Бориса Балтера перечитывая...

Юрий Жданов 2
БОРИСА БАЛТЕРА ПЕРЕЧИТЫВАЯ … 
               


Я любил наш город… Я любил его и знал его душу, потому что сам был
частью этой души…  Он живет в моем сердце и памяти таким, как казался в юности, и останется таким, как бы теперь ни изменился его облик. Всему хорошему, что осталось во мне, я обязан ему, городу моей юности, самому лучшему из городов. Ему я обязан тем, что навсегда понял: нельзя быть человеком и оставаться равнодушным к судьбе страны, в которой родился и живешь…    Борис Балтер «До свидания, мальчики!»


Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»


Накануне столетия со дня рождения замечательного писателя Бориса Исааковича Балтера (06.07.1919-08.06.1974) перечитал его повесть «До свидания, мальчики!» Она во многом автобиографична. Помню свои чувства при первом ее прочтении. С первых же ее строк стал узнавать родной город Евпаторию, хотя названия этого города в повести нет. Вот эти первые строки. «В конце мая в нашем городе начинался курортный сезон. К этому времени просыхали после зимних штормов пляжи и желтый песок золотом отливал на солнце. Пляжи наши так и назывались «золотыми»… Зимой и летом город выглядел по-разному, и зимняя его жизнь не походила на летнюю. Зимой холодные норд-осты врывались в улицы и загоняли жителей в дома. Город казался вымершим, и в самых отдаленных концах его слышался разгневанный рев моря … Весь город делился на три части: Новый, Старый и Пересыпь …» И дальше, с каждой новой страницей продолжалось это узнавание и погружение в ауру этого чудесного приморского города, знакомого мне с 1944 года, после освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков.



К Борису Балтеру у меня особое, трепетное отношение, порожденное тонким лиризмом и поэтичностью его прозы, а также очень доверительной, на уровне душевной исповедальности, манерой повествования. Он обладал редким даром- хорошо видящим сердцем. Повесть погружает читателя в предвоенную жизнь Евпатории. Почему Борис Балтер именно Евпаторию сделал местом описываемых событий? Ответ прост: он прожил здесь четыре года (1932-1936), обучаясь в это время в школе с пятого по восьмой класс. Тогда его школа называлась Средней школой № 2 имени П.П. Постышева (1887-1939), а ныне это Евпаторийская Гимназия имени Ильи Сельвинского. Школу он окончил в 1936 году. На здании Евпаторийской Гимназии имени Ильи Сельвинского на одной из мемориальных досок читаем надпись: «В этой школе учился писатель Борис Балтер, автор книги о Евпатории «До свидания, мальчики».  При этой Гимназии работает и Литературная студия имени писателя Бориса Балтера.   

                Бориса Балтера после окончания школы городская комсомольская организация направила на учебу в Ленинградское высшее общевойсковое командное Дважды Краснознаменное училище имени С.М. Кирова. Закончил он военную учебу лейтенантом Красной Армии в возрасте 19 лет. Участвовал в Советско-Финляндской войне (30.11.1939-13.03.1940), был ранен, лечился в госпитале.  Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов защищал Москву, был разведчиком, командовал полком и вывел его из окружения, был тяжело ранен.  В 1945-1946 годы был слушателем Военной академии имени М.В. Фрунзе. После окончания войны учился в 1948-1953 годы в Литературном институте имени А.М. Горького. Литературное мастерство осваивал здесь на семинарах Константина Георгиевича Паустовского (19(31).05.1898-14.07.1968), которому и посвятил потом свою повесть «До свидания, мальчики!»      


                Впервые часть повести «До свидания, мальчики!» появилась под названием «Трое из одного города» в 1961 году в «Тарусских страницах».  Затем повесть «До свидания, мальчики!» опубликовали в журнале «Юность» (№№ 8-9, 1962 г.). А отдельной книгой повесть вышла в 1963 году. В повести много доверительных откровений автора, смотрящего на описываемые события с позиции обретенного жизненного опыта. Вот, например, начало одного из них. «Сейчас мне за сорок. У меня седые волосы и больное сердце. С моей болезнью люди не живут больше десяти лет. От меня это скрывают, но я все знаю. По ночам я слышу, как спотыкается сердце. Когда-нибудь, споткнувшись, оно остановится навсегда. Никто не может сказать, когда это случится- завтра, через год или через десять лет. Не стоит думать о неизбежном. Но когда подходишь к обрыву в черную пустоту, невольно оглядываешься назад. Кем я был? Эгоистом? Юнцом, не способным глубоко задуматься и чувствовать? Наверное, все это было …»   


