Может быть, вы знаете - часть 2

Лидия Кузьмина Сапогова
1я публикация на Проза ру 2019 06 16
Небольшая правка 2019 06 18
Добавлено примечание III к №4 2019 07 19


Если вы читаете текст повторно,
он может быть уже немного другим - 
т.е. точечно или фрагментарно
изменён, дополнен, сокращён,
найденные ошибки исправлены и т.д.
См. выше дату "ближайшей редакции".



====================================   NB 
 
                Не произведение. Просьба. =========



Лидия Кузьмина-Сапогова
 
МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫ ЗНАЕТЕ – часть 2

_________________ Предисловие – почти то же,
что к части 1й,
чуть изменено. 
 

              Все с таким сталкивались, наверное:
не вспомнить никак, где читал (слышал, видел):
вертятся в памяти кусочки текста, сюжета.
Данных, чтобы вспомнить, найти, перечитать – недостаточно.
Не получается найти полный авторский текст.

А желание велико.

                Подумалось:
 
порталы Проза и Стихи ру
дают надежду.
Наверняка здесь кто-нибудь знает!
     И даже – возможно - не поленится просветить.
Коли нет… значит, нет. Попытка не пытка.


_________________Если такое начало не побудило
вас покинуть страницу немедленно,
вы прочтёте написанное ниже и – а вдруг? - узнаете,
«откуда это» и как называется правильно, кто автор, где-как  найти…

Пожалуйста, напишите.

Заранее благодарю.

Прошу прощения:
возможно, это известные вещи:
и не знать стыдно,
и найти «элементарно, Ватсон».
Да вот… не знаю…

Теоретически: ухлопав массу времени, нашла бы и сама, но пока это для меня не вариант.

Кое-что из приведённого ниже встречала в инете,
но –
обычно в не устраивающем (меня) виде
и без указаний (или они сомнительны весьма – иногда одно и то же приписывают ну совершенно разным авторам) на достоверный источник.

__________________ Подумалось,
что ведь некоторые авторы
придерживаются правила:
не писать отзывов тем, кто сам их не пишет.
В этом случае вариант - личная почта:
то есть сообщение, уже содержащее инфо;
или же в нём - ссылка на публикацию,
если вы захотите разместить её на своей странице, отдельно или «внутри» другого текста.

__________________ Поскольку откликов на первую десятку немного,
во 2й части помещаю только «пятёрку»–
и два последних пункта здесь из уже сказанного ранее (с целью «шире круг»).


========================== Часть 2я


^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^№ 1

Неверная память подсказывает:
то была брошюра –
сборник юморассказов чешских авторов. Даже ещё «чехословацких» вообще-то…
Название - ??? И – автор именно этой миниатюры??? 
Она не утратила актуальности ни на йоту.
Надо цитировать.

____________ Про Пса и Лиса.
Первый – добропорядочный работяга. Честный, трудолюбивый, исполнительный, законопослушный, совестливый, «понимающий». Положительный весь такой. Что воспринимается окружающими как «ничО особенного, так и должно быть».
Награда: возможность работать дальше и ещё больше. Собственно, всё.
Второй – пофигист, уклонист, бездельник, гедонист, нечист на лапу, эгоист махровый, нарушитель общественного порядка – и др. и пр.
Лиса тщатся пристыдить (как с гуся вода), увещевают, берут на поруки, пытаются заинтересовать «высоким», привлечь к полезному труду и проч. Объект не ведёт ухом (слушает – не слушает? – да ест) или театрально кается, обещает улучшиться – по выгоде ситуации.
А потом снова живёт – как хочет. Неплохо живёт, надо сказать.
Журят «заблудшего», предоставляют новые возможности встать на правильный путь.
Ну и - «на колу мочало».
Однажды Пёс, давно страдавший от эдакой несправедливости, дошёл до предела, взбунтовался: принял на грудь (лишнего) и «повёл себя» – почти как Лис (бурно, хоть недолго совсем).
Реакция коллектива была немедленной и жёсткой. Строгое осуждение, суровые наказания. Пса долго и мучительно терзали на собраниях, купно и врозь. Поминали срыв при каждом удо-) и неудобном случае.
Он (сам не рад) прощенья просил слёзно, обещал искупить. В оправданье робко ссылался на своё беспорочное прошлое и - дурной пример Лиса…
Ему возмущённо отвечали:
«Это же Лис! Он таким родился и таким умрёт»!

