Учиться понимать Библию

Павел Луков 2
В настоящее время часто приходится сталкиваться с тем, что те, кто так или иначе соприкасаются со Священным Писанием, читая его или просто знакомясь с отдельными его фрагментами, часто не понимает того, о чём именно в нём написано или что  подразумевается. Нередко текст Библии воспринимается ими, ни много ни мало, как абсурдное произведение. Да, я согласен с тем, что в Библии не всем всё понятно и ясно. Действительно, в ней есть многие вещи, которые трудно поддаются точному объяснению. Но это вовсе не означает, что ничего из этого нельзя как следует истолковать, что Библия будто бы недоступна для понимания. Разумеется, это далеко не так. Конечно, Библия требует того, чтобы её толковали правильно, но для этого надо учиться её именно правильно понимать. Да, именно учиться, а для этого надо изменить своё отношение к Библии, стараться именно вникнуть в суть её текста, а не смотреть как на некую странность, трудно поддающуюся здравому смыслу.
Но что значит правильно? Возьмём для примера один эпизод в Евангелии от Матфея, где рассказано о въезде Иисуса Христа в Иерусалим. К Иисусу подводят ослицу и молодого осла, на которых апостолы возложили одежды свои, «и Он сел поверх их» (Мф.21,7). Да, здесь можно увидеть ошибку евангелиста, где создаётся впечатление, что Иисус оседлал как бы двух ослов. А ведь можно увидеть здесь и другой смысл. В ослице подразумевать ветхозаветную церковь, а в молодом осле – новозаветную. То есть обнаружить в этом символы разных религиозных эпох. И вот оно – другое понимание. Странного, как видите, ничего уже нет. Вот что значит, научиться понимать.
Конечно, не везде всё так просто. Я, разумеется, не в состоянии объяснить каждое место в Библии – для этого есть толкователи. Но некоторые примеры трудных мест Священного Писания я здесь рассмотрю, чтобы хоть немного помочь читателю понять их смысл.

Жена Каина.

Здесь обычно рассматривают Главу 4 Книги Бытие. Вопрос примерно выглядит так. У Адама и Евы родились два сына. Старший – Каин, а затем – Авель. Затем Каин убивает Авеля. Бог за это проклинает Каина, но тот после этого женится и, соответственно, обзаводится потомством. Стоп! Какая ещё жена? Откуда она, если у первых людей других детей ещё не было? Странно, не правда ли? Не будем, однако, спешить, а за ответом вновь заглянем в Библию. Действительно, Каин есть первый сын Адама и Евы (Быт.4,1), но про Авеля сказано, что Ева его «ещё родила» (Быт.4,2). Да, Авель действительно младший сын, но не обязательно второй. Просто у Каина был ещё брат и необязательно один. Далее, когда Каин убивает Авеля, то они были, можно сказать, уже взрослыми людьми, раз каждый уже занимался своим делом (Быт.4,2) и они самостоятельно совершали жертвоприношения. Далее сказано, что Адам за свою жизнь «родил много сынов и дочерей» (Быт.5,4). Значит, к моменту убийства Авеля у Адама уже должно было быть многочисленное потомство, в том числе и дочери. Вот одну из них и взял Каин себе в жёны.

Сыны Божии.