                «Название повести «До свидания, мальчики!» Борис Балтер взял по строке из написанной в 1958 году песни «Ах, война, что ж ты сделала, подлая …» Булата Окуджавы (с которым он дружил).  По мотивам повести Борис Балтер написал вместе с Владимиром Николаевичем Токаревым (1911-1980) одноименную пьесу, которая шла с большим успехом в московском Театре имени Ленинского комсомола (Ленком) и в других театрах страны. В 1964 году по мотивам повести Бориса Балтера «До свидания, мальчики!»  режиссером Михаилом Каликом (1927-2017) по сценарию Бориса Балтера и Михаила Калика в Евпатории снят оператором Леваном Пааташвили чудесный задушевный одноименный фильм. Образы трех неразлучных школьных друзей талантливо создали актеры Евгений Стеблов (в роли Володи Белова), Николай Досталь (в роли Саши Кригера) и Михаил Кононов (в роли Вити Аникина). Музыку к фильму написал композитор Микаэль Таривердиев (1931-1996).



Перечитывание повести вызвало приливную волну воспоминаний, связанных с Евпаторией. В зданиях нынешней Гимназии имени Ильи Сельвинского в проведенные мною здесь школьные годы (1944-1953 гг.) располагались Мужская средняя школа № 10 и Женская средняя школа № 3. В годы нашей учебы улица называлась Школьной (а ныне- улица Бартенева). Я поступил в школу № 10 в 1944 году после освобождения города Евпатории (13 апреля 1944 года) от немецко-фашистских захватчиков. Мою маму- Раису Моисеевну Жданову (28.04.1914-27.09.2014), сестру Ларису и меня, находившихся в эвакуации, вызвал в Евпаторию отец- Алексей Петрович Жданов (21.02.1914-10.09.1945), летчик-разведчик. Его 30-й Отдельный морской разведывательный Севастопольский Краснознаменный авиационный полк Военно-Воздушных Сил Черноморского Флота (30-й ОМРСКАП ВВС ЧФ) перебазировался в Евпаторию после ее освобождения. До эвакуации мы с начала войны находились рядом с эскадрильей отца около Одессы на Хаджибейском лимане, затем в Севастополе, в Геленджике и в Поти. В эвакуации мы находились в поселке Кибрай под Ташкентом. Отправили нас туда 22 сентября 1942 года из города Поти, где мы располагались рядом с 82-й Отдельной морской разведывательной авиаэскадрильей  ВВС Черноморского Флота (82-я ОМРАЭ ВВС ЧФ), в которой служил в то время отец. Об отце и его боевых друзьях я написал рассказы «Глаза» Черноморского Флота- летчики-разведчики» и «82-я авиаэскадрилья сражается» (размещены на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2). Рассказ «82-я авиаэскадрилья сражается» вошел также в «Евпаторийский альманах» № 11, 2013 года, изданный евпаторийским Литературным объединением имени Ильи Сельвинского. Зачем я об этом говорю?                Жизненные линии людей пересекаются с бесчисленным количеством происходящих событий, часто люди этого либо не замечают, либо не придают им значения. Лишь иногда всплывают и обнаруживают себя узелки этих пересекающихся событийных связей. Вот и решил я сказать и о некоторых не только ассоциативных проявлениях этих линий связи из своей жизни.



Очень многое связано у меня с учебой в школе № 10, которую я окончил в 1953 году. В этот год в нашей школе было два выпускных класса: 10А и 10Б. Всего 40 выпускников. В классе 10А было 19 выпускников, а в классе 10Б- 21 выпускник. Я учился в классе 10Б.  О родной школе я написал несколько рассказов, один из них- «Евпаторийская Гимназия имени Ильи Сельвинского» (на том же сайте). Написанное мною о Евпатории перечислено в «Рассказы Юрия Жданова, связанные с Евпаторией» (на том же сайте).                                Не исключено, что во время моей учебы в Мужской средней школе № 10 я мог сидеть за теми же партами, за которыми сидел и Борис Балтер. Ведь за время учебы, переходя из класса в класс, и занимаясь в разных предметных классах, у школьников менялись и парты, за которыми они сидели.


