Раскладушка

Илона Бёд
Рассказ №5 из цикла «Друзья и дороги».

                А щас, когда я «в дугу»,
                Раскинь раскладушку в углу!
       А. В. Макаров.  2006 год.

      
       Мой друг Лёнечка М., которого из-за его рыжей бороды мы между собой зовем «Рыжий жердяй», раздает в Москве у метро сим-карты… бесплатно. Я не понимаю, какая в этом выгода, но есть, наверняка, некая хитрость, ведь Жердяй каждый день без выходных должен вставать очень рано и идти к 6 утра к метро…. Значит, есть что-то в этом мероприятии привлекательное с экономической точки зрения.  И вряд ли его привлекает бесплатный костюмчик в черно-желтую полоску от «Билайн» или другого цвета от каких-нибудь других операторов. Представляю  эдакую полосатую, бородатую и с усами «пчелку» ростом за метр восемьдесят. Народ, ещё не полностью проснувшийся, от такого труженика на поприще сотовой связи скорее шарахаться будет, чем брать симки, хоть и  бесплатные. Я даже вспомнила, как однажды у первого «Макдональдса» ещё на улице Максима Горького, или может уже на Тверской, работник в костюмчике в цветах напитка «Кока-кола» уронил флаеры, они рассыпались, и он стал их собирать. А костюмчик ему был маловат и лопнул по заднему шву. Мимо проходил сильно поддатый гражданин. И он стал радостно орать на всю улицу: «Кока-кола! У тебя вся ж…па гола!» Я представила, как какой-нибудь алкаш будет орать моему рыжебородому другу: «Эй, пчелка! Не садись голой ж…пой на елку!» Нет, мне эта картинка не понравилась.

      А, может, и нет у Жердяя  костюмчика, а я все себе напридумывала. Он – крепкий молодой мужчина. На него навесили щиты спереди и сзади, на которых крупными буквами написано: «Подходи, налетай, бесплатные симки получай!»  Или что-то вроде того. Сурово в таком облачении ходить весь день, если это так! Интересно, куда он эти щиты вечером прячет? Может, они складные, и их можно спрятать в рюкзак? Он на эту тему говорить не любит. А я ни «пчёлкой», ни «ходячей раскладушкой» его ни разу не видела. Но такова его «селява» в настоящее время. Жизнь с ним жёстко поступила. Всё «сгорело»: и бизнес, и жильё, и имущество, и семья. Зато наступило для него время свободы от денег и равноправия с безденежными. Он не одинок, он среди таких же «погорельцев». Они его приютили. Теперь у него небогатые друзья. Раньше он и не думал бы называть таких людей друзьями. Зато у них есть цели в жизни. Пусть у них у всех всё сладится. Сработает принцип: «Кто был никем, тот станет всем». Если бы я была богатой старушкой, я бы им помогла. Но я — обыкновенная нищая пенсионерка, и могу только «веселенькой весточкой улучшить настроение» моему меднобородому другу. Это он так говорит. Может, обманывает меня, но мне всё равно приятно, что вотсап, как невидимая ниточка, скрепляет две половины нашей  нематериальной дружбы. Как мы познакомились, что удалось нам пережить, как поддерживали друг друга – это отдельная тема. Ну, прямо, для целого романа. Глядишь, когда-нибудь и напишу.
 
      А сейчас  вернусь к раскладушке. Так вот, в моем воображении, мой друг работает ходячей раскладушкой и похож на те штучки, информационные стенды, что стоят перед магазинами и офисами. Те самые продуваемые ветром треугольники, которые можно встретить на улицах городов. В том числе, и в Москве. А вечером сложил такую «книжку-раскладушку», занес в помещение, и никто за ночь не спёр твою рекламу. Раскладушки стоят, и их уносят, а он ходит, как раскладушка, и сам их носит.

