Повесть о приходском священнике Продолжение 143

Андрис Ли
Вместо шоколада выбираю вишню...
Для Бируте

Как-то рано утром, едва лишь солнце распустило свои жаркие лучи путаясь в игольчатых ветках сосен, мы с Настенькой подъехали к храму. Нужно было взять запасные дары, чтоб причастить бабку Сиволапиху, которая немного расхворалась. Подойдя к храму, я заметил, чьи-то ноги, неуклюже торчащие из-под прицерковной скамейки. Ноги были маленькие, совсем детские, одеты в затёртые, в местах рваные джинсы, и истоптанные кроссовки, державшиеся на добром слове.
-Эй, ты кто?- сказала Настенька, пугливо толкнув туфелькой одну из ног.- Ты там живой?
Ноги лениво зашевелились, а из-под скамейки послышалось недовольное бубнение.
-Это, вроде, ребёнок,- встревоженно проговорила Настенька.
Я нагнулся к скамейке и уже сильнее подёргал находящегося там, со словами:
-Ану ка, вылезай немедленно! Слышишь?! Вылезай, а то не ровен час ещё простудишься!
Маленькое тело вздрогнуло, засуетилось и через минуту, к нам выкатился мальчик, лет одиннадцати- двенадцати. Исхудалый, в абсолютно грязной одежде не по размеру, и совершенно чёрный, в прямом смысле этого слова. Он застыл с настороженным видом, впившись в нас с Настенькой, смолянистыми пуговками глаз.
-Ой, негритёнок!- всплеснула в ладошки Настенька.- Какой хорошенький!
Мальчик немного насупился, отступил на шаг назад.
-Ты откуда взялся?- спросил я.
Тот ничего не отвечал, вероятно не совсем ещё проснувшись.
-Как ты здесь оказался?- продолжал спрашивать я.- Почему спишь под скамейкой, и где, в конце концов, твои родители?
-Может он не понимает по нашему?- сказала Настенька.- Или немой.
-Ничего я не немой!- обиделся чернокожий паренёк, насупившись ещё больше.
Он обвёл нас поочерёдно взглядом из-под лобья, шморгнул простуженным носом, добавив:
-Нет у меня родителей, я сам по себе! Ясно?!
-Нет, не ясно!- сказал я более строгим голосом.- Что значит сам по себе? Тебе сколько лет?
-Не скажу!
-Послушай, нам некогда с тобой здесь выяснять обстоятельства твоих похождений, мы очень спешим!- прикрикнула Настенька, поставив деловито руки в боки.- Либо ты нам всё сейчас расскажешь, либо мы сейчас же вызовем милицию, а там пусть они разбираются, кто ты и почему болтаешься один на улице!
Мальчишка вздрогнул, весь как-то съёжился, сделал ещё один шаг назад.
-Не нужно милицию,- еле слышно проговорил он.- Пожалуйста, не трогайте меня, я не воришка, и ничего плохого тут не делал. Меня с электрички высадили, я без билета ехал.
-Куда же ты путь держал?- спросил я.
Мальчик сдвинул плечами, небрежно смёл с коротких, чёрных кучерей песок, наконец ответил:
-Не знаю. Ехал куда глаза глядят. В большом городе меня дворник метлой побил. Просто так, потому что я на скамейке ночевал, обозвал всячески. А ещё охранник в супермаркете едва ухо не открутил. В подъезде, где я ночевал, жилец на меня свою псину натравил,- он почесал верхнюю часть ноги.- Потом бродяжки гоняли пол дня. Короче, решил уехать я куда-нибудь в другое место, более спокойное. К морю хотел. Но, не повезло. Денег нет, билет в электричку купить не смог. Контролёры высадили на этой станции. Местности не знаю, заплутал малость. Пришёл вот сюда, где ночь и застигла.
-Ясно,- сказал я.- Ну, а звать тебя как? Есть у тебя имя?
-Есть,- покачал головой мальчик.- Все кличут Шоколадка.
Настенька не смогла сдержать смех, а я переспросил:
-Прости, ещё раз, как тебя зовут?
-Говорю же, Шоколадка!
-А почему Шоколадка? Хотя, понятно… Ну, а человеческое имя у тебя есть? Как тебя родители называли?
