поездка к чёрту на куличку

Василий Петренко
моря Поездка к чёрту на кулички
o Собственно на «КРАСНОМ ЗОЛОТЕ» своё повествование я мог бы закончить, но я знаю, что среди молодых людей  всегда найдутся Проживальские,Тяньшанские  и Никитины, мечтающие сходить за три.
Для них вот я и продолжу своё повествование.. 

o На Чукотке есть золотопромышленный район Белибино. От туда в середине, не помню какого года,  прилетает к нам в совхоз сорокашестилетняя белокурая красавица. Ольга. У них там, на северах разрешено было получать продукцию не только по разнарядке, но и по прямому договору с поставщиками. Вот и пожаловала к нам Оля за виноградом.  Конечно, можно было бы продукцию  в Белибино отправить на основаии договора  подписанного представителем получателя, но у Ольги не было  с собой ни печати. своего предприятии, ни заготовленных бланков.  Совхозу пришлось отправить  в БЕЛИБИНО  вместе с Ольгой своего представителя. Полетел я.
o        Ответственность за сохранность количества продукции  мы с Ольгой несли в равной степени.  а вот отвечать за определение её качество должен был я. Объясню как сортность влияет на цены продукции и как эта сортность устанавливается..

Для производства определения качества поступивший продукции  назначаются 2-3 человека  Один представитель от получателя (специалист по качеству ) и, обязательно, представитель от общественности населённого пункта .Члены комиссии, по своему усмотрении  и согласованию с представителем поставщика, выбирает 10% от общей массы поступившего товара (в нашем случае количества ящиков) . Кисть за кистью, гроздочку за гроздочкой  члены комиссии осматривают виноград , все мятые или загнившие ягодки  откладываются в сторону,  затем взвешивается  и вся отложеанная партия ящиков, и отложенная порча.  Отдельно устанавливается  вес отложенной порчи и качествненой продукции. . После этого высчитывается процент порчи относительно общего веса поступившего товара.  В процессе всего этого мероприятия. представитель поставщика должен быть бдителен и принципиален, потому что в интересах местных товарищей   процент порчи повысить, и они жульничают.
Дело вот в чём: при порче  до 3х% продукция идёт высшим качеством , 5% соответствуют первому сорту,  7%-второму, 10%-третьему, а если выше 10 то –это будет «нестандарт» и поставщик ни чего не получит.  Высший сорт идёт по цене 1руб двадцать копеек, первый сорт уже по 90 копеек, а третий только по 60.. .

o Но реализует   получатель товар,  изменяя сортность и цену, уже по собственному усмотрению .

Отделом сбыта у нас в совхозе занимался дубоголовый мужик.  Грузоподъемность самолёта  12 тонн. Аэрофлот так и предъявил счёт за 12 тонн, а наш умник загрузил в самолёт только  девять с половиной.
Но поскольку транспортные расходы поставщику возмещал получатель, то совхоз от этой оплошности своего спеца по бизнесу не пострадал. Хуже было то, что  груз был оформлен только до Магадана. В Магадане мы должны были наш товар выгрузить. Кому!?  Узнав об этом , моя ОЛЬГА Максимовна чуть было умом не тронулась. До Магадана транспортные расходы составляли по 60 копеек за килограмм. От Магадана до Билибино 1200 километров и оплачивать теперь надо было, как за спецрейс-туда и обратно.

o За те сутки, что мы сидели в аэропорту Магадана спутница моя поседела.
--Да в Билибино меня на куски разорвут,-переживала Оля,- Вернусь без груза, скажут: зачем  летала, на экскурсию что ли?  Вернусь с виноградом –как его реализовать!. Он ведь теперь дороже золота будет.
--Не переживай,-пытался  я успокоить  свою товарку,- у вас народ денежный, если и переплатит, так не обеднеет.
-Ага,! у нас всё продаётся по госцене.  И этот виноград  дороже чем по два с полтиной мы продать не сможем.-кручинилась Ольга Максимовна.

