Рецензия на фильм Лабиринт 1986

Лев Вишня
«Лабиринт» (англ. Labyrinth) — фантастический фильм 1986 года американского режиссёра и автора «Маппет-шоу» Джима Хенсона по оригинальной идее Брайана Фроуда, спродюсированный Джорджем Лукасом. Одиннадцатая полнометражная картина Lucasfilm. Фильм рассказывает о юной девушке Саре (Дженнифер Коннелли), отправившейся в путешествие по странному миру-лабиринту, чтобы спасти своего брата от короля гоблинов Джарета (Дэвид Боуи). В сюжете явно прослеживается влияние таких известных сказок, как «Алиса в стране чудес» и «Волшебник страны Оз» («Волшебник Изумрудного города»).

Я считаю этот фильм гениальным. Шедевром. Блестящий образец, как фантастическую историю можно превратить в многослойный и очень глубокий фильм с сильным содержанием. При чем без навязчивой слезливости или тупых штампов. Фильм просто отличный, и хотя он идет как «детский» я с удовольствием просмотрел его пять раз со своим маленьким сыном. Удивительно, но в этом шикарном, зрелищном фантастическом боевике не было никакой компьютерной анимации, кроме полета совы в самом начале и в конце! Он весь снят натурно, вживую! Ребенок радовался всему и переживал за главную героиню постоянно. Я тоже.

Маленькая капризная пятнадцатилетняя девочка Сара не желает трудиться по дому, хамски разговаривает со своими родителями и терпеть не может своего младшего годовалого братика Тоби, которого считает одной из причин своих несчастий. Когда она теряет любимую игрушку медвежонка Ланселота, а потом находит его у Тоби, то начинает злиться, а ребенок в ответ плачет. Раздраженная и эгоистичная Сара, чтобы успокоить ребенка читает ему страшную сказку, про то как одна девочка отдала своего братика гоблинам. И наконец она произносит заклятие призывающие гоблинов забрать малыша! Она произносит, гоблины вторгаются в ее комнату и ребенок исчезает, а вместо него появляется Король гоблинов Джарет. Сара в ужасе (осознав, что натворила!) отчаянно просит Джарета вернуть ей маленького братика. Джарет долго отказывается, предлагая Саре с помощью фолшебных стеклянных шаров богатство, счастье и даже открыть ее самые сокровенные тайны и мечты, но потом смиряется с напором девушки и нехотя соглашается. Если Сара до полуночи пройдет Лабиринт, который ведет ко дворцу гоблинов и произнесет там заклятие, возвращающее ребенка, то Тоби вернется.

Сара бросается в головоломное полное опасностей и испытаний приключение, чтобы пройти Лабиринт и спасти маленького Тоби. Она проходит внешнюю часть, попадая в пропасть с «руками помощи», потом оказывается в подземелье гоблинов, где неосмотрительно хамит Джарету, а тот в ответ сокращает ее время на три часа. Затем с помощью нового друга, тролля Хогла спасается из темницы, попадает в центральную часть Лабиринта, там беседует с гоблином-мудрецом с птичьей шляпой, находит еще одного друга, гигантского монстра Людо, найдя дверные молотки-кольца попадает в сад, где Людо таинственно пропадает, а на Сару нападает Банда Рыжих, что хочет ее разорвать на куски. От Банды Рыжих девушку спасает снова Хогл, но неосмотрительно целует своего спасителя (который на самом деле агент Джарета). Этот поцелуй приводит к тому, что Сара и Хогл снова проваливаются и попадают на Болото зловредной вони, где находят пропавшего Людо. Монстр начинает рычать и его рев привлекает камни, которые как живые выстраивают мост через болото. Тут они находят третьего друга воинственного маленького пас-гоблина сэра Дидимуса, сидящего на болонке, который сразившись с громадным Людо и признав в том равного соперника, клянется защищать Сару.

