de omnibus dubitandum 109. 71

Лев Смельчук
ЧАСТЬ СТО ДЕВЯТАЯ (1896-1898)

Глава 109.71. КУТНУЛА РАЗ, И РОГА В ЗЕМЛЮ!..

    В соседнем дворе стукнула калитка. Через минуту Наталья в темной кофточке и в белом платке медленно подошла к ним.

    – Это ты с кем, Артемьевна? – спросила она, наклоняясь в сторону Ермакова и пристально всматриваясь в его лицо.

    – Это вы, односум? – воскликнула она с некоторым удивлением, но с видимым удовольствием.

    – Как это вы к нам сюда попали, на нашу улицу?..

    – Песни услышал и пришел, – сказал Ермаков, внимательно присматриваясь к ней.

    – Как вы хорошо пели!

    – Да неужели у вас там слышно?

    – Я думаю, по всей станице слышно... – пошутил он.

    – Ну, как же! – воскликнула она, недоверчиво улыбаясь.

    – И меня-то во грех ввела, – заговорила старуха, – чтоб тебя болячка задавила!

    – Да давай еще, тетушка, сыграем, – с живостью и подкупающей веселостью обратилась к ней Наталья, – охота пришла такая, всю бы ночь прогуляла, песни играла, голосу бы не сводила!

    – Ну тебя! – сердито крикнула старуха.

    – Играй сама, а я спать пойду... Тебе не болячку делать-то, а я за день умаялась...

    – Ну, тетушка, миленькая! а я-то разве не устала? сама с поля нынче приехала... В ножки поклонюсь, тетушка!.. – горячо и смешливо уговаривала Наталья, стоя перед старухой и тормоша ее за рукава ее старой кофты на вате.

    – Да ну тебя! – отмахивалась старуха сердито и шутливо. Наконец, она встала и, слегка прихрамывая и кряхтя, пошла домой.

    – В Спасовку-то люди Богу молятся, а я песни буду играть, – ворчала она уже в своих воротах.

    – Эх, а сыграла бы еще песенку! – воскликнула с увлеченьем Наталья.

    – Ты нынче весела, – заметил осторожно Ермаков, – это хорошо.

    – Весела? – переспросила она, усмехнувшись.

    – Да, разошлась... Не к добру, знать...

    И, точно грусть сразу охватила ее, она вздохнула и примолкла, устремив в неясную даль сосредоточенный, задумчивый взгляд.

    – Эх, кабы нашелся такой человек, чтобы распорол мою грудь да заглянул, что там есть! – воскликнула она вдруг после продолжительного молчания, с безнадежной тоской в голосе.

    – Да нет, верно, такого человека не найдется: никому надобности нет...

    Ермаков был изумлен таким неожиданным переходом.

    – А я не понимаю сейчас этого, – заговорил он после короткой паузы.

    – Так хорошо теперь кругом, жить так хочется, радоваться, любить... Зачем горевать? о чем тосковать? – восклицал он с ораторскими жестами, не без удовольствия слушая самого себя.

    – И то, не от чего, – с печальной улыбкой сказала Наталья, – а сердце болит...

    – Да отчего ему болеть-то? – с наивным недоумением спросил Ермаков.

    – Есть, стало быть, причина... Эх, односумчик ты мой, чудачок этакий! – глубоко вздохнувши, прибавила Наталья.

    – Славный ты человек, простой, откровенной души, а нашего дела не знаешь и не поймешь... А все-таки, – понизив вдруг голос и с ласковой, кокетливой улыбкой заглядывая ему в глаза, сказала она, – ни с кем так-то не люблю разговаривать, как с тобой, ни к кому у меня такого откровения нет. Ученый ты человек, а не гордый...

    – Какой я ученый! – возразил в смущении Ермаков, с мучительным недоумением всматриваясь в ее бледное при лунном свете лицо и в прекрасные глаза, светившиеся теперь глубокой грустью. Загадкой стала для него эта красивая односумка.

    – А что я у вас спрошу, односум? – заговорила она, после долгого молчания, тихим и таинственным голосом. – Бывают ведьмы на свете или нет?

    – Не думаю, – засмеявшись, ответил Ермаков.