                Мне очень хотелось приобрести книжное издание повести «До свидания, мальчики!» И вот моя мечта сбылась, у меня в руках изданная очень удобным для чтения форматом (8х13 см) в жестком переплете книга: Борис Балтер. Литературная Евпатория. До свидания, мальчики! Информационно-рекламное издание «Обозрение»-7. 2000 г. Литературно-художественный выпуск № 7. Учредитель и главный редактор Г.Е. Васильев. Редколлегия: Геннадий Васильев, Нелли Острянская, Елена Дерменжи. Художественное оформление Виктории Серебрянской. Макетирование и верстка Владимир Машуков. Регистрационный номер 0132 выдан 1.11.1999 Крымским управлением по печати. Подписано в печать 20.01.2000 г. Печать офсетная. Бумага типографская. Тираж 500 экз. Заказ № 23. Отпечатано в ООО «Крымский Афон». 448 с.                На 3-й странице  книги размещен такой текст: «Издательство выражает особую признательность Аде Харитоновне Эренгросс- соученице Бориса Балтера,- за помощь в издании этой книги». Последняя (448-я) страница книги завершается текстом: «Литературную известность и читательское признание  принесла Борису  Исааковичу Балтеру (1919-1974) повесть «До свидания, мальчики!»  Это романтически-светлая повесть об отрочестве и юности поколения, проживающего в Евпатории накануне Великой Отечественной войны, поколения, к которому принадлежал автор. В книгу также включена незаконченная автобиографическая повесть «Самарканд».                Книга эта стала у меня настольной. Приобрести ее помогла мне в конце января 2001 года Ада Харитоновна Эренгросс (07.12.1905-2004)- соученица Бориса Балтера по школьным годам. Моя мама- Раиса Моисеевна Жданова была хорошо знакома с Адой Харитоновной. Помню свой визит к Аде Харитоновне на улицу Демышева, когда я подарил ей изданную московским Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества (ЦТРиМЭО) газету «Радость» № 9, 2000 года с опубликованным в ней моим рассказом «Прообраз всех поэтов Земли» (рассказ размещен и на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2), написанным к 735-летию Данте Алигьери (1265-1321).   


             
В Евпатории продолжаются начавшиеся в апреле 2019 года торжественные мероприятия, посвященные столетию со дня рождения писателя Бориса Балтера. Уже проведена научно-практическая конференция, посвященная творчеству писателя; в Международном центре театрального искусства «Золотой ключик» состоялось торжественное открытие юбилейных мероприятий; вышел замечательный получасовой фильм «Балтер и Евпатория. Возвращение», который можно посмотреть в Интернете (автор фильма и сценария- Татьяна Корабленко; видеорежиссер, звукорежиссер и монтаж фильма- Андрей Роскошный; большую помощь в создании фильма оказали учителя и учащиеся Гимназии имени Ильи Сельвинского); специально к юбилею вышло подарочное издание повести «До свидания, мальчики!» с фотографиями и воспоминаниями об авторе; проходят юбилейные мероприятия в Центральной городской библиотеке имени А.С. Пушкина и в Городском краеведческом музее; на городском туристическом маршруте «Малый Иерусалим» открылась «Юбилейная стена», посвященная известным юбилярам 2019 года: Борису Балтеру, Илье Сельвинскому, Анне Ахматовой, архитектору Адаму Герману.                В Евпатории огромное количество талантливых творческих коллективов и очень богатый опыт в проведении многочисленных, разнообразных и красочно проходящих культурных мероприятий. Продолжаются и мероприятия по достойному празднованию 120-летия со дня рождения писателя Ильи Львовича Сельвинского (24.10.1899-22.03.1968), имя которого носит Гимназия, в которой он учился; 130-летия со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой (11(23).06.1889-05.03.1966); 150-летия со дня рождения первого городского архитектора Евпатории Адама Людвиговича Генриха (18(30).11.1869-?), спроектировавшего и построившего в Евпатории много зданий, в том числе и здания Гимназии имени Ильи Сельвинского …                Эстафета благодарной памяти продолжается …


Юрий Жданов      16.06.2019