Рецензия на фильм Аватар 2009

Лев Вишня
«Аватар» (англ. Avatar,) — американский научно-фантастически фильм 2009 года сценариста и режиссёра Джеймса Кэмерона с Сэмом Уортингтоном и Зои Салдана в главных ролях.



Один из лучших и наиболее зрелищных фантастических боевиков, снятых за последнее десятилетие. Накануне Роланд Эммерих снял замечательный и весьма впечатляющий фильм «2012», на тему всемирного апокалипсиса и конца света. Там материки сдвигались, рушились небоскребы с самым подробным видом опрокидывания оргтехники в окнах, поднимались цунами высотой в километры, а гигантские корабли, построенные китайцами в Тибете выруливали, опасаясь врезаться в… Эверест. Что можно снять после такого? Фантазия человека безгранична! Сняли в итоге великолепный блокбастер на тему колонизации одной из ближайших к человечеству звездных систем.

На некой планете Пандоре в системе Альфа Центавра где притяжение в полтора раза меньше земного и живут очень странные гуманойдные существа в два человеческих роста высотой, которых зовут нави. Все твари на этой планете общаются через мозг, и нави подключаются к любым зверушкам через специальные разъемы… На этой планете люди обнаружили минерал анобтаниум который обладает способностью висеть в воздухе не испытывая на себе сил гравитации, антигравитационный минерал. Он стоит миллионы долларов за килограмм. Земляне хотели было лихо пограбить планету, но нави им в этом деле мешают. У этих племен очень примитивная религия, они поклоняются Эйве, которая управляет всеми живыми тварями на этой земле и пока терпит вторженцев. Чтобы контактировать с нави люди придумывают аватары, которые представляют собой сконструированных генетическим образом «нави». Далее один такой персонаж Джейк Салли (Сэм Уортингтон) через аватар влюбляется в аборигенку нави Нейтири (Зои Салдана), предает свою расу, человечество и выступает на стороне нави в войне с людьми. Люди вооружены огнестрельным оружием будущего, потом у них еще есть корабли, вертолеты и экзоскелеты-роботы. У нави только луки, стрелы, мечи и оседланные дракончики.

В ходе сражения между армией людей и нави, последние, несмотря на десятикратный численный перевес, терпят сокрушительное поражение. Командующий людьми «сумасшедший» полковник Майлз Куоритч (Стивен Лэнг) оказывается лучшим полководцем, чем его оппонент, Джейк. Сражение уже превращается в бойню, когда на помощь к нави не приходит сама Эйве (мать природа), которая насылает на армию людей тысячи тысяч управляемых зверушек, и просто сминает человеческое войско, предотвращая катастрофу, угрожавшую всей планете. А «сумасшедшего» полковника Куоритча убивает из лука подруга нашего героя Нейтири. В финале люди, под наблюдением победивших нави эвакуируют свою базу, а «победитель» в войне Джейк отказывается от своего человеческого облика и навсегда становится нави (полностью уходит в свой аватар).



Что в данном фильме и сюжете особенно хорошо?

1. Невероятно красиво и зрелищно показана вся природа Пандоры. Идеально разработаны и детально проработаны как вертолеты людей и вся их техника, так и зверушки Пандоры, начиная с сухопутных и заканчивая летающими тварями. Зверушки с Пандоры бегают и летают как живые, поскольку разработаны были вместе со скелетами и механизмом движения. Детализация флоры дикой планеты невероятно точна и подробна (трава и деревья - не из земных растений). Общий объем компьютерного материала по данному фильму составляет 1000 терабайт. Анимация, CGI и использование техники захвата движения в «Аватаре» выполнено бесшовно, создавая ощущение просмотра компьютерной игры

2. Интересен отлично закрученный сюжет в обоих частях: как в романтической, так и в боевико-батальной. В этом плане «Аватар» идет на одном уровне с «Титаником», а не довольно туповатым «2012». Психологизм достаточно высокий для блокбастера.

3. Актерская игра не самая выдающаяся, я бы даже сказал, что очень средняя, обыкновенная, но все роли выполнены чисто. Персонажи простые, не трансформирующиеся, но логичные и поведенческая модель четкая. Лишних или тупых реплик особо не заметил (в «2012» их было море, кроме того тот фильм резко гробил режиссерский юморок, который превращал действие на экране не в трагедию, а в подобие комедии апокалипсического содержания).

4. Мир «Аватара» погружает зрителя в иную реальность полностью с головой и до макушки. Дуализм «добро-зло» очень четкий и граница ровная. Сопереживание персонажам как следствие высокое и фильм захватывает зрителя.

