Купи - продай

Ян Подорожный
Фото из Интернета.

Без торговцев было бы совсем худо (Александер Кювье).

      Приведенный выше эпиграф, принадлежащий перу известного философа и мыслителя, наглядно демонстрирует острейшую необходимость для человечества торговых отношений. В дремучие времена палеолита, когда жизнь первобытного человека зависела от быстрых ног, зоркого глаза  и каменного топора в руках, торговля ещё не была доминирующим фактором.

 Но с продвижением в жизнь цивилизации, всё больше и больше людей начало нуждаться в инструментах для добычи и разделке пищи. Да и отделаться от излишков мяса мамонта или саблезубого тигра  надо было как-то. Если, конечно, те не пускали на мясо охотников.   
      
Естественно, вначале имел место примитивный обмен. Ты мне топор, я тебе ножку мамонта. Однако народ умнел на глазах, и вот уже до многих дошло, что выгоднее не меняться, а продавать. Появились каменные и деревянные деньги, ассигнации из тростника. Массы пришли в движение.

Прогресс нарастал и ширился. Наряду с любителями  появились профессиональные торговцы, начался обвес и обсчёт наивных первобытных покупателей. Кстати, с таким же успехам дурят и нынешних, сверхцивилизованных, граждан планеты Земля.  Лозунг: «Не обманешь – не продашь»  пока ещё не снят с повестки дня. Что творится на других планетах, автору неизвестно. Но имеется крамольная мыслишка, что и те не отстают, а, может быть, в чём-то и фору могут дать.
      

Но какой смысл углубляться в глубину веков. Разве мало интересного в нынешних реалиях? Ведь у некоторых сам ритуал продажи является, чуть ли не главным в самом процессе. Помню старые рынки в Узбекистане, Казахстане, которые приходилось посещать во времена Совковии. Продавец, узрев подходящего клиента, мысленно потирал руки в предвкушении грядущего действа.

 Не приведи Господь, если затурканный, по мнению местных, покупатель, не торгуясь, покупает дары природы. За что тогда его уважать? Ведь выезд на базар это не только купи-продай. Нет, ребята, а поторговаться. Суть даже не в том, чтобы сбагрить за выгодную цену какой-то товар, а в процессе. И чем дольше торгуешься, тем выше твой, дутый в других местах, авторитет.
      

В начале тысячелетия попали с внуком в славный город Амстердам. Город как город. Каналы, славная улица с красными фонарями,  архитектура, древние велосипеды с двумя замками. Кто на такую рухлядь  может покуситься, тайна за семью печатями. Ну, и само собой, приобретение  ширпотреба под названием сувениры. Одна дама из нашей группы с партийной кличкой «Гурия» вознамерилась прикупить крошечные сабо.

 
Такие себе деревянные туфельки. Зачем они даме, толком объяснить невозможно. У неё размер ступни, как у баскетболиста из НБА. Шкалит где-то за сороковой с приличным хвостом размер. Торговля за снижение цены началась уже на входе в цветочный городок, где плотно сгрудились продавцы сувениров. Понятно, что обзор цветов уже не интересовал нашу попутчицу. «Не до прекрасного, понимаешь», - как говорил первый Президент России.


       Мы с внуком обошли весь цветочный городок, о котором идёт речь, а наша дама всё ещё сражалась за снижение цены. И добилась-таки своего. Измученная натиском туристки продавщица дрогнула, и вожделенные сабо оказались в руках покупательницы.  Как позже стало известным, она еле-еле сдыхалась от этих туфлей. Будто бы подарила нелюбимой соседке в знак примирения, а получилось, что они ещё больше рассорились.

Повторю, что ей лично туфли были абсолютно не нужны, а торговалась она исключительно из-за принципа. Главное – сбить цену. Иначе никакой радости от покупки не находилось места. И скажите, что она не права. Вот именно! А как швыряли шапки наземь наши предки, выторговывая себе коня или корову. Уходили, возвращались, снова кидали головные уборы, и, в конце концов, исполнив положенные по обряду телодвижения, уходили, ведя на поводу домашнее животное и вывалянный в песке или грязи  головной убор.
      

Интересный рассказ о странностях торговли во Вьетнаме пришлось услыхать от Вити Лесика, моего соседа по домам. Лет двадцать тому назад Витя, строитель по профессии, попал в братскую республику Вьетнам. Поразила странная, просто нечеловеческая, любовь местных обитателей к нашему шампанскому. «Представляешь, - удивлялся и сейчас Витя, - за пляшку шампусика давали три халата с драконами! И наши часы с механикой котировались.

 
Давали целую охапку электронных часов». Но не это запомнилось славному строителю. Языка, как и положено,  не знали, а торговаться как-то надо. Так вот, находчивые вьетнамцы нашли поистине гениальный выход из непростой ситуации. У всех торговцев заимелись химические карандаши. Старшее поколение прекрасно помнит, как такими карандашами отмечали номера в очереди в ГУМы и ЦУМы. Послюнявил языком, и пиши на руке нужную  цену. Отмечу, что на руке покупателя. Цифры, слава Богу, понятны всем жителям планеты.
       

