И пала осень

Михаил Рыбаков 1
     И пала осень... Пала с первыми заморозками, оттепелями, заворажующим листопадом, продувными ветрами и тяжёлыми туманами, так похожими, на те, что выпадали весной 1951-го, когда, после курсов рулевых, я вышел в свой первый рейс, открывая навигацию, на пароходе "Восход", с тремя баржам, гружёными углём - на буксире...
Вспомнишь и, то ли улыбнуться, толи ужаснуться своей глупости... Ну как же, кореш явился, в лентах-якорях. И я решительно, прямо с вахты, бросил в реку фанерный чемоданишку и сам следом - бултых в воду, ледяную, весеннюю... Это сколько ж осеней прошло, с тех пор, сколько половодий схлынуло...батюшки мои!
- Чего, казак, задумался? Привет, пропавший, откуда попутным ветром?
- Привет, Володька!
А Володьке, уже за пятьдесят, сыновья и дочь, в света подались, Москву-столицу обживают...
- По жигулю?
- Нет, там кислое, На судоверфь. бутылочное привезли, пойдём...таранка завалялась.
- Чего дают сегодня?
- А там и спросим
- Ты давно бросил свою баржу?
- А в прошлую навигацию... Толку плавать не стало...Везде мели, река, не чищена, того и гляди, что самосплавом, баржу угробишь - век, не рассчитаешься...
Давали "Наймичку". Мы сидели в тенёчке - двадцать пять на солнышке, не шутки... Драли воблу, коротко переговаривались... Подвалила компания знакомцев школьных ещё, зашевелились соображая покрепче...на такой жаре...
- Нет, хлопцы, заходите вечерком, там и поговорим...пойду картину смотреть...
Рядом оказалась Надюшка Башмакова, сидели рядышком, получилось, не кино, а допрос формальный...
- Знаешь, а пойдём на кручу...помнишь?
- Ещё бы, не помнить твои приставания... Надеюсь сегодня без них...
- Надейся, Надя, на свёкра глядя...
А вечер прохладноват, но как рисованный, сказочный... Пощекотал, под рёбрышком...
- Отстань, Миня. - но как-то неуверенно, покзалось: "продолжай". И я продолжил...до самого некуда. Надюшка уже и задышала по настоящему... бери сейчас, со стоном отдастся и...
Потом я провожал её до дома, у неё был новый, под цинковой крышей.
- Зайдёш?
- А муж тяпкой?
- Дурной ты... Я сейчас...
- Только без спиртного, терпеть, не могу.
- Всё такой же...
- Как есть.

Встал я с самой рани, а за окошком очередная проба зимы - намело сугроб почти, под Надькино окно, я стал умываться да собираться.
- Ты куда натощак?
- Что ли я тебя объедать пришёл? Пойду зарабатывать.
Еле пробился к магазину, набрал продуктов и свежего судака...кило на три. занёс пакет на кухню, а сам, за лопату и тропу пробивать в сугробе
- Гляди ка...хозяин... Не ты ли, Миня?
- Я, Свеланка, я... Заходи, ушицы поедим, пообщаемся.
- Ага, а мужик больной хай подыхает?
- Ну гляди, солнышко, без обиды, я тут ещё хуже гостя. Света убежала, а я нашёл затишное место, набрал сухих веток и развёл костёр.
- Котелок есть, Надюш?
- А загляни, в чулан, там всё рыбацкое...
- Я быстро почистил рыбу, отобрал для ухи хвост, голову, печень да икру, не вызревшую...
- Пару картофелин очисть пожалуйста...
Уха из судака... Душистая, сладкая, пахнет лучком, чебрецом, дымком и укропом... Это же нектар, не еда.
- Давай миски и хлеб.
 Мы присели на кругляши, у костра.
- Так я ж ухи, не особенно...
- Ты так считаешь? Ну-ка миску давай.
Я положил Наде, всего по кусочку и половничек юшки, как слеза.
Она держала горячую миску и не знала, как быть дальше, тогда я отобрал уху, набирал ложку, дул на неё и подносил, ко рту. Она схлебнула первую, посидела, определяя вкус и запах, осторожно проглотила, глянула на меня и показала глазами "ещё". После просила ещё добавки...
- А тот лабур и не чистил даже... "Так вкуснее", чтоб он подавился...

