Добрые отношения

Гадаев Алексей Вениаминович
Добрые отношения необходимы всем
Наша самооценка зависит от взаимоотношений с людьми. Некоторые психологи уверены в том, что основной дефицит уважения и любви – низкая самооценка. Если вы не любите и не уважаете себя, вам крайне трудно полюбить другого: вы всегда будете пытаться получать от него то, что можете дать себе только сами. Вражда, жестокость - это темные стороны человеческой натуры, которые разрушают положительное взаимодействие. В отношениях главное не только соответствовать нашим главным интересам и касаться того, что действительно нам важно, и не следует поддаваться гневу – или любой другой негативной эмоции, например чувству страха или вины. Спросите себя, чего вы хотите и что для вас по-настоящему важно. Другими словами, перестаньте действовать агрессивно и жертвенно, сосредоточьтесь на уважительных, доверительных отношениях. Но, что нам нужно знать, если возникает враждебность, обида, недоверие к людям? Психологи считают, что для поддержания дружеских отношений с людьми в психологии существует несколько теорий конфликтных отношений:
1. Теория дефицита (не умения решать возникающие проблемы);
2. Теория мотивации (отсутствия мотивации к сближению с несогласными с нами);
3. Теория борьбы подструктур личности, внутриличностных когнитивных противоречий (неадекватного и деструктивного восприятия ситуации).
4. Теория особенностей в понимании и особенностях поведения мужчин и женщин (гендерные особенности).
5. Теория насильственного решения проблем в конкретной ситуации.
6. Экономическая теория в поведении и психических процессах человека, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг.
Само противодействие положительным взаимодействиям может развиваться в 3 сферах: общении, поведении, деятельности.
Теория дефицита
Большинство психологов придерживаются теории дефицита. Они убеждены, что мы враждуем лишь потому, что не знаем, как любить. Мы жаждем любви, приятных отношений, но не умеем их наладить. Трудности дефицита любви происходят от недостатка общения и умения решать проблемы. Когда нас критикуют, мы почти никогда не пытаемся договориться и уважать оппонента, поэтому нарастает напряжение.
Теория особенностей в понимании и особенностях поведения мужчин и женщин (гендерные особенности).
Дебора Таннен и Джон Грей считают, что дефицит уважения и любви к человеку, заключается и в том, мужчины и женщины отличаются друг от друга. Женщины пользуются словами, чтобы выразить свои чувства, в тоже время как мужчины пытаются словами решить проблемы. Однажды я находился в на отдыхе,  и моя подруга стала жаловаться на плохое самочувствие и расстроилась. Я вызвал к ней дежурного врача, и он оказал ей помощь. В итоге она расстроилась еще больше,  и это её раздражение мне как мужчине было, непонятно.
Теория борьбы подструктур личности, внутриличностных когнитивных противоречий (неадекватного и деструктивного восприятия ситуации).
Личность человека имеет различные подструктуры: мотивационную, эмоциональную, когнитивную и операциональную.
Когниция (cognitio, познание, познавание и cogitatio, мышление, размышление) - это процесс, с помощью которого происходит обработка информации. Например, когниция – это и восприятие, внимание, память, суждение, осмысление, мотивация и отражение. Иногда когниции называют «автоматическими мыслями»(стремительная обработка поступающей информации из опыта или убеждения) . Когниция - это конструкт, который является своеобразным классификатором - шаблоном восприятия человеком других людей и самого себя.
Все наши переживания происходят от наших мыслей и отношения, то есть, связаны с процессом познания – когнитивного процесса. Когда мы расстроены, негативные мысли кажутся правомерными, но в действительности в них много ошибочного, так называемых когнитивных искажений, провоцирующих конфликт.
Ложные позиции, провоцирующие конфликт:
• всё или ничего, преувеличение,
• недооценка положительных черт,
• поспешные выводы,
• чтение мыслей,
• порицание,
• преувеличение или преуменьшение,
• обязательства со стороны других,
• обязательства со своей стороны,
• навешивание ярлыков,
• обвинение других или самого себя.
