Одна сумасшедшая идея

Благородный Пират
Или не очень сумасшедшая, если вспомнить, что принцип неопределенности Гейзенберга и другие основы квантовой физики были выдуманы по аналогии с работами Уильяма Джеймса по психологии, где тот утверждал, что попытка наблюдать тем или иным способом состояние сознания некоего человека сама по себе как таковая это состояние сознания разрушает.

Идея состоит в том, чтобы описывать состояние сознания вектором из Гильбертова пространства. При этом можно сразу не конкретизировать, как этот вектор мерить, что его компоненты означают, а оставить этот вопрос на закуску. Можно применить функциональный анализ, как таковой, в его абстрактном виде и состряпать теорию в духе квантовой механики.

Введем бесконечномерное Гильбертово пространство L2 с соответствующей нормой и скалярным произведением. Если взять два состояния сознания в близкие моменты времени F(t) и F'(t'), то ясно, что они будут близки и можно ввести норму, в смысле которой они будут близки |F-F'| < e*(t-t'). И даже изобразить что-то типа уравнения Шредингера, когда эволюция сознания по времени определяется его же конфигурацией в данный момент. Ну с соответствующим гамильтонианом. dF/dt = H*F При этом можно учесть, что эволюция сознания со временем проистекает как из собственных источников, так и из-за сторонних сил, в которых можно выделить как регулярную составляющую G, так и случайные шумы S. Тогда уравнение динамики сознания можно записать в виде:

dF/dt = H*F + G + S

Можно также рассмотреть вопросы полноты и сходимости во введенном пространстве L2. Как обычно, это пространство строится включением в него всех пределов последовательностей Коши, в том числе и несобственных элементов. Кстати, интересно, что состояние сознания, описываемое несобственным элементом (обобщенной функцией) может быть как раз тем, что получается в результате той или иной медитации (последовательность Коши). Можно предположить, что всякие трансцендентые категории этого пространства - душа, Бог и есть означенные несобственные элементы. При этом двайта-веданта именно тем и отличается от шуньявады в буддизме, что в первой пространство полно за счет включения несобственных элементов.

В момент измерения состояния сознания F, как и полагается в квантовой механике, будет происходить его редукция до состояния F", которое будет собственным вектором оператора измерения A. То есть состояние сознания можно раскладывать по базису того или иного оператора. Например, некий соционический тест можно представить как некий такой оператор, в базисе которого и будут элементы типа: этика-логика, сенсорика-интуиция... Тут можно даже развить строго математическое учение о тестировании, и развить представление о наборе тестов, в каком-то смысле полно разлагающем сознание по ортогональным компонентам. Между прочим, заслуга соционики в том, что она дала первый пример ортогонального (восьмикомпонентного) базиса для состояний сознания в каком-то смысле претендующего на полноту. Короче, можно говорить о векторе сознания в соционическом представлении или в каком-либо другом.

В духе всего изложенного можно сформулировать, что значит не врать самому себе.
Это значит знать собственные функции и собственные числа оператора Гамильтона стационарного уравнения Шредингера, описывающего собственное состояние сознание. И правда, чтобы измерять собственное состояние сознания F есть лишь Гамильтониан, описывающий это же сознание H. Нужно определить, какие же элементы сознания не меняются со временем, то есть стационарны. Это и будет означать "не врать самому себе". То есть когда H*F = h*F, где h - соответствующее собственное число. Как и полагается, таких состояний сознания будет счетное, но бесконечное количество (в общем случае). Любое другое состояние сознания будет раскладываться по этому внутреннему базису. Наличие этого базиса и будет означать самотождественность личности, ее устойчивость, цельность и честность по отношению к себе. Не честность же будет приводить к нежелательным колебательным процессам.

ЖЖ, 24 августа 2004