19. Украина. Тернистый путь в Россию. V

Юрий Игнатюгин
            


   Уже в темноте, набегавшись по улицам, наобщавшись и налюбовавшись народом отдыхающим после трудов в кафе и возле них, наконец, нашел себе пристанище в отеле.  Отельчик новый на уровне хостела. Но душ, с валяющимся на полу распылителем, льющим струю на унитаз из-за короткой занавески, все же был!  Помылся, выступил из лужи околоунитазной в коридор и уже там оделся, прикрываясь распахнутой дверью. Благо кроме красавицы  в бюро никто меня не видел, да и та ушла в мечты о замужестве. Она приехала в Одессу из Крыма. В поисках счастья. Оно на подходе – уверила Анжелика. С таким именем да не замужем – нонсенс.
   Кстати, приехала она совсем недавно – следовательно в Крыму ещё не все счастливы.
   Сбегал я после помывки в магазин и, поскольку Анжелика не пьёт, выпил сам-на-сам. Закусил любимой лапшой и в холодную постель залёг укрывшись двумя одеялами.

   Утром бреду по бульвару в сторону вокзала, чтобы уехать в Мариуполь, а оттуда автобусом в Ростов. Эта версия для  укров.  Кажется так называются войска карательные украинские. На самом деле хочется попасть в Донецк и Луганск. А уж потом в Ростов и далее ехать….
   Бульвар упирается в Привоз. Ну, это же невозможно пропустить! Побродил и по базару. И в пути еще побеседовал с молодушкой (40) архиваричкой (женский вариант архивариуса), с заработком в 10 000 гривен. Что очень мало, так как она идет на базар, чтобы купить тюльки пол-кило. На килограмм у неё не хватает. Он стоит 60 гривен.  Верю и киваю. Курс гривны – 30 за 1 евро. То есть её зарплата 330 евро. Ей мало.  Как потом выяснилось зарплата в 8000 у дальнобойщика. И это неплохо. У слесаря – 5-6 тысяч. В общем, это была тётка из разряда всем недовольных. И не единственная на моем пути. Но остальные хотя бы имели зарплату поменьше и должность не бездельничью.

   Выйдя с рынка побеседовал с мужиками охраняющими парковочные места и, заодно, торгующими ими. Это практикуется по всем городам где я бывал. Да и как жить на пенсию в полторы, две тысячи гривен? Вот и идут сшибать гривны на стоянки и просто во дворы где мало парковочных мест.
   Усомнились дружно, что меня пропустят через ДНР. Серая зона – услышал я впервые название прифронтовой полосы.
    И они же посоветовали мне не ездить на поездах, а лучше на автобусе. Дешевле. ЖД задрали цены. И я уехал из центра Одессы на маршрутке. Это весьма странное средство передвижения. С виду ПАЗик, только Укровыделки. Выкидыш укропрома, как выразился водитель её.  Зимой холодно, летом жарко, в управлении тяжелая очень. Работает водитель пятидесяти летний Григорий по 14 часов и почти без выходных. Зарабатывает 30 тыс.  Выглядит на шестьдесят. Работа адова – остановки по просьбе и по поднятой на обочине руке. То есть через каждые сто метров. Вошедший кидает ком гривен на капот покрытый ковром. Замасленный ком гривен по ковру не скатывается, и Григорий его расправляет и раскладывает в порядке по ячейкам ящичка. Отсчитывает сдачу. И все это время рулит вокруг ям пытаясь соблюдать какие-то правила.  Проезд, кажется, 4 гривны.

Едем долго и всё разрушеннее дома становятся в ряд по мере удаления от центра. Много заборов за которыми закрытые заводы….
   Беседуя, выясняю, где мне лучше встать для автостопа. Григорий чрезвычайно удивлён таким методом передвижения. То есть что такое «попутка» он знает, но не понимает как это можно кого-то везти бесплатно. Расстаюсь с несломленным Григорием и его убеждением, что всё имеет цену и она измеряется в гривнах.

   А сам захожу в ближайший магазин, нахожу белую картонку и пишу на ней «КРЫМ». Еще через пять минут еду в китайской легковушке стоимостью в 3 тыс. гривен, с водителем Ваней. Он повезет меня первые 150 километров.

   Ваня владеет полем в 35 га. Садит на нём лечебные травы и доволен жизнью. Раньше был миллионером – что-то строил, но главный «жох мужик», под чьей крышей он трудился, сбежал в неизвестном направлении. Предварительно вывезя за бугор всё имущество вплоть до тёщи. Его не смогли взять, так отыгрались на его компаньонах. В результате Ваня потерял всё! Удалось выжить добротой. Будучи богатым помогал и занимал людям. Многие вернули долги и помогли когда сам «попал». Теперь не выпячивается и раскручивает то, чем занимался с детства. Когда-то школьником собирал дикоросы и сдавал в аптеку. Рано слез с родительской шеи и узнал цену труду. В свои 43 года помогает и людям – на уборку своих полей нанимает деревенских работников и платит достойно. До ста батраков трудятся на выращивании ромашки лечебной и прочих кровохлёбок…. Интересен метод привлечения к труду молодежи – раздаёт в поле вайфай. И дети идут на работу. А так как работа с выработки, то Ваня не переживает – с телефонами в траву не прячутся. Денежек то хочется всем. Каков пучок ромашки сдаёшь, такую пачку денежек получаешь….
   В пути делаем остановки и выходы в придорожные поля и урманы. Ему это разведка, а мне ликбез. Например, я узнал – бывают ромашки, и бывают романы, и еще те на которых гадают и ими любуются. Они крупнее и ничего не лечат.