Одной из наиболее интересных сторон теории познания является идея, что гнев и межличностный конфликт – не что иное, как результат мысленного противоречия. Так происходит потому, что внутренние противоречия есть у каждого из нас. Приятно плохо думать о том, на кого мы злы, или о тех, кто нас раздражает. Это дает чувство некоторого превосходства. Мы просто не желаем замечать, что у нас совершенно искаженное представление о другом человеке.
Когнитивная теория конфликта
Миллер (Miller, 1944, 1951) разработал на его основе получившую широкую известность модель конфликта: это модель «стремления-избегания». Основные его идеи предвосхитил Левин в небольшой монографии, вышедшей в свет 1931 г., «Психологическая ситуация награды и наказания» (англ. пер.: Lewin, 1935), в которой приводится следующее определение: «Конфликт... психологически можно охарактеризовать как ситуацию, в которой на субъекта одновременно воздействуют противоположно направленные силы примерно оди¬наковой величины» (Lewin, 1931, S. 11). Левин различает три основных случая конфликтных ситуаций. Позднее Ховлэнд и Сире (Hovland, Sears, 1938) добавили еще один случай. По силам, воздействующим на субъекта и направляющим его поведение на объект или от него, можно выделить следующие четыре вида конф¬ликтных ситуаций:
1. Конфликт -«стремление—стремление»-:даны два объекта или цели, причем оба обладают позитивной и примерно равной побудительностью (валентно¬стью); при этом, однако, нельзя обладать или стремиться к обоим, а необхо¬димо сделать выбор между двумя возможностями. Говоря проще, это ситуа¬ция буриданова осла, умирающего от голода между двумя равно привлека¬тельными охапками сена.
2. Конфликт «избегание—избегание»:ситуация, когда приходится выбирать из двух примерно равных зол. Например, школьнику нужно или доделать ненавистную домашнюю работу, или выполнить впоследствии штрафное задание.
3. Конфликт «стремление—избегание»:одна и та же цель одновременно при¬тягивает и отталкивает. Можно хотеть, например, путем женитьбы удержать возле себя любимого человека и одновременно бояться потерять свою неза¬висимость.
4. Конфликт «двойное стремление—избегание»(конфликт двойной амбива¬лентности): например, некто колеблется в выборе одной из двух профессий, каждая из которых имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Со временем, при плохих отношениях негативизм повышается. И вы  и ваш абонент начинаете критиковать друг друга всё больше и больше и постепенно перестаёте получать удовольствие от общения, как это было в начале ваших отношений. Всё это происходит из-за недоверия и страха быть обиженным и возникает нехватка доверия.  Возникает «выгорание отношений».
Экономическая теория в поведении и психических процессах человека, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг.
Очень важно отметить, что существует влияние экономики на психологические отношения. В связи с этим многие психологи считают, что добрые отношения зависят от максимальной выгоды и минимизации потерь
Почти каждый человек стремится к максимизации выгоды и минимизации потерь. Быть экономным – это необходимость нашего времени.  С появлением понятия экономический человек ученые психологи прослеживают это положение. У экономического человека  нужно рассматривать   влияние его типа личности, когнитивного стиля и стиля жизни на восприятие и категоризацию экономической реальности;  как влияние ситуационных воздействий на экономическое поведение.
Любому поступку человека обычно предшествует восприятие, ос¬мысление, понимание ситуации и себя в ней, т.е. когнитивные (познава¬тельные) компоненты; субъективное отношение, окрашенное чувствами, т.е. афффективные (эмоциональные) компоненты, и, наконец, действие или, наоборот, его сдерживание, т.е. конативные (действенно-динами-ческие) компоненты.
Психологи считают, что люди постоянно не¬постоянны.
Многие не любят расчеты и ис¬пользуют приблизительные догадки. Эксперименты показали, что очень немногие люди умеют и хотят соединять вероятности независимых собы¬тий путем умножения.
В условиях неопределенности человек может себя вести как интел¬лектуальный калека.
Эффект Ирвина (переоценивается вероятность желательного собы¬тия и недооценивается вероятность нежелательного);
 Эффект Монте-Карло (при оценке вероятностей двух последова¬тельных независимых событий люди стремятся устанавливать между ними связь);
 Эффект Стоунера (позитивный сдвиг риска в групповых решениях по отношению к индивидуальным).