Глава 6 Книги Бытие начинается с интересного эпизода, который предшествовал истории о всемирном потопе, погубивший всё предыдущее человечество, кроме Ноя и его семьи, тех, кто спаслись в ковчеге. К этому времени население сильно размножилось, «тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны, какую кто избрал» (Быт.6,2). На данных словах редко заостряют внимание, хотя это одно из самых загадочных мест в Библии. В самом деле, кто такие есть сыны Божии?
Для начала выделим те значения, которые обозначают этим термином. В Священном Писании сначала так назван народ Израиля (Исх.4,22). Затем сынами Божиими обозначены ангелы (Иов.1,6; Лк.20,36). Впоследствии Сыном Божиим назван Иисус Христос (Ин.1,34). Апостол Павел называет сынами Божиими, всех, водимых Духом Святым (Рим.8,14). Заметим самое основное: нигде данный термин не употребляется в прямом смысле слова. Все эти обозначения являются символическими.
В рассматриваемом нами случае значение «сыны Божии» тоже символическое, а потому имеет разные толкования. И их нам сейчас предстоит рассмотреть.
Первое толкование – самое современное. Согласно ему сыны Божии – это инопланетяне. Ну, кроме того, что у этой версии нет никаких аргументов, непонятно, почему инопланетян нужно так высоко величать. Тем более, что их существование до сих пор фактически не доказано.
Второе толкование тоже не имеет доказательств, но оно интересно само по себе в силу его содержания. Здесь сыны Божии – люди, чрезвычайно одержанные идеями Божественности – что-то почти как у апостола Павла. Они женились на простых девушках – «дочерей человеческих», где в результате их такой одержимости стали рождаться исполины (по Библии – рефаимы – Ис.26,14), после чего их одержимость из-за их же гордыни перешла в свою противоположность, из-за чего люди впали в сильное развращение (Быт.6,4-5). Выглядит логично, но, кроме гипотезы мы здесь ничего больше не видим.
Третье толкование я считаю самым экзотическим. Сынами Божиими здесь считаются дети, кого бы вы думали? – Авеля, младшего сына Адама и Евы. Его старший брат Каин, у которого ещё не было семьи, завидовал в этом Авелю, а потом и возненавидел его. Последней каплей в этом конфликте стало то, что Бог не взглянул на жертвоприношение Каина (Быт.4,5), после чего тот убивает Авеля (Быт.4,8). Дети Авеля остаются сиротами, но их как бы усыновляет Господь Бог, берёт их, как бы сказали, под собственную опеку. Потому они и стали «сынами Божиими». Выглядит данная версия, конечно, тоже красиво, но доказать её, как и предыдущие, также невозможно. Ну, кто сказал, что у Авеля были дети? Аргументов на этот счёт абсолютно никаких. И чем объяснить, почему у потомков Авеля должны были рождаться исполины? Значит, эта версия тоже нам не подходит.
Четвёртая версия имеет самое большое число её сторонников. Согласно ей сыны Божии – это потомки Сифа или, как их ещё называют – сифиты. Данное утверждение основано на месте из Библии, где сказано, что после рождения у Сифа сына Еноса «начали призывать имя Господа Бога» (Быт.4,26). Чаще всего эту фразу трактуют так: у них начались богослужения. Поэтому их и прозвали сыны Божии. Дочери человеческие считаются здесь как потомки Каина, или каиниты, на которых лежит Божие осуждение. Ввиду отсутствия на данном этапе близкородственного спаривания, от таких браков и стали рождаться исполины. Именно потомство Каина ввело сифитов в сильное развращение, за что они и были уничтожены великим потопом.
Тем не менее, следует признать, что и эта версия тоже не безупречна. Во-первых, на сифитах, так же, как и на каинитах, лежит та же печать первородного греха, как сказал апостол: «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3,23), а потому они такие же сыны и дочери человеческие. Во-вторых, в допотопные времена не было, судя по всему, такой концепции, как богосыновство. Сыном Божиим не был назван Енох, где согласно Библии «Бог взял его» (Быт.5,24). Не был так же назван и Ной за свою праведность. Впервые сочетание «сын Божий», как было уже упомянуто, употреблено во времена Моисея. Далее, потомки Каина жили тогда именно в городах, чему начало положил сам Каин (Быт.4,17). Города в то время – отгороженные стеной территории, где жители изолировали себя от общения с остальным внешним миром. Так что сифиты вряд ли общались с каинитами. Следовательно, здесь мы также имеем дело с гипотезой.
Согласно пятой версии, сыны Божие – это ангелы, которым и нравились «дочери человеческие». Мы уже указали места в Библии, где ангелы так и названы сынами Божиими, но загвоздка здесь в том, что ангелы при этом существа бесплотные. Поэтому, когда они сошли на землю, то там они уже стали материальными. Подобные случаи в Библии также описаны, например, при посещении ангелами семьи Лота, где они не просто пришли как люди, но и ели хлеб (Быт.19,3). Разумеется, такое могло произойти, когда ангелы стали вполне материальны. Но, поскольку, ангельская природа сама по себе выше человеческой, то от них и стали в результате рождаться исполины, которые, возгордившись своим происхождением, впоследствии развратились. Эта версия нашла своё отражение в Книге Еноха, благодаря чему обрела собственную популярность. Слабое место этой версии заключается в том, что Книга Еноха является общепризнанным апокрифом, а потому не может заслуживать полного доверия.
Итак, пять версий. Три первые мы отбрасываем как бездоказательные, а последние две вызывают к себе больше доверия в виду наличия определённых аргументов. Но какую же из них выбрать? Наверное такую, какая из них больше по душе. Именно эти версии разделяет большая часть богословов, и если они не дают здесь конкретного ответа, но приводят вполне аргументированные разъяснения. А это значит, что смысл этого отрывка в любом случае становится также понятным.