      «Раскладушки!» Это я сейчас такая умная, а было время, когда я думала однобоко. Я считала, что раскладушка – походная, легко складываемая кровать из алюминиевых трубок, к которой пружинками прикрепляются плотные куски ткани. Разложил – спишь на натянутых полотнах, сложил – спрятал с глаз долой… и место освободилось. И только так должна служить человеку раскладушка. Конечно, раньше так и было.

       Короче: давным-давно…. Давно. Это было в те времена, когда доллар был по 6 рублей, а в центре Москвы в Зарядье стояла гостиница «Россия». В этой гостинице был не только кинотеатр «Зарядье», но и ГКЗ: Государственный концертный зал. А у нас в городе были талантливые ребятишки, которые  принимали  весной участие в Международном фестивале детей и юношества. Назовем его условно «Дети России», так как настоящее его название я не помню, да это и не важно. Наши дети стали лауреатами и должны были принять участие в гала-концерте, который должен быть в этой самой гостинице «Россия» в середине сентября. В фойе ГКЗ должна была быть организована выставка наших учащихся.
Надо сказать, что концертный зал поразил своими креслами: сидения у них были узкие.  И они так близко были поставлены, что у меня сложилось впечатление, будто бы задача этого концертного зала была не создать людям хорошее настроение, а попасть в книгу рекордов Гиннеса по набиванию публики в зрительный зал. Поэтому, когда эту гостиницу  снесли, и концертного зала не стало, я совсем не огорчилась.

       Жили мы своей делегацией в гостинице "Измайлово». Педагоги еще днем увезли участников фестиваля в гостиницу «Россия» на репетицию. У меня, слава богу, не было педагогического образования. Мое дело было хорошо организовать эту поездку. Деньги, проезд до Москвы и обратно, расселение, питание, взаимодействие с оргкомитетом для решения возникающих (а как же без неожиданностей?!) вопросов. Когда все уехали, то остались только я и мой семилетний сын. Он был участником художественно-декоративной выставки, но так как был мелок, то педагоги не стали его  привлекать к оформлению выставочных стендов. Нам с ним надо было до начала открытия выставки и концерта  сделать одно благое дело, о котором я договорилась вчера.

       А летом  с учащимися мы ездили на фестиваль в Италию. У нас была замечательная, назовем ее «начальница»: красивая девушка Марина О.. Наше близкое знакомство с ней в Римини произошло при ночном происшествии. Но это я забежала вперёд. А рассказ надо начинать  немножко раньше, с перелета на самолете. Делегация на фестиваль была большая, но в основном формировалась за счет представителей Якутии (их было 100 человек). Честно признаюсь, я до этой поездки ни разу не видела живых якутов и якуток.  Вроде бы корни у этой народности тюрские.  Судя по тому, что множественное число от слова «саха» (якут) они образуют, пристраивая частицу «лар», то есть «сахалар» (якуты), то это смахивает на современный турецкий язык. Но что там было в древности?!  Пусть будут корни «тюрские». Но…. Совершенно азиатские лица. Если бы мне сказали, что это японцы, я бы поверила. По прилету нас разместили в четырех отелях.  Якутская делегация жила отдельно, и мы пересекались только на выступлениях. В  самолете я летела недалеко от закутка стюардесс. И когда начались воздушные ямы, то дети начали кричать. Радостно. У ребятишек, как на качелях, дух захватывало!  Стюардессы встали в проходе. Одна другую спрашивает: «Что они орут?» — «Не видишь, деревня Бахчеевка летит. Никогда не летали, только  на лошадях и ослах, ну, может, в автобусах ездили». С тех пор у меня осталось выражение «деревня Бахчеевка» с несколько презрительно-циничным отношением к какому-нибудь бестолковому событию. Но я-то знала, что эти дети летали, и не раз, на самолетах. «Алмазы России» могли позволить спонсировать своих деток. Костюмы у них были роскошные, с ручной вышивкой, с отделкой песцовым мехом. Бесконечной зимой родители шили им костюмы, а дети репетировали и готовили прекрасные концертные номера. А в летнее время выступали на фестивалях и отдыхали. Надо сказать, вне конкурсных дней эти дети отдыхали почти самостоятельно.  Они умели обходится без взрослых: учились якутские ребята в интернатах. Руководители их делегации были не ограничены в средствах, которые торопились оставить в итальянских магазинах. Детишки в первый же день измудрились в отеле сломать деревянные жалюзи, забросать бассейн огрызками яблок и, каким-то образом, застопорить большим полотенцем лифт.  Об этом мне поведала Марина, которая пришла в 12 часов ночи с собрания организационного. Хозяин отеля с якутскими постояльцами в этот момент жаловался хозяйке нашего отеля, что никогда не думал, что японские дети так плохо воспитаны и что ей повезло, что у нее живут русские. Мы с Мариной посмеивались, сидя на террасе. Было тепло и тихо. Отель наш был на первой линии, пляж через дорогу. Он был слабо освещен уличными фонарями, зато лунная дорожка ярко прорисовывалась на поверхности моря и манила, и манила… Мы одновременно посмотрели друг на друга, встали и пошли переодеваться в купальники. Пока дети, измученные дорогой, спят. Или должны спать, как мы считали, мы решили искупаться, хотя были измученные и уставшие. Но море…. Оно смоет усталость первого дня.

