться с внедрением нового в практику, знает, что после того, как он корректно сформулировал задачу и нашел для нее подлинно оригинальное решение, его работа только начинается. На следующем этапе ему нужно убедить хотя бы нескольких человек из числа принимающих решения о внедрении, что его изобретение действительно будет работать. Это не всегда удается, вернее не удается почти никогда. Я предпринимаю тогда попытки опубликовать все, что связано с новой идеей, ищу и не нахожу оппонентов. Однажды опубликованное новое предложение, стали перепечатывать сразу несколько авторитетных журналов. Это был прямой сигнал интереса к идее, побуждение к ее дальнейшему развитию.

Жизнь, работа ежедневно ставят новые задачи, появляются новые идеи. Но никогда нельзя сбрасывать со счета неудавшиеся разработки и идеи. Держать и держать их в записях, в каталогах, в голове. Крутить и обрабатывать их - это ваш "золотой запас". И я никогда не прячу от других свои чертежи разработок, напротив, стараюсь их опубликовать, рассказать о них тем, кто понимает и особенно тем, чья деятельность связана с производством. По сути дела это уже вчерашние материалы, сегодня нас ожидают новые разработки.

Всякий, кто сделал хотя бы небольшое изобретение, способен оценить важность работы эмоциональной сферы. Изобретатель должен начинать работу с твердой верой в успех, сколько бы ему ни твердили об ожидающей его неудаче или о том, что до него над подобной затеей работали куда более умные люди. Он также должен быть совершенно уверен в важности решения поставленной задачи- это даст ему необходимые нравственные силы. Ему придется искать не одно решение, а целое множество оригинальных идей, поскольку большинство из них придется отвергнуть либо по причине их ошибочности, либо потому, что они сопряжены с такими побочными явлениями, которые сведут на нет их потенциальную ценность. С другой стороны, сама идея поначалу может показаться нереальной, но в результате дальнейших эмоциональных усилий появится новое изобретение, которое устранит первоначальные затруднения. Будущему изобретателю непременно придется пережить моменты уныния, когда и ему самому проблема будет казаться неразрешимой или когда идея - его любимое детище при дальнейшем рассмотрении окажется не заслуживающей внимания. Успеха добьется лишь тот, у кого хватит сил продолжать борьбу, даже когда исход ее кажется безнадежным. И великие изобретатели прошли через такие трудности, пусть это послужит утешением для молодого человека, поставившего перед собой цель найти оригинальное решение проблемы.

Ощущение полноценности жизни возникает, когда человек использует все свои таланты и способности, чтобы произвести нечто полезное для других людей. Это значит, что необходимо постоянно учитывать возможное влияние своих изобретений на настоящее и будущее человечества и на тот мир, в котором мы живем.

Человек при этом получает удовлетворение не от накопления материальных благ, а от творческих занятий искусствами и ремеслами.