Областное управление золотыми приисками  находилось в Магадане.
Оля из Ташкента везла букет роз.  С этими розами она пошла в «Магаданзолото».  Там женщине пошли навстречу- денежный вопрос как-то уладили.

Магадан город пограничный. Без особого разрешения  не погуляешь.
А у меня-то пропуск только до Магадана. И дальше меня погранцы не пускают. Конечно,  возложенную на меня миссию я выполнил и мог бы возвратиться не чувствуя за собой вины. Но я понимал, что без меня в Билибино, для того, чтобы покрыть  транспортные расходы, весь наш виноград пустят в нестандарт.

Вылетая из Ташкента мы с Ольгой взяли с собой по сто килограммов винограда,  для использования в своих личных целях. Кроме этого  Ольга
везла, как угощение своим друзьям , два арбуза и дыню. С дыней  Оля пошла к пограничникам. Разрешение на нахождение в погранзоне они мне выдали.
                .   .   Пока мы летели над Белибино прошли дожди. Посадочное поле аэродрома размякло и большегрузные самолёты принять аэропорт Белибина не мог.
Экипаж принял решение лететь в Певек. Это на побережье Чукотского моря, километрев на 200 севернее Белибина.                Из Певека в Белибино можно было добраться только на «кукурузнике»  У этой птички грузоподъёмность только три тонны. Чтобы вывезти весь наш груз, требовалось сделать четыре рейса.         
Ольга, как абориген здешних мест, должна была  в Аэропорту Билибина найти помещение, куда можно было бы поместить на временное хранение наш груз и оставаясь там этот груз принимать. Я же должен был оставаться в ПЕВЕКЕ, для охраны и организации погрузок..

Риск для меня  был немалый: все они здесь друг друга знают и без меня могут сотворить всё что хотят.  С совхозной продукцией я побывал, считай, во всех аэропортах Урала и Сибири-везде крадут без зазрения совести.
Однако на этот раз мои опасения были напрасны. В Белибино воров  не было.
Оказывается правопорядок в здешних широтах поддерживается не милицией(её там просто нет). Порядочность людей здесь обеспечивается «северными» (это доплаты за суровые условия жизни). Нормативы и расценки труда на севере те же, что и на материке, но «северные» подрастают каждые полгода. Нарушаешь КЗОТ,  пьянствуешь или ведёшь себя неблаговидно, «северные» обнуляются .

Как мне удалось выяснить, ни каких рынков в поселениях расположенных за полярным кругом нет. Поэтому свой виноград я предложил директору единственного в Белибино ресторана по   фамилии  Мудрый. Мудрый брать виноград для ресторана отказался, но сотрудники ресторана забрали его у меня весь сразу, оптом .

Помещение, в которое  Ольга  разгрузила  ящики с виноградом , было сколочено из горбыля, Щели между  горбылями, конечно, не позволяли протащить через них ящик, но руками можно было таскать виноградные грозди свободно. Однако, как я убедился, даже бичи  ( их обитало здесь человек пять-шесть) на это не покушались.

Последний борт мы разгрузили поздно вечером. Кроме  помещения для
обслуживающего персонала и столовой, других помещения  здесь не было, а  само Белибино    находилось за тридцать километров отсюда.  Работницы столовой жили в помещении столовой. Бомжи, не понятно как оказавшиеся здесь,  дрогли ночами под козырьком входа в административное здание.   Меня вместе с Ольгой поварихи поместили в маленькой коморке , видимо, служившей подсобным помещением. В варочных котлах у тружениц общепита уже ничего не было. Кроме как хлебом да чаем они утолить наш аппетит ни чем не могли. Но зато любезно предложили постирать мои носки.
               
