Птичья фамилия

Илона Бёд
Рассказ № 13 из цикла «Коротко о себе».

Скажи, мой свет, – сорока воробью в ответ,
– Что толку, если б я молчала?
 А тут придет конец войне
 – Глядишь, и вспомнят обо мне
 Да скажут где-нибудь: “Сорока воевала!..”

Сороке выдали медаль. А жаль!
                С.Михалков. Басня «Дальновидная сорока».

 Мои взаимоотношения со всем отрядом или видом, уж, не знаю, как правильно, птичьих не задались с самого детства. Мне было года четыре, когда на меня напал петух и больно клюнул. Хотел в глаз, но то ли промазал, то ли все-таки пожалел. След остался на левой скуле до сих пор. Я сонная шла по двору, искала бабушку. Сказать ей хотела, что проснулась. Она как раз кормила курочек. Петух налетел стремительно, от неожиданности я упала. А он, встав лапами на мой живот, еще и прокукарекал. И этого ему показалось мало, он на меня нагадил. Но меня это ничего уже не волновало. Я с ужасом смотрела на его ноги, точнее, лапы. Такие противные, сухие, морщинистые, желтые.  Я даже сейчас, если вижу куриные лапы, то быстренько бегу к унитазу. Меня тошнит. А еще эти грязные перья его гузки, по-моему, так называется жопка куриная! Короче, лапы птичьи и перья для меня приравниваются к укусу вампира или погоней за мной маньяка. Причем, маленьких птиц я терпеть не могу за то, что они мелкие, а больших, за то, что они крупные! И все в перьях! И все с лапами! И у всех противные глазки-бусинки! Но я с удовольствием ем цыпленка-табака. Это моя месть птичьему отряду. Когда кто-нибудь это блюдо приготовит. Только не я!

Но время шло, след от петушиного клюва сглаживался, и дожила я до времени свиданий, любви, свадьбы. «Пришла пора, она влюбилась». Но жених носил птичью фамилию. А у меня была историческая, княжеская. Но жених был строг, и хотел, чтобы я носила его фамилию. Как говорил сотрудник, сидящий рядом со мной: «Как ты могла поменять такую фамилию Калита на фамилию Сорока?! Я не могу тебя так называть. Уж лучше я тебя буду звать Сорокиной. Душа моя не принимает, если я молодую красивую девушку буду звать Сорокой!»  Но я вышла замуж и стала Сорокой!

А я подумала, что сочетание черного с белым, как у этой птицы, вполне симпатично смотрится, контрастно. Да еще если учесть, что в зависимости от освещения черные перья могут сверкать зеленым, синим, фиолетовым. Мне нравится такая окраска у сороки. Ну, и не каркает. Это тоже плюс. Стрекочет. Ну, чисто я.  И по-латински забавно звучит Pica pica. А уж то, что Сорока считается одной из самых интеллектуальных птиц, которая может даже узнать себя в зеркале — большой плюс. Я тоже могу узнать себя в зеркале. Вероятно, тоже можно меня отнести к интеллектуалкам! Правда, сороки подворовывают. Я – нет!

  В Китае – сорока - символ счастья. Птица, приносящая радость людям. Я подумала, что и я часто приношу радость не всем, но друзьям и близким. Жаль, что я живу не в Китае. У нас не все так радужно. У нас образ болтушки и сплетницы ассоциируют с сорокой. Оговор! К стрекоту сороки прислушиваются и медведи, и волки, другие животные. Сорока про опасность врать не будет, будет беспокойно стрекотать. Вообще, китайцы древнее, и больше европейцев понимают. А что блестящее подворовывает, так, а где ей купить? Денег нет. А у меня есть. Я с удовольствием покупаю блестящие украшения. В общем, я согласилась жить с фамилией Сорока. Муж меня примирил с семейством всех птичьих. Главное, подальше держаться Сороке от других птиц.

Город, в котором я живу, небольшой. Многие друг друга знают или по работе, или через друзей, или через детей друзей. Ну, если идешь, то можно каждые десять минут говорить: «Здрасьте!» или «Привет!» Или свои знакомые, или знакомые мужа мимо пройдут: раскланиваются. Но вот однажды принцип всеобщего знакомства не сработал.

