Мои несколько слов о традициях Кавказа

Виктор Комосов
(Рецензия-мнение на рассказ «Кавказский обычай», автор Григорий Аванесов)

       Было очень интересно читать этот рассказ Григория Аванесова. Узнал много нового о кавказских традициях, окунулся в приятную атмосферу радушных застолий горцев. Правда меня немного шокировало, что в строгом делении на "женские и мужские дела", как пишет автор: "...мужчина никогда не ласкал детей и не брал их на руки в присутствии посторонних или старших...". Мне кажется это немного строговатым стилем. Хотя реальная практика показывает, что в целом кавказский народ показывает отличный пример воспитания молодёжи, в незыблемых канонах уважительного отношения к старшим. О чести не забывают напоминать и почитании памяти предков.

   Не знал, что первый тост за тамаду пьют. Мне это немного забавным кажется, но понять можно - кавказская широта души так проявляется. Ещё, для моего региона проживания, слишком строгой кажется традиция - не усаживать женщин рядом с мужчинами, но это всё индивидуальные народные традиции, которые нужно уважать. Да и в наших краях мы частенько сугубо мужские компании за столом организовываем потому, что есть в этом особенный кайф свободы раскрепощённого общения. Просто немного досадно, что ваши женщины "проходят" мимо роскошного сценария таинства радушных кавказских посиделок.

  Уважаю, застолья такого рода, тут не будет места шумной пьянке потому, что во главе стола не алкоголь, а на почётном месте разместились: достоинство, уважение, дружеское расположение, радушное гостеприимство и цепкая память о предках. Мне ещё очень нравится слушать задушевные и мелодичные застольные песни Кавказа. При этом, особенно проникновенный эффект достигается, если эти уютные посиделки будут расположены в горах, да под торжественные звуки звонкого ручейка или бойкой речушки, задорно поющей в камнях.

   Кавказцы умеют дружить и бережно дорожить этими святыми отношениями. Ещё я бы охарактеризовал это народ, как винно-хлебосольный. Наверное, по широте радушия и искреннего гостеприимства им нет равных.

  Автор пишет, что: "Вино в армянском народном быте не является простым напитком. Вино символизирует живительный благодатный сок". Его пьют с почтением, поэтому трудно себе представить, чтобы уважающий себя кавказец потреблял этот напиток, где-нибудь в подворотне, занюхивая его рукавом. Да и валяющихся пьяных кавказцев мне не приходилось видеть - они знают меру и уважают себя. Это достойный пример поведения.