Классика Помяловский Н. Г. Очерки бурсы. Мещанское

Алекс Хаммер
Книга недели: Помяловский Н. Г. "Мещанское счастье. Очерки бурсы"

     В общем, это кайф и очень тонко и смешно (пока длится мещанское счастье). Потом на очерках ты так ржешь, что кот не может на тебе усидеть.
Там студенты очень интересно проводят свой досуг, и все это мне напомнило предания седой армейской старины.
    Эпизод, где старшие идут от безделья бить параллельный младший курс, вызвал прямо лавину воспоминаний.

    Понадобится подробная диспозиция. Дело происходит в гарнизонном городке на Дальнем Востоке. Я с сентября нахожусь при штабе полка в качестве воспитателя нового призыва. До дембеля мне 9-10 месяцев. При штабе есть канцелярия, бухгалтерия, музей боевой славы с обломками беспилотников, знамя и прочая фигня, включая автороту в 40-50 человек и ее обширный гараж.

     Как ни удивительно, именно в автороте, под носом у начальства и была самая "мрачная" дедовщина (местный солдатский жаргонизм, означающий превосходную степень, например: мрачно поели, сука, картошечки...) В первые наши полгода шесть человек "ветеранов" и "дедов" оттуда отправились в дисбат за какие-то запредельные зверства.

     В той местности военная иерархия была такая: первые полгода ты "сусёл", следущие полгода -" старший сусёл", затем "ветеран", потом - "дед", После приказа - "дембель". В эту командировку, в штаб, меня отправили уже "ветераном", поэтому я был уважаемым членом общества и просто наблюдал за всем этим зоопарком.
 
     Итак, зима 1990-го года, темный вечер. Все, что дальше происходит, прямо по книге Помяловского, почти с теми же персонажами, только на 130 лет позже.
Спускаюсь в автороту, вижу, что формируется боевая интернациональная группа: двое адыгов (оба, естественно, борцы и любители Брюса Ли, сержант-немец метр девяносто из Поволжья, еще пара здоровяков). Говорят мне:
    - Идешь с нами, кочегаров пиз_ить?
    - Нет, говорю, надо курсантам про историческую картину в русской живописи 19-го века лекцию прочитать, а потом - минимализм в творчестве Бродского, устройство боевого лазера, куча дел, посоны.
     И попутно интересуюсь:
    - А за что вы их пиз_ить собрались?
    - Да выеб_ваются много (то есть им в автороте просто делать сейчас нечего - работы нет, офицеры все дома, дежурный офицер загасился куда-то, скорее всего тоже дома телек смотрит, держась за теплую женину сисю, новобранцев нет, чтоб ими заняться, я их держу под замком на своем этаже)

     Кочегарка большая, там две смены насквозь пропитанных угольной пылью кочегаров. Они отапливают штаб и часть офицерских домов в городке. Работы много - уголь сваливают самосвалами к стене кочегарки у специальных отверстий. Потом эти десятки тонн угля кочегары вручную перемещают к топкам. И так все два года. Уголь - очень вредная и пыльная штука, молоко им там, конечно, никто за вредность не давал.
 
     Я - заинтересованное лицо. В кочегарке - душ. Я туда хожу мыться и стирать, когда мне надо, а мои 50 подопечных моются в бане всего раз в неделю. Кочегары только едят в роте, спят чаще всего там же возле угля, нормальные ребята, тоже дети разных народов, моими лекциями не охвачены, у многих это был последний шанс в жизни приобщиться к прекрасному (шутка).

     Как это водится, мотор боевой операции - самый невысокий боевик, адыг по кличке Конг. Представьте себе лицо Бельмондо с его губами, коренастый, рост метр шестьдесят, кучерявые волосы, рябоватая кожа - поэтому Конг. Мои бывшие воспитанники через полгода мне говорили, что он был одним из самых "мрачных" дедов. Отрабатывал на них приемы карате. Мы с ним были одного призыва.

      -Слушай, говорю, Конг, а если они вас отпи_дят?
     Вот так отчетливо умственная деятельность не у многих людей на лице отображается. Подумав, говорит:
      - Нет, если нас больше будет, все нормально получится, пошли с нами.

     Я не помню даже, чем кончилось это дело. Насколько я знаю, это обычное развлечение там было.
     Все, как в девятнадцатом веке у Помяловского.

     Эти ребята из небольших провинциальных городов и деревень не читали книг, школа была для них тюрьмой, никто им не рассказывал, что такое хорошо, а что такое плохо. Они просто не знали, чем себя занять.

     Как у Кончаловского в Курочке Рябе - народ живет, как травка растет.

     Вот скажите мне, школьная программа по литературе одна на всю страну была. Вот куда влились эти тысячи часов уроков про страдания всяких мудаческих Катерин из Гроз всяких, блин, Островских, Пиковые дамы - вот это все для кого? Пиковая дама и Конг, бл_дь...извините. 100 миллионов людей, ненавидящих после школы само слово - культура. Смеющихся на предложение прочесть книгу.

      Специально что ли это все сделано, чтоб народ стадом баранов оставался. Трудно в это поверить, для того, чтобы такое задумать, нужно какой-то очень умный и извращенный мозг иметь, ведь, ну, ничего с девятнадцатого века не изменилось.
 
Читайте Помяловского, будете знать реальную историю Родины.