Психологическое и социальное отношение к деньгам
Деньги как непременный атрибут экономической и психологической жизни людей появились в том или ином виде на следующем после натурального обмена этапе развития общества. Отношение к ним определяется как личностными особенностями индивидов, так и социокультурными особенностями различных сообществ.
Поскольку на отношение к деньгам влияют психологические и социальные особенности, очевидно, что реакция на них не всегда и не у всех одинакова. Только там, где на деньги можно купить все, они являются всеобщим эквивалентом. Но это понятие чисто экономическое (справедливое для экономического человека). Однако в реальной жизни тезис о всеобщей эквивалентности денег не столь безупречен. Они не являются таковыми в условиях дефицита, инфляции, у людей с разными ценностями, разных возрастов, различного воспитания и психологических особенностей.
Как правило, природа традиций связана с системой самосохранения, вырабатывавшейся у народов на протяжении длительного времени и отразившейся в их менталитете.
• Даже в Японии из-за многовековой изоляции сохраняется специфика отношения к деньгам. Они копятся для традиционных, почти культовых поездок . Отлична от европейской структура трат на предметы домашнего обихода и т. д.
• Повышенный интерес к накоплению денег, часто в их золотом эквиваленте, со хранился у евреев , многие века вынужденных думать "о черном дне".
• Склонны прятать деньги белорусы , поскольку вся история их страны отличается нестабильностью. Не было войны, которая бы не прошла по их территории.
• У русских (в России) – от бродяги до купца – в целом легкое отношение к деньгам , которых никогда не было много и их могли в любой момент отобрать.
Б. Социокультурные особенности отношения к деньгам проявляются в структуре трат, в сбережении денег, в отношении к гостям, в чувствах, испытываемых к более богатым или бедным согражданам, в проблемах уравнительного распределения.
• В традиции многих восточных народов принято щедро принимать гостя . Нередко для приема занимают деньги, продукты. В этой акции участвует весь семейный клан. Принято из дальних краев привозить подарки всем родственникам. Всегда щедро относились к гостю и русские. Правда, обходились для этого большей частью силами одной семьи.
• Среди ряда европейских народов, воспитанных в духе протестантизма и лютеранства, в традициях уважения к труду и получению за него денег, сформировались установки на индивидуальное их использование: гостей встречают скромно, в ресторане гость сам платит за себя и т. д.
• В России , где традиционно проявление крайних чувств и действий, длительное пребывание в состоянии формального денежного равенства усилило негативное восприятие нарастающего неравенства. Эти факторы считаются его основным мерилом. Люди осознают свое ранговое положение на шкале материального благополучия и аффективно относятся к нему. Эта черта не в полной мере определяется принадлежностью к социокультурной среде, а скорее относится к переходному периоду, когда психика людей еще не успела освоить произошедшие перемены. При этом материальное неравенство больше угнетает старшее поколение (соотношение максимальной и минимальной зарплат 20 : 1, а в Москве, по некоторым расчетам 100 : 1), чем юное, не знавшее формального равенства, когда соотношение максимальной и минимальной зарплат было 4 : 1.
С. Социокультурные различия, вызванные экономическими причина ми, проявляются в сфере отрицательных эмоций – вины, тревоги, напряженности, боязни безработицы, дискомфорта, возникающих при утрате контроля за своим финансовым положением. Эти тенденции мало выражены у российских трудящихся, поскольку планово-распределительная и рыночная системы по-разному формируют отношение к деньгам, богатству. В планово-распределительной системе есть значимые для психики преимущества. Это – уверенность в завтрашнем дне (когда есть социальные гарантии получения зарплаты и пенсии и нет страха перед ограблением вкладчика банком). Рыночная система, предоставляя больше возможностей для заработка, способствует развитию способностей, самореализации и порождает вместе с тем больше опасностей, ведущих к стрессам, неврозам – из-за рисков в экономическом поведении, страха ограбления, отчуждения, отсутствия сопереживания, денежного фанатизма. Недаром в странах запада, особенно в США, растет спрос на услуги психотерапевтов. Отечественные предприниматели находятся в состоянии постоянного и еще большего психического давления – помимо обычных сопутствующих рыночных экономике психических напряжений, немалое влияние на них оказывает борьба за передел собственности и рынков, неопределенность налогового законодательства и многое другое. Можно предположить, что под комплексным воздействием национальных и экономических причин формируется особый тип предпринимателя. Это подтверждается специальными исследованиями. Для каждого общества характерен свой психологический тип предпринимателя, формирующийся под влиянием факторов культуры и социальной атмосферы.
