Воспитание будущих врачей 1

Моисей Харитонов
Концептуальная модель к формированию готовности врачей встретить явление характера Холокоста

=== Предисловие

Намеревался проучаствовать в Международной научно-практической конференции «Уроки Холокоста и оккупации: судьбы медицинских работников и практики выживания на территориях СССР». Проводил Ставропольский государственный медицинский университет в мае 2019 года. К началу конференции планировалось издание сборника докладов.

Среди причин, побудивших к участию, судьба родственницы, до войны начавшей учиться в Винницком мединституте, с какой-то группой студентов эвакуировавшейся через Ставрополь и Кисловодск, потом Узбекистан и возвращение в Винницу, завершение учебы, работа там врачом - до последних дней. Обязательства памяти меня подталкивают. 

Получил теплый и деловой отклик от организаторов конференции:

Дугинец Светлана <хххх@yandex.ru>пт, 29 мар., 15:51Уважаемый Моисей Маркович!
Вашу статью и заявку получила. Спасибо большое! Очень рады Вашему очному участию в работе конференции. Какие пожелания по поводу гостиницы, на какую сумму ориентироваться? Напишите, будем работать по брони.
С уважением, Светлана Дугинец

Присланная, затем, программа конференции показала, что сосредоточить какую-то группочку участников на обстоятельной проработке обозначенной мною ПРАКТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ проблемы не получится, решил не ехать и ограничиться стендовым докладом. Не поехала и моя коллегиня из Нетании, тоже направившая туда доклад «Исследования, связанные с Холокостом на Ставрополье, и их важность для соотечественников в Израиле»; я ей помогал подобрать материал о работе по теме Холокоста в Израиле.

Но, «темные силы» не дали опубликовать мой доклад.

===  Предлагаемый подход к формированию проекта воспитания будущих врачей

Для израильтян трагический опыт Холокоста имеет значение не столько мрачной памятью о прошлом, сколько предупреждением о возможном будущем нынешних поколений детей-внуков-правнуков. Израиль является далеко выдвинутым форпостом «западного» мира вглубь цивилизационно отличного окружения; в условиях множащегося числа эпизодов межцивилизационных столкновений, в центре внимания находится военная, организационная и психологическая готовность к борьбе за выживание (Блюм Давид, Харитонов Моисей. К проблеме воспитания еврейского патриотизма. Израильская независимая академия развития науки – ИНАРН. Вестник Академии. т. 10, №2, 201).

Трагедия Холокоста охватила многие народы на огромном мировом пространстве. И уроки Холокоста актуальны для всех.

В процессах обучения и совершенствования врачей, – во всех формах и уровнях, - присутствует струя подготовки к выполнению своего предназначения при угрозе или встрече с явлением смысла и уровня Холокоста.
Предлагается следующая этапность работы с темой Холокоста.

1.Преподавательская конференция с приглашением административных и общественных деятелей. Выстраивается системная модель с позиции озабоченности врача выполнением профессионального долга в сложной проблемной ситуации.
2.Проектная работа преподавателей в студенческих аудиториях.

Как показывает практика групповой проектной работы, продуктивный состав группы 8-12 участников. Результат – подготовленность преподавателя (и воспитателей, организаторов - административных и общественных деятелей) к оказанию учебно-воспитательного воздействия на будущих врачей.

Структура модели и её фактурное наполнение определяются с позиции целей субъекта воспитательного процесса – воспитателей студенчества, организаторов образовательной деятельности, общества-заказчика образования.

Системная модель охватывает коллективного ответственного субъекта, объект озабоченности – будущий врачебный корпус, среду проживания, подсистему парирования проявления возможных трагедий (рисунок вверху над текстом).
 
Выразители общественного интереса (народу предотвратить или выстоять при накате угрозы масштабов и смыслов типа Холокоста) – общественные организации и государственные институты – под влиянием и при учете активности сознательного населения, включая врачей, осуществляют подсистему профилактических мероприятий по отношению к угрозам физиологическому или ментальному состоянию людей.
 
Мероприятия могут иметь реактивный характер – реагирование на конкретные проявления или осуществления угрозы. Трагическим примером такой стратегии явилось поведение Советского государства в отношении угрозы со стороны гитлеровской Германии – уже после мощного акта агрессии началась малосвязная организация отпора; это привело к большому вкладу числа жертв Холокоста, включая и гибель одних, и нравственную извращенность других.

Мероприятия активного характера осуществляются непосредственно в момент актуализации угрозы. Оперативная мобилизация к отпору не позволяет избежать существенные потери. Нет возможности раскрыть и задействовать в достаточно полной мере располагаемые ресурсы, в том числе моральный и нравственный.

Проактивные мероприятия представляют собой упреждающие действия в отношении нарастающих выявленных угроз.

Генеративные стратегии осуществляются в отношении особо сложных проблемных ситуаций, когда, например, есть настораживающие признаки возможного вызревания угрозы масштабного бедствия, но много неясностей. Когда есть интуитивное ощущение каких-то причинно-следственных обусловленностей, но сознание их не охватывает; такое ощущение может породить тревожное творческое напряжение; вырисовываются контуры проблемы и начинается поиск творческого решения.