Смерть за дрова.

В Книге Чисел есть эпизод, который также иногда вызывает немало недоумений. Речь идёт о казни человека через побитие его камнями за то, что он позволил себе в субботу собирать дрова (Числ.15,32-36). Почему, казалось бы, невинный поступок заслуживал смерти? Не странно ли это? Попробуем ответить и на этот вопрос.
Ещё до этого случая суббота неоднократно объявлялась священным днём, который требовалось неукоснительно чтить как время покоя, не производить в такой день никаких работ (Исх.16,23; Исх.20,10; Исх.31,12-15; Лев.23,3). Более того, за нарушение заповеди о субботе человека требовалось предать смерти (Исх.31,15). Замечу, перед тем, как с тем человеком поступить, об этом спрошено было у Бога. И вердикт был однозначным – смерть (Числ.15,35). Почему такая жестокость? Народ, который Моисей тогда вывел из Египта, был достаточно «жестоковыйный» (Исх.32,10). Выросшие в условиях рабства эти люди не способны были самостоятельно удержать себя в новых рамках, которые они обрели, получив свободу. Стоило Моисею на какое-то время задержаться на горе Синай, как люди тут же вернулись назад в идолопоклонство (Исх.32,4), к которому они успели пристраститься ещё находясь в Египте. Не смотря на то, что этому народу через Моисея были даны многочисленные знамения от Господа Бога, люди многократно отступали от веры истинной, доходя даже до бунта в адрес того же Моисея. Недаром Бог намеревался уничтожить этот народ (Исх.32,10), который трудно было удержать в установленных пределах, а тем более – перевоспитать. Лишь заступничество Моисея перед Богом спасало этих людей от истребления. Впрочем, как показало время, перевоспитать основную массу этих людей так и не удалось, и за это они были на сорок лет оставлены жить в пустыне, что бы там погибли восставшие против Бога (Числ.14,34-35). Исправить таковых было уже невозможно. Вот почему требовались подобные крутые меры даже за такие, на первый взгляд, незначительные поступки. Удержать вот такой своенравный народ в рамках Закона возможно было только через суровое наказание его нарушителей, как сказано: «та душа должна быть истреблена из среды народа своего» (Исх.31,14).

Жертвоприношение Иеффая.