На этапах первоначального накопления капитала, поскольку, по М. Веберу, захват собственности производится в основном авантюрными людьми, не способными производить товар, есть опасность превращения денег в самоценность, в единственную ценность и сверхценность . Легко заработанные деньги "по-купечески" тратятся в ресторанах, магазинах, курортах. В этом случае человек впадает в наиболее дисгармоничное состояние. Деньги должны служить жизни человека, а не его кошельку, глупым прихотям, бахвальству.
Деньги становятся мощным фактором разобщения людей в самых различных сферах – духовных ценностей, материальной обеспеченности, идеологических взглядов, социального расслоения. При стабильных условиях в стране отношение к заработку складывается в связи со специфическими психологическими особенностями людей. Вольно или невольно они различаются по отношению к трудовой деятельности на группы.
• Первая группа – люди преимущественно наемного труда, работающие по найму с денежным доходом, зависящим лишь от зарплаты. Это учителя, врачи, военные, рабочие.
• Вторая группа – представители свободных профессий, получающие за свой труд гонорар или договорные суммы. Это адвокаты, художники.
• Третья – частные предприниматели любого масштаба, занимающиеся организацией производства. Их заработок зависит только от них самих. Естественно, что член любой группы хотел бы получать больше денег, но соответственно путем повышения зарплат, гонораров, доходов от производства.
Человек, работающий по найму, получает какие-либо установленные суммы оплаты труда практически независимо, особенно в государственной сфере, от своей квалификации. Лозунг "умейте продавать свой труд" в чистом виде действует только в сфере увеличения индивидом количества мест работы.
Добрые отношения необходимы всем
Наша самооценка зависит от взаимоотношений с людьми. Некоторые психологи уверены в том, что основной дефицит уважения и любви – низкая самооценка. Если вы не любите и не уважаете себя, вам крайне трудно полюбить другого: вы всегда будете пытаться получать от него то, что можете дать себе только сами.
Вражда, жестокость - это темные стороны человеческой натуры, которые разрушают положительное взаимодействие. В отношениях главное не только соответствовать нашим главным интересам и касаться того, что действительно нам важно, и не следует поддаваться гневу – или любой другой негативной эмоции, например чувству страха или вины. Спросите себя, чего вы хотите и что для вас по-настоящему важно. Другими словами, перестаньте действовать агрессивно и жертвенно, сосредоточьтесь на уважительных, доверительных отношениях. Но, что нам нужно знать, если возникает враждебность, обида, недоверие к людям? Психологи считают, что для поддержания дружеских отношений с людьми в психологии существует несколько теорий конфликтных отношений:
• 1.Теория дефицита (не умения решать возникающие проблемы);
• 2.Теория мотивации (отсутствия мотивации к сближению с несогласными с нами);
• 3.Теория борьбы подструктур личности, внутриличностных когнитивных противоречий (неадекватного и деструктивного восприятия ситуации).
• 4.Теория особенностей в понимании и особенностях поведения мужчин и женщин (гендерные особенности).
• 5.Теория насильственного решения проблем в конкретной ситуации.
• 6.Экономическая теория в поведении и психических процессах человека, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Само противодействие положительным взаимодействиям может развиваться в 3 сферах: общении, поведении, деятельности.       
Теория дефицита
Большинство психологов придерживаются теории дефицита. Они убеждены, что мы враждуем лишь потому, что не знаем, как любить. Мы жаждем любви, приятных отношений, но не умеем их наладить. Трудности дефицита любви происходят от недостатка общения и умения решать проблемы. Когда нас критикуют, мы почти никогда не пытаемся договориться и уважать оппонента, поэтому нарастает напряжение.
Теория особенностей в понимании и особенностях поведения мужчин и женщин (гендерные особенности).

Дебора Таннен и Джон Грей считают, что дефицит уважения и любви к человеку, заключается и в том, мужчины и женщины отличаются друг от друга. Женщины пользуются словами, чтобы выразить свои чувства, в тоже время как мужчины пытаются словами решить проблемы. Однажды я находился в на отдыхе, и моя подруга стала жаловаться на плохое самочувствие и расстроилась. Я вызвал к ней дежурного врача, и он оказал ей помощь. В итоге она расстроилась еще больше, и это её раздражение мне как мужчине было, непонятно.
