Так говорил Иеротеус

Арсений Загаевский
(Конспект)

При досужем чтении трудов по византинистике мое внимание привлекла фигура бродячего монаха Евмения, проповедовавшего в Константинополе в одиннадцатом веке. Известно о нем крайне мало. В молодости Евмений долгое время подвизался в Студийском монастыре у Симеона Нового Богослова, идеи которого о непосредственном богообщении, вероятно, оказали на него влияние. Со временем, однако, Евмений разочаровался в схимничестве и отправился проповедовать в Константинополь. Там его сперва полагали блаженным, но быстро сочли еретиком.

За свои проповеди Евмений получил прозвище Иеротеус («освящённый Богом» - не путать с носившим то же имя первым епископом Афинским), а употреблялось ли оно всерьёз его учениками, издевательски всеми остальными или по-разному в зависимости от отношения к взглядам Евмения - этого мы, вероятно, уже не узнаем.

Упоминания о Евмении Иеротеусе встречаются  и у византийского летописца Михаила Атталиата, и у армянского историографа Аристакеса Ластивертци; впрочем, и тот, и другой были очень молоды в годы его деятельности и вряд ли могли быть ее очевидцами, так что описывали ее, скорее всего, со слов старожилов и на основании других источников, до нас не дошедших. Недавно обнаруженный в монастыре св.Анны, что на Синае, палимпсест - серия писем будущего патриарха Иоанна Ксифилина времён его ссылки в монастыре в Вифинии - проливает на взгляды Иеротеуса новый свет, поскольку автором их является современник Евмения, вероятно, лично его знавший.  Далее я попытался суммировать изложенное у вышеуказанных авторов, убирая понятные резко негативные оценки высказываний Евмения.  Других описаний жизни и учения Евмения, по-видимому, не осталось (во всяком случае, мне их найти не удалось), что может косвенно свидетельствовать о намеренном искоренении в последующие периоды памяти о нем. Единственный положительный момент, на котором сходятся мемуаристы  - это всесторонняя образованность Евмения, что может косвенно свидетельствовать о его знатном происхождении.

В Студийском монастыре Евмений вёл затворническую, почти отшельническую жизнь. Однако в конце 1030-х годов в возрасте уже за сорок лет в его мировоззрении, видимо, произошёл перелом: Евмений ушёл из монастыря и переселился в Город, где бродяжничал и проповедовал на улицах. Говорил он примерно следующее (кавычки здесь исключительно чтобы выделить суммарное изложение  взглядов Евмения со слов вышеназванных авторов и, прежде всего, Иоанна Ксифилина).

«Горожане всех сословий стремятся только к сытости, комфорту, удовлетворению низменных инстинктов. Счастье своё они ищут в вещах и не прилагают даже минимальных душевных усилий для самосовершенствования. Время проводят в тупых развлечениях наподобие гонок колесниц, а если что-то и читают, то только низкопробные любовные и авантюрные романы современных авторов, так же отличающиеся от трудов учёных умов античности, наследницей которой государство ромеев себя считает, как благородное вино - от дурманящего пойла варваров (по-видимому, это одна из немногих дошедших в описаниях метафор Евмения - АЗ). Исправно отбивая поклоны в церквах, люди на самом деле мало того, что о душе не думают, но даже и о здоровьи тела: скоро завалят весь Город отходами. В Золотом Роге уже не видно воды из под объедков и мусора, смрад везде ужасный, и недалек тот день, когда люди потонут в собственных нечистотах. Называя эпидемии чумы и холеры платой за грехи, они даже не думают о том, насколько эта связь прямая. 

Такой народ наиболее удобен нашим правителям, занятым бессмысленными войнами, вроде походов в Васпуракан и на Сицилию, нескончаемыми пирами, похотливыми забавами и, наконец, уничтожением друг друга - как убили Михаил Пафлагон и Зоя Романа Аргира, как ослеплял и оскоплял своих противников Михаил Калафат и как потом ослепили его самого.  Чем они лучше своих подданных? Какой подают пример? Куда могут они вести народ?

Вне всякого сомнения, стремительно близится гибель мира в его нынешнем виде.

И кто, как не церковь, могла бы сказать: «Одумайтесь. Что вы делаете? Куда вы идёте? Вспомните, о чем говорил вам Иисус».  В храмах на проповедях священники действительно призывают прихожан к смирению, нестяжательству, молитвенной жизни. Но паства - те же дети, поступающие согласно не словам, но поступкам старших. А во что превратилась церковь как один из столпов нашего общества? Столетиями она стравливала людей и даже поддерживала войны и убийства из-за умозрительных вопросов вроде того, равновелик ли Бог-сын Богу-отцу и надо ли почитать иконы. К этому ли призывал нас Иисус? В этом ли смысл его проповедей? Способствовала ли церковные иерархи этим спасению душ детей своих? Или только укреплению собственных позиций? Не стали ли они подобны тем фарисеям и саддукеям, которые травили самого Христа? Ведь не о Боге думали они, когда призывали распять Его, а о власти своей.

Вот и церковь, прикрываясь апостольскими словами «Всякая власть - от Бога», давно уже стала институтом этой самой власти, вмешивается в государственные дела, но разве там ее место? Дошло до того, что патриарх Алексий поощряет и циничный брак императора Константина с престарелой Зоей Порфирородной, и открытую связь императора с многолетней любовницей Марией Склиреной.

Нет предела лицемерию власть предержащих и их духовных покровителей.