   Провёз он меня за Николаев, который мне не понравился, и вскоре высадил, а сам свернул к своему полю.

   Тут же меня подобрал Денис. Работает на небольшой фуре. Арендует её. Тридцать рабочих дней в месяц и неограниченно рабочие часы. Три года как разочаровался в любви и полюбил дороги. Заработок до 60 тыщ! В сезон клубники сутками не выходит из машины – требования такие – 600 км без остановок на туалет и заправку. Ну и плата соответствует.  Раньше проезжал сто и хотелось выйти, а теперь азарт гонит и гонит.
   Сомневается, что я проеду в ДНР. Начинаю сомневаться и я. Появляются мысли ехать в Россию через Крым. Высаживаюсь перед Херсоном и три часа топчусь на направлении Мариуполь, Симферополь. То стою на самом перекрёстке, то ухожу на километр дальше – там микрорынок и люди тамошние советуют мне не ездить ДНР…. И ехать в Крым на автобусе из Херсона. Что ж, возвращаюсь на перекрёсток и иду в сторону Херсона. Маршрутка подхватывает сразу и вот я уже на вокзале и через час отправление на Симферополь. Иду на перекус и, обмывая удачу, разливаю вино из припрятанной бутылки прямо на стол. Пока ликвидирую это свинство, обедаю, и вот уже пора на посадку. У двери в автобус уточняю – в Крым?
- А Вы в первый раз?
- Да, а что, что-то не так?
- А какие у Вас документы?
- Вот русский паспорт.
- Э! Вы можете ехать до самой границы, а потом назад. Русских в Крым не пускают.

   Вот так новость! И тут подходят знатоки и просто-ж опытные. И в результате автобус уходит, а я остаюсь и покупаю билет на утренний поезд в Москву. Цена кусается – 105 евро! За эту цену можно из Москвы до Владивостока доехать.

   Болтаюсь по городу и по набережной. Она маленькая – триста метров, но обсижена херсонцами до чрезвычайности. Красиво обсажена деревцами, есть часовенка, прекрасный вид на Днепр. Правда не метена мостовая с прошлого года и я с трудом передвигаюсь босиком по мелкой крошке посыпанной на брусчатку. Пыльно. Но машин нет и тишина. Гуляют свадьбы. В одной из них заметил дружку – негритёнка. Окликают его Гришей.
 
   Вот. И подтвердились слова зятя Володи. Он, сорок лет назад, побывал в Херсоне, и сказал, что тут живут самые красивые ноги. Подтверждаю! Факт! Потому что икряные – в смысле икры у херсонесок толстые. Худых и кривых не держат.

   Ночь в комнате отдыха на вокзале в компании трёх. Первый, простодырый до крайности, живет уже полгода в Литве и приехал на родину за справкой о том что не сидел. Бумажка нужна для получения литовского гражданства. Всем и каждому по телефону рассказывает, как у него вымогают взятку за эту справку и какие очереди в конторах!!! И все говорят кому нужно сунуть….
   Второй едет поступать в ПТУ. Почему-то из большого города в маленький поселок.
   Третий молчал и всё время ел. Я тоже поел и для сна выпил. Тут же получил замечание, что в моём возрасте пить вредно. Оправдания мои, мол, я чуть-чуть, не принял и отвернулся.


 Утро, и я завтракаю в том же кафе что и вечером, и уже бегом в вагон. Он полупуст и моё двадцать второе место я нахожу быстро. Но что это? Купе забито цыганами…. Бросаю рюкзак и на выход. Сказать ничего не успеваю, только начинаю мычать, но милая девушка 58го размера с усами, понимающе кивает моим выпученным глазам и успокаивает – они только до Шевченки. Не знаю далеко ли это, но по тону чую – с полчаса, час.

   Что же, не жить же с ними в одном купе, и иду знакомиться с соседом у туалета. Доцент бывший, сейчас птицевод. Индюки и индоутки помогают неплохо жить. Даже с заграницами торгует. Дом, две квартиры, две дочери и два внука. Все заняты любимыми делами. А кормит всех он. Не жалуется, но сетует, что живет на границе с Россией, а тороговать с ней не получается.