Иеффай – герой Книги Судей, храбрый и отважный человек, предводитель войска, который в решающей битве с Аммонитянами нанёс им сильное поражение. Об этом подробно рассказано в Главе 11 данной Книги. Но не своими подвигами Иеффай, и не своим служением в качестве судьи привлёк он к себе внимание критиков. Непонимание вызывает поступок Иеффая, в котором описывается принесение в жертву его единственной дочери. Произошло это при следующих обстоятельствах.
Накануне битвы с Аммонитянами Иеффай клянётся перед Богом в том, что в случае победы над врагом он, Иеффай принесёт в жертву того, кто первым выйдет к нему навстречу из ворот его дома. Причём речь шла о жертве всесожжения, суть которой описана подробно в Книге Левит (Глава 1). Но когда Иеффай возвращался с победы домой, то оказалось, что первой вышла ему навстречу его собственная дочь. Сокрушённый таким обстоятельством Иеффай вынужден был исполнить данную им клятву. Что же в итоге произошло? Нашлись и такие, которые пришли к выводу, что в Библии описано человеческое жертвоприношение Богу. Но как же так? Ведь Законом такие жертвы не предусмотрены. Что же тогда произошло на самом деле? Для ответа на данный вопрос к Закону и обратимся.
Есть мнение, что Иеффай мог не приносить жертвы как таковой, так как, согласно Книге Левит, за ту же жертву можно было бы просто заплатить (Лев.27,4). Но не будем забывать, что всё заклятое не продаётся и не покупается, поскольку это есть святыня Господня (Лев.27,28). Но Иеффай поклялся именно в жертвоприношении, а потому такая жертва никакому выкупу не подлежала. Вариантов здесь не было. А теперь посмотрим, что в этой ситуации могло быть сделано исключительно по Закону. А там сказано: «…если кто даст обет Господу, или поклянётся клятвой, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить всё, что вышло из уст его» (Числ.30,3). То есть, в таком случае даётся обет служения Господу (Лев.27,3), как например, обет назорейства, «чтобы посвятить себя в назореи Господу» (Числ.6,2). Именно такого вида обет мог совершить Иеффай по отношению к своей дочери. Заметим, что дочь Иеффая попросила отца предоставить ей время для оплакивания именно своего девства, но не жизни (Суд.11,37). То есть, ей предстояло не расставание с жизнью, а навсегда оставаться девой, поскольку не может уже принадлежать какому-либо мужу. Правда, мне могут возразить, что согласно Библии человек в отношении самого себя может дать такого рода обет. Но отец был властен над своей дочерью и имел право продать её даже в рабство (Исх.21,7). Поэтому Иеффай и принял решение, согласно которому его дочь обязана была дать вечный обет на служение Богу.

Вынужденная жестокость.

Ветхий Завет часто не рекомендуют читать из-за того, что там иногда встречаются жестокие сцены, смысл которых порой действительно труден для понимания. Но раз такие истории в Библии имеют место, то потому о них тоже следует рассказывать. Одно из таких событий мы и рассмотрим в этом разделе.
Вот слова Моисея: «…итак, убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя» (Числ.31,17-18). Это – именно один из тех отрывков, которые часто вызывают критику со стороны оппонентов библейского текста. Требование здесь действительно жестокое, и не признавать этого, конечно же, нельзя. Вопрос здесь состоит в другом – какими причинами вызван подобный жестокий подход. А вот здесь дело обстоит уже не так однозначно. Чтобы это понять, вышеприведённый отрывок необходимо рассматривать строго в том контексте, в каком разворачиваются описываемые события.
Речь здесь идёт о народе, который в Библии именуется мадианитянами. Когда народ Израиля после своего выхода из Египта остановился на время в месте под названием Ситтим (Числ.25,1), то многие израильтяне успели пристраститься к местным языческим богам. Произошло же это при прямом участии местного населения, в результате чего началось истребление самих израильтян. Остановил это поражение, как известно поступок Финееса, который убил своим копьём двух согрешивших (Числ.25,8). Но, поскольку такой шаг со стороны местного населения имел враждебные и коварные цели, то по Божьему указанию этих мадианитян следовало истребить (Числ.25,16-17).
Моисей предупреждал в своих речах о недопустимости контакта с другими народами, вплоть до их истребления, поскольку их языческие боги есть сеть для его народа (Втор.7,16). Чем же опасны такие контакты? Нормы Закона, которые были даны людям через Моисея, призваны были обуздывать страсти людей, держать их в определённых рамках с целью не выходить за пределы данной от Бога религии. Язычество наоборот потворствовало этим страстям, отчего и имело свою привлекательность. Не зря апостол Павел считал такие качества как блуд, нечистота, похоть, любостяжание, страсть именно идолослужением (Кол.3,5). Приводило же это всё у язычников к безжалостным убийствам детей, пожиранию внутренности человеческой плоти и крови, другим подобного рода вещам (Прем.12,5-6). Людей к таким обрядам приучали чуть ли не с рождения, а потому воспринималось это у язычников как вполне нормальное явление. Их развращённость в итоге достигала такого уровня, так захватывало мышление людей, что исправить их было уже невозможно. Но и жить вместе с такими народами тоже было нельзя. Потому их истребление, можно сказать «под корень», оставалось в данной ситуации единственным решением, позволяющим удержать от развращения самих же себя.
В заключение хочу сказать, что нам, современным людям, трудно судить о нравах и убеждениях людей того времени. Мы тогда ещё не жили, и нас не было среди тех, кого непосредственно коснулась эта история. И никто не может сказать, как бы мы сами поступили тогда, оказавшись на их месте. Не будем забывать, что эти события происходили, как бы сейчас сказали, в условиях военного времени, а там законы куда более суровые, чем во время мира. Для сравнения скажем, что в наши дни, например, рабство порицается как ненормальное явление, противоречащее современному понятию о человеческой свободе. Но тогда рабство воспринималось как вполне приемлемый атрибут. Тогда стоит ли на эти события нам смотреть с позиций сегодняшнего дня?