Для определения потребности и содержания мероприятий рассматривается подсистема «человек в динамичной среде проживания». Рассматривается непосредственное окружение с выявлением благоприятствующих факторов и угрожающих факторов. Рассматривается глобальное окружение, в котором обстоятельства, события и процессы породили или могут влиять на порождение и развитие факторов непосредственного окружения.  Разнородные элементы глобального окружения взаимообусловлены между собой.

Вся эта динамичная среда определяет условия проживания и может определять саму возможность выживания людей.
 
Масштабная трагедия Холокост, задевшая и конкретную локацию – Ставропольский край, предупреждает о возможности вызревания трагических вызовов для каждого конкретного человека. Попытка местного учебного заведения подступиться к работе со сферой глубинных личностных установок своих воспитанников, если не является конъюнктурным актом, может явить собою гражданский и творческий прорыв в защиту жизни.

В Израиле реализуется множество вариантов использования фактов Холокоста для воспитательного воздействия под цели самых разных интересантов (Харитонов М. Использование поэтики М. Ю. Лермонтова в проработке проблем обустроенности евреев в мировом сообществе. Международная научная конференция «М.Ю. Лермонтов: межкультурный диалог на Евразийском пространстве». - Пятигорск.  Изд-во ПГЛУ, 2015)]. Конкретному сообществу - воспитателей студенчества и выпускников - сотрудничающей группы российских учебных заведений целесообразно развить сотрудничество до международных масштабов. Для этого надо довести до ясных определений свои воспитательные цели и представить их предполагаемым партнерам.

Ясность и честность определения цели обеспечивается, например, концептуальной конструкцией SMART.

Системообразующая компонента здесь – R (relevant). Нацеленность формируется сочетанием глубинных личностных качеств и установок целеполагающего Субъекта с давлением его обстоятельств.
Этой компонентой обусловлено то содержание S (specifity) объекта цели, к достижению которого Субъект будет искренне стремиться.
Например, для субъекта, которому релевантны:

а) побуждение к получению от окружения признаний высокого морального уровня своих переживаний и поступков и
б) склонность самообольщаться в своих ценностных, интеллектуальных и коммуникативных переживаниях и проявлениях,

цель можно специфицировать следующим образом: «своими проявлениями произвести в доступном и важном окружении впечатление глубоко понимающего суть конкретного общественно значимого явления, оценивающего с позиций высокой морали и эффективно проявляющего себя в отношении этого явления».

Декларируемая цель обслуживает установку (а): «эффективно воздействовать в адрес этого явления на основе своего глубокого проникновения в суть и с энергией высоких моральных переживаний». В силу установки (б) Субъект может и сам верить в специфицируемую подобным образом свою цель. Для внимательного стороннего наблюдателя, особенно если ему важно не ошибиться в отношении этого субъекта, может оказаться заметным наивное позерство или политическое шулерство.

Другой пример - в отношении субъекта, которому релевантны:

а) побуждение к предотвращению возможных недобрых проявлений в доступной его влиянию среде, к формированию добрых проявлений и
б) ответственность в понимании и использовании своих ценностных отношений, интеллектуальных и коммуникативных способностей,
цель можно специфицировать следующим образом: «своими проявлениями содействовать добру в доступном и важном окружении».

Естественно, серьезная цель - не заведомо обманная декларация, не пустое самообольщение - должна быть достижимой А (achievable). Достижимой внешне (Аext) – препятствующие обстоятельства преодолимы, есть благоприятствующие обстоятельства. И достижимой внутренне (Аint) – есть собственные и доступные ресурсы для целенаправленной деятельности. С учетом соразмерностей M (measurable) и развитием во времени T (time-bound).

Под какие требования каких интересантов мы воспитываем будущих врачей?
Воспитанники, доминантно побуждаемые самореализацией, должны быть ориентированы воспитательным воздействием на удовлетворение ожиданий интересантов, значимых для воспитателей. Учащиеся, доминантно побуждаемые самоактуализацией, должны быть ориентированы воспитательным воздействием на использование себя в соответствии со своим ценностным ощущением жизненного предназначения.

Условия в ситуациях типа происходившего при Холокосте – запредельно страшны (страшны сложностью и мощью нарастающей угрозы; страшны соблазнами поживиться и дать выход самым низменным страстям; страшны изуверским внешним нажимом). Для того, чтобы выстоять, извернуться и достойно прожить или достойно отдать жизнь, - надо знать, отмобилизовать и актуализировать свои способности проявить себя в столь немилосердную среду.

В связи с угрозой развития межцивилизационного противоборства в масштабную войну жизненно важное значение приобретают:

1.Стратегические прогнозы.
2.Стратегическая подготовка.

Разным авторам приписывается ставшее общеупотребимым выражение «управлять можно тем, что измеряешь». В работе с таким сложным объектом, как внутренний мир человека, для измерений предложено формировать и использовать таксоны – описание содержания рассматриваемого предмета и уровневых состояний содержания.
Тем, кто исследует, а тем более, пытается управлять развитием внутреннего мира человека, надо привлечь или сформировать самому соответствующий рабочий инструмент – релевантную систему таксонов.