Дальше Сара кусает Яблоко забвения, что по поручению Джарета ей дает Хогл и засыпает долгим сном, в котором видит прекрасный зал и неистовый бал. Тут выясняется истинное отношения Короля гоблинов к девушке. Он влюблен в нее и в тоже время боится. Сара убегает из сна, через зеркало и оказывается дома в своей комнате, так как буд-то ничего не произошло. Но тут она открывает дверь и видит, что эта комната также иллюзия и она находится прямо перед дворцом гоблинов. 
Сара встречает Мусорщицу, которая отводит девушку в место, очень похожее на её комнату. Хотя она говорит Саре, что то, что она забыла — это её игрушки и прочие вещи, но Сара, в конечном итоге, всё вспоминает, после чего стены комнаты рушатся и Сара встречается с Людо, сэром Дидимусом и его псом Амброзиусом. Вместе друзья доходят до Города Гоблинов. Сара с товарищами проходят за ворота, за которыми на них нападает большой железный человек с топором — Хумунгус. Сверху на него прыгает Хогл, выбрасывает из Хумунгуса управляющего им гоблина, сам пытается что-то сделать, но ломает робота. Сара прощает Хогла. Осталось 12 минут; друзья входят в город. В это время гоблин-командующий докладывает обстановку Джарету, тот приказывает остановить их. Заперевшись в здании, герои обороняются от гоблинов до тех пор, пока Людо не призывает камни, которые помогают победить гоблинов. Сара входит во дворец, но просит друзей остаться, так как она должна встретиться с Джаретом одна.

Войдя во дворец, Сара видит вокруг себя квазиреальность в виде бесчисленных лестниц, переплетающихся, перетекающих одна в другую и покрывающих все пространство внутри зала. Она также видит там Тоби и Джарета. Король напуган и умоляет Сару одуматься, соблазняет всем чем только может и даже предлагает Саре половину королевства и разделить с ним власть. Но Сара тверда в своей решимости! Она произносит заклинание, которое повергает Джарета и освобождает маленького Тоби. Джарет исчезает и улетает, превратившись в сову.
Спася ребенка, Сара приглашает к себе домой всех гоблинов, что остались без короля и становится на время их королевой. Так, преодолев свою черствость, инфантильность и эгоизм, маленькая девочка получает все, что предлагал ей в самом начале истории Джарет в обмен на отказ спасать Тоби.
Фильм прекрасный. Невероятно красивый и фантастичный. Каждую минуту в нем что-то происходит, что-то таинственное, сказочное, невероятное и надо отдать должное фантазия у режиссеров просто неистовая! Фильм многому учит и заставляет задуматься. Даже взрослого человека он может многому научить. Будь терпелив, мудр в своих поступках, не злись на маленьких детей, береги друзей, гони свой эгоизм и алчность прочь! Фильм невероятно добрый. Еще он учит работать в команде, поскольку каждый из друзей Сары обладал своими уникальными способностями: Хогл умом и расчетливостью, Людо – физической силой и колдовством (призывал камни), сэр Дидимус бесстрашием и отвагой. В итоге они победили, потому что способности каждого требовались в определенный момент. Без друзей Сара не смогла бы пройти Лабиринт.

В фильме прекрасные фантастические декорации и невероятный саундтрек Девида Боуи. Актерская игра всех персонажей также изумительна. Диалоги четкие, правильные, а сюжетное развитие идеально ровное, без провалов, ляпов или швов. Сопереживание к главной героини очень высокое, при чем без всякой пошлости и намеренного «слезоточения», чем весьма сильно более Голливуд, особенно в детском или романтическом кино.

Сара не показана сверхчеловеком, она показана маленькой девочкой, которая оказывается способна на смелые поступки. Все персонажи фильма проходят психологическую трансформацию и  становятся в итоге лучше.
Я смотрел этот фильм много в разное время, и каждый раз открывал что-то новое. На мой взгляд, это пока лучший фантастическо-сказочный фильм, что удалось посмотреть. Он намного сильнее и «Зеркальной маски» и «Алисы в стране чудес».
Рекомендую! Оценка твердая 10 баллов из 10!