-Ну, ты и тупой!- закатил глаза-пуговки чернокожий мальчонка.- Говорю же, нет у меня родителей! Нет!!
-Я тебе сейчас покажу тупой! Ишь ты!.. Детдомовский что ли?
-С детдома я года два назад сбежал! Достало всё. Все дразнят, обижают, не было мочи терпеть. Вот я паруса и намастырил. Самому по себе, оно спокойней, хотя и тяжело.
В это время из живота Шоколадки послышалось довольно громкое урчание. Мальчик опустил глаза, поводил носком ноги по песку, после чего проговорил:
-У вас чего-нибудь покушать есть? Третий день уж как не жравши.
Настенька порылась в сумочке и достав оттуда пару карамелек, сунула Шоколадке. Тот мигом схватил их и тут же, небрежно размотав, отправил в рот.
-Ну, вот что с ним делать?- спросил я у Настеньки.- По хорошему, нужно его сейчас же отвезти в отделение милиции.
Мальчуган, услышав это осторожно попятился назад. Он уже приготовился было бежать, как Настенька сказала:
-Отец Виктор, давайте его сначала накормим, а затем посоветуемся с Алисой. Милиция его отправит в приёмник-распределитель, а там уж обратно в какой-нибудь детдом. Как пить даст сбежит из него, и опять примется болтаться по улицам.
-Ладно,- махнул рукой я, после чего обратился к Шоколадке.- У нас сейчас небольшое дело, если подождёшь немного, приедем покормим тебя.
Мальчик мигом воспрял духом и даже заулыбался. Он покосился на Настенькин автомобиль, после чего несмело проговорил:
-А можно с вами?
-Что ж, ладно. Поехали,- ответил я.
Оказалось, Шоколадка ехал в машине первый раз. Он метался по заднему сидению, припадая то к одному окну, то к другому. Пытался открыть стекло, закрывал его снова и радостно лепетал, выражая свой восторг.
По приезду домой, я попросил Алю, которая присматривала, в моё отсутствие, за детьми подогреть суп и открыть банку яблочного сока. Шоколадка робко вошёл на кухню, с интересом осматриваясь по сторонам.
-Кто это?- тихонько спросила Аля, взглядом указывая на необычного гостья.
К ней подошла Настенька и встряхнув головой, проговорила:
-Не поверишь, нашли сегодня возле церкви. Под скамейкой ночевал.
-Ой,- Аля закрыла ладошкой рот.- Он что, бродяга? Зачем вы его в дом притащили? А вдруг у него вши, или зараза какая. Тут же дети!
Настенька обескуражено посмотрела в мою сторону.
-Ну, да,- сказал я разведя руками.- Пойду топить баню. Но, пусть сначала поест, что ли.
 Аля отправилась в погреб за соком, а Настенька решила навестить Марка, который радостно выкрикивал, гоняя по комнате кошку Ночку. В это время на кухню забежала Маринка. Увидев гостья, девочка резко остановилась, и не отводя удивлённых глаз с Шоколадки, спросила:
-А ты кто?
Шоколадка недоверчиво покосился на неё, деловито зашагал кругом стола, нарочито поправляя спинки стульев. Затем наигранно откинул назад голову, и ответил неким заносчивым тоном:
-Давний знакомый твоего отца и лучший друг твоей сестры!
Маринка удивилась ещё больше:
-Но, у меня нет сестры!
-Ну, не сестры. Той девчонки, которой с папкой твоим.
-Какая девчонка?- Маринка пришла в совершенное недоумение.
-Ну, той белобрысенькой, у которой такая маленькая машинка с откидной крышей.
-Она не девчонка!- замотала головой Маринка.- Это тётя Настя. Она уже большая.
-Хм,- почесал затылок Шоколадка.- А выглядит, как девчонка. Ладно, это не важно!.. Слушай, а меня кормить будут сегодня наконец, или нет?!
Маринка развела руками. Затем она подошла поближе к незнакомцу, не отводя от него глаз.
-Мальчик,- сказала она,- а можно тебя спросить?
Шоколадка насторожился. Он сдвинул брови-шнурочки, даже нагнул голову, буркнув:
-Ну.
