Размышления о празднике Троицы

Борис Ейский
 В эти весенние дни мы вспоминаем ещё один замечательный христианский праздник – праздник Троицы. Как вы знаете, дорогие читатели, этот знаменательный день напоминает о нескольких важных истинах, в основании которых находятся конкретные исторические факты. Чтобы яснее их представить, мы вспомним некоторые предшествующие им события.

Два тысячелетия назад

       Мысленно перенесёмся на два тысячелетия назад. В Израиле внимание многих людей приковано к Иоанну Крестителю. Он обличает лицемерие и формализм религиозных людей и призывает всех обратить сердца к Богу. Народ стекается слушать его и креститься от него. Уже бродят слухи: «Не Христос ли Он? Не от него ли придёт спасение от всех наших бед?» Но Иоанн говорит: «Я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Луки 3, 16). Проходит совсем немного времени, и Иоанн указывает на Иисуса и говорит: «Вот Агнец Божий, Который берёт [на Себя] грех мира» (Иоанна 1, 29).

       И вот позади три года служения Иисуса. Кто сосчитает людей, которых Он исцелил от проказы, слепоты и других недугов? Кто знает, сколько людей Он избавил от одержимости злыми духами? Кто исчислит все удивительные чудеса, которые сотворил Он пред глазами Своих учеников или всего народа? Недаром сказано: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Иоанна 21, 25).

Великое дело спасения

       Да, Христос много раз показывал Своё Божественное могущество. Так не пора ли уже Ему принять царскую власть и избавить народ от господства римлян? Не пора ли привести всю страну к покою и изобилию? Люди очень на это надеялись и ожидали этого, но они не обратили должного внимания на предсказания Иоанна Крестителя о Духе Святом. Не поняли его слов об Агнце Божием, Который берёт на Себя грех мира.
 
       Нет, не власть римлян является главной бедой израильтян. Божий Сын пришёл на землю избавить людей от более серьёзной проблемы. От такой напасти, которая разделяет человека с Богом, делает его виновным, разрушает его жизнь, ввергает его в вечную погибель. Спаситель мира пришёл, «чтобы разрушить дела диавола» (1 Иоанна 3, 8), чтобы заплатить за грехи людей, оправдать их, примирить их с Богом, открыть им вечное прекрасное Царство. Это и называется великим делом спасения.

Участие Троицы в спасении

       Чем ближе к концу подходило земное служение Божьего Сына, тем яснее открывалась великая тайна Божественной Троицы. Христос часто говорил ученикам о том, что Он выполняет волю Небесного Отца: «Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня» (Иоанна 17, 25). Итак, Отец посылает в мир Своего Сына для спасения рода человеческого. Но в великом деле спасения принимает участие ещё одна личность Святой Троицы. Мы помним, что Иоанн Креститель пророчествовал о Духе Святом.

       Наступает момент, когда Иисус открывает Своим ученикам дальнейший план действий. Он предсказывает Свои страдания и смерть.  Но неужели смерть навсегда разлучит их со Христом? Разве на этом всё кончено? Неужели теперь те, кто поверил в Спасителя останутся в одиночестве? Нет. Иисус даёт новое обещание: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,  Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоанна 14, 16-17).

       Но вот уже в прошлом страшная и мучительная смерть Божьего Сына. Совершилось Его победное воскресение. Уже состоялось несколько потрясающих встреч воскресшего Спасителя и Его учеников. Иисус в течение сорока дней многократно являлся Своим друзьям. На одной встрече, «собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чём вы слышали от Меня,  ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деяния 1, 4-5).

       Вскоре на глазах апостолов Христос вознёсся на небо. Однако через десять дней после вознесения произошло ещё одно величайшее событие.

День Пятидесятницы

       Иерусалим наполнен людьми. На пятидесятый день после Пасхи народ празднует жатву первых плодов. О дальнейших событиях нам свидетельствует евангелист Лука: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.  И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.  И исполнились все Духа Святого...» (Деяния 2, 4).
 
Рождение Церкви

       Обещание Христа исполнилось. Ученики не остались одни. В этот день родилась Церковь – общество людей, чьи сердца преображены Духом Святым. Исполнение Духом Святым делает учеников Христа совершенно новыми людьми. Они облечены силою свыше. Они бесстрашно несут Евангелие враждебному языческому миру.
 
       Дорогие читатели! Сегодня мы вспоминаем те далёкие события. Да, они отделены от нас двумя тысячелетиями, но непосредственно касаются каждого. Значение подвига Христа – вечно. Посланный Отцом Дух Святой и ныне совершает Свой труд. «Он, придя, обличит мир о грехе, и о правде, и о суде: о грехе, что не веруют в Меня» (Иоанна 16, 8-9). И сегодня Дух Святой напоминает нам слова Спасителя мира: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь» (Иоанна 5, 24).