Фильм умер - Да здравствует Фильм!

Вероника Сокольничева
Вам, конечно, понятно, что заголовок этой заметки - пародия на знаменитое в прошлом провозглашение на трон нового Короля. Но причём здесь фильм? Сейчас объясню.

Я храню как реликвию свой первый фотоаппарат, который называется ФЭД, что означает Феликс Эдмундович Дзержинский. На фотоаппарате имеется поясняющая гравировка: Трудкоммуна имени Ф.Э.Дзержинского. Это харьковское предприятие, работавшее под руководством знаменитого педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко, было создано на базе колонии несовершеннолетних правонарушителей, о чём Макаренко интересно рассказал в своей книге «Педагогическая поэма». ФЭД являлся копией известного немецкого фотоаппарата «Лейка-2», но молодые ребята хорошо справлялись с производством этого высокоточного изделия.

Мой ФЭД и сегодня работает как часы, но в него надо заряжать фотоплёнку, которой сегодня в продаже уже и не сыщешь. Плёнка умерла, уступив место новому компьютерно-цифровому королю. Но на большинстве европейских языков плёнка - это film, фильм, и хотя никакой плёнки в кинопроекторы уже не заряжают, термин «фильм» прочно остался для обозначения кино. Фильм умер - Да здравствует Фильм!

Все другие атрибуты химической фотографии и кино тоже умерли; кому сейчас интересны проявители-закрепители-увеличители-стрекочущие проекторы? Но одна деталь, мало известная широкой публике, заслуживает упоминания - это мальтийский крест. Любителям средиземноморских курортов знаком остров Мальта, многие знают и про военно-монашеский Мальтийский Орден, и про его особой конфигурации крест. И именно эта конфигурация позволила в своё время изобрести механизм мальтийского креста, надёжно осуществляющий протяжку киноленты в проекторе (и в киносъёмочной камере) с регулярными остановками. Иначе изображение смазывается, и кино было бы невозможно. Так что этот мальтийский крест невидимо (снаружи) присутствовал во всей киноиндустрии всего мира. И сейчас он тоже умер, вернее, остался, но только  в некоторых мало значащих приложениях, а также там, где он был первоначально подсмотрен.