        Мы не спеша, прошли до кромки моря, договорились, что глубоко не будем заходить, так как не знаем рельефа дна. Море было теплым, спокойным. Великолепным. Мы стали плескаться, смеяться, брызгаться. Нам было весело, пока мы не заметили три темных силуэта на берегу моря. Как раз между нами и нашим отелем. Они не уходили, негромко переговариваясь. О чем, я не понимала, а Марина сказала, что не может разобрать слов. Мы продолжали купаться, они продолжали стоять. Они стояли, мы купались. Мы старательно делали вид, что плещемся радостно, с энтузиазмом, но нам было невесело. Мы купались, они терпеливо ждали. Они долго ждали. Правда, мы не знали, чего им от нас надо, и продолжали купаться. Потом они резко повернулись и пошли в сторону нашего отеля. Мы с Мариной схватили наши полотенца, в которое завернули наши изрядно дрожащие туловища, подняли халаты и тапки и, крадучись, двинулись за темными фигурами. Осторожно перешли шоссе и вошли в отель. Хозяйка сразу бросилась к Марине и что-то возбужденно стала ей говорить. Марина кивала. Потом сказала, что это карабинеры (полицейские) были, что ночью на пляже запрещено купаться. Они сказали хозяйке, что они уже не будут ждать, пока эти сумасшедшие русские выйдут из моря. Но предупредили, что в следующий раз оштрафуют за нарушение общественного порядка. Марина извинилась, сказала, что мы не будем нарушать ни в коем разе итальянский порядок, так как денег на штрафы у нас нет. И мы шмыгнули в лифт. Да-а-а! Италия – это вам не Сочи, и не Крым. Нашим людям нравится ночной пляж. Любят купаться в море, и по вечерам с удовольствием проводят время на лежаках на пляже. Но нельзя так нельзя. Море нас взбодрило, а этот маленький инцидент сблизил.