   Скучающая типичная Оксана тоже не отказывается от беседы. Ей 32 и муж русский. В смысле житель России. А она тоже русская, но из-под Одессы. Пытается перетянуть его на Украину, а он один раз побывал и больше не хочет. Она не может бросить родителей. Хотя в Подмосковье им не плохо, но работы у неё нет, да и он, чтобы побольше заработать, ушел из компьютерщиков в шиномонтажники.
(Вроде все монтажники наоборот рвутся в программисты. Или уже рынок полон?)

   И так я бегал по вагону туда-сюда, пока не сел перекусить в соседнем с цыганским купе. И что я услышал? Да ничего такого, что обычно мы ожидаем от этого племени – погадаю, спляшу на пузе, карты, анаша, визги баб и детей, грязь и сопли….И «барон» в придачу с вонючими носками и золотом в роте. Знаем, ездили, нюхали!
   А тут нет! Тихо у них, дети общаются вполголоса, и даже, не поверите, через пожалуйста. Вот крест во всё пузо! Сам слышал: четырехлетний Бошдан просит семилетнюю Аранку:

- Ранка, дай мне тапочки!
   Аранка не реагирует. Бошдан опять:

- Ранка, дай мне тапочки, позулуста!

   Я о чём? Вы слышали слова вежливые от них? Вот и я впервые! И стал прислушиваться. Говорят на трёх языках и не смешивают. Мать по-украински, и отвечают ей на мове, мать на цыганский переходит и все ромы малолетние тоже…. Разговаривают  вполголоса и чистые! С собой ни корок, ни бутылок заткнутых слюнявыми початками – продукты и питьё покупают у вагонных офеней. Едят аккуратно! В общем, подсел я к Ноне и, извинившись за обструкцию ранешнюю, попытал о житье бытье.

   Ей 36. Шестеро детей. Младших везет к маме. – В табор? – Ну что Вы, мы давно уже деревенские. У меня муж полуцыган-полуосетин работает агрономом! Старшие (17 и 19)  ему помогают. 1600 в день зарабатывают! Я дома. Варю, жарю и немного шью. Огородик у нас. Кроме нашей семьи в деревне цыган нет. Домик небольшой, да ведь мы рома…. В таборе никогда не была и не интересно. Девочек за русских не хочу отдавать – наши девочки верные. И сыновьям подберу цыганок.  Вот картошки накопала молодой и везу маме, а у сумки ручки оторвались.
   В Шевченке пришлось мне помочь Ноне тащить эту картошку вокруг состава. А там, в сумочке без ручки, килограммов сорок! Чуть не перекосило меня. Никогда не думал, что буду цыганам помогать. 

   С вечера постиранное бельишко моё не просохло, и в вагоне я досушивал свои носки уже на второй полке. Извините за тему носочную, конечно Джером с женой Клапкой, в своё время уже всё сказали о носках и сыре в своей нетленке о «Трёх в лодке с собакой», но время идёт, а запахи остаются…. И проблемы в вагонах общие. Надеюсь, я никого не обидел из сидящих снизу!

   А в Черкассах внизу появились люди. Черкасс и черкашенка. У них было сало и горилка.  Ей 55 и более сказать нечего.  А он – щирый хохол! И выпить и поговорить и угостить и послушать. Но похвастаться – не заткнуть фонтан! Он и рыбак, и дачник, и реставратор, и ресторатор, и гувернёр, и повар, и бывший инженер. А бывал и в Германии, и в Италии, и во Франции…. И все-то он языки знает. И патриот Черкасс и своего «болота»-водохранилища – кулик. В общем, интересный собеседник. Говорил на суржике. Оттого весело!
   Вышел в Москве с двумя чемоданами сала. Будет работать на стройке три месяца. А общий стаж «москвича» десять лет. Про провинциальную Россию отозвался одним словом – нищета. Эх, подумалось мне, не бывал ты, видимо, дальше процветающих Черкасс…. Всё по заграницам денежки зашибаешь.

                Облава


   Среди ночи шмон. Свет полный и всем стоять, дрожать, бояться! Все немного встревожены – граница Украины и неизвестность…. Я спокоен. Все документы в порядке. Из контрабанды один крестик выколот. Теперь же веры у нас разные, поэтому застегиваю верхнюю пуговку. Но раздевать и обыскивать не стали. Рюкзак не ворошили. Но долго пристально рассматривали мой паспорт. И углядели всё таки нарушение.

- Ваша бумажка о пересечении границы?

- Не давал и не получал!

- Такого не может быть, потому что! Ищите!

-  У меня все документы в кучке. Вот смотрите!

    Минут десять они препирались и решили заполнить новую. Старший тихонько подсказал младшему – «Может шеф поймёт. Не высаживать же его.) Человеколюбивый такой старший! И младший повел меня в купе к проводнице. Та понятливо вышла, и я вмиг заполнил квиток.  – «А магарыч?!). Сунул 10 еврейских рублей и мирно разошлись. Проводница только головой понятливо мотнула – так всегда и не по разу!
   Получается так, что въехать и выехать можно только дав в лапу. Граница на замке! Ключ в вашем кошельке.
    Прощай, новая Украина! Постараюсь больше тут не бывать. Общее впечатление от жизни людей тут нерадостное.