5. Специально для фильма был разработан язык На’ви — вымышленный язык, разработанный профессиональным лингвистом Полом Фроммером по заказу James Cameron’s production, подразделения Lightstorm Entertainment, для фильма Джеймса Кэмерона «Аватар». По сценарию, носителями языка на’ви являются синекожие трёхметровые гуманоиды планеты Пандора, атмосфера которой ядовита для людей. Язык начал разрабатываться П. Фроммером с 2005 года. По состоянию на конец 2009 года язык насчитывал около 1000 слов



Минусы фильма:

1. Конечная логическая конструкция не верная. Нави пусть (и при том только с помощью Эйвы!) разгромили небольшой отряд людей, что уже высадился на планете, но справится со всей человеческой армией, которая может прилететь в любой момент у нави вряд ли есть возможности, тем паче, люди нашли уязвимое место планеты и могут вполне отбомбиться туда с орбиты. Второй неприятный момент заключается в том, что в бою нави потерпели полное фиаско от людей даже при десятикратном численном перевесе. Как-то сие выглядит не очень убедительно. Бойцы такого роста и всю жизнь проводящие в войне и на охоте могли бы действовать на поле боя поумнее, чем просто переть сумасшедшей толпой на пушки и пулеметы. Как человек исследовавший войны индейцев с конквистадорами, а также «Драку за Африку», могу четко сказать, что командующий из Джейка просто никакой! До Кечвайо или Текумсе ему как до Луны пешком. Так что вывод… следующий «сумасшедший» полковник даже без ядерного оружия, а просто с большими обычными силами раздавит всех нави в лепешку (если только Эйва опять не поможет).

2. Дуализм избыточен и очень прямолинеен. Все плохие – это люди корпорации, все хорошие либо нави, либо аватары. Вспомнился в этой связи фильм «Взвод», где сержант Барнс, главный антагонист фильма, показан невероятно красиво и очень глубоко. Он заставляет задуматься, поскольку образ, несмотря на все зло, что он творит, очень глубокий и сильный. Тут его реинкарнация в виде полковника Куоритча необычайно прямолинейна, без малейшей глубины и выглядит местами как пародия на «злого сержанта». Схематичны и положительны герои. Из образов глубоко заходит в душу только красавицы-дикарки Нейтири и немного образ руководителя Джейка в «Отделе аватаров» Грэйс Огустин (Сигурни Уивер), которая драматично умирает в середине фильма, от пули кровожадного полковника. Сигурни Уивер надо отдать должное играет свою небольшую роль на уровне!

3. Моральная сторона фильма все-таки весьма спорная, поскольку главный положительный персонаж в нем, Джейк, при любом раскладе предатель своей расы и сточки зрения людей конечно подонок. Этот момент подвергся серьезному обсуждению со стороны критиков, как в России, так и в США, в итоге Журнал «Мир фантастики» назвал Джейка Салли предателем человечества и включил его в «10 самых известных предателей в фантастике».

4. Негативно высказался о фильме Эмир Кустурица, который посчитал, что такой фильм, как «Аватар», — просто глупость, где ставка делается на эффект и зрелищность сцен с помощью 3D, а по-настоящему серьёзное кино должно добиваться своей трёхмерности за счёт смысла. Эту точку зрения поддержали многие маститые критики.



В принципе надо сказать, что несмотря на невероятные спецэффекты фильм идет только на один раз. Повторно я не смог заставить себя его пересмотреть, хотя например третью часть фаншизы «Пираты Карибского моря» с удовольствием пересмотрел 5-6 раз. Очень все в сюжете «Аватар» несмотря на лихую закрученность прямолинейно и элементарно. Детско, если честно. И если не было бы политических моментов, а также великолепно поданной романтической истории, с притягательной Нейтири, то заскучал бы даже при первом просмотре.



Та вот о политических моментах. Их несколько.

1. Показана неистовая жадность корпораций, готовых идти на все ради прибыли.

2. Раскрыт (контурно, конечно), механизм управления этими корпорациями и причина алчности. Карьеризм внутри самих контор, алчность индивидуумов суммируется в необузданную алчность самих фирм.

3. Проведен дуализм «плохого» и «хорошего» американца. Аналогично тому, как это было сделано в фильме «Взвод». Есть плохие американцы на вроде реинкарнации сержанта Брамса в виде полковника Куоритча, есть реинкарнация сержанта Элиасса в виде Джейка, есть плохие, алчные руководители типа Джованни Рибизи, а есть хорошие, заботящиеся об аборигенах, мыслящие дамочки навроде шефа программы «Аватар» доктора Грэйс. Кто-то даже провел параллель между сенатором Маккейном и Бараком Обамой. Параллель очень примитивная, но вполне осязаемая зрителем.

4. Показан механизм подкупа аборигенов через «хороших» американцев. Тех самых, что стоят в компании «Аватар». Ну и соответственно отношение к ним со стороны аборигенов – смесь недоверия и презрения, до определенного момента, когда только члены компании «Аватар» дружно не предали человечество, перейдя на строну нави.



Но все это дано очень контурно, в общих чертах и без углубления как в том же прекрасном стоуновском «Взводе» или в «Цельнометаллической оболочке». Для дилетанта «эффектно», для того, кто много смотрел – не убедительно. В целом фильм смотрибельный и откровенно мощный по видеоряду. В итоге он оказался и самым кассовым в истории человечества. Собрал в прокате порядка 2,800 млн. дол. (для сравнения легендарный «Титаник» только 1.350 млн.дол.). Я бы не назвал «Аватар» шедевром, но его в любом случае стоит посмотреть, кто не смотрел, хотя бы, чтобы знать, для общего образования.



Оценка будет 8 баллов, и она складывается из 10 балов за «фантастичность и зрелищность и батальность» и 6 за «актерскую игру, сюжет и конечное содержание». Фильм эффектный, зрелищный, но слабо убедительный и очень прямолинейный!