В Кнос к царю Миносу ч. 2

Юрий Левин 2
     Язык общения с иностранцами в аэропорту, такси, отеле, музеях, автобусах, лавках, магазинах, кафе и ресторанчиках английский. Таксист-говорун сообщает нам, что дешевле купить билет сразу и на Кнос, и в музей археологии (и это правда). Моя ошибка- сначала надо было посетить музей, а потом Кнос. К бывшему городу Кносу ходит автобус, и развалины дворца Миноса, царя Кноса, впечатляют, хотя погода не была отличной (облачно, с ветром от лёгкого до умеренного). Вообще, Зевс нам благоволил: температура от прохладной в первый день (16 днём) постепенно росла до очень тёплой (23 днём) в последний день (тогда как в Израиле свирепствовал ветер с дождём и градом при температуре не выше 11). Мы беспорядочно (позже, в музее я увидел рекомендуемый маршрут) ходим то к одному месту, то к другому, прочитать таблички я не успеваю, потому что Ора не читает, а у Сандро по английскому "тройка"- какой из него чтец... Лишь позже, в музее мы увидели (на реконструкции), что это был многоэтажный (минимум в 5 этажей) комплекс из нескольких зданий-залов (я насчитал не менее 10 на макете), соединённых открытыми переходами со ступеньками (для перехода с этажа на этаж и из одного зала в другой) и крытыми галереями. Сначала мы попали в западный двор (West Court), затем набрели на южный вход (South Entrance) на центральный двор (где в проходе-коридоре фреска Принц с лилиями),  потом проскочили центральный двор (Сentral Court), так и не поняв- ЧТО это. Тронный зал (Throne Room) показался нам скромным. И мы поехали в музей. Ещё моя ошибка- в музее залы не хрогологические, а тематические, и это НАДО было прочитать в брошюрке (есть русский текст) ДО просмотра залов. Пояснительные таблички в залах на английском, но текст мелкий. На первом этаже 12 залов, на втором ещё столько же. Неолит-ранняя бронза в первых двух залах (посуда, золотые украшения и глиняные статуэтки в дар богам). Знаменитейший Фестский диск был не то в 4, не то в 5 зале (текст на нём всё ещё не прочитан), а фреска таврокафапсии (игры то ли с каннами, то ли с быками) в 6 зале. Глиняные таблички линейного письма Б в 9 зале. В 13 зале фрески. На втором этаже античный период (железный век). А в залах 26-27 скульптуры, они тоже на первом этаже. С апреля в музее летнее расписание (с ноября он работает с 8 до 3).
   
      Были в Аквариуме (я- только за компанию), он менее информативен, чем Океанариум в Эйлате. Нашли музей естественной истории (по-нашему, краеведческий) и там посмотрели зверей, птиц и некоторых насекомых Крита плюс реконструкцию одного из ящеров. Там же с 2 часов работала платформа на 9 мест, имитирующая землетрясение (в 3, 5 и 7 баллов по Рихтеру)- earthquake simulator, перед нами сидела мама-гречанка с сыном-дошкольником, а справа семейная греческая пара с сыном и дочкой дошкольниками. Все мы спокойно выдержали 7 (точнее 6,8) баллов. Посетили форт (я- лишь за компанию). И ещё одно - после музея археологии я с интересом стал рассматривать критянок, находя во многих (но не во всех) девочках, молодых женщинах и пожилых остроносенькие лица с косой за спиной (точь-в-точь как на фреске Парижанка), а ведь минуло четыре с половиной тысячи лет!
 
   Два кратких замечания кстати - уже в первый день мы все трое обратили внимание на спокойных греческих детей: никто из них не орёт на улицах, выпуча глаза, и не бегает бесцельно, школьники часто встречались как экскурсионные группы, дошкольники - только с родителями. Пятница была нормальной, никто не ломился успеть в магазины перед шабатом (нет его). А в воскресенье была Пасха- но всё работало и в праздник! Утром в 9 в Пасху на улицах почти никого, а спустя 2 часа после 11 из храмов вышел народ- продолжалась обычная жизнь.
     И второе: каждое утро, выходя из лифта в холл, мы видели улыбающегося портье, который приветствовал нас по-еврейски "Бокер тов", а я не мог ответить ему по-гречески "Калё прэи", хотя с января собирался изучать греческий. Нехорошо...    

 PS греки Кнос пишут с одним "с"(1) снимки vk.com/album261324643_266269848 (2) я не в обиде на Ору, она была обычным экскурсантом: ехала только отметиться (Я и лувр, Я и колизей, Я и сфинкс и т.д.) (3)