Теория борьбы подструктур личности, внутриличностных когнитивных противоречий (неадекватного и деструктивного восприятия ситуации).
Личность человека имеет различные подструктуры: мотивационную, эмоциональную, когнитивную и операциональную.
Когниция (cognitio, познание, познавание и cogitatio, мышление, размышление) - это процесс, с помощью которого происходит обработка информации. Например, когниция – это и восприятие, внимание, память, суждение, осмысление, мотивация и отражение. Иногда когниции называют «автоматическими мыслями»(стремительная обработка поступающей информации из опыта или убеждения) . Когниция - это конструкт, который является своеобразным классификатором - шаблоном восприятия человеком других людей и самого себя.

Все наши переживания происходят от наших мыслей и отношения, то есть, связаны с процессом познания – когнитивного процесса. Когда мы расстроены, негативные мысли кажутся правомерными, но в действительности в них много ошибочного, так называемых когнитивных искажений, провоцирующих конфликт.
Ложные позиции, провоцирующие конфликт:
• всё или ничего, преувеличение,
• недооценка положительных черт,
• поспешные выводы,
• чтение мыслей,
• порицание,
• преувеличение или преуменьшение,
• обязательства со стороны других,
• обязательства со своей стороны,
• навешивание ярлыков,
• обвинение других или самого себя.
Одной из наиболее интересных сторон теории познания является идея, что гнев и межличностный конфликт – не что иное, как результат мысленного противоречия. Так происходит потому, что внутренние противоречия есть у каждого из нас. Приятно плохо думать о том, на кого мы злы, или о тех, кто нас раздражает. Это дает чувство некоторого превосходства. Мы просто не желаем замечать, что у нас совершенно искаженное представление о другом человеке.
Когнитивная теория конфликта Миллер (Miller, 1944, 1951) разработал на его основе получившую широкую известность модель конфликта: это модель «стремления-избегания». Основные его идеи предвосхитил Левин в небольшой монографии, вышедшей в свет 1931 г., «Психологическая ситуация награды и наказания» (англ. пер.: Lewin, 1935), в которой приводится следующее определение: «Конфликт... психологически можно охарактеризовать как ситуацию, в которой на субъекта одновременно воздействуют противоположно направленные силы примерно оди-наковой величины» (Lewin, 1931, S. 11). Левин различает три основных случая конфликтных ситуаций. Позднее Ховлэнд и Сире (Hovland, Sears, 1938) добавили еще один случай. По силам, воздействующим на субъекта и направляющим его поведение на объект или от него, можно выделить следующие четыре вида конф¬ликтных ситуаций:

1. Конфликт -«стремление—стремление»-:даны два объекта или цели, причем оба обладают позитивной и примерно равной побудительностью (валентно¬стью); при этом, однако, нельзя обладать или стремиться к обоим, а необхо¬димо сделать выбор между двумя возможностями. Говоря проще, это ситуа¬ция буриданова осла, умирающего от голода между двумя равно привлека¬тельными охапками сена.
2. Конфликт «избегание—избегание»:ситуация, когда приходится выбирать из двух примерно равных зол. Например, школьнику нужно или доделать ненавистную домашнюю работу, или выполнить впоследствии штрафное задание.
3. Конфликт «стремление—избегание»:одна и та же цель одновременно при¬тягивает и отталкивает. Можно хотеть, например, путем женитьбы удержать возле себя любимого человека и одновременно бояться потерять свою неза¬висимость.
4. Конфликт «двойное стремление—избегание»(конфликт двойной амбива¬лентности): например, некто колеблется в выборе одной из двух профессий, каждая из которых имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Со временем, при плохих отношениях негативизм повышается. И вы и ваш абонент начинаете критиковать друг друга всё больше и больше и постепенно перестаёте получать удовольствие от общения, как это было в начале ваших отношений. Всё это происходит из-за недоверия и страха быть обиженным и возникает нехватка доверия. Возникает «выгорание отношений».
Экономическая теория в поведении и психических процессах человека, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг.