Пришла к нам новая сотрудница. И пригласила меня на празднование своего Дня рождения к себе домой. Я находила какие-то предлоги, чтобы не пойти. Но она их ловко отметала. А самое главное  – она нам всю «плешь проела» о том, какая у нее необыкновенная собачка.   
— Ах, такая умница! Она вообще все понимает. Я ее хорошо воспитала. В отличие от кота… (От кота!?— она про него не рассказывала.).  Тот, когда я ухожу на работу, выходит в коридор, садится спиной ко мне на тумбочку перед входной дверью и начинает орать. Крис  никогда не сердится, когда я ухожу на работу, Она подходит ко мне, кладет мордочку на туфли и так смотрит на меня, что сразу понимаешь, что она грустит.

Наташка жила одиноко, замужем не была никогда, детей не имела. Я решила, что может и правильно, что у нее домашние тварюшки живут. Все не одна. Ведь надо о ком-то заботиться. Вот у меня три мужика на шее. Два сына еще не разобраны. Уж, очень мальчики оказались переборчивые. Хотя жизнь показала, зря перебирали, все равно по первому разу развелись. В детстве они просили собачку. Но ответом на вопросы: «Кто будет гулять, мыть лапы, стричь, чесать?»  была только тишина. Уж и не помню, какие ещё вопросы возникали, но сразу появлялась в квартире полная дама Тишина в мягкой накидке, она грустно мне улыбалась и крутила пальцем у виска. Собачку мы не завели.

Я бы завела кошечку, за ней сама бы ухаживала, но… выяснилось, что у мужа аллергия на кошачью шерсть. Птиц, особенно, попугаев я не люблю, рыбок, даже очень красивых, я не полюбила еще в Египте. Плавать в сырой ухе мне казалось странным. Я стала ездить только туда, где нет рядом с пляжем кораллов. Вы правильно поняли – живности у нас дома нет, и не было. И, уж, точно не будет. Я так часто уезжаю, что цветы и те засохли.

К кошкам я по-прежнему хорошо отношусь. Особенно, ласковым и симпатичным. Я сдалась и сказала: «Да! Приду!». Точнее, мы просто пораньше вместе ушли с работы. И дружненько стали накрывать на стол к приходу Натальиных подруг.

