Демоны Романа Поланского

Лев Вишня
Демоны Романа Поланского.

В фильмах польско-американского режиссера, Романа Поланского то и дело проскальзывает тема сопротивления злу без насилия. Парадокс? Неужели все кто анализировал и изучал творчество этого режиссера, не обратил внимание на то, что каждый раз, само зло у него никогда не персонифицировано, а скорее абстрактно и находиться внутри именно положительных с точки зрения зрителя, персонажах. И действительно, Поланский, это единственный американский и при этом абсолютно не американский режиссер. Причем вряд ли «демонизация» его творчества напрямую, связана с той личной трагедией, которую ему пришлось пережить. Попытаюсь доказать все эти свои парадоксальные наблюдения.
Начнем с относительно раннего фильма «Нож в воде». Сюжет простой, впоследствии скопированный многими: богатая семья (муж и жена) подбирает на улице молодого и казалось бы совершенно безобидного молодого человека, паренька не внушающего первоначально никаких подозрений, берет его в свою кампанию. Затем выясняется, что этот мальчик не так-то прост и может создать пригревшим его людям массу проблем. Тема змеи, пригретой на груди, дала очень скоро десятки повторений в Голливуде. Но у Поланского все по-другому. Молодой человек действительно создает своим покровителям массу проблем и вторгается в итоге в их личные взаимоотношения. Но это происходит у него не сознательно, а вынужденно. Он не садист, который решил взять и разломать жизнь двум внешне симпатичным богатым людям. «Они» садисты, в том-то и дело! Муж, глава семьи, богатый и весьма само-уверенный человек, стремящийся в каждую минуту показать всем ос-тальным свое превосходство, авторитет и значимость. Она, его жена, также «та еще барышня», не чем не лучше своего мужа, демонстрирует фальшивую заботу о пареньке, в конце фильма цинично допрашивает его, старается всячески подчеркнуть свое превосходство над человеком из бедной семьи. В итоге, молодой человек, персонаж, от которого в глазах зрителя первоначально исходила угроза, в конце чуть ли не кричит: оставьте меня в покое, дайте мне просто уйти из вашей компании! Выясняется, что зло находилось внутри именно «положительных» по изначальному раскладу персонажей. «Они» (муж и жена) являются носителями демонов, а не их оппонент. И именно «они» должны разобраться со своими демонами, прежде чем приглашать кого-то в свою кампанию.
Вот такой вариант сюжета, прямо противоположный типичному «голливудовскому».
В «Макбете» (экранизации трагедии Шекспира), у Поланского все еще интересней. Редкостный образец, когда одержимый демонами человек наглядно демонстрирует всем свое превосходство, причем именно что превосходство духа. Макбет Поланского это не Макбет Шекспира. Трагедия Шекспира закручивается вокруг темы «одержимости» и подчинения яркой и сильной личности злому духу. У Поланского «одержимо» само общество, а «злой» Макбет в действительности сам окружен демонами воплоти, циничными и бесчувственными личностями, которые в начале фильма делают на него ставку, а в финале предают его.  Как следствие, Макбет Шекспира мрачен, суров и безжалостен, Макбет Поланского, это все тот же юноша в кампании богатых людей из фильма «Нож в воде».
Опять полная противоположность любой канонической трактовки сюжета по Голливуду.
Если брать любой последующий фильм Поланского «Смерть и дева», «Одержимый», «Девятые врата» даже «Пианист», то и в них можно постоянно замечать неадекватность трактовки сюжета, непрерывное воспроизведение ситуации, когда «плохой» оказывается «хорошим» и наоборот. Жестокость Полины Лорка в «Смерть и деве» неуправляемая и вполне может упасть на кого угодно. Роберт из фильма «Неукротимый» сталкивается с абсолютным безразличием к судьбе его жены, похищенной террористами со стороны властей, всех тех, кто по идее должен ее спасать, но находит поддержку со стороны девушки, являющейся курьером террористов. Герой фильма «Девятые врата» выполняет заказ богатого человека, суть которого найти контакт с дьяволом. Выполняя этот заказ, юноша в конце фильма убивает своего заказчика, который оказывается моральным чудовищем и конченой мразью, а затем сам входит в «девятые врата». Помогает ему на протяжении всего фильма демонесса, связанная напрямую с Сатаной. И так далее…
Поланский как будто все время играет со зрителем, спрашивая у него: а где Бог и где Дьявол? Кого нужно бояться в итоге? Он не дает никаких прямых ответов, а просто ставит зрителя перед фактом, что зло растворено в мире, а не персонифицировано. И любой, самый положительный персонаж у него может превратиться в самого настоящего «одержимого». И всегда главный герой у него это юноша, находящийся в непрерывном контакте как с добром, так и со злом. Как можно в этой связи утверждать, что творчество Поланского замкнулось исключительно на личной трагедии связанной с убийством жены сатанистами в 1969 году?  Творчество Поланского в действительности универсально и стоит над личностью и личной судьбой художника. Оно посвящено всегда теме выбора между добром и злом, причем Поланский в каждом своем фильме показывает, до чего может опуститься так наз. «добро».
А иногда мне кажется, что Поланский борется со злом внутри себя самого и пытается объяснить, что любое «добро», доказывающее свою правоту силой, неизбежно превращается в еще большее «зло». В итоге получается, что демоны Поланского рождаются в душах «добрых» людей, т. е. стоящих по первоначальному раскладу на «положительной» стороне. Можно также добавить, что только фильмах Поланского есть самые убедительные, буквально живые «экранные» подонки, причем аккуратно распределенные режиссером и на сторону «светлых» и на сторону «темных» (это если использовать классификацию по «Ночному дозору»).
Рассмотрим всех этих демонов.

1. Демон БЕСЧУВСТВЕННОСТИ

Меня всегда шокировала бесчувственность американских «положи-тельных» персонажей, их абсолютная безразличность к жизни и смерти, причем часто еще большая, чем у «монстров». Хорошие всегда истребляют плохих, причем буквально со смаком. При этом хороших, «качественных» подонков, таких как «доктор-палач» из фильма «Смерть и дева», или коммивояжер-подпольщик Замшиг Шалаш, из фильма «Пианист» или «масадовцы» из фильма «Неукротимый» я практически ни в одном американском фильме не видел. Бесчувственность главного, как правило, положительного героя к людским страданиям иногда просто убивающая наповал.
В фильме «Смерть и дева» муж Полины Лорка шокирован абсолютной бессердечностью и жестокостью своей жены, шокирован настолько, что весь фильм отчаянно пытается спасти жизнь ее врага «доктора-палача». 
В фильме «Неукротимый», главный персонаж, Роберт, сталкивается с тем, что единственный человек, которому небезразлична судьба его жены, это девушка, являющаяся по сюжету курьером у террористов.
В фильме «Пианист», единственный человек, который всеми силами пытался спасти главного героя, еврея из Варшавского гетто, это фашист, немецкий офицер, он единственный, кто делал это абсолютно искренне, все остальные подпольщики, либо думали о своих идеях, либо просто оказывались подонками. 
И везде и всюду подчеркнуто слово «безразличность» и «бесчувственность». Все герои у Поланского живут в бесчувственном мире. Бесчувственные полицейские, бесчувственные террористы, бесчувственные подпольщики, бесчувственные и циничные рыцари из Макбета, бесчувственные соседи из фильма «Жилец», бесчувственные богатые супруги в фильме «Нож в воде» и т. д… Бесчувственность выглядит как первые врата в Ад, оно открывает путь к остальным вратам: жестокости, низости и лицемерия.

2. Демон ЖЕСТОКОСТИ.
Свойство ильмов Поланского, что персонажи в них по-настоящему жестоки. Я не знаю другого такого режиссера, который сумел воплотить на экране столько зла, причем естественного зла, непринужденного, словно растущего из самой человеческой сущности. Болкан в фильме «Девятые врата», готов не моргнув глазом убить любого, кто встанет на его пути, никакая жизнь его не остановит и не вызовет сострадания. Его оппоненты из «Братства Люцифера» ничуть не лучше и также готовы не моргнув глазом убить кого угодно, чтобы завладеть книгами. Мосадовцы в фильме «Неудержимый» намного страшнее и злее террористов, взявших в заложники жену главного героя, они готовы убивать, не моргнув глазом, а на супругу главного героя на саму ее жизнь им абсолютно начхать! Эссесовцы в фильме «Пианист» показаны не зверями, а просто рационально мыслящими живыми автоматами убийства. Полковник SS проходит мимо группы евреев, его что-то напрягло (видимо начальство наругало, или просто дурное настроение), он валит человек пять на землю и стреляет каждому в затылок. Убивает людей просто как крыс, дергано, суетливо и нервно. А подпольщики в свою очередь расстреливают и убивают раненых и медсестер в немецком госпитале. Круговорот ненависти и смерти.
Жестокость возведенная в культ. Это вызывает ненависть, отторжение, протест, но… все это подано очень умно и стопроцентно логично! Это не выглядит как мерзость (навроде фильмов Киры Муратовой), это выглядит как ужас.

3. Демон НИЗОСТИ
Самые страшные персонажи Поланского не убийцы, а подонки. Разнообразные твари в человеческом обличие, которых интересует только их бизнес, дела, а не жизни и страдания людей. Такого красочного подонка, чем Замшиг Шалаш из фильма «Пианист» я у других режиссеров пока не видел. Эта совершенная мразь ворует деньги и еду у скрываемых подпольщиками евреев или других граждан. Его абсолютно не беспокоит химера совести.
Еще более мерзким и страшным является персонаж доктор-смерть, Роберто Миранда из фильма «Девушка и смерть». Этот человек насиловал женщин-подпольщиц, предварительно снимая им боль от пыток с помощью лекарств. Насиловал и наслаждался своим превосходством над беспомощными, прикованными к пыточным столам и не способными ему возразить женщинами. Будучи ничтожеством и невыразительным внешне типом он получал восторг от своей власти над «сучками».
Поланский расшифровывает зрителю, что низменный человек в действительности страшнее жестокого, потому что для него нет никаких препятствий ни в чем. И там где жестокий остановится, низменный пойдет дальше. Намного дальше. Как сказала Полина Лорка «те другие были просто головорезами, их можно забыть, но этот, Миранда… он был намного хуже их всех!»

4. Демон ЛИЦЕРМЕРИЯ
Безразличность к чужой жизни, жестокость и подлость сопровождаются «четвертым всадником», наверное самым отвратительным из всех, лицемерием. Лицемерные полицейские якобы пытающиеся спасти жену главного героя из фильма «Неукротимый», лицемерные сатанисты, пытающиеся завязать контакт с главным героем в фильме «Девятые врата», лицемерные рыцари, говорящие о чести, но при этом готовые поддержать и оправдать любое зло в «Макбете», и так далее. Этот самый последний демон незаметен, но от него веет самим холодом. Лицемерные люди обеспечивают в нашем мире комфорт любому злу. И их сложнее всего победить, потому что сами они носителям и зла еще не являются. Они под масками доброты и снисходительности. Они не творят напрямую зла, но обеспечивают ему комфорт. 


И все-таки фильмы Поланского после просмотра не вызывают ужаса или отторжения, как допустим творчество Гринуэя или Киры Муратовой, потому что во всех них в итоге добро побеждает самое сильное и казалось бы непобедимое зло. Полина Лорка раскалывает у обрыва Роберто Миранда и не убивает его, не уподобляется своем врагу. Юноша букинист из фильма «Девятые врата» побеждает сатанистов и Болкана, а пианист из одноименного фильма выживает вопреки всему, там, где выжить в принципе было невозможно. Зло в фильмах Поланского всегда терпит в итоге крах и в этом есть высокий моральный дух всех его фильмов, что я видел. И всякий раз, как писал выше, у добра находится внезапный помощник.

Роман Поланский лучший на мой взгляд польский режиссер, которого я знал и смотрел. Его фильмы не оставят вас равнодушными, но всегда заставят задуматься. И стать немного лучше и человечней. Я просмотрел десятки его фильмов и ни разу не был разочарован.