      И, вот теперь, перед концертом в «России» я и должна была встретиться с Мариной. Благо дело ее новое место работы было в одном из переулков по соседству с гостиницей. Я должна была передать ей фотопленку (не было тогда «Полярисов», ни мобильных, а пейджеры были у богатых) с кадрами про нашу поездку в Венецию, которая случайно попала в наши училищные пленки. Накануне у нас с ней состоялся разговор. Марина объяснила, как ее найти побыстрее. Она понимала, что я на работе, что она на работе, и мы сможем увидеться ненадолго. Я вела разговор из номера, мой сын его тоже слышал.
—Мама, а зачем Марине раскладушка на улице? Ее же украдут.
– Наверное, в качестве рекламы.
— Если она не будет под козырьком, она будет мокнуть под дождем. А если она будет под козырьком, то она будет мешать заходить в подъезд, – продолжал развивать тему раскладушки мой рассудительный сын.
— Вероятнее всего, она у них в витрине.
— Конечно, в витрине. Иначе, цепь, которой они прикуют к зданию раскладушку, будет портить рекламу. А что они рекламируют этой раскладушкой? – продолжал сынуля.
– Марина работает в турфирме. Раскладушка  у них яркая, полосатая. Я такие видела. Рядом искусственная пальма. Ты уже видел такие пальмы, сделанные будто бы из зеленых мыльниц. Рядом кресло-шезлонг и много разноцветных мячей. И название новое Марининой турфирмы. И все это в витрине за большим стеклом.
Такое мое объяснение показалось логичным семилетнему ребенку, меня же несколько смущало то, что турфирма на 4-м этаже, а витрина - на первом. Но это же Москва! Тут все может быть! Ребенка мои пояснения удовлетворили, он перестал приставать, и я забыла об этой злосчастной раскладушке. Зря, как потом оказалось. Тема раскладушки вечером больше не всплывала. 


      Всплыла она сегодня, когда мы разыскали нужный переулок. Он оказался коротким и был перпендикулярен другому переулку, не намного длиннее нужного нам. Мы сначала прошли по левой стороне, как велела Марина. Но ни одной витрины с пальмой, шезлонгом и раскладушкой не увидели. Мы стала изучать правую сторону. Полный кирдык. Ни одной раскладушки. Вдвоём, дружно, мы даже задирали голову и рассматривали окна на втором этаже. Сынуля предположил, что нам нужен не первый переулок (не помню его названия), а второй —  перпендикулярный. И мы сходили по левой стороне другого переулка, потом повернули и пошли по правой. Ни-че-го! А время, остававшееся до начала концерта, катастрофически таяло. Мы вернулись в исходную точку – в начало первого переулка. Неожиданно распахнулась дверь рядом с нами, из подъезда вышел мужчина средних лет. Я обратилась к нему со словами: «А вы хорошо знаете этот переулок?
— Да, я двадцать лет здесь работаю и хожу по этому переулку. А что вам надо?
— Мы ищем витрину с пальмой и раскладушкой. Она принадлежит то ли турагенству, то ли турфирме.
— Вы знаете, новые фирмы растут, как грибы. Про такую я не слышал. Но вот что я точно знаю, что за 20 лет в этом переулке я никогда не видел витрины с раскладушкой.
Он помахал нам рукой и ушел по своим делам. Мы переглянулись и тяжко вздохнули. Мы могли на поиски выделить ещё 5-10 минут. Это при том, что что нам надо до концертного зала бежать, а я на каблуках. Мы еще раз добежали до перпендикулярного переулка и рванули обратно, бегом на концерт. И тут у входа в переулок я увидела два деревянных щита в металлической окантовке с краю тротуара. Макушки у них соединялись, а ножки разбежались. Треугольник, продуваемый ветром! Так вот ты какая московская раскладушка! Увы, времени подняться на 4-й этаж уже не оставалось, мобильных телефонов еще не изобрели. Мы побежали в гостиницу «Россия». Мои сотрудники уже начали волноваться, так как после концерта и закрытия выставки мы дружно грузились в автобус и уезжали домой. 

 
      А где пленка с кадрами, где Марина О. украшает собой Венецию? Пленка, по-прежнему, хранится у меня.  Больше мы не встречались. Получилось неловко, что я в тот приезд не выполнила обещание. Потом Марина сменила работу и телефон. Я тоже. Растеряли мы друг друга.

      Полностью согласна с фразой «Знание – сила»!  В моем случае не хватило знаний, не хватило сил взлететь на четвёртый этаж, что бы отдать плёнку. Да просто времени не осталось! Ну, не додумалась!  Не сообразила про раскладушку! Провинция!

«И раскладушка приказала долго жить!»
Ида Вагнер.

16 июня 2019 года. Город Саров.