             Хорошо помню мораль:
«Если хочешь,
чтобы тебе всё сходило с рук,
будь
с самого начала
Лисом».


______________________________  В дополнение:
вспомнилось из Барто.
Ситуация немного другая (у неё – «нечаянно», а всё ж).

«Нет, в жизни мне не повезло,
Однажды я разбил стекло.

Оно под солнечным лучом
Сверкало и горело,
А я нечаянно - мячом!
Уж как мне нагорело!

И вот с тех пор,
С тех самых пор,
Как только выбегу
Во двор,
Кричит вдогонку кто-то:
- Стекло разбить охота?

Воды немало утекло
С тех пор, как я разбил стекло.

Но стоит только мне вздохнуть,
Сейчас же спросит кто-нибудь:
- Вздыхаешь из-за стекол?
Опять стекло раскокал?
Нет, в жизни мне не повезло,
Однажды я разбил стекло.

Идет навстречу мне вчера,
Задумавшись о чем-то,
Девчонка с нашего двора,
Хорошая девчонка.

Хочу начать с ней разговор,
Но, поправляя локон,
Она несет какой-то вздор
Насчет разбитых окон.

Нет, в жизни мне не повезло,
Меня преследует стекло.

Когда мне стукнет двести лет,
Ко мне пристанут внуки.
Они мне скажут:
- Правда, дед,
Ты брал булыжник в руки,
Пулял по каждому окну?-
Я не отвечу, я вздохну.

Нет, в жизни мне не повезло,
Однажды я разбил стекло».
(Агния Барто «Однажды я разбил стекло»)



^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^№ 2

Фантастический рассказ, прочитанный давным-давно.
Вроде книга, не журнал.

Жуткие происшествия в мировом океане. Гибнут там-сям и люди (по одному да группами) – и корабли (даже огромные «плавучие острова»). Какие-то разрушения, исчезновения, пугающе-необъяснимые странности. Бррр.
Невиданные, неведомые, невесть откуда взявшиеся – существа? –поди разберись! -  собирают страшную дань, что не снилась мифодраконам.
В состоянии, близком к панике, срочно-планетарно ведутся ис-) и расследования.
Вывод:
вследствие практически полного уничтожения популяции косаток (и… может, близких им представителей морфауны?) в мировом океане приблизились к поверхности «неизвестные науки звери», ранее болтавшиеся у дна.
Вроде бы ранее косатки (и др.) употребляли их в пищу на стадии «недовхождения в полную силу» - т.е. не давали вырастать и «заматереть» до пределов, ставших возможными ныне.
Никто «подонков» толком не видел, всё – спорные догадки, а вот последствия их подъёма катастофичны бесспорно. И опять же планетарно. Ни их количества, ни апофеоза развития, ни возможностей в будущем никто не представляет, однако уже ясно, что угроза человечеству (не говоря о прочих видах) колоссальная.
В жуткой спешке начинается «поамбарно-посусечный» сбор выживших «санитаров», разведение косаток интенсивное и экстенсивное. Но их мало, слишком мало – процесс увеличения поголовья требует времени.
А морской разбой – не по дням, по часам.
Приходит (пока судорожно отрицаемое официально) понимание: точка невозврата пройдена.
Но всё – на борьбу!
Каждый шанс – пусть зыбкая, а надежда.
Надежда-то умирает последней, но… агонизирует уже.

Помню заключительную фразу: 

                «Поздно. Они вошли в реки».


____________________________ В дополнение. По-моему, интересно.

Кто ж они – возможно, оберегающие нас косатки? И каковы их состояние да перспекивы на сегодня?
Из вики – в сокращении, поэтому «закавычивать» не стала: текст изменён, однако не мой, отграничу звёздочками.
______________ Всегда считала: касатки – ласточки, косатки – морская фауна. Оказалось, не совсем так – см. ниже.
*** Касатка — птица из рода Настоящие ласточки, или касатки семейства ласточковых; в более узком смысле — деревенская ласточка.

Коса;тка (лат. Orcinus orca) — морское млекопитающее, отряда китообразных, подотряда зубатых китов (Odontoceti), семейства дельфиновых. Единственный современный представитель рода косаток. Признан самым крупным представителем своего семейства и

единственный среди китообразных
настоящий хищник,
преследующий теплокровных животных.

Латинское orca предположительно происходит от греч.;;;; — этим словом Плиний Старший обозначил некоего хищника, который мог быть как косаткой, так и кашалотом. Английское название killer whale («кит-убийца») косатка получила в XVIII веке вследствие неправильного перевода испанского названия косатки — asesina ballenas(«убийца китов»).

Фрагмент из первого издания БСЭ с указанием
двух вариантов написания
«касатка» и «косатка»
в значении «млекопитающее семейства дельфинов»
Наряду с названием «косатка» в словарях (зафиксирован равноправный[ вариант написания «касатка», хотя касатками обычно называется один из видов ласточки, а также рыбы семейства косатковых (Bagridae)).

Косатки — крупнейшие
плотоядные
дельфиновые; отличаются от других дельфиновых контрастным чёрно-белым окрасом. Самцы косаток достигают в длину 10 м и имеют массу до 8 т, самки — до 8,7 м длины. Спинной плавник у самцов высокий (до 1,5 м) и почти прямой
Голова короткая, уплощенная сверху, без клюва; зубы массивные, длиной до 13 см,
приспособленные к разрыванию крупной добычи.
Косатка распространена
практически по всему Мировому океану,
встречаясь как вблизи берегов, так и в открытых водах, но придерживается в основном 800 км прибрежной полосы. В ареал не входят Чёрное, Азовское, Восточно-Сибирское и море Лаптевых. В тропиках она встречается реже, чем в холодных и умеренных водах. В России — обычно у Курильской гряды и у Командорских островов.
Хищник с широким спектром питания и каждая отдельная популяция обладает довольно узкой пищевой специализацией. Так, некоторые популяции Норвежского моря специализируются на сельди и каждую осень мигрируют вслед за ней к побережью Норвегии; другие популяции в том же районе охотятся преимущественно на ластоногих. При этом пищевые пристрастия определяют социобиологические особенности популяций.
При изучении канадских косаток было выделено две их разновидности: «резидентные» и «транзитные» косатки, или «домоседы» и «бродяги». «Резидентные» косатки питаются различной рыбой, а также головоногими моллюсками, в то время как «транзитные» косатки употребляют в пищу в том числе и других морских млекопитающих, в частности, ластоногих.
«Резидентные» и «транзитные» косатки в природе не общаются и не спариваются, хотя нередко встречаются в одних и тех же районах.
Косатка является

вершиной пищевой цепи
в морской живой природе,

которая практически не имеет соперников.

Тем не менее, у косаток, как у очень высокоразвитых морских млекопитающих, в обиходе приняты сложные тактические и даже стратегические схемы, которые используются стаями для добычи пропитания.
Так, в поисках рыбы стаи косаток обычно разворачиваются в цепь и плывут со скоростью около 5 км/ч. При этом эхолокационные сигналы позволяют каждому животному определять своё положение относительно других, оставаться в контакте с ними и участвовать в общей деятельности группы. Обнаруженный косяк рыбы косатки прижимают к берегу или сгоняют в плотный шар у поверхности воды, по очереди ныряют в его середину и глушат рыбу ударами хвоста (карусельный метод). Поскольку для загонной охоты требуется большая стая охотников, группировки косаток включают в себя в среднем от 5 до 15 особей.
Для охоты на средних и крупных млекопитающих, в частности, ластоногих, требуется заметно меньшее число участников — около 1—5 особей. Наиболее зрелищный метод охоты — выбросы косаток на берег, на лежбища морских львов, регулярно происходящие у берегов Патагонии. На тюленей косатки устраивают засады, используя рельеф дна рядом с лежбищами, причём охотится только один самец, а остальные животные ждут в отдалении. Мелких дельфинов косатки загоняют поодиночке или окружая стаю дельфинов силами нескольких групп. При охоте за тюленями или пингвинами, плывущими на льдине, косатки либо подныривают под льдину и бьют по ней, либо, выстроившись в линию, синхронными движениями мощных хвостовых плавников создают направленную высокую волну, которая смывает добычу в море.
В нападении на крупных китов участвуют преимущественно самцы. Они одновременно набрасываются на жертву, кусают её за горло и плавники, пытаясь не дать ей подняться к поверхности; но при нападении на самок кашалота косатки, наоборот, стараются помешать жертве уйти в глубину,
самцов кашалота косатки избегают,
 поскольку сила их велика,
а челюсти способны нанести смертельную рану.

Обычно они пытаются отделить одного кита от стада или отбить детёныша от матери, что удаётся далеко не всегда, так как киты способны эффективно защитить себя и своё потомство (например, в Антарктике инспекторы, облетавшие на малой скорости районы китобойного промысла, наблюдали, как крупные полосатики успешно отгоняли косаток, которые приближались к китовым детёнышам). Довольно часто косатки не съедают кита целиком, выедая только язык, губы и горло.
Обучение молодых особей охотничьим приёмам играет важную роль в жизни косаток. Каждая стая имеет свои собственные охотничьи традиции, передаваемые из поколения в поколение.
Существует теория о том, что «транзитные» косатки издают меньше звуков, поскольку морские млекопитающие способны их услышать. Согласно смежной теории, если ориентация в пространстве и выслеживание добычи «резидентными» косатками происходит за счёт активной эхолокации, то «транзитные» ориентируются за счёт пассивного прослушивания шумов океана. Анализ геномов«резидентных» и «транзитных» косаток показал, что между этими формами отсутствует перекрёстное скрещивание, по крайней мере, на протяжении последних 100 тысяч лет.
Суточная потребность косатки в пище
составляет 50—150 кг.

Точные данные
общей численности
отсутствуют.
Минимальная общая численность оценивается
в 50 тыс. косаток.
Местные популяции предположительно оцениваются в 25 тыс. в Антарктике, 8,5 тыс. — в тропических широтах Тихого океана, 2,5 тыс. — на северо-востоке Тихого океана, от 500 до 1,5 тыс. — у берегов Норвегии и до 2 тыс. — у берегов Японии. ***

_____________ 50 тысяч – невелика стая...
А что, если…???
Рассказ хочется перечитать.


^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ № 3
                Антерос.

Этот олимпиец – из самых загадочных и противоречивых.
 
В своём романе «Притомный» (в работе)
рисую персонаж,
испытавший его серьёзное влияние и не освободившийся, сочиняющий «стихи» (как персонаж думает) о нём.
Сведений мало крайне – это уже сама думаю… в смысле: у меня мало. Надеюсь, кто-то ими располагает – или знает, где взять.
Его существование открыла сравнительно недавно.
Почти никто из опрошенных о нём и не слыхивал.
По сути, единственный, кто знал –
и от кого я узнала кое-что,
кроме скудных (в основном википедических) данных –

Юрий Козиоров,

автор, публикующийся на порталах Проза и Стихи ру.

http://www.proza.ru/avtor/jnkoziorov

https://www.stihi.ru/avtor/jnkoziorov

                Пользуясь случаем,
выражаю благодарность
Юрию Козиорову

и за это,
и за то, что он качественно улучшает мои знания по древнегреческой мифологии.
Не только мои, конечно – всех, его читающих.
Очень рекомендую посетить страницы этого автора. Там - кроме той античности –
много удивительно интересного и оригинального.
Дивлюсь годами:
как можно всё это – и «всех этих» (в огромном объёме) помнить, не путать –
и так ладно-складно-легко излагать. Именно для массового читателя, без наукообразных заумностей.
Вот по этим бы произведениям снять красочные добротные сериалы! (Не меняя персонажей до неузнаваемости – прихотливо, «на злобу дня», не превращая в пародии, как повелось). И чтобы авторский голос за кадром!

«Расширение знаний» в данном случае
по-настоящему увлекательно,
чему в немалой степени способствуют
глубокое знание предмета,
оригинальный стиль и
замечательное чувство юмора рассказчика.

Говорю себе: ой, вряд ли кто скажет мне про Антероса больше, чем Юрий Козиоров. Но – вдруг? Может, это тема чьей-то диссертации или… В жизни есть место чуду, есть.
Во всяком случае, попытаюсь.

_____________ Итак, Антерос.
По одной из версий брат Эроса – с чёрными крыльями.

Вот что написал мне Юрий Козиоров:

                «Антерот или Антерос - брат-близнец Эрота, сын Афродиты и Ареса, в одних местах считался богом взаимной любви и мстил тем, кто не отвечает на любовь или высмеивает ее, а в других местах считался отрицателем любви (там, где Антэрот понимался как Антиэрот). Словом, личность неясная, возникшая, пожалуй, позже Гомера, а в новую эру подвизавшаяся, в основном, в Италии. Я у себя его не упоминаю, потому что не знаю за ним никаких конкретных дел. Из древних авторов, я видел упоминание о нем только у одного Павсания (и это уже 2-й век нашей эры), а больше нигде. Привожу оба отрывка из Павсания.

I 30,1. Перед входом в Академию есть жертвенник Эрота с надписью, гласящей, что Харм — первый из афинян посвятил (жертвенник) Эроту. Тот же жертвенник, в городе, который носит название жертвенника Антэрота, как говорят, является посвящением метеков (неполноправных поселенцев) вот по какому случаю: в афинянина Мелета был влюблен метек Тимагор. Относясь к нему с пренебрежением, Мелет велел ему, взойдя на самую вершину скалы, броситься с нее вниз. Так как Тимагор не щадил своей жизни и во всем всегда хотел делать приятное юноше, что бы он ни приказывал, то и на этот раз он, поднявшись, бросился вниз; когда Мелет увидал Тимагора мертвым, его охватило такое раскаяние, что он кинулся с той же скалы вниз и разбился насмерть. Вот поэтому считается, что метеки посвятили (этот жертвенник) божеству Антэроту, как мстителю за смерть Тимагора.

VI 23,1. Есть в этом гимнасии и жертвенники богам; Гераклу Идейскому, носящему наименование Парастата (Защитника), Эроту, а затем тому, кого элейцы и вместе с элейцами афиняне называют Антэротом (Отвратителем любви); кроме того, жертвенник Деметре и ее дочери; Ахиллу поставлен здесь не жертвенник, а кенотаф (пустая могила) согласно вещанию бога».


____________ Из википедии + окромя неё найденное в инете.
Беру "основное",
прочее из мною виденного – упоминания вскользь и повторы.
Выделяю звёздочками: цитирование не строгое, сократила.
Ссылки там на того же Павсания + Цицерона «О природе богов» III 59: почерпнуть нечего.

*** Антерос (Антерот, Антэрот) –
бог взаимной («ответной») любви, а также бог, мстящий тем, кто не отвечает взаимностью на любовь или насмехается над теми, кто испытывает чувства.
По верованиям древних греков, сперва был тёмный Хаос, затем одновременно из Хаоса возникли Хронос (Кронос — Время),
страстный Эрос (Эрот — Любовь)
и хладнокровный, рациональный Антерос (Антерот — Отрицание любви).
Иногда Эрос и Антерос считаются близнецами-братьями и их одновременное рождение в Древней Греции почиталось чуть ли не священным.]
Самым страшным проклятием в Древней Греции считалась ненависть, порождённая любовью. Именно такой ненависти и покровительствовал Антерос. Он порождал страстное желание разрушить объект любви. Люди, неспособные любить, считались одержимыми Антеросом.
Бог Аполлон вечно высмеивал Эроса, за это любимые им женщины были одержимы Антеросом (нимфа Дафна, Кассандра).
В романе Ефремова «Таис Афинская» есть эпизод, в котором Таис испытывает ужас при виде алтаря Антероса, считая его богом анти-любви.
Согласно некоторым исследователям, греческая приставка «ант» была неправильна истолкована, и означает не «противоположный», а «предшествующий» или «соответствующий». Таким образом, образ божества является противоречивым и рождает споры, в связи с малым количеством сохранившихся источников с его упоминаниями, а также в связи с этимологией и морфологией этого имени.
Антерос входил в свиту Афродиты.
Позднее верования греков переменились, родителями Эроса и Антероса (ненависть, страсть, мания) стали считаться Арес и Афродита (другие дети от этого союза Деймос (ужас), Фобос (страх) и Гармония).
Существует миф, что старший брат Антероса Эрос не рос, как остальные детишки, а оставался маленьким, пухлощеким проказником. И его мать, Афродита, спросила у Фетиды, в чем причина. Мудрая Фетида ответила, что Любовь не может расти без Страсти. Тогда Афродита родила Антероса (Страсть).
Когда Эрос и Антерос вместе, Эрос быстро растет, превращаясь в красивого, стройного юношу, но как только Антерос покидает Эроса, Эрос вновь возвращается к детским формам и детским шалостям.
Жертвенники Антероса были в Афинахи Элиде.
Есть барельефные изображения в гимназии Элиды и т. д. Эроса и Антероса в виде двух братьев, борющихся за пальмовую ветвь.
Иное толкование:
это бог неразделенной любви, наказывающий тех, кто оставался равнодушным к чужим чувствам. Отсюда трактовка: покровительствует взаимной любви.

                &(От автора: сразу вспомнила «Грот кокеток» Кристиана Пино. Может, там Антерос приговор выносил и приводил в исполнение…???) &

С точки зрения некоторых философов (???), значение Антероса по сравнению со значением Эроса было столь мало, что иногда его рассматривают как ипостась Эроса.
В XIX веке, когда возник интерес к античности, Антеросу, в противоположность Эросу, стали приписывать христианские кроткость и смирение.


____________ Интересно: в Лондоне
(ул. Хеймаркет, у Пикадилли)
есть статуя
(скульптор А. Гилберт, 1892) –
в память о благотворительной деятельности лорда Шефтсбери, известного филантропа Викторианской эпохи)
Антероса –
«смотрит» в сторону дома Шефтсбери в Уимбурн Сен-Джайлз, Дорсет.
По задумке - олицетворяет «зрелую и обдуманную любовь, в противоположность своему старшему брау Эросу — легкомысленному и ветреному тирану».
Популярности среди масс сие объясненье не снискало. Из-за лука + наготы + смутного представления о классической мифологии, все дружно решили, что это Эрос.
Говорят, что желающие защитить репутацию Шефтсбери пустили слух: якобы мемориал есть не что иное, как Ангел христианского милосердия (по-гречески agape) — туманно, зато вроде как «более приемлемо».

И - тут неважно, однако: стала первой в мире статуей, отлитой из чистого алюминия. ***


^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ № 4

Уже есть в «Осень пришёл».
Источник так и не нашла – попробую здесь добавить.
Копирую отрывок.

___________ «И ещё. Про «осень века»…

Где-то в недрах моего архива затеряна запись (должен быть указан источник - не помню!) –
о делении всякого века на «времена года».
Помню смутно, что в веке 20м
вторая мировая приходилась на зиму,
наша «оттепель» 60х – на весну.
А сейчас у нас – по тому делению –

как раз «осень века»…

Не лучшее время, судя по фактам истории «донашей»…


Но… «времена не выбирают» (люблю Кушнера). Да».


^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ № 5

И об этом уже писала в
«Невелички из архива – часть 5я» (там было «в тему"),
здесь пишу тоже -
по принципу «шире бредень».

Читала переводной рассказ… журнал? - … не помню.

К женщине лет сорока приходит детектив –
«органы» не на шутку заинтересовала её персона: дама трижды вдова небедных мужей. Тенденция, однако?
Но в смысле криминала (а?) – ни малейшей зацепки.
Визит сугубо деловой, да неожиданно - взаимосимпатия. Детективы – человеки, ничто человеческое им…
Как-то вызывает на откровенность… И очаровательная подозреваемая излагает свою версию.
Супруги были значительно старше, кроме того… ну, скажем, решительно склонны «тешить плоть» во всех смыслах.
А она – кстати - ооочень вкусно готовит.
Обильная жирная пища + беспрепятственность постоянных обильных же возлияний + варианты обломовского дивана + «я не мешала им иметь по нескольку подружек».
 
Все оставили жёнушке «всё».
Выходить замуж по расчёту ей больше незачем.

Детектив, не чаявший такого поворота, искренне и высоко оценивший как внешность-обаяние-ум хозяйки, так и любезно предложенные кулинарные изыски, размяк… в итоге сознался: он уже вовсе не прочь стать четвёртым мужем, только, понятно, боится… Ведь…
Дама мила, благосклонна и ласково уверяет, что – сбалансированная диета, умеренность… Прочее также – если разумно, то…

Вроде поладили.

… Автор, название? Совершенно не... Помню иллюстрацию. Вдовушка хороша.


======================== 2019 06 16


               Примечания автора.

______________________ I
Выражаю благодарность
авторам
         Джону Маверику
                и
                Тане Минченко,

откликнувшимся на вопросы 1й части.
Они знают!


__________________ II

Повторю
уже сказанное на днях
                в «литдневнике».
Отыскала то,
о чём спрашивала в части 1й,
а именно –
стихотворение Лиляны Стефановой
«Исключенье».
Просто нашла  старую брошюру (чудом).
Москва, «Молодая гвардия», 1976 год.
Серия «Избранная зарубежная лирика, ЛИЛЯНА СТЕФАНОВА, стр. 40.
Перевод В. Солоухина.

Привожу:

«О человек,
Носитель сладкой веры
И тайной мысли,
Что средь всех других,
Своих собратьев, неизбежно смертных,
Он – исключенье.

Как мясорубка, крошит пулемёт,
Летят снаряды, посланные точно,
Окопы превращаются в бугры,
Бугры в воронки.
А человек пока ещё живёт,
Ползёт за камень, целится, стреляет
И верит, видя гибель всех вокруг,
Он – исключенье.

В глубокой шахте взрыв, пожар, обвал.
Завалены тяжёлыми пластами
Последний стон, последнее дыханье,
Последний хрип, последняя молитва.
Но в тот же день опять,
Неустрашённый,
Неугомонный хрупкий человек
Полезет в шахту, в душный мрак земли,
Упрямо (или, может, слепо?) веря:
Он – исключенье.

Живём, работаем,
Воюем, любим,
Рискуем, ищем
С мыслью о бессмертьи,
Вернее, о бессмертности своей.
Мир полон бедствий,
Катастроф,
Аварий,
Несчастных случаев,
Случайных столкновений,
И всё у человека на глазах,
Всё рядом с ним. Он это видит, слышит.
Но вновь с беспечной тросточкой идёт,
Насвистывает песенку из фильма
И верит с непонятной простотой:
Он – исключенье.