-Почему ты такой грязный? Ты никогда не моешься, да? Или ты живёшь в камине? Я однажды тоже залезла в камин, испачкала там руки, щёки, одежду. Сделалась такой замарашкой, ну прямо как ты сейчас.
-Чего-о?!- возмутился негритёнок.
Он поближе подошёл к девочке и подсунув ей под нос кулак, процедил:
-А вот это ты видала?
-Фу,- зажмурила глазки Маринка.- Твои руки очень грязные! Немедленно иди мыться!
-Ай, ну тебя,- Шоколадка понял, что с девочкой спорить бесполезно, поэтому подошёл к окну и отвернулся, заложив руки за спину.
Завтракали молча. Голодный мальчик уплёл сначала одну миску супа, затем попросил вторую, после чего не отказался и от каши с жареным карпом.
-Сто лет так вкусно не ел,- наконец, утолив свой голод сказал Шоколадка.
Он размашисто утёр рукавом лицо, спёрся на спинку стула и довольно закатил глаза.
-Прям таки сто лет,- засмеялась Аля.
-Ну, не сто,- покривил губы мальчик.- В общем, какая разница! Спасибо, что накормили. Теперь бы поспать, а то ночью совсем отдохнуть не удалось.
-Сейчас, только в баньке попаришься,- сказал я.- Потом можешь прилечь. Постелем тебе в гостиной. Ауксе, тамошней обитательницы, всё ровно нет.
-Так как же тебя всё таки зовут?- спросила Настенька, принявшись помогать Але убирать со стола посуду.
-Ну, Ромка,- нехотя буркнул Шоколадка, совершенно совея от сытости и усталости.
-Ладно, Ромка, пойдём отведу тебя помыться,- сказал я, протягивая мальчишке махровое полотенце.
Тот лениво спустился со стула, взял полотенце и накинув его на плечо, поплёлся за мной в сторону бани.
Когда вечером Алиса заехала в гости, я тут же рассказал ей об нашей с Настенькой находке. Та буквально схватилась за голову.
-Батюшка, ну что вы тянете в дом всех кого не попадя!- запричитала она размахивая руками.- Мало вам хлопот?! Что вы знаете об этом ребёнке?!
-Да в общем-то ничего,- я даже немного растерялся от такой реакции Алисы.- Если верить его словам, то дома он не имеет, в детдоме жить не желает, и вообще любит море, автомобили и не дурак поесть.
-Прекрасно,- Алиса слегка ударила себя руками по бокам и встряхнула головой.- Как намерены с ним поступить?
-Не знаю! Вот решили вас дождаться, может чего посоветуете.
-Ах, вон оно что. Догадываюсь куда вы клоните. Только мой вам настоятельный совет- ребёнка следует завтра же отвезти в милицию. Это даже не обсуждается!
-Не пойду я в милицию!- голос Ромы послышался неожиданно.
Мальчик стоял на пороге гостиной, слегка приоткрыв дверь. Глаза-пуговки смотрели на нас с Алисой с настороженностью и опаской. В их бездонной черноте, прятался неподдельный страх и разочарование. Рома Шоколадка, наконец вышел с комнаты, подошёл к нам ближе и проговорил, тяжело вздохнув:
-Я к вам не напрашивался. Спасибо, что покормили, дали поспать. Вот если ещё дадите немного денег, я завтра же уеду в Одессу, а может быть даже в Крым.
-Какой Крым?! Какая Одесса?!- саркастическим тоном переспросила Алиса.- Тебе сколько лет?
-Скоро тринадцать.- Опустив голову, проговорил мальчик.
-Скоро, это когда? На следующую весну?!- не отставала Алиса.
Шоколадка молчал, только еле слышно ёрзал носком по коврику, да шморгал простуженным носом. Алиса тяжело вздохнула, в очередной раз помотала головой, сказав:
-Ладно, завтра же поеду в одно место, надо кое с кем посоветоваться,- потом пристальным взглядом, с ног до головы, осмотрев Ромку добавила.- Малому не мешало бы одежду купить. Его уж совсем износилась… Попрошу Настёну, пусть съездит с ним завтра в большой город, подберёт чего-нибудь. Дальше видно будет.
