Мистика. Соль жанра

Дарья Подчуфарова
На мой взгляд, сегодня мистике как жанру литературы не достаётся должного места. Она ютится где-то на задворках фантастики и чуть ли не просит милостыню у читателей. В то время как научная фантастика (НФ) или фэнтези цветут в лучах признания публики и вот уже битый век не собираются складывать лавры.

Если вы скажете, что произведение написано в жанре мистики, далеко не всякий вас поймёт. Начнут уточнять: «А, так это фантастика?», «Мистика? Ужасы что ли?» То ли дело — фэнтези или научная фантастика: всем сразу ясно, о чём речь: в первом случае это эльфы и драконы, во втором — роботы и космические корабли. Вопросов нет. Получается, что чётко отделить мистику от НФ или фэнтези читатель не всегда способен. Давайте же исправим это недоразумение, наконец!

Первое отличие мистического жанра от прочей фантастики в том, что в таком произведении сталкиваются два мира: наш, реальный и параллельный, потусторонний. Герои живут, как и мы с вами, в реальном мире. При этом так или иначе начинают взаимодействовать с миром непроявленным: с призраками, демонами, чудовищами из тьмы и другими вурдалаками. Прочая же фантастика являет собой только один мир — небывалый.

Вторая ключевая особенность мистики: потусторонний мир видится героям как нечто невероятное, то, чего обычно не бывает, как то, что для них непонятно. В иной фантастической литературе мир героев один, и он для них известен. Каким бы волшебным и немыслимым он ни был, — этот мир для героев знаком и понятен, каждое таинственное существо или предмет — нечто само собой разумеющееся. Герои не видят в единорогах и упырях ничего необыкновенного: они для персонажей знакомы и изучены, как собственные пять пальцев.

Третья необходимая черта мистического жанра — пугающая атмосфера. Писатель ставит целью заворожить читателей, нагнать на них страх и ужас. Поскольку героев встреча с иным миром пугает и очаровывает, то же происходит и с читателями: непознанное заставляет их трепетать. Фэнтези же не вызывает страха, так как мир для героев знаком, а значит, и у читателей нет причин его бояться.

Если в произведении есть необъяснимое, но чувство страха оно не вызывает, то это не мистика. Это драма, фэнтези, эпос, фарс, но не мистика.

В то же время есть такой жанр, как триллер, который также ставит целью привести читателя или зрителя в ужас. И корень отличия этого жанра от мистики в том, что источником страха всегда является человек или группа людей. Не параллельный мир, как в мистике, а человек. Да, этот человек всегда особенный: он может быть шизофреником, маньяком, психопатом, но это такой же человек, как и остальные герои. В триллере ничего волшебного и сверхъестественного нет. Мир героев — это наш с вами мир, источник ужаса — какой-нибудь псих, которого в детстве запирали в подвале. Если же возникает вопрос "А человек ли это?", значит, вы читаете мистику.  Достойным примером триллера служит книга Дина Кунца «Голос ночи». Подросток-психопат виртуозно манипулирует сознанием окружающих, а особенно своего приятеля, заставляя того в панике искать пятый угол. В этой истории нет ничего мистического, действие происходит в обыденном мире с обычными людьми, однако жути это не убавляет.

Четвёртое качество мистики — отсутствие как такового добра и зла, чего никак не скажешь о фэнтези, которое восходит из сказки. Автор-мистик размывает границы хорошего и плохого, давая возможность читателям самим распутывать этот клубок в меру их испорченности. Автор фэнтези в противовес этому всегда разделяет героев на плохишей и тимуровцев, где последние в поисках Синей Птицы вершат справедливость. Читатели всегда знают, где наши, а где враги, куда мы идём, с кем и почему воюем. Читатели же мистического произведения остаются решать этот ребус самостоятельно. Что добро, а что зло, и есть ли эти понятия вообще, кто кому должен — всё это спрