Случай из моей жизни

Александр Сокол 2
     Приближался Новый, 2017 год. Пора начинать думать о новогодних подарках, особенно для детишек. Казалось бы, мысли должны быть устремлены вперед, но память почему-то вытащила из своего депозитария картину почти тридцатилетней давности…


     Камчатка, 1989 год, конец октября.  Стоял замечательный осенний  день.  Солнечный, яркий, теплый. Я ехал вечером в рейсовом автобусе на дачу. Автобус был почти полный, и я успел занять место на самом последнем диване, за которым расположено уже только окно. Рядом со мной на диване устроился старший сержант срочной службы, возвращавшийся, как я позже узнал, из последнего уже увольнения в свою войсковую часть. Эта часть расположена на маршруте автобуса недалеко от его конечной остановки в дачном кооперативе. Признак этого армейского подразделения – видимое издалека огромное антенное поле.

     Разговорился с бойцом. Судя по значкам на его груди, он являлся классным специалистом и служил отлично.   Был старшим ребенком в семье. Семье многодетной. У него было еще шесть братьев и сестер. Семья его была очень дружная. Родители были бесспорным авторитетом у детей. Особенно отец. Жили они где-то в южных областях огромного СССР,  в какой-то республике.  Точно сказать сейчас не могу. Помню только то, что семья, по его рассказу, была небогатой, малообеспеченной. И это легко понять. Мать занималась домашним хозяйством и детьми, что само по себе являлось трудом и ответственным, и объемным, и тяжёлым.  Понятно, что работал только один отец, всего себя отдавая труду.  Все ждали возвращения из армии старшего сына и брата, который должен стать вторым кормильцем в большом и дружном коллективе. Тогда бы семья уже могла вздохнуть с облегчением.

     Стало мне понятным и то, что солдатик никаких денежных переводов из своей семьи не получал. Возможностей не было. Слава Богу, что государство его и кормило, и одевало. И это для семьи было уже серьезным подспорьем.

     Смотрел я на него во время нашего разговора и отметил его какой-то опечаленный,  грустный вид. Вид этот был настолько заметен, что я спросил о его причине. Что расстраивает этого молодого человека?

     Вот что значит воспитываться в большой и дружной семье. Забота о близких. Оказывается, что через неделю старшего сержанта с действительной военной службы увольняют в запас, и он едет домой (в народе говорят «демобилизуют», но это неправильно; достаточно понять, что такое мобилизация). И вот он, любящий и своих родителей, и своих братьев и сестер не сможет привезти им с Камчатки никаких подарков. Денег нет на такие подарки. А ведь с Камчатки есть что привезти на материк! Ту же соленую или копченую красную рыбу, которую в те времена было невозможно свободно купить в центральных, западных и южных районах страны. А что-то из подарков могло бы стать и семейной реликвией! Именно из-за этого и был он расстроен. Что не может привезти домой никаких камчатских сувениров.

     Автобус приближался к остановке, на которой должен был выйти мой собеседник. Я, имея привычку рассовывать деньги по разным карманам, выгреб всё, что у меня было. В те времена это была весьма значительная сумма. Не все в Отечестве такую пенсию получали. Протянул деньги старшему сержанту.
- Возьми и купи для всех подарки!
Сержант изумленно посмотрел на меня и категорически затряс головой.
- Не могу я взять у вас денег. С какой стати? Это просто невозможно.
- Возьми! Тебе приказывает старший офицер. Приказываю взять деньги и купить для семьи подарки!
- Но я же никогда не смогу их вам отдать!
- Знаешь что, товарищ старший сержант…  Если ты, став взрослым и вполне обеспеченным человеком, в похожей ситуации поступишь так же, как я сегодня, то можешь считать, что ты отдал мне свой долг!

     Юноша изумленно смотрел на меня, а потом  заулыбался, и я понял, что в будущем он именно так и поступит. Посмотрев ему в глаза, я пришел к  уверенности, что его отец  воспитал в сыне такие замечательные качества, как честь и достоинство человека. Я понял, что этот как бы долг он когда-нибудь мне как бы отдаст.

     Автобус остановился, боец вышел. Когда автобус тронулся вновь, то я посмотрел в заднее окно. Он стоял, не двигаясь и смотрел вслед автобусу.

05 декабря 2016 года
Москва