Экономика без психологии не может успешно исследовать важнейшие экономические процессы, также как и психология без экономики не имеет возможности исследовать наиболее важные аспекты человеческого поведения.

Дж. Катона предложил общую модель, включающую основные группы факторов экономического поведения, которая, несмотря на всю ее упрощенность и явный бихевиористский крен определяет место психических процессов как промежуточных переменных, опосредствующих влияние внешних условий на экономическое поведение.
Очень важно отметить, что существует влияние экономики на психологические отношения. В связи с этим многие психологи считают, что добрые отношения зависят от максимальной выгоды и минимизации потерь.
Почти каждый человек стремится к максимизации выгоды и минимизации потерь. Быть экономным – это необходимость нашего времени. С появлением понятия экономический человек ученые психологи прослеживают это положение. У экономического человека нужно рассматривать влияние его типа личности, когнитивного стиля и стиля жизни на восприятие и категоризацию экономической реальности; как влияние ситуационных воздействий на экономическое поведение.
Любому поступку человека обычно предшествует восприятие, ос¬мысление, понимание ситуации и себя в ней, т.е. когнитивные (познава¬тельные) компоненты; субъективное отношение, окрашенное чувствами, т.е. афффективные (эмоциональные) компоненты, и, наконец, действие или, наоборот, его сдерживание, т.е. конативные (действенно-динами-ческие) компоненты.

Психологи считают, что люди постоянно не¬постоянны.
Многие не любят расчеты и ис¬пользуют приблизительные догадки. Эксперименты показали, что очень немногие люди умеют и хотят соединять вероятности независимых собы¬тий путем умножения.
В условиях неопределенности человек может себя вести как интел¬лектуальный калека.
Эффект Ирвина (переоценивается вероятность желательного собы¬тия и недооценивается вероятность нежелательного);
Эффект Монте-Карло (при оценке вероятностей двух последова¬тельных независимых событий люди стремятся устанавливать между ними связь);
Эффект Стоунера (позитивный сдвиг риска в групповых решениях по отношению к индивидуальным).
Психологическое и социальное отношение к деньгам
Многие люди конфликтуют и ругаются из-за недостоточности денежных средств для жизни за которые можно купить блага, услуги.
Деньги не прощают негативные мысли о себе. Они приходят только к тем, кто любит их и рад встрече.
Что есть деньги?
Много ссор и ругни из-за денег.
Деньги как непременный атрибут экономической и психологической жизни людей появились в том или ином виде на следующем после натурального обмена этапе развития общества. Отношение к ним определяется как личностными особенностями индивидов, так и социокультурными особенностями различных сообществ.
Поскольку на отношение к деньгам влияют психологические и социальные особенности, очевидно, что реакция на них не всегда и не у всех одинакова. Только там, где на деньги можно купить все, они являются всеобщим эквивалентом. Но это понятие чисто экономическое (справедливое для экономического человека). Однако в реальной жизни тезис о всеобщей эквивалентности денег не столь безупречен. Они не являются таковыми в условиях дефицита, инфляции, у людей с разными ценностями, разных возрастов, различного воспитания и психологических особенностей.

Как правило, природа традиций связана с системой самосохранения, вырабатывавшейся у народов на протяжении длительного времени и отразившейся в их менталитете.
Даже в Японии из-за многовековой изоляции сохраняется специфика отношения к деньгам. Они копятся для традиционных, почти культовых поездок . Отлична от европейской структура трат на предметы домашнего обихода и т. д.
Повышенный интерес к накоплению денег, часто в их золотом эквиваленте, со хранился у евреев , многие века вынужденных думать "о черном дне".
Склонны прятать деньги белорусы , поскольку вся история их страны отличается нестабильностью. Не было войны, которая бы не прошла по их территории.
У русских (в России) – от бродяги до купца – в целом легкое отношение к деньгам , которых никогда не было много и их могли в любой момент отобрать.
Б. Социокультурные особенности отношения к деньгам проявляются в структуре трат, в сбережении денег, в отношении к гостям, в чувствах, испытываемых к более богатым или бедным согражданам, в проблемах уравнительного распределения.