Но сначала я должна описать встречу мою первую с Наташенькиной живностью. Первой выскочила, прихрамывая, Крис и начала кланяться. Я от удивления открыла рот. Это было больше похоже на то, что кланяется кусок старой драной овчины грязно-серого цвета. Кое-где, местами, цвет менялся от выгоревшего коричневого до бурого. Ножки у собачонки были тонюсенькие. Куриные косточки, так говорят! А это были муравьиные косточки. Собачонка еще и прихрамывала, что не добавляло ей шарма или гламурности маленьких песиков. Но когда  я посмотрела ей в глаза: влажные, блестящие, черные, то поняла — на меня смотрит изучающе ребенок-вундеркинд. Мелькнула мысль: она, наверное, умеет перемножать в уме шестизначные цифры.
— Вот видишь, Крис у меня не красавица. Я не помню ни одного случая, чтобы к ней подошел кобелек.
— Два, уж, рядом с ней любой пес потеряет свои кобелиные способности.
— Мы с подругой «уселись на хвост» к её соседу, который решил по делам  съездить в Нижний Новгород  в «Икею», но и нам надо. Проветриться. Возвращались вечером. Остановились на въезде в Арзамас в туалет сходить И тут моя подруга Алёна увидела, как из отъезжающей машины выбросили маленькую собачонку. Она сильно заскулила, видно, ушиблась. К ней сразу бросились большие бродячие псы. Они бы её разорвали, если бы Алёна не схватила пёсика и не подняла вверх. Но одна успела цапнуть собачонку за лапу. Как она визжала, больно ей было. Мы Андрея уговорили найти ветеринара в Арзамасе. Нашли. Ветеринар сказал, что у неё перекушена лапа. Обезболил. Полечил. Я же жалостливая. Решила взять собачку. Алёна сама держит французского бульдожку, Андрей вечно в разъездах. Андрей дал ей имя Крис. Его как раз девушка бросила по имени Кристина. Он когда увидел, что собачонка такая страшненькая, так сразу и сказал: «Крис!» Вот с тех пор эта хромоножка и живет у меня. А Андрей с Кристиной помирились. Она Андрюшку даже полотенцем лупила, когда увидела свою тезку.
И в этот момент ленивой вальяжной походкой вышел кот. Если вы когда-нибудь видели фотографию в интернете, который называется «За 5 минут до п…й». Скажем прилично: «За 5 минут до выволочки», то тот рыжий красавец Лису «в подмётки не годится». Там очень довольный рыжий пушистый котик спит на горшках со сломанными цветами. Ролик хорош, и кот в нем фотогеничен. Но куда ему до Наташкиного кота! Это был подиумный кот, который знал, что он красив, что всем нравится. Пример того, что жить надо так: спать, когда хочешь, есть, если появился аппетит, поддерживать форму, растягивая позвоночник и, главное, не ходить на работу. Он медленно подошел ко мне, встал на задние лапы, протянул верхние лапочки нежнейше вверх…. И никаких сомнений не осталось. Его надо взять на руки и начинать гладить, ласкать.
— Это мой Лис. Вообще-то он так себя не ведет, но ты ему, видно,  понравилась.
А как мне Лис понравился. Хорошо, что я дала согласие прийти в гости. Пока гости не прибыли, мы быстро накрыли стол. Наталья была еще и хорошей кулинаркой, а я любила оформлять блюда. Стол вышел красивый. И вовремя. Стали прибывать дамы. Общество объединяло одно: они были или одиноки, или разведены, и в том возрасте, когда им жить одним комфортнее, так как вопросов том, что надо завести детей уже отпал, а остальных они уже завели: и кошек, и собачек, и рыбок, и попугайчиков. Даже была одна морская свинка у кого-то из дам. И все разговоры велись вокруг домашних питомцев, без сомнения любимцев, которые были самые-самые. Но кто самее решалось рассказами про талантливость домашних питомцев. Споры велись интеллигентно, только по поджатым губам можно было прочитать, что спор «кто самые» не прекращается, он перманентен.  Мы познакомились. Я взяла на себя роль Наташиной помощницы, а когда сидела без дела, то Лис сразу разваливался у меня на коленках, будто кроме меня тут не было никого. Это несколько раздражало Наташиных подруг, так как Лис их игнорировал. Наконец, дошла очередь до меня. Меня призвали к ответу, и никто не сомневался, что сейчас я начну свой рассказ о своей домашней живности. 

В голове мелькнула мысль:
— Господи, у меня даже таракана ни одного в квартире нет!
  Так не хотелось выглядеть черствой и безразличной к нуждам братьев и сестер наших младших. Я сказала:
— Я каждое утро отношу еду на крышки канализационных люков около старых казарм (это мне по пути на работу). Кормлю своих родственников.
За столом повисла тишина. Напряженная. А потом одна из дам осторожно спросила:
— Ваши родственники бомжи?
Я оторопела:
— Почему? Мои родственники — вороны. Я тоже из врановых.
Но, оказывается,  никто из дам ничего обо мне не знал, и пока Наталья не сказала, что моя фамилия Сорока, дамы тупо глазели на меня. Потом все начали смеяться. Весь вечер вспоминали, как я их разыграла. И искренне веселились. Меня приняли, а моих ворон нет: они никого не заинтересовали. А зря. Вороны очень умные птицы, за ними интересно наблюдать. Но оставим это для следующих рассказов.

А пока мы с Лисом сидели в уголочке на диване и слушали расхорохорившихся,  раздухарившихся тетенек и радовались знакомству друг с другом. Я очень хотела рассказать красивую легенду «О сорочьем мосте». «Сорочий праздник»  отмечают по китайскому календарю на седьмой день седьмого лунного месяца. Это «Притча о пастухе и ткачихе», точнее, об их любви. Но, увы, слушать её хозяйкам домашних тварюшек было неинтересно. А жаль! Красивая легенда, и, главное, сорок показывает с хорошей стороны. Я ведь Сорока, а не Сорокина.

Да только вот, увы, сорока наша
Всю жизнь свою варила только кашу.
Она зерна пять ведер натолкла,
Сварила и в сто мисок налила.
А, чтобы не одно и то же было,
По-разному все каши посолила.
  Олеся Емельянова. 2008 г.

Рассказ посвящается моему любимому мужу.

16 июня 2019 года. Город Саров.