o      Нет, уважаемый читатель, не радуйся! С прибытием в аэропорт Белибино мои приключения не закончились.
 На следующее утро погрузив всю нашу скоропортящеюся  продукцию в кузов 12ти тонного  трёхосного грузовика, мы тронулись на встречу новым приключениям.  Разумеется, дорог, покрытых асфальтом,  за полярным кругом  нет. Ехали не по какому—ни будь тракту, а скорее, по случайно проложенному среди сосен просёлку. Водителю пришла в голову путь наш сократить. Отъехав метров  пятьсот  в сторону, мы утопли.  Не в озере, не в болоте и даже не в речке утопли-колёса нашего грузовика , утонули в сухом, но рыхлом грунте.
И с каждой минутой  уходили в грунт  всё глубже.
Вокруг нас тьма непроглядная,  мороз под 12 градусов и нет ни одной живой души поблизости (ну разве только медведи).  И я слегка запаниковал.
--Да не волнуйся ты,-сказали мне мои попутчики,- не пройдет и трёх часов, как нас найдут и вытащат на дорогу.
--Как же отыщу!,-усомнился я,- Кто ради нас полезет в такую глушь среди тёмной ночи.
--Это там у вас на материке так, у нас по другому.—возразил мне водитель.
-У нас- взаимовыручка. В автобазе  знают, что я к 11ти часам ночи должен вернуться. Если не вернулся значит, что-то со мной случилось. Мой сменщик на другой машине отправится мне навстречу.. У нас всегда так. Зимой мы ходим на охоту. Если кто-то к оговорённому сроку не вернётся, весь город двинется на поиски.

o И правда, я ещё не успел как следует продрогнуть  от промозглой сырости, как послышался рёв мощного мотора . Через час мы уже могли самостоятельно двигаться преодолевая вброд бесчисленное количество речек.

o Устройство овощной базы меня приятно поразило: все  склады находились под землёй- чисто, светло и сухо. И тут мне пришлось удивиться по-настоящему. Такого никогда, ни где и ни у кого не было: испорченного товара оказалось у нас меньше одного процента.
Мы долго находились в пути, наш виноград трясло  на воздушных ямах, по этим причинам естественная убыль оказалась несколько выше допустимой. Часть этой убыли покрыли тем виноградом . который Ольга везла для своих личных нужд. Узнав о том, что я от своего винограда избавился ещё в Певеке, Ольга Максимовна на меня осерчала. Не по товарищески  поступил-не превратил и её   товар в деньги.

Гостниц в Белибино не было, Обидевшись, Ольга на постой к себе меня не пригласила, но и жить под  мрачным северным небом  не оставила. 
o Отвела к своей знакомке.
Марина (так звали хозяйку моего пристанища) узнав от меня, что привезли мы виноград, а не овощи посетовала. мол, овощи сейчас здесь больше   винограда нужны.
- Вот накормила бы  тебя с дороги, только нечем.   Ни капусты, ни картошки, ни маркошки, ни говядины , ни свинины у нас теперь не будет до прихода кораблей. . Одна только надоевшая всем оленина.

Я ещё дома слышал , что северное начальство может  командировку  сопровождающих груз  оплатить из  фонда   своего предприятья.  А там командировочные  платять не два с полтиной , как у нас, в сутки, а 12рубликов.  На эту тему я завёл разговор  с главным бухгалтером .
-Давай сделаем так, как ты хочешь- сказала мне хозяйка дебетов-кредетов,- толькео  процент качества  сделаем не 1, а хотя бы  7%.
--Молодец баба,-подумал я.-  Значит 7% груза она возьмёт бесплатно , за остальные оплатит из расчёта75 копеек за килограмм.  Я получу . в лучшем случае 200рублей, а мой совхоз не досчитается 7 тысяч!
 200 рублей это гораздо больше моей месячной зарплаты, но всё равно такая сделка  не по мене.
Вот я и говорю: о том, чтобы жить в достатке, заботиться надо до сорокалетнего возраста.
o PS Вернуться из Белибино я должен был максимум на шестой день. Вернулся гораздо позже. Сколько бы я ни объяснял причину задержки,
 ни кто мне не поверил. Уж больно красива была северянка. Оля.

 

               
      


© Copyright: Василий Петренко, 2018
Свидетельство о публикации №218011501504
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Другие произведения автора Василий Петренко
Рецензии
Написать рецензию
Друг