Об опыте и вере

Николай Павлович Кормаков
ВОПРОС. По прочтении: «Что есть научный метод».
http://www.proza.ru/2013/03/09/1408 
Вы утверждаете, что «основой любой теории и любого метода, в том числе и научного, является вера».
Вера базируется на опыте. Возьмите лист бумаги и попробуйте через две точки на нём провести не одну прямую, а несколько.
   
ОТВЕТ.  Постараемся исследовать истинность высказывания: «Вера базируется на опыте».  Для этого сначала определим  понятия, чтобы не было двусмысленностей.   А затем докажем или опровергнем логический вывод  из того, что выставляется причиной, к тому, что утверждается следствием.

Опыт. Опытом называют фиксацию в памяти исходов определенного эксперимента. Например, дотрагиваясь до утюга, мы получаем ожог на теле в месте соприкосновения, сопровождаемый болью. Это наш единичный опыт. Если мы проделаем это сто раз, и всякий раз будем ощущать то же, то говорим, что имеем опыт, подтвержденный множеством экспериментов.

Вера. Верой называют качество человека, позволяющее ему без сомнения создавать высказывания общего характера. Например, если, увидев утюг, человек без сомнения заявляет: «Не дотрагивайся до него, - обожжешься!». Общий характер этого высказывания выражается в том, что с этим предметом (утюгом)  человек связывает в любом случае один и тот же исход эксперимента (т.е. при соприкосновении с ним): получения ожога.

Индукция. Индукцией называют свойство человеческого интеллекта создавать высказывания общего характера, опираясь лишь на конечное множество экспериментов. Например, в нашем случае, дотронувшись до утюга сто раз и всякий раз получив ожог, мы заявляем: «Не дотрагивайся до утюга, - обожжешься!»,  или: «При соприкосновении с телом утюг всегда доставляет ожог».

Вера, приводящая к высказываниям не всегда верным, называется заблуждением.

Представленный выше случай с утюгом как раз и является заблуждением, т.к. обжечься об утюг можно не всегда, но лишь, когда его температура будет сильно отличаться от температуры тела человека.

Итак, вера, опирающаяся на опыт, может быть заблуждением.

Высказывание: «Через две заданные точки можно провести прямую и только одну» есть постулат (аксиома)  Евклида. Постулатом называют первичное  высказывание, которое невозможно ни доказать, ни опровергнуть.  Постулат можно либо принимать на веру, либо не принимать на веру. 

Вот вы предлагаете мне с помощью эксперимента (опыта) уяснить себе, что как бы я ни старался провести две разные прямые через две точки,  мне это не удастся.
Вы правы в том, что это высказывание опровергнуть невозможно, но предлагаете мне доказать это высказывание через опыт. Через опыт же невозможно вообще доказать никакого высказывания общего характера.  Сколько бы я экспериментов ни проделал (например, миллион раз),  не получив желаемого результата, то кто может мне сказать, что следующий (миллион первый) эксперимент даст то же самое?
Никто.

Опыт не может быть критерием истины.

В приведенном же случае имеем две альтернативы.
1) Верим в постулат.  Тогда можно построить геометрию, где он будет выполняться. Такая геометрия называется  евклидовой.
2) Не верим в постулат. Тогда можно построить геометрии, где он не будет выполняться. Такие геометрии называются неевклидовыми.

Если рассматривать заданные пространства определенной размерности в пространстве, объемлющем его, например, двумерные поверхности будем рассматривать в трехмерном пространстве, то можно ввести понятие кривизны для этих поверхностей  (подпространств объемлющего пространства).  В этом случае евклидовая плоскость будет двумерным пространством нулевой кривизны, любая выпуклая поверхность будет пространством положительной кривизны, а любая вогнутая поверхность будет пространством отрицательной кривизны. 
Если взять внешность сферы в качестве пространства, то через любые два ее полюса можно провести сколько угодно отличных друг от друга прямых (это будут меридианы). 

Итак, вера, базирующаяся на опыте,  может быть заблуждением.

Существует также вера согласная истине, вера, позволяющая нам жить в мире, с которым опытным путем можно лишь познакомиться, но любое общее высказывание о нем будет лишь гипотезой. Жизнь, однако существует, значит существует и истина.

Что из этого следует?
Из этого следует, что вера, есть качество человека, выводящее его за пределы видимого и ощущаемого им опыта. Иными словами,  вера самим своим существованием утверждает нас в существовании вещей надопытных или трансцендентных.  Вера есть дар Божий.

Есть ли для нас от этого практическая польза?
Есть, несомненно. С помощью разума, разглядывая действительность, мы можем уверовать в Бога, Творца и Вседержителя  всего, что ни есть.

Слово Божие устами ап.Павла говорит: 
«Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.  В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет. Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.  Ибо, что можно знать о Боге, явно для них по тому,  что Бог явил им.  Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим.1:16-20).

Итак, слово Иисуса Христа, принимаемое нами верою, «есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим.1:16), «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12).

Богу нашему слава через Иисуса Христа, Господа нашего.