- Может в мой дом зайдёшь хозяйкой?
- Ой, Миня, и не знаю даже... Это ж какая ответственность? И люди...
- Только, не это, пусть языками чешут - их забота..
- Давай...я постепенно...привыкну...
- Ты ко мне уже привыкла - Она кивнула...
- Вот и собирай всё необходимое, пойду , к Гришке, машину закажу.
А осень улыбалась нашему счастью, быстро растаял снег и через день установилась, пожалуй августовская погода...

Вот и сталось... И я нашёл свою половинку. Как-то оно будет, да будет! Люди живут. Над испытать себя и умастить долю, чтоб завязался узелочек малый, да так, чтоб никакая хрень, не могла распутать-развязать.Нарушить старую...молодую связь.
Мы были наверно счастливы. Дни летели, как на крыльях. Не успеешь оглянуться, а уже вечер, домашние заботы и наши роскошные ночи. Мы не уставали друг, от друга.

И вдруг всё рухнуло... Рухнула моя Родина, где я родился, учился, попал в плену Второй Отечественной, был вызволены. И вот тебе, ни работы, ни перспектив на будущее. Полный облом.
Попробовали на своих сотках выжить, не получилось - копейки на хлеб, нет в кармане. Мужик, не может семью прокормить - это как? Хоть плачь, а Москва слезам, не верит...
Дозвонился, к другу, Олегу.
- Привет, Миша, приезжай, мне скоро на вахту, устрою.

Такие пироги, с печи, горячие, только погоди, чтоб больно, не было...
Попрощались, Надя в слёзы: "как же теперь?
- Погоди, не расстраивайся. Съезжу, узнаю, не скучай, так как, из тундры пистма приходят ли, но три месяца, не срок.
Попрощались... Олежка встретил, отвёл в управление.
- Есть два варианта. Место диспетчера, но нужно знать наше производство.
- Немного знаком, приходилось бывать в тех краях, с экспедицией.
- Это уже что-то. Тогда есть домик, с отоплением, водой и ванной, не новый, но...
- Схвачено. Второе место - заместителем мэра, оклад повыше, но сработаетесь с шефом? Вопрос.
-Пусть, останется, как вариант.
- Семейный?
- Жена.
Пять дней на сборы и в Домодедово, в пятницу будет ждать попутчик, до 20-00.
-Добро.
- Тогда вот вам чек на подъёмные, проездной литер и ждём.

Наденька ахнула:
- Конец света, Минь...
- Дальше ещё есть, не переживай, собираемся. Заколочу дома, пусть люди присматривают. А нам в пятницу надо быть там.
Надя так и не выезжала, из дому дальше Мены. Сели в вагон, взяли два чемодана, её одежды, о себе, не беспокоился - знал, что дадут арктическую робу. А тав видно будет...В Бахмаче, пересели на Симферополь-Москва, Добрались до Управления, был четверг, сутки, чтоб познакомиться бегло, со столицей.
- Михаил, где-то устроились?. Пока нет да и денег нам не хватить, извините.
- Есть комнатка, заселяйтесь, вот ключи, а это талоны, сутки пропитания в нашей столовке. Потом поднимись, ко мне, есть вариант, бесплатный.. Друг, у меня, на пенсии мается,отвезёт вас в интересные места, расскажет и покажет.
- _ Вот за это, нижайшее вам!