«С базара, - продолжал Витя, - приходили разрисованные, как папуасы. Летом особенно. Ходили в шортах, и при необходимости писали цены и на ногах. Наши бабы ругались, но покупать-то надо всё равно.  Сейчас смотрю на татуированных и улыбаюсь. Разве им сравниться с нами? А за выгодную покупку и не на такое пойдёшь». Автору трудно не согласиться с рассказчиком.
      

 Отмечу, что товар не всегда удачно продаётся.  Мы с мамой в послевоенные годы торговали на Житнем базаре. И знали, как важен почин, первый покупатель. «Почин дороже денег», - гласит народная торговая мудрость. Продавщицы на базарах  нередко знали в лицо покупателей с лёгкой рукой, и предлагали купить хоть что-нибудь, на любую цену. Таких легкоруких наперебой подзывали к себе, льстили в лицо и даже, превозмогая самых себя, улыбались.

 Одновременно давались бешеные скидки, в надежде на окупаемость в течение дня. Помню, как мои коллеги по такси садились после ночной смены на выезжавшую из парка машину с просьбой подвезти дл трамвая. Расстояние двести-триста метров. «На тебе на почин пять копеек, и заработай себе на петуха», - говорил пассажир, севший на почин. И никто не обижался. Замечу, что платный километр стоил тогда десять копеек.
      

  Но бывают совсем анекдотичные случаи. Помнится, как переживал наш сосед после посещения киевского «толчка» В Европе так называют «блошиный рынок», а в Германии «фло». На свою голову они с женой прихватили за компанию престарелого свёкра. Свёкру, ни с того, ни с сего, захотелось подышать свежим воздухом. «Какой там свежий воздух на толчке? – ныл сосед, - там же от пылюки дыхнуть нечем, да и волокут тебя в толпе неизвестно куда».

 Но, всё-таки, повезло, и как-то сразу удачно прикупили кожаные перчатки у алкаша. Почти-что новенькие перчаточки, только одна молния не работала. А дед уже захныкал, утомился, мол, дайте где-нибудь передохнуть. Мы его вывели с толкучки, положили сдуру  перчатки  ему на колени, нет бы в сумку бросить, и оставили ожидать нас. «Батя, - говорю ему, - дышите свежим воздухом и никуда не рыпайтесь. Смотрите только, чтобы перчатки не спёрли.  Мы скоро вернёмся. Одна нога здесь, другая там.
       

 Возвращаемся, сидит на том же месте, где оставили. На ящике из-под пива. Но перчаток-то нет. А где же они делись? Оказывается, подошли к нему какие-то люди и спросили, продаёт ли он перчатки. И тут же  предложили за них бутылку пива «Жигули». Не начатую ещё. Ну, наш придурковатый дед и согласился. Вот тебе и удачная покупка». Трудно не посочувствовать   соседу. С такой торговлей, не то, что без перчаток,  без штанов останешься.
      

Многим весьма по душе некоторые местные немцы, торгующие своими вещами на этих самых «фло». Помню, как мой партнёр по теннису, весьма интеллигентный Иоахим Килиан с гордостью рассказал мне, что вот повезло, и  весьма удачно  поторговал на вещевом рынке. Продал старые теннисные ракетки, какой-то чайник. «Поднял» чуть ли не восемнадцать ойро навара. Во сколько ему обошёлся бензин, плата за место и прочие расходы, он скромно умолчал.

 Если и больше потраченного, то ненамного.  Многие немцы продают свои вещи, вообще, за любую цену. Лишь бы не везти назад. И даже обидно за них, когда основные покупатели наши и турки, при этом ещё торгуются, делают лица и возмущаются дороговизной. Но, с другой стороны, это ведь базар. Если в магазинах покупатели сбивают цены, то понятно и такое. А вдруг этим продавцам тоже охота поторговаться? Кто его знает.
      

В коротком повествовании трудно уместить громадный пласт под названием торговля. В нашей бывшей стране слово торговец считалось оскорбительным. Захватившие власть  «тонкошеие вожди» имели всё, что необходимо с доставкой на дом. Естественно, они брезговали сочетанием  купить-продать. Они были выше таких понятий.

 Им бы на балет сгоношить или в театр. Самое странное, что громадное большинство в стране поддерживало их.  Рвались в космонавты и в лётчики с пожарными. Один весьма популярный персонаж из фильма «Тени умирают в полдень» в исполнении талантливого киноактёра Бориса Новикова носил кличку «Купи-продай». А  как мы, неразумные, смеялись с этого человека.

      Ян   Подорожный.                30-31.05.10.              Любек.