А как живет само высшее духовенство? Да точно так же купается в роскоши, как и его патроны. Не потому ли и потворствует оно безобразиям знати, что кормится из ее рук? По рассказам купцов наших, даже в Индостане насельники языческих монастырей один лишь раз в день проходят по улицам, чтобы миряне подали им еды, и только это и едят, а если ничего не подадут - голодают. Но зато нет для мирянина наказания хуже, чем если монах не примет пищи из рук его. Не пора ли нам уже учиться у язычников? (Это интересное свидетельство того, что византийцы не только как минимум со времён Козмы Индикоплова проложили торговые пути в Индию и Юго-Восточную Азию, но и были неплохо осведомлены о буддийских традициях - АЗ).

Да, слаб человек и нуждается в наставлении на пути к Богу. И легче ему молиться в храме Божьем, будучи ведомым опытным и мудрым пастырем. Но такие ли пастыри нужны ему? И случайно ли появление лжерелигии Мохамеда среди арабов, что отрицает посредников на пути к Богу и говорит о том, что слово Божие было извращено людьми (пусть проповедники так называемого ислама и делают из этого лживые выводы)?  Не в том ли причина появления таких учений, захвата ими все новых земель, что насмотрелись их поборники на то, во что превратилась наша христианская церковь как институт?

Вот только проповедь этой лжерелигии привела к войнам и крови - а призывают к ним «халифы» его, точно так же, как наши правители и иерархи, погрязшие в роскоши и кумовстве. Не ведёт ли к этому создание любой религиозной организации? Не заставляют ли люди по самой своей природе слово Божие служить своим целям, извращая его себе на потребу?

Да, говорили святые отцы (Игнатий Богоносец и другие), что нет церкви без епископа. Но понимать это надо как необходимость нравственных и ученых авторитетов, признаваемых христианской общиной, а не то, что церковь как институт одна знает, что угодно Богу от нас.

Не начинает ли любая иерархическая организация действовать в интересах защиты и воспроизводства самой себя? В сфере духовной это ужаснее всего.

А если так, то не доросли ли мыслящие люди, преданные Христову учению, до прямого, без лукавых посредников, общения с Богом? Не потому ли растёт число монахов-отшельников? Но гораздо важнее проповедовать прямое общение с Богом, не извращённое на потребу власти и амбициям церковных иерархов в городах, где верующие должны поддерживать друг друга и отводить от многочисленных соблазнов городской жизни.

Давайте, братие, молиться Господу нашему вместе, неважно где - в церквях, дома или под открытым небом. Не лучший ли храм вот этот прекрасный высокий берег с видами на Босфор и мармарийские острова, не лучшее ли он свидетельство присутствия Бога в этом мире и не лучшее ли место, чтобы задавать Богу вопросы и получать на них ответы? Так давайте вернём вере Христовой ее первоначальный смысл. Давайте сделаем веру инструментом врачевания душ человеческих, как и учил нас Христос. Давайте, наконец, сами решать, кто из нас имеет моральное право наставлять нас - благодаря мудрости и молитвенному опыту, а не в силу иерархии. И такие христианские общины заменят церковную организацию в ее нынешнем виде».

При желании в этих словах можно даже найти параллели с прозвучавшими через пять веков призывами лютеран очистить веру от наслоений и вернуться к раннему христианству.   

По всей видимости, у Евмения за несколько лет его миссионерской деятельности появилось несколько тысяч последователей в Константинополе и других крупных городах Византии.
Остается только удивляться, что ему  позволили читать свои не просто еретические с точки зрения тех времён, но по тем временам откровенно антицерковные проповеди в течение столь долгого времени (до пяти лет, хотя точная дата кончины Евмения неизвестна). Возможно, это связанно с тем, что ряд видных деятелей церкви были выходцами из Студийского монастыря и в глубине души симпатизировали или, по крайней мере, снисходительно относились к Евмению - прежде всего, сам упомянутый и критикуемый Евгением патриарх Алексий Студит, а также уже ставший серьезным духовным авторитетом преп. Никита Стифат (кстати, также жёстко осуждавший связь Константина IX с Марией Склиреной). Иеротеусу несколько раз приказывали покинуть Стамбул, ссылали на отдаленные острова в Эгейском море, но он неизменно возвращался.

Тем не менее, бесконечно долго смотреть на его проповеди и рост числа его сторонников сквозь пальцы ни государство, ни церковь не могли. Характерно, что не останавливаясь перед казнями политических противников, византийская власть не стала этого делать в случае с Евмением. С ним расправилась толпа горожан, вероятно, должным образом подготовленная. Это в вышеупомянутом письме Иоанна Ксифилина названо хорошим примером того, как ромейское общество способно самоочищаться и избавляться от скверны.

Евмений и несколько его ближайших учеников были до смерти забиты камнями на форуме Юстиниана. Примечательно, что согласно хроникам, в этом акте принимали участие не только ромеи, но и жившие в Константинополе сравнительно немногочисленные мусульмане и иудеи и гораздо более многочисленные венецианцы. Как раз под венецианскими торговыми рядами (район современного Галатского моста) растерзанное тело Иеротеуса было скинуто с причала в Золотой Рог.

Там, по свидетельствам, оно плавало несколько дней как раз среди заклеймённых им мусора и объедков, будучи хорошо заметным благодаря гигантскому по тем временам росту Иеротеуса (6 локтей, т.е. под метр девяносто). Из-за разнонаправленных течений, тело это в окровавленной грубой рубахе видели в разных местах залива - и под Влахернами, и у Галаты. Во избежание лишней смуты, его затем выловили и погребли в неизвестном месте.

«Как собаку, - добавляет Иоанн, - ибо собакой он и был, поставивший себя выше церкви и святых отцов».

После этого несколько ближайших учеников Евмения были схвачены и жестоко казнены уже властями, видимомо, по прямому приказу императора Константина Мономаха. О каких-либо продолжателях идей Иеротеуса ничего не известно.