Две медведицы.

Трудно для понимания и другое жестокое событие. Описано оно в 4-й Книге Царств. Когда пророк Елисей проходил мимо города Вефиль, то там малые дети вышли из этого города и насмехались над пророком. Тот проклял детей, после чего из леса вышли две медведицы и растерзали 42 ребёнка (4Цар.2,23-25). Да, сцена жуткая, приукрасить тут нечем. И если в предыдущем случае жестокость хоть как-то объясняется наличием военной обстановки, то здесь такого нет. Всё разворачивалось возле мирного города. Тогда в чём же дело? Что ж, попробуем разобраться и здесь.
Начнём с того, что никакого зла пророк Елисей этому городу не причинил. Более того, он туда даже не заходил. Ко всему прочему, Елисей был до этого в Иерихоне, где помог жителям, сделав их воду пригодной для питья (4Цар.2,21-22). Так что никакой угрозы для жителей Вефиля Елисей не представлял. Но в этом городе его, однако, не желали видеть, хотя сам город считался прежде городом пророков. Достаточно сказать, что Авраам поселился после того, как призвал его Господь Бог, именно в Вефиле (в переводе – Дом Божий), где и построил Авраам жертвенник (Быт.13,3-4). Тоже самое сделал Иаков (Быт.35,1). Именно там Самуил рассматривал тяжбы людей (1Цар.7,16). И именно в Вефиле пророк Елисей не был принят. Теперь обратим внимание на такую деталь как 42 ребёнка. Как ни цинично это звучит, но это число растерзанных детей. Конкретное число говорит о том, что медведицы растерзали не всех. Детей, значит, было больше, и остальные при этом спаслись. Тогда возникает вопрос – откуда одновременно взялось такое количество детей именно на окраине города и именно в то время, когда мимо него должен был идти Елисей? Могло ли это быть простым совпадением? Скорее всего, нет. Уж больно много обстоятельств, чтобы это стало какой-то случайностью. Все детали при подробном рассмотрении указывают на то, что это было подстроено заранее. Кем? Естественно, взрослым населением города. Библия не рассказывает о том, за что в этом городе так невзлюбили Елисея, но ясно, что настроены были жители явно против него. Именно они, зная, видимо, что там должен был пройти пророк, сговорившись, собрали своих детей на окраине города – в самом городе видеть пророка тем более не желали – и научили детей, кого и как надо было дразнить. Настоящая спланированная акция. Потому после проклятия от Елисея жители города так жестоко были наказаны. Почему именно так? Это понять действительно трудно, но, учитывая специфические нравы людей того времени, другое, более мягкое наказание, могло бы, в принципе, на людей и не подействовать.

Массовое воскресение.

