О принцессе Покахонтас

Алина Алексеева-Маркезин
       Покахонтас (настоящее имя Матоака, ок. 1595,  1617) — прозвище индейской принцессы, данное ей отцом Поухатаном — вождём индейского племени поухатанов, жившего на территории современной Виргинии. Прозвище переводится как «маленькая баловница, проказница»

     Размеренная и простая жизнь индейцев этого края и маленькой принцессы Матоаки  продолжалась бы и дальше, если бы не англичане-переселенцы, которые в 1606 году основали на землях поухатанов свою колонию — Джеймстаун. Отношения бледнолицых с краснокожими были очень сложными: индейцы не хотели торговать с пришельцами, а англичане то и дело решали проблемы с местными при помощи кулаков, а иногда пользовались чем-то посерьезнее.

     По рассказу английского капитана Джона Смита, одного из основателей британской колонии Джеймстаун в Чесапикском заливе (штат Виргиния), в 1607 году юная Покахонтас спасла его от смерти, когда он, отправившись на поиски провизии для колонистов, был захвачен индейцами в плен. Когда индейцы собирались раздробить Смиту череп, 12-летняя дочь вождя закрыла его голову своей, и воины не посмели убить ее избранника.

      Покахонтас же была одной из самых красивых девушек племени. Смит отмечает ее «непохожесть» на других в своей книге: "это была очаровательная молодая девушка, своим самообладанием, осанкой выделяющаяся среди всех индейцев, а духом, умом своим превосходившая всех вокруг…»

     Даже если принцесса Матоака и Смит не были любовниками, между ними завязалась дружба. Покахонтас после спасения Джона часто наведывалась в Джеймстаун и постепенно узнавала новый для себя язык. Она из-за своих частых контактов с поселенцами хорошо знала их обычаи и понимала много английских слов.
      
    Бывали случаи, когда она участвовала в переговорах индейцев и британцев. Благодаря этому отношения между двумя народами стали налаживаться: индейцы стали торговать с переселенцами — отдавать им продукты в обмен на мелкие безделушки.

    В принципе, Матоака была не просто юной принцессой, а первым своеобразным индейским дипломатом: она убедила своих соплеменников, что «пришельцы» не такие уж страшные и опасные и что с ними можно и нужно общаться.

    Местные мужчины не бросали надежды заполучить ее руку и сердце, таким образом сбылась бы их еще одна «американская мечта» — без особых хлопот получить высокий титул, ведь как-никак Покахонтас оставалась принцессой. Но мужем Покахонтас в итоге стал плантатор Джон Рольф.

 С разрешения двое поженились 5 апреля 1614 года, и Покахонтас была крещена под именем Леди Ребекка. В течение нескольких лет после свадьбы, пара жила вместе на табачной плантации Рольфа, расположенной на противоположной стороне реки Джеймс. У них был сын, Томас Рольф, который родился 30 января 1615 года.

      Был ли этот союз основан на любви или скорее на желании Рольфа заполучить именитую жену для определенной рекламы своей плантации — остается неясным. Но что действительно сумел сделать их межрасовый брак, так это примерить колонистов и индейцев на целых 8 лет!

  В 1616 году Покахонтас переехала вместе с мужем в Англию, где стала знаменитостью и была даже представлена ко двору. Рольф и Ребекка были приняты королем Англии Яковом I. Покахонтас поразила королевский двор своей воспитанностью, статью и великолепным английским. Она удивила и своим нарядом — это был не национальный индейский костюм, а платье красного цвета, шитое по последней английской моде. Именно в этом образе Покахонтас была запечатлена придворными художниками, и вот ее достоверный портрет.

        Английский король, очарованный индейской принцессой, не сомневаясь, дал Рольфу разрешение на торговлю. А Ребекка выполнила свою дипломатическую миссию и привлекла немало новых авантюристов, которые были готовы уплыть в Джеймстаун. Только самой «табачной» принцессе не суждено вернуться к американским берегам.

 На обратном пути в Виргинию она заразилась оспой и скончалась 21 марта 1617 года в возрасте 22 лет.По словам Рольфе, её последние слова были: «Мы все должны умереть, мне достаточно, чтобы мой сын выжил».

   От Томаса Рольфа, сына Джона Рольфа и Покахонтас, происходят множество выдающихся потомков . У многих семей, происходящих из колониальной Вирджинии, предками были Покахонтас и Рольф. Среди заслуживающих внимания людей: Эдит Уилсон, жена Вудро Вильсона ; Джордж Уайт Рэндольф; Адмирал Ричард Берд ; Губернатор Вирджинии Гарри Флад Берд; дизайнер Полин де Ротшильд ; бывшая первая леди Нэнси Рейган и астроном и математик Персиваль Лоуэлл и др.