Дружбу никто не отменял

Любовь Матвеева-Поротикова
               
              «Дружный табун волков не боится» (русск. пог.)

         На днях я приехала в три часа ночи из Новосибирска в родной Петропавловск, примчалась с вокзала на такси, вожделея – сейчас лягу в СВОЮ постель и после трёх суматошных дней, наконец, отосплюсь! А дверь в общий с другой квартирой коридорчик… не открывается, ключ вообще не входит в замок! Потом ключ вошёл, но язычок замка на повороты не реагировал ни так, ни этак, как и мой почти девяностолетний сосед по квартире – на мои звонки, крики и пинки в дверь. Старичок самобытный – то не слышит реальные звонки, то слышит несуществующие и устраивает скандалы…
             Что сделал бы современный человек с оборванными человеческими коммуникациями? Он вызвал бы МЧС, и они (за несколько тысяч тенге) выломали бы мне дверь немедленно! Платить не хотелось… Я поступила проще,  подумав, что мне, в общем-то, нужны две вещи - топор и мужчина… Но где взять такой дефицит, как МУЖЧИНА, даже днём, а уж в три часа ночи... И ТОПОР... В  квартирах с евроремонтами инструменты не водятся, там всё подчинено красоте и минимализму!
             Выйдя на улицу, я стала соображать: рядом школа и автопредприятие, там должны быть и мужчины в виде сторожей, и топоры… В школе ночного стража  обнаружить не удалось – на мой стук никто не реагировал. Наверное, живёт по-соседству… В автопредприятии человек мужского пола немедленно обнаружился, и какой – весь в наколках, носивших уголовную символику, крупный, если не сказать ожиревший. Видно, с прошлым давно покончено. Да такой и плечом дверь выдавит! Сторожка его была пуста, а сам он ходил по обширной территории и проверял нерушимость запоров. Я опять подивилась - как у нас легко воры становятся сторожами, а сторожа - ворами. Обрадовалась:
            - Здравствуйте, помогите человеку! Нужно выломать дверь – замок испортился! Я рядом живу! Или хоть топор дайте!.. – не сомневалась, здесь мне помогут! Да я и заплатить была не прочь!
            - Замок испортился? С ним я и без ключа, и без топора бы справился, - ухмыльнулся  страж, - но я не имею права покидать пост, тут видеокамера, а работой я дорожу (!). Не могу ничем помочь, вот в восемь утра сдам смену – тогда пожалуйста. И вообще неизвестно – чью квартиру вы хотите открыть, свою ли (каждый судит по себе)?.. А инструменты  все под замками, так что ничем не могу вам помочь…
       .  Я вернулась к своему подъезду. Окна в решётках, сосед не реагирует, у кого может быть дома топор? Поднялась на четвёртый этаж, позвонила в дверь, Не скоро соседка Люда сонным голосом спросила:
           - Кто там?
           - Люба из четвёртой... - откликнулась я виноватым голосом.      Могла бы и не спрашивать. Теперь никто ни к кому не ходит даже и за солью, кроме… Любы из четвёртой. Я объяснила, что мне срочно нужен её муж Виталий с топором, и… получила согласие. Виталик был разбужен, оделся,  и спустился через минуту. А через две я была в вожделенной квартире – у себя дома после всех мытарств по бессонным вокзалам и поездам! Я схватила нераспечатанную бутылку водки, догнала Виталия на лестнице, но он категорически отказался от заслуженной награды: 
           - Ты что, Люба, это я по-дружески, по-соседски!.. – сказал он, никогда не являвшийся противником алкоголя. Возвращаясь в квартиру, я вспомнила, что ведь и ставил взломанный замок тоже Виталик. Сначала он попытался отремонтировать старый – не получилось. Потом приладил новый.  Два дня возился, от оплаты отказался: по-соседски. Года три замок работал исправно, и вот – оказия. Китайцы, что с них возьмёшь!..

          Прошло два дня. Сегодня выбираем себе президента, может быть – опять на тридцать лет. Я просыпаюсь (теперь) рано, и вижу – к школе потянулись первые избиратели, исключительно пожилые люди. Кто по одному, кто парочкой – это наши, советские люди, дисциплина у нас в крови – десятилетиями вколачивали! А я захлопоталась с вафлями, одну за другой снимаю их вилкой с вафельницы, кладу на тарелку, заворачиваю рулончиком, пока не остыли, и принимаюсь за следующую.
          Работаю я у открытого окна, а живу на первом этаже. Из нашего подъезда ещё никто на выборы не спешит - воскресенье. А-а, нет, слышу - кто-то идёт. Это Мария Борисовна, бывшая учительница и соседка. Она-то ночью разделила со мной все хлопоты по вскрытию двери, это у неё я оставляю ключи  и на её попечении – кошку в случаях, когда уезжаю. Это она звала меня ночью к себе – до утра.  Мария Борисовна видит меня в окне, и шутливо упрекает, что я не тороплюсь «отдать свой голос». Я оправдываюсь, что производственный процесс выпекания вафель неостановим, и обещаю вскоре двинуться вслед. Соседка уходит.
           Вафель получилась порядочная горка, я складываю их в целлофановый пакет, и поднимаюсь на четвёртый этаж, звоню. Время уже девять часов утра – неужели спят? Ведь Люда и Виталий тоже  пенсионеры, должны вставать рано… Наконец, за дверью завозились:
            - Кто там? – спрашивает заспанная хозяйка, Людмила.
            - Кто же ещё? Я, Люба из четвёртой!.. – покаянно отвечаю.  Могла бы и не спрашивать.  Повернулся ключ, дверь открылась. Я протянула пакет с вафлями:
            - Доброе утро! Спасибо вам за помощь! Ещё горячие…
            - Ты что, Люба, ничего не надо! МЫ ЖЕ СОСЕДИ!..
            С трудом я уговорила Люду принять пакет с угощением.
            - А что же вы на выборы не идёте? Пора, просыпайтесь! – сказала я ей.
            - Скоро пойдём, пусть Виталя выспится – ночью бывший его напарник –таксист подъехал, что-то с машиной случилось, НАДО БЫЛО ПОМОЧЬ!.. А завтра его зовут друзья на свадьбе поиграть...

            Прошло несколько лет. В подъезде всё больше новых людей появляется. Прежние хозяева квартир, с которыми прожито 30 лет, куда-то уезжают, прощаться с ними всегда больно - навсегда! Виталик с Людой по-прежнему были нашими добрыми соседями, пока... с Виталей не случилась беда. Рак языка... Пытался лечиться, ездил в Алматы, ему два раза делали операции, он стал косно говорить, но ничего не помогло... Умер... А теперь и Люда собирается уезжать к дочери в Новосибирск...
         
          -