Ведьмак за и против

Дмитрий Гендин
«Ведьмак: за и против»

Анджей Сапковский, цикл «Геральт»: «Последнее желание», «Меч предназначения», «Кровь эльфов», «Час Презрения». Попытка написать «славянское фэнтези удалась.
На книгу я вышел через игру «Ведьмак». Но сейчас мы обратимся к тексту. Стиль лёгкий, образный. Автор знает, о чём пишет. Пожалуй, много диалогов. Пожалуй, много лишних названий королевств и имён персонажей. Радуют активные эльфы и дриады, а не просто упоминание о них.

Радуют общеславянские корни, которые понятны и нам — русским. Даже если это придуманные слова.  Чувствуется издевательство над классической сказкой.
Всякое фэнтези описывает альтернативное Средневековье, однако, Сапковский позволяет себе современный язык на фоне языка простого и разговорного. Он позволяет себе мат, он позволяет себе сцены разврата. Это не книжечка для детей, а для тех, кто вырос, не разлюбив сказки. 

И Геральт, и Цири получились живыми, красочными. Если Геральта мы часто видели в игре «Ведьмак», на обложке книги, то Цири мы видели чуть меньше, поэтому её образ сложился более свободно. Второстепенные персонажи: Лютик, девушка Глазок и ещё многие другие «прорисованы» хорошо: у них у всех есть отличительная черта (а то и несколько). 

Фэнтези — развлекательный жанр. Но поднимаются важные темы. Тема любви мужчины и женщины. Тема веры в чудеса. Тема детства. Тема войны. Тема искусства.

Но есть и низкие темы: тотальное пьянство и разврат, ругань и насилие. И именно это лишает тесты Сапковского сказочными в смысле сказочности Толкиена. Толкиен добрый. Персонажи Сапковского недоверчивы, скрытны, жестоки. Их мучения не имеют особого смысла. Нильфгаард — это зло, но обычное, человеческое: империя захватила другие королевства, ничего особенного; это не Мордор. Чудовища, которых истребляет Геральт, оказывается и без того вымирают. Нет метафизического зла. А если и есть что-то подобное, то оно не играет никакой роли в сюжете.

Автор интересный. Есть, что зачерпнуть, чему поучиться. Но текст какой-то пресный. Персонажи живут, не страдая человеческим вопросами. Это монстры, даже если это люди. И опять же слишком много современного: идеология после сексуальной революции, которую отражает бард Лютик.

Сказка для подростков.