    – Я тоже не верю!.. Вот есть тут у нас старуха соседка, Сизоворонка под названием, – на нее говорят, что ведьма она... Зря болтают, так думаю. А что знает она, это верно! Колдунья!

    – Неужели? – улыбнулся Ермаков.

    – Верно! Увидала меня раз и говорит: «Чего сохнешь? приди, полечу... Откройся легче будет...». Что же? Ходила ведь я! Всю мне жизнь мою рассказала... «Через сердце, говорит, свое непокорное ты пропадешь».

    – И лечила?

    – Питье какое-то дала, – с неохотою и не тотчас ответила на этот вопрос Наталия.

    – Мутит с него, голова болит, а легче нет...

    – Ерунда все это! – с горячим и глубоким убеждением сказал Ермаков.

    – Нет, верно! – так же горячо и убежденно возразила Наталья.

    – Все истинно! Я знаю, за что пропадаю: за свою гордость и пропадаю... Все такие же, как я, да ничего, горя мало: перенесли, покорились...

    - А я не могу покориться...

    - Перенесть не могу, ежели кто попрекнет мне или посмеется, или страмить станет!

    - Муж бить будет, это куда ни шло – переносно, а ежели кто со стороны ширнет в глаза, легче помереть!

    Она вдруг смолкла, точно голос у нее разом оборвался. Ермаков не прерывал молчания. Невеселые думы бродили и в его голове. Он не понимал всей тяжести ее мучений и терзаний, но чувствовал к ней глубокую жалость, несмотря на некоторую ревнивую досаду, которую никак не мог выкинуть из сердца.

    Он спрашивал самого себя: совесть ли ее упрекает так, что она не хочет укрыть своей супружеской неверности (самого обыкновенного явления в казачьей среде), или потому она так и сокрушается, что нельзя уже скрыть проступка, и предположения старухи об ее беременности справедливы?

    Но вопросы эти так и остались для него открытыми.

    – А за чем гналась? – печально, унылым голосом заговорила снова Наталья.

    – И глупа же, неразумная я была!.. думала счастьице найтить.

    - Сердце потешить!.. Слова не с кем было сказать... все ночи одна просижу, все думушки одна передумаю... Вот и налетела! Вашему брату что? сорвал да удрал... Да еще славу проложит, подлец!

    - А нашей сестре – слезы... наплачешься, нарыдаешься...

    - Ну, да теперь тужить нечего, – встряхнув решительно головой, сказала она.

    – Кутнула раз, и рога в землю! Двум смертям не бывать, одной – не миновать!

    Так, что ли, односум? – задорно улыбаясь и близко наклонясь к нему, воскликнула она.

    – Лучше не думать! Пусть будет, что будет, а будет, что Бог даст... Придут служивые через месяц, и мой муженек на машине прилетит...

    - Выйду на степь, встречу, в ножки ему поклонюсь... Либо уж скажу ему все, пускай из пистоля застрелит... пропадай ты, жизнь! Чтобы сразу! а?..

    - А то летось Рудин, казак, пришел из полка, а жена тяжелая... До полусмерти засек плетью, и никто не заступился!..

    - Да толку-то! Не все ли одно? Эх, жалко, тетка Артемьевна ушла: еще бы песню сыграли! Учила раз она меня старинной песне:
 
Кто бы из вострой сабли ржавчину вывел,
Кто бы из мово сердечушка кручинушку вынул...
 
    - Ну, и наплакалась же я в ту пору...

    - А она хорошо песни играет!.. Ты не задремал?

    – Нет, – тихо отозвался Ермаков, хранивший все время глубокое молчание.

    – Ну, посидим еще. Я все равно не усну скоро... за ночь-то каких мыслей не передумаешь! Сколько слез прольешь...

    - Да и сны какие-то все страшные снятся: то в пропасть черную-черную летишь – и дна нет, ух, аж сердце замирает!.. то цыгане с ножами приснятся, резать кидаются... Иной раз просто совсем без ума станешь... И наяву-то все какая-то алала* в глаза лезет...

*) Алала – чепуха    

    – Нервы! – мрачно буркнул Ермаков.

 Источник: Федор Крюков. Казачка. (Из станичного быта) «Русское Богатство», 1896, № 10