В тексте Нового Завета встречается меньше трудных для понимания мест, чем в Ветхом. Но среди них есть два эпизода, которые всегда вызывали к себе повышенное внимание и, разумеется, подвергались наибольшей критике. Один из таких мы и рассмотрим в данном разделе. Само же повествование об этом находится в Евангелии от Матфея: «…гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» (Мф.27,52-53). Тут описываются события, произошедшие в Иерусалиме в момент смерти на кресте распятого Иисуса Христа.
Непонятным для многих здесь является то, что воскресли не просто мёртвые, что само по себе невероятно, а те, которых считали святыми, что этому происшествию было много свидетелей: «явились многим», и что это уникальное событие нигде больше не встречается в Новом Завете. Почему? Критики не раз считали это выдумкой евангелиста. Но я попробую ответить вот на какой вопрос – а что это могло означать? Обычно толкуют это явление по-разному. Одни считают, что это чисто символическое описание. То есть, раз было землетрясение (Мф.27,51), в результате которого открылись склепы для захоронения и обнажились тела усопших, о чём и стало многим известно в городе. Другие понимают это буквально, когда мертвецы просто ожили и вошли в Иерусалим. Но нам придётся отказаться от обеих версий. Одновременно я отвергаю версию и о массовых галлюцинациях, когда людям это просто показалось.
Когда говорят о воскресении мёртвых, то имеют в виду часто историю воскрешения четверодневного Лазаря, описанную в Главе 11 Евангелия от Иоанна. Однако, правильнее было бы сказать, что речь там идёт скорее об оживлении Лазаря. Ведь он остался обыкновенным человеком, каким и был до своей смерти. Как известно, он стал потом епископом на острове Кипр, а умер впоследствии собственной смертью. Когда же речь идёт именно о воскресении, то здесь всё происходит в отношении жизни вечной (Лк.18,30). Вот как писал об этом апостол: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (1Кор.15,42-44). Обратите внимание – речь здесь идёт о разных телах. И когда происходит воскресение, то человек обретает при этом именно духовное тело, которое по своей природе отличается от тела обычного или, как оно названо здесь, душевного. Вспомним, что Иисус после своего воскресения проходил даже сквозь закрытые двери (Ин.20,19). То есть, тело Христа имело уже иную природу, нежели до распятия. То же самое, можно считать, произошло и здесь, как сказано в Евангелии от Матфея. Воскресение мёртвых произошло в иных телах, а потому их явление жителям Иерусалима было, скорее всего, в виде миражей и на довольно короткое время, как и другие события, происшедшие в момент смерти Христа. Вот почему, ввиду явной неощутимости и, соответственно, его кратковременности такому событию не придали большого значения, а потому оно так и не стало широко известным. Даже в самом Евангелии оно фактически не описано, а только лишь упомянуто, как не являющееся довольно значительным.

Анания и Сапфира.

Теперь нам предстоит рассмотреть фрагмент из Книги «Деяния святых апостолов», в котором рассказывается о смерти одной супружеской пары, о чём описано здесь в Главе 5. Супругов звали Анания и Сапфира. Анания, муж Сапфиры, с ведома своей жены утаил часть денег от проданного собственного имения. Но данный обман тут же раскрылся, где после обличения со стороны апостола Петра Анания умирает на месте. Затем после аналогичного обличения умирает Сапфира. И многие читатели Библии не могут понять, почему Бог так сурово обошёлся с ними, если ничего достойного смерти эти супруги не совершили, ведь утаили они часть своих денег, а не чужих. Что ж, будем разбираться.
Сначала я хочу обратить внимание читателя на то, что в Библии на самом деле нигде не указано, что Ананию и Сапфиру постигло именно Божие наказание, что их лишил жизни Господь Бог. Тогда что же было? Ответ поищем в предыдущей Главе «Деяний», где вкратце рассказана история этой религиозной общины, в которой и случилось данное происшествие.
Когда члены общины были собраны, то по их молитве «исполнились все Духа Святого» (Деян.4,31). У всех, как написано, «было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим» (Деян.4,32). «И каждому давалось, кто в чём имел нужду» (Деян.4,35). Да, трудно представить, какой же высокий моральный дух был у этой общины. Все получили дар Духа Святого, что было характерно для первых христиан, но все при этом себя чувствовали братьями и сестрами в прямом смысле слова. Получив такой духовный дар, они несли при этом и немалую ответственность друг перед другом, так как их примеру должны были последовать другие христиане. Как говорил апостол, что он «положил основание, а другой строит на нём» (1Кор.3,10). Чувство собственного долга за данные друг другу обещания стояли у них, можно сказать, на первом месте, так как всё скреплено у них было Духом Святым. Но Анания и Сапфира эти обещания нарушили, за что были и были обличены апостолом: «Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян.5,4). Услышав такое разоблачение, Анания, не сумев перенести чувства собственного стыда, тут же умирает – у него просто не выдерживает сердце. С Сапфирой происходит то же самое. Так же, как и её муж, она не выдерживает угрызения совести, да и ещё известие о внезапной смерти её же супруга вызывает у неё мгновенную остановку сердца. Событие в итоге оказывается вполне прозаическим, что иногда случается и поныне в нашей человеческой жизни.

2019 г.