Стрижка-брижка или стирье-бритьё?

Василий Храмцов
              СТРИЖКА-БРИЖКА ИЛИ СТРИТЬЕ-БРИТЬЁ?
Таким вопросом мы в детстве и юности часто останавливали какого-нибудь завравшегося оратора. Реакция была всегда одинаковой. Болтун замирал, осмысливая фразу.

- Как ты сказал? – переспрашивал он.

- Как будет правильно: стрижка-брижка или стритье-бритье?

Следовало молчание. Безалаберные болтуны приходили в себя и отвечали:

- И так, и так – правильно!

Это вызывало всеобщий хохот, что и следовало ожидать. Потом слова разъединяли и спрашивали о них отдельно. Лишь через несколько минут получали ответ:
- Правильно будет – стрижка и бритье.

Я вспомнил об этом, сидя в кресле парикмахера в одном из райцентров Подмосковья. Боже мой! Сколько же эпизодов выплывает из подсознания, пока стригут волосы на твоей голове! Раньше я еще шутил, спрашивая парикмахеров, а это, как правило, были девушка или молодые женщины:

- Лысина там, на макушке, не заросла еще?

- Нет, - говорят, - но и не увеличилась.

Теперь уже перестал об этом интересоваться.

Как и у каждого человека, у меня многое в жизни связано с парикмахерскими или вообще со стрижкой волос на голове. С малолетства я наблюдал, как сельские жители стригли друг друга. Это было до войны, во время и после войны. Парикмахера в селе никогда не было, люди сами о себе заботились. Редко кому приходила в голову блажь похвастать модной прической. Для этого они ехали в город.

Я тоже в юности стригся у городских парикмахеров, потому что учился в городе целых четыре года - до призыва в армию. А было это уже в послевоенные годы. Возвращавшихся с войны солдат, способных к какой-нибудь деятельности, старались хоть как-то адаптировать к мирной жизни. Для них организовывали профессиональную учебу. И вскоре бывшие фронтовики заполонили быткомбинаты. Открывались часовые мастерские, по ремонту обуви, фотоателье, банно-прачечные предприятия. И, конечно же, парикмахерские!

Мы постоянно ходили в парикмахерскую, в которой хозяйничали бывшие фронтовики. Работали они быстро, не особо заморочиваясь заботой о качестве. Мы для них – дети, несмышленыши. Оплата - согласно прейскуранту и обязательно в кассу.  Два парикмахера – и кассир. 

Забираешься в кресло, ноги до пола не достают. Тут на тебя накидывают пеньюар и затягивают на шее. Спрашивают:

- Бокс, полубокс, полька, канадка или под Котовского?

Сначала мы не сильно различали эти стили стрижки, нам лишь бы волосы укоротить. А потом узнали, что они разные по стоимости и исполнению и выбирали среднее: «Полубокс».

Фронтовикам тяжело было передвигаться на простреленных ногах. Поэтому они сначала приводили в норму одну сторону головы, не сходя с места, потом, немного передвинувшись, занимались оставшимися волосами. И в один какой-то миг стрижка  заканчивалась. И начиналась комедия.

Тогда, если кто помнит, был в ходу одеколон «Шипр». Не успеешь глазом моргнуть, а тебя уже «освежают!» Во-первых, никто из нас не пользовался парфюмерией и даже не любил «душиться». Во-вторых, «освежение» «Шипром» стоило почти столько же, как сама стрижка. И платить нужно было уже не в кассу, а лично парикмахеру. Так они собирали себе на выпивку после работы.  Мы быстро поняли эту тактику. Ведь денег у нас, бедных студентов, всегда было в обрез и даже не хватало. Поэтому, улавливая окончание стрижки, в момент, когда рука парикмахера тянется к заветному флакону, мы, отбросив пеньюар, бежали к кассиру и не давали себя «разорить». Знали бы вы, как противно себя чувствуешь «освеженным»? Куда ни придешь, спрашивают:

- Ты в парикмахерской был?

А потом я сам стал… парикмахером. Едва успел я устроиться на работу по специальности, как меня призвали служить в армию. После учебного полка оказался я в маленькой части, человек двадцать солдат. Командир части принес нам ножницы и ручную машинку для стрижки волос. Электрических тогда и в помине не было. Это чтобы мы подстригали друг друга. Каждый боялся взяться за стрижку. Мы обрастали. Инструменты лежали. Препирались, предлагая то одному, то другому взяться за дело. Но желающих не находилось.