В традиции многих восточных народов принято щедро принимать гостя . Нередко для приема занимают деньги, продукты. В этой акции участвует весь семейный клан. Принято из дальних краев привозить подарки всем родственникам. Всегда щедро относились к гостю и русские. Правда, обходились для этого большей частью силами одной семьи.

Среди ряда европейских народов, воспитанных в духе протестантизма и лютеранства, в традициях уважения к труду и получению за него денег, сформировались установки на индивидуальное их использование: гостей встречают скромно, в ресторане гость сам платит за себя и т. д.
В России , где традиционно проявление крайних чувств и действий, длительное пребывание в состоянии формального денежного равенства усилило негативное восприятие нарастающего неравенства. Эти факторы считаются его основным мерилом. Люди осознают свое ранговое положение на шкале материального благополучия и аффективно относятся к нему. Эта черта не в полной мере определяется принадлежностью к социокультурной среде, а скорее относится к переходному периоду, когда психика людей еще не успела освоить произошедшие перемены. При этом материальное неравенство больше угнетает старшее поколение (соотношение максимальной и минимальной зарплат 20 : 1, а в Москве, по некоторым расчетам 100 : 1), чем юное, не знавшее формального равенства, когда соотношение максимальной и минимальной зарплат было 4 : 1.
С. Социокультурные различия, вызванные экономическими причина ми, проявляются в сфере отрицательных эмоций – вины, тревоги, напряженности, боязни безработицы, дискомфорта, возникающих при утрате контроля за своим финансовым положением. Эти тенденции мало выражены у российских трудящихся, поскольку планово-распределительная и рыночная системы по-разному формируют отношение к деньгам, богатству. В планово-распределительной системе есть значимые для психики преимущества. Это – уверенность в завтрашнем дне (когда есть социальные гарантии получения зарплаты и пенсии и нет страха перед ограблением вкладчика банком). Рыночная система, предоставляя больше возможностей для заработка, способствует развитию способностей, самореализации и порождает вместе с тем больше опасностей, ведущих к стрессам, неврозам – из-за рисков в экономическом поведении, страха ограбления, отчуждения, отсутствия сопереживания, денежного фанатизма. Недаром в странах запада, особенно в США, растет спрос на услуги психотерапевтов. Отечественные предприниматели находятся в состоянии постоянного и еще большего психического давления – помимо обычных сопутствующих рыночных экономике психических напряжений, немалое влияние на них оказывает борьба за передел собственности и рынков, неопределенность налогового законодательства и многое другое. Можно предположить, что под комплексным воздействием национальных и экономических причин формируется особый тип предпринимателя. Это подтверждается специальными исследованиями. Для каждого общества характерен свой психологический тип предпринимателя, формирующийся под влиянием факторов культуры и социальной атмосферы.
На этапах первоначального накопления капитала, поскольку, по М. Веберу, захват собственности производится в основном авантюрными людьми, не способными производить товар, есть опасность превращения денег в самоценность, в единственную ценность и сверхценность . Легко заработанные деньги "по-купечески" тратятся в ресторанах, магазинах, курортах. В этом случае человек впадает в наиболее дисгармоничное состояние. Деньги должны служить жизни человека, а не его кошельку, глупым прихотям, бахвальству.
Деньги становятся мощным фактором разобщения людей в самых различных сферах – духовных ценностей, материальной обеспеченности, идеологических взглядов, социального расслоения. При стабильных условиях в стране отношение к заработку складывается в связи со специфическими психологическими особенностями людей. Вольно или невольно они различаются по отношению к трудовой деятельности на группы.
Первая группа – люди преимущественно наемного труда, работающие по найму с денежным доходом, зависящим лишь от зарплаты. Это учителя, врачи, военные, рабочие.
Вторая группа – представители свободных профессий, получающие за свой труд гонорар или договорные суммы. Это адвокаты, художники.
Третья – частные предприниматели любого масштаба, занимающиеся организацией производства. Их заработок зависит только от них самих. Естественно, что член любой группы хотел бы получать больше денег, но соответственно путем повышения зарплат, гонораров, доходов от производства.
Человек, работающий по найму, получает какие-либо установленные суммы оплаты труда практически независимо, особенно в государственной сфере, от своей квалификации. Лозунг "умейте продавать свой труд" в чистом виде действует только в сфере увеличения индивидом количества мест работы.