Когда стемнело, я разжёг камин и, вместе с детьми присел рядом, чтоб почитать книгу. Это уже вошло в традицию. Перед сном, обязательно читали детскую Библию, или просто хороший рассказ из литературы для детей. Марку больше нравилось смотреть на горящий огонь, или играться с кошкой, потому как он мало чего понимал в литературе, в силу своего возраста. Зато Маринка с жадностью вслушивалась буквально в каждое слово, иногда прося перечитать некоторые строчки.
Шоколадка, долгое время, сидел на стульчике немного поодаль. Он внимательно слушал читаемый мною детский рассказ об первой исповеди, изредка вздыхая, или улыбаясь, когда в сюжете происходили смешные моменты. Наконец он робко подошёл к нам и уселся на шкуру барашка, расстеленную возле камина. Его глаза выражали аб-солютное внимание и любопытство, которое обычно присуще детям, когда им что-то нравится, но это не совсем им понятно. Я перестал читать и улыбнулся, вспоминая, как Маринка целый день сегодня не отставала от меня с одним и тем же вопросом: «Почему Рома такой грязный, и от чего он не может никак отмыться». Все попытки объяснить девочке, что мальчик вовсе не грязный, просто он таким родился, и таков его цвет кожи, не увенчались успехом. Девочка осталась при своём мнении, не прекращая удивляться, какой удивителен мир и сколько в нём ещё непонятного, для неё, и загадочного.
-Я уже жил при церкви,- вдруг отозвался Рома.- Ну, не такой как у вас… Другой. Там, сначала, было весело, хорошо. Меня и ещё других ничейных детей кормили, дарили хорошие подарки, возили на экскурсию. Но, потом я сбежал оттуда.
-Почему?- спросил я.
-Да ну их!- махнул рукой Шоколадка.- Они начали заставлять посещать их собрания. Когда они пели, или танцевали, было весело. Но, когда выходил на средину зала их пастырь, принимался о чём-то говорить, я ничего не понимал. После этого все люди молились. Первые минуты ещё ничего, а уж потом… Кто кричал, кого трусило, кто падал на пол и качался по нему, кто плакал, а иные несли белиберду, на непонятном языке. Возле такого человека все становились в круг и держались за него руками. Признаться честно, глядеть на такое было очень страшно. Я даже кричать по ночам стал, от этого просыпался и до утра заснуть не мог. Через некоторое время, я удрал оттуда. Такая жизнь не для меня.
-От нас тоже удерёшь?
Шоколадка пожал плечами, призадумался, затем ответил:
-Не знаю… Я бы пожил немного. У вас как-то спокойно, по-домашнему. На кухне вкусно пахнет.
-По-домашнему? Ты ж говорил, что не знаешь дома.
-Ну… Это я просто сказал. Наверное, именно так должно пахнуть домом.
Я в очередной раз улыбнулся, проговорив:
-Рад, что тебе понравилось.
Утром проснулся от какого-то негромкого шума, который доносился с кухни. Лениво накинув на себя халат, решил проверить, что там происходит. Открыв дверь, немного удивился, увидев Шоколадку, взобравшегося на столешню и шарившего в потайных коморках кухонного пенала.
-Ты что делаешь?- спросил я.
Мальчик вздрогнул от неожиданности и обернувшись ко мне лицом, едва не свалился на пол. Дёрнувшись, он толкнул ногой большую, чайную чашку, которая стояла на самом краешке. Чашка, естественно тут же свалилась на пол, разлетевшись на несколько крупных осколков. Глаза Шоколадки лупали с острасткой, на миг скрывая перепуганные зрачки.
-Чего ты там искал?- продолжал спрашивать я.
-Ну… Ну…- мычал Ромка.
Он немного помолчал, видимо соображая, как лучше ответить, затем пробормотал, не отрывая глаз от пола:
-Просто кушать захотел. А у вас там на полке сахар, и я…
-Вот зачем ты врёшь?- понимая лукавство парнишки и его негодные попытки оправдаться, вырвалось у меня от нарастающего возмущения.
Шоколадка молчал. Он продолжал глядеть себе под ноги, нервно комкал край вывалившейся рубашки, изредка шморгая носом.
-Давай договоримся,- сказал я.- Если ты чего-нибудь захочешь, или тебе будет что-то нужно, ты об этом скажешь, попросишь. Только не воруй!.. Пожалуйста.
Продолжение следует...