Великое, святое ощущенье
Неуязвимости!
Что может там случиться*
С другими – да. Но только не со мной.
И он идёт… И песенка из фильма…
Вдруг гаснет свет.
В глазах. В мозгу. Везде.
Кричат: «Погиб! Несчастье! Задавили!»

Вот он лежит. Он так и не успел
Узнать о том, что он – не исключенье».



_________________________________________________ III

                К №4


Пуаро говаривал:
«Вопрос считаем мы решённым, лишь если верно он решён».
Чуть изменив, скажу: и в «полном объёме».
Потому Пуаро и вспомнила,
что – так же, как не помню, в каком произведении (А. Кристи) он это говорил,
так и в случае, о котором собралась написать, не знаю источника (на сегодня). То ли записала в другом месте, то ли – по старой привычке, от которой пора отказаться («и так помню, чего на запись время тратить») – не нашла.
«Объём» не полон…
Но хотя бы часть давно потерянного (и по случаю разыскиваемого) обнаружила в своей архивной вселенной, пусть в сокращённом виде (автор приводил аргументы - ???),
это уже маленькое чудо.

Прочла (где-то у кого-то),
что век – как год – разделён на сезоны.
Речь не о погоде, конечно, а о жизни общества – в параллели с природой.
Если упрощённо: возрождение, расцвет, увядание, стужа.
Не так чётко – число в число – как ниже указано, границы «плавают»,
но закономерность (на опытном материале) якобы видна отчётливо.
Не утверждаю, не опровергаю – просто версия существует. Сверить даты-события – вопрос пробуждённого (или нет) интереса.

0 – 25 – осень
26 – 50 – зима
51 – 75 – весна
76 – 100 - лето

Не сказать, что такая перспектива радует. Сейчас, значит, осень?
Впереди, получается, зима?
Историк я так себе, далеко-глубоко не копну, но обратилась к двум предыдущим векам – дааа…
… Автор, помнится, говорил, что в 20м веке осень припозднилась – началась в 13 году.
Но и годовые сезоны (если говорить именно о нашей климатической норме) размыты на межах.
Например, то самое «бабье лето» 
начиналось в день Симеона-летопроводца 1 (14) сентября, заканчивалось на Осенины 8 (21) сентября (а возможно – и в день Воздвиженья 14 (27) сентября).
У Даля:
«Симеона-летопроводца, день 1 сентября. Семен-день - бабье лето. Бабье лето семь дней, по аспосов день. Бабье лето две недели».

А всё ж… лето – да уж не лето… осень неизбежна и признаки её ощутимы, даже если не хочется замечать.

Что тут важно?
Мысль «у природы нет плохой погоды» (с) – весьма относительна...
Как-то, наверное, готовиться надо…?

Сказки приходят мне на ум практически по любому поводу – «ложь и намёк»…

___________ «Но вот наступила осень.
Солнце уже не так сильно припекало, серые облака тянулись над пожелтевшим лесом.
— Пора нам подумать о зиме, — сказал как-то Наф-Наф своим братьям, проснувшись рано утром. — Я весь дрожу от холода. Мы можем простудиться. Давайте построим дом и будем зимовать вместе под одной теплой крышей.
Но его братьям не хотелось браться за работу. Гораздо приятнее в последние теплые дни гулять и прыгать по лугу, чем рыть землю и таскать камни.
— Успеется! До зимы еще далеко. Мы еще погуляем, — сказал Ниф-Ниф и перекувырнулся через голову.
— Когда нужно будет, я сам построю себе дом, — сказал Нуф-Нуф и лег в лужу.
— Я тоже, — добавил Ниф-Ниф.
— Ну, как хотите. Тогда я буду один строить себе дом, — сказал Наф-Наф. — Я не буду вас дожидаться».
 
(«Три поросенка» - английская сказка в обработке С. Михалкова) =============================================