Добрались до места, без приключений. Один, из пилотов, отдал, почти, за бесценно костюм тёплый, как раз, для Нади. Довела до дома машина, открытая, а морозы уже стояли под двадцать, так что испытание прошло тут же. Дом бы подключён, к отоплению, работал старенький телевизор. Пока, из мебели была полуторная кровать и два байковых одеяла. Сопровождающий сказал:
- Завтра днём придёте в отдел обеспечения, выберете, что нужно. А вам, Михаил нужно на вахту..
Я обнял Наденьку.
- Запрись.
И вышли, под звёздное, незнакомое небо.
- Я работал диспетчером, здесь, велено ввести в курс дел.
- Вот за это, спасибо, а то боязно, как-то...
Усталый человек встал, из-за стола, заставленного телефонным аппаратами, кивнул и вышел.
Я занял место. Тогда никаких табло, ещё не было Только в розовом окошечке выскакивал номер телефонного аппарата - ищи номер на аппарате и поднимай трубку.
Первым потревожил девятый. Поднял трубку, слушал, похоже пьяный голос, собеседника.
- Диспетчер, у нас, ни топлива, ни воды.
- Представьтесь пожалуйста.
- Шутишь, гад?
- Я первый день на дежурстве, звать меня Михаил. Слушаю Вы кто?
- Пошёл ты, козёл - Трубка запищала.
Занёс разговор в журнал, поставил время, расписался.
- Правильно. Пьянь на работе - развал всему.
- Кто он?
Это начальник запасной котельной. Когда-нибудь взорвёт котлы. Директор больно снисходителен, к нему...
- Послать бы туда некого?
- Я пойду мимо - брякну.
- У меня вопрос. Получаю звонок срочный, мои действия.
- Тут приходится соображать: поднимать начальство или брать ответственность на себя.
- Понял, спасибо.
- Так я потопал. Гляжу, паря, будешь на своём месте.
Валентин ушёл, Я сидел в тишине, открыл шкатулку стола, а там. План местности, точки телефонов, фамилии. "Почему его свернули, а не на столе?" Нашёл скотч, расправил, закрепил лентой. Проснулся тринадцатый.
- Да.
- Кто у трубки?
- Михаил.
- Не знаю - упивался женский голос.
- Скучаешь, может зайти?
- А почему бы нет, если делать нечего.
- Во-во... Нечего. Вы запрос передали?
- Я сегодня первый день на дежурстве. Вопросы?
- Ну...мужики! Не подступиться.
Замигал "пятый"
- Минутку, звонят...
- Да, слушаю.
- Это Валентин. Того придурка увезли в вытрезвитель..
- Поня, спасибо, Валентин.
Записал в журнал.
тринадцатый отключился. До четырёх утра, не беспокоили.
- Ало, дисетчер, Куда везти молоко?
- Вы первый день на работе,Ю как и я? Куда возите?
- По графику.
- Ну и...
Вы сами можете согласовать повседневные дела или мне главного инженера поднять?
- Ни в коем разе, разберёмся.
Записал в журнал.
- Диспеьтчер, твою...
- Тихо, иначе перейду на семиэтажные. В трубе хохотнули.
-Должны были привезти балки, п привезли готовые изде6лия, ни докум ентов, ни сопроводиловки.
- Подождите, согласую с Главным и перезвоню.
Главный ответил недовольнм голосом
- Вы думаете, я должен вообще, не спать?
- Простите, я сегодня на ервом дежурстве и чувствую, что без вашего вмешательства, пожет получиться простой участка.
- Скажите, что я выясню и позвоню на участок.
- Спасибо.
- Лады, откликнудись там.

Явился в новый дом поздним вечером, после разбора полётов первого дежурства, Наденьк была в ударе.
- Прости, Миша, всё из буфета, дороговато, но решила попробовать, как тут готовят.
- Вот и попробуем вместе.
Оказалась снедь съедобной и доволно вкусной.
- Ставлю четвёросу с хвостиком.
- А мне предложили работу - местным "синоптиком". Сказали, что перенесут, прямо во двор, ветровую лабораторию и разные приборы: давление, скорость ветра, снежный покров, Температура.
- Охота, справишься?
- Еонечно.
- Ой, не говори раз, если не знаешь местой природы...
                17.06.19