Я вспомнил, как в моем детстве колхозники подстригали друг друга. Лучше всего это получалось у отца. Поэтому я спросил первого, кто больше всех хотел быть подстриженным:

- В ближайшие две недели в увольнение не идешь? Нет? Тогда приступим.
 Так и стриг я ребят все три года, задавая перед началом вопрос об увольнении.
После демобилизации некоторое время меня постригала жена. Не из экономии. Ей нравилось, когда у меня длинные волосы, до плеч. А я любил простую стрижку. Поэтому она все откладывала и откладывала, тянула время. Так длилось каждый раз, пока я однажды не рассердился и не взял волосы в пучок на затылке. Это был переломный момент. Такая прическа не понравилась и ей. С тех пор хожу в парикмахерские.

С наступлением перестройки и развала Союза эти заведения В одном городке Украины стали открываться на каждом шагу. И никакого кассира, плати мастеру лично в руки. Это уже частное предприятие, не что-нибудь!

Прохожу однажды мимо «свеженького» заведения, возникшего на первом этаже пятиэтажки. Еще вчера здесь ничего не было, жили люди. Через окно видно ярко освещенный зал, кресло, зеркало, инструменты. Даже горшки со цветами. И ни души! Парикмахер стоит на высоком крыльце, скучает без работы. Я заговорил с ней:
- И что? Можно у вас постричься?

- Пожалуйста! Мы Вам рады!

Славно поболтали с ней, пока она меня стригла. Аккуратно так, волосок за волоском. Словно выполняла ювелирную работу. То смочит волосы пульверизатором, то подсушит их феном. Машинок у нее несколько, с разным назначением. И ножницы всевозможные. Сделала из меня картинку! И пригласила и впредь заходить, не стесняться.

У меня неожиданно оказался большой выбор. Следующий раз постригся в новом месте, почти у себя во дворе. Жильцы нижних этажей постепенно куда-то съезжали, а в их подремонтированных и перепланированных квартирах возникали разные предприятия, организации и конторы, в том числе и парикмахерские.

В одну из них я зашел. Цена та же. Девушка занялась моей головой не менее внимательно, чем в предыдущем заведении этого профиля. 

Однажды заглянул в бывшую парикмахерскую быткомбината. Мастеров там осталось трое вместо шестерых, а кассира сократили. Рассчитываешься с самим мастером стрижки.
Я родился и вырос в Советском Союзе. И привык к тому, что в единственной парикмахерской всегда очередь, хоть и стараются все шесть мастеров. И тут же кассир! Никакого доверия. Почему бы не поступить вот так же, как сейчас: открыть парикмахерские во многих местах. И не обязательно кассира ставить. Довел задание по прибыли, вот и все! Пусть зарабатывает сверх нормы на свою зарплату.

То же – в районном потребительском союзе. Бывало, в сезон овощей откроют киоск, завезут продукцию и ждут, пока ее всю продадут. А она уже товарный вид потеряла, портиться начала. Хоть бы цену сбавили. Нет же! Пока не создадут комиссию, не взвесят все и не пересчитают, киоск будет закрыт. А там и сезон закончился. 

Через полгода, а может быть больше, иду я мимо той мастерской, в которой стригся прошлый раз. Та же молодая женщина скучает на высоком крыльце. Я спрашиваю, примет ли она меня на этот раз? Нет, говорит: Вы не позвонили и не записались на определенный час.

- У нас теперь только по предварительной записи!

- И клиентов хватает?

- Да. Люди договариваются и приходят в назначенное время. Сейчас клиент доложен подойти.

«Вот такие разные особенности приходит в наш быт!» - подумал я. «В городе моряков их женам и им самим хочется выглядеть аристократами. «Позвони, запишись, вас встретят!». Может быть это и хорошо, но несколько непривычно.  Прошел метров двести и постригся в другой парикмахерской, более простой и демократичной. Там еще предварительную запись не применили. А заведение такое же частное, стригут за те же деньги.

Сижу и вспоминаю. А над моей головой порхают легкие руки молодой парикмахерши. Мне понравилось, как она меня постригла, хоть и не спрашивала, какой я выберу фасон. Как ты его назовешь, если на затылке лысина, а волосы – вокруг? Спасибо и на этом! Закончилась стрижка. Без «брижки».