Портреты Муривата Бекназарова

Елена Нева
                Сегодня Муриват Бекназаров – это часть истории таджикской профессиональной школы живописи.
Несмотря на то, что в начале его творческого пути было местное душанбинское художественное училище, а потом практически, западное образование в Эстонии, как художника -монументалиста.


Приехав из Москвы в Таджикистан, после окончания МГУ, меня как начинающего историка искусства сначала представили уже на тот момент уважаемому члену нашей братии историку искусства – Лютфие Айни.

Она в свою очередь, посоветовала мне познакомиться с представителями  молодого поколения профессиональных художников республики и  среди первых имен прозвучало имя  Муривата Бекназарова.


 Так мы познакомились  с мастером. Его стиль ,вы не спутаете ни с  каким другим.
Он вобрал в себя цвета и краски  Востока и законы  западной живописи, захватывая зрителя не только цветовой гаммой, но и сюжетом.

Сцены  на его полотнах, отражают, как правило, все спектры жизни, но больше, по - моему, они  как некие сны или видения художника и даже в его портретах.
Мне посчастливилось стать обладателем одного из них.Он переезжает со мной вот уже несколько раз из страны в страну, с континента на континент.


Здесь в США мне пришлось даже заказывать новую раму, кое-где слой красок пострадал, но я горжусь, что у меня есть оригинальная работа  этого талантливого художника.
Наше знакомство скоро переросло в профессиональные отношения: модель-художник.

 
Я несколько раз позировала мастеру, и появились два не похожих по стилю и цветовой гамме портрета, которые даже успели побывать не на одной выставке.и даже на выставке в новой Третьяковке  в Москве в 1983 году /Каталог «Художники Таджикистана»,М.1983, стр.28,29/


Благодаря каталогу и возможностям современной техники я смогла сделать копию второго портрета на пенопласте и теперь обе картины со мной.


 Сравнительно недавно, мне посчастливилось побывать на родине и навестить мастер, посетить его мастерскую в 2013 году.

 
Он успешно продолжает творить, выставляться и продавать свои работы.
Конечно, как и каждому художнику, ему  хочется, чтобы о его творчестве знали  больше и возможность показывать свои картины, была бы шире, чем только в Таджикистане или ближнем зарубежье.


Открыв интернет, я узнала, что уже после моего визита  и после 70летнего юбилея, согласно датам на изданиях, вышли альбомы и книги о его творчестве, со статьями известных искусствоведов страны: Лютфии Айни, Ларисы Додхудоевой,  Азама  Атаханова (Издательство Galard, 2014/


В серии « Мастера изобразительного искусства» вышел альбом  с  работами Муривата в том же издательстве и в том же году ,и в 2016 (www.mdk-arbat.ru)
В июне 2016 года в Таджикистане опубликована статья «НЮансы таджикской живописи, или творчество свободное от одежды»  (tj.sputniknew.ru), где как вы понимаете, речь идет о работах с изображением обнаженной натуры.


 Как известно художник обращался к такому жанру всегда и  одна из его работ « Утро» 1982 года также экспонировалась на упомянутой выше выставке в Москве.
Его биография и информация о его творчестве размещены в Википедии на таджикском языке.


В 2018 году прошла очередная  выставка художника в Таджикистане.
А в феврале 2019 года Гульсифат Шахиди опубликовала на Проза.ру «Портрет» художника  -  в виде небольшого интервью о жизни и творчестве Муривата.


Пожалуй, тот, кто заинтересуется работами талантливого мастера сможет найти довольно много информации на интернете.


Итак, мои портреты, один погрудный  -  под названием “ Женский портрет « оригинал, другой почти полный « Девушка в белом» копия. /»Художники Таджикистана», М.1983, стр. 28-29/ теперь оба у меня в гостиной.


«Женский портрет», 1981 года, в каталоге,  к сожалению не цветной, а именно здесь цвет оказался пророческим и какое - то время для меня непонятным.
 Непонятным до того момента, когда заболев я перенесла тяжелую операцию и потом позже, когда уже в США я получила подарок от умелицы из Казахстана.


Это было  традиционное одеяло для гостей, где я увидела те же краски. Меня потрясло видение двух, поистине талантливых  художников и незаурядных личностей, увидевших мою ауру и изобразивших ее в портретах  один в–     живописном, другой- в сшитом из лоскутов одеяле.


 И если в первом случае, я находилась в студии у художника ,то во втором мастерица никогда  не видела и не знала меня, ее просто попросили сделать для  меня подарок / см. публикацию «Портрет», проза.ру/


Во втором портрете-  «Девушка в белом»/ хотя сарафан был коричневым/ художник, словно увидел как в будущем уходя, от бурных красок на первом  портрете я стану другой.


 Чистой и прозрачной как ангел . Здесь, на этом портрете, красный цвет как отголосок материального мира, из которого я почти вырвалась в мир духовный, светлый и почти прозрачный.


И хотя оба портрета принадлежат к 1981 году, художник как провидец увидел события, о которых можно было даже и не догадываться.


Мы никогда не говорили с Муриватом, почему именно была использована та или иная палитра, да в большинстве случаев художники и не знают ответа, они просто видят и чувствуют то, чего не дано понять каждому и в этом тоже  их талант.


В 2013 году видимо зная, что я приду в гости  в мастерскую,Муриват отыскал еще и портретные рисунки с тех далеких времен, когда я позировала мастеру.


Не знаю, как распорядится жизнь, и увидимся мы снова с художником, однако, я просто буду желать ему долгих творческих лет и озарений.


В прошлом году он отметил свое75- летие, до новых  юбилеев устод / мастер/.