О Первом Всесоюзном конкурсе художников-модельеров

Лариса Оболенская-Азбукина
1987 год для Советского Союза был годом огромных перемен, появились первые совместные предприятия, кооперативы, вступил в силу "Закон об индивидуальной трудовой деятельности", провозглашена была гласность. Именно с 1987 года отмечается День города Москвы. Торжественно отмечалось 70-летие Октябрьской революции. Но это предисловие. Время заставляет многое переосмысливать, искать новые пути и формы работы. Перемены ощущались везде. И конечно в мире моды. Ведь мода неразлучно следует за действительностью.

Дни моды в Таллинне

В течение шести дней в нем проходило одновременно чрезвычайно интересных мероприятий! Во-первых, в 1987 году в Большом зале Дворца культуры и спорта Таллинна проходил 1 Всесоюзный конкурс художников-модельеров. Председателем Оргкомитета была звезда эстонского мира моды своего времени Энелин Мейуси. Были организованы выставка-продажа, шоу-программа, симпозиум по проблемам моды, выставка национальной одежды и творческих работ модельеров Эстонии, посещение таллиннских предприятий и экскурсии по городу, встречи с руководителями Союза художников республики и выставка плакатов моды, программы информационных показов и посещение фирменных магазинов, вечер на теплоходе "Георг Отс" и встречи, встречи, встречи…. В Таллинне шутили: один художник-модельер - на каждую тысячу жителей города.
В Таллинне зародилась новая традиция – традиция профессионального общения на демократических началах. Видимо изменения, происходившие в обществе, отразились и в отношении к моде, одежде, искусству костюма, на формировании привлекательного образа современника!

304 художника из 14 союзных республик страны, искусствоведы, журналисты, манекенщицы, гости из Финляндии принимали участие в конкурсе. Главной отличительной особенностью Таллиннских дней моды явилось то, что по условиям конкурса художников-модельеров в нем могли участвовать все желающие, независимо от того, где они работают. Получилось так, что впервые "под одной крышей" собрались модельеры системы легкой промышленности и бытового обслуживания, самодеятельные художники, не имеющие специального образования, члены Союза художников, которые работали индивидуально, участники различных молодежных объединений и театров моды. Сила огромная, хотя и очень разобщенная. Были определены и новые условия для художников-модельеров, принимавших участие в конкурсе. Любой художник мог представить свои модели, но не менее трех, на любую из пяти тем конкурса. Не оговаривалось время создания коллекции. Все модели показывались анонимно, под номерами.

Конкурс начался в 12 часов дня и вначале проходил довольно буднично. Художники готовили модели к выходу, манекенщицы проделывали путь до жюри и обратно, снимались для каталога, переодевались и дефилировали в новых образах. Жюри героически выдержало небывалые перегрузки – им предстояло просмотреть 1500 моделей.

Между художниками разных областей творчества взаимопонимание достигается не всегда. Обсуждались в кулуарах конкурса, и на симпозиуме, и на многочисленных встречах, и в частных спорах, условия работы художников, различные принципы в подходе к моделированию, новые направления в моде последнего времени и болезненные проблемы. Большинство участников встречи высказало убеждение в том, что поиски новых идей должны идти в разных направлениях. Шло обсуждение об объединении усилий, изучении опыта своих коллег, о престиже советского моделирования и поднятии его на новый, более высокий уровень. Но главная мысль, прозвучавшая на этом конкурсе – это полная и самостоятельная реализация художественного замысла художника.
Таллиннские дни Моды – это был своеобразный парад идей. Были представлены коллекции, посвященные 70-летию Октября. Советская символика была использована тактично художниками С.Прикс, В.Унт, А.Дразиенкс. Элегантная, красивая одежда "Для тех, кому за 40" доставила удовольствие изысканно-рафинированными черными платьями с белыми дополнениями под девизом "париж" (художник Л.Гирина), костюмами в стиле "Шанель" Р.Римкявичичиене и И.Труутс. С.Качарава представил коллекцию из ткани "Принц Уэльский". Показаны забавные трикотажные комплекты в теме: "Дети – наше будущее" (Е.Лютюк), праздничные наряды в ковбойском стиле С.Тююр и костюмы, выполненные в традициях национального эстонского костюма (С.Крик).

Зато тема "Современная одежда по народным мотивам", по всеобщему мнению членов жюри не удалась, хотя и здесь были свои удачи художников А.Веслова, В.Куприно, Е. Пелевиной.
Границы самой интересной темы: "Мода как искусство" четко не определялись, а модели не укладывались ни в одну, ни в другую тему, и это создавало определенные трудности в оценке коллекций.

Несмотря на то, что модели представлялись анонимно, в большинстве случаев можно было безошибочно определить, выполнена ли она художником, работающим в промышленности, или это работа члена Союза Художников. Также безошибочно выделялось творчество молодых самодеятельных художников, показавших своеобразный почерк и в специфику их подхода к моделированию.

Сколько нареканий услышали в свой адрес модельеры – члены Союза художников. Вот, к примеру, некоторые из них: "Когда в бытовом костюме парча заменяется бязью – это ошибка!" "Нужно создавать меньше макетов – больше функциональной одежды". "Модели часто грешат салонностью – красота заменяется красивостью". "Много мастерства, но и много бутафории". "Слабое конструктивное начало". "Искусство костюма нельзя превращать в искусство станковое: костюм нужно надевать – этот профессиональный навык терять нельзя". "Костюм в любом случае должен отражать моду!"

Но в лучших моделях эти художники-модельеры показали высокое мастерство, тончайшую живописную разработку моделей, их стилистическое единство, раскованную фантазию, умение простыми изобразительными средствами достигать художественной цельности.

Критиковали и художников промышленности. Им ставились в вину однообразие приемов, ограниченность тем, узость ассортимента, и отмечалось, что в их моделях все-таки присутствует мода, чувство требования времени, умение добиваться выразительности формы, и вещи имеют современное конструктивное решение.

Просмотр моделей на тему: "мода как искусство" начался за полночь. Напротив жюри прямо на полу, вместе со своими моделями, разместились уже освободившиеся от показа художники.
Огромный восторг вызвали модели Нонны Меликовой и Светланы Челышевой, Тамары Файдель и Тамары Санчес, Ирины Крутиковой, Майи Бахтадзе. В то время эти имена были известны. А вот работы молодых прибалтийских художников – Бруно Бирманиса и Угиса Рукитиса, Снайги Баутренене и Алевтины Квасовой, Илзе Межсарга, Зои Ярг стали настоящим открытием конкурса. Словно свежий ветер принес массу идей и нетрадиционных решений.

Конкурс продолжался четырнадцать часов подряд… Два часа ночи. Манекенщицы обратную дорогу от жюри шли босиком, неся туфли в руках. Кто-то подсчитал, что каждой из них в этот день и ночь пришлось прошагать по 25 км. И вдруг в тишине послышался необыкновенный, нежный, очень красивый звон. Из глубины фойе выплыла девушка. Она шла медленно, потому что была одета в очень узкое платье, по низу украшенное множеством… ключей: они-то и издавали необыкновенный малиновый звон. Вот такая была занятная шутка, ее проводили бурей аплодисментов и оваций.

Материалы об этом конкурсе я взяла из журналов мод.

Модели Нонны Меликовой и Светланы Челышевой- вызвали огромный восторг, (коллекция «Космос» ) получила первую премию.
Космос и мода… Созданная ими коллекция «Аэлита» это истинный взлет фантазии, синтез женственности и отваги, силы и хрупкости. Комбинезоны сшиты из тонкого трикотажа, оригинальные головные уборы с тонкой металлической арматурой, напоминающей антенны, фантастические плащи-накидки, легкие сапожки с крылышками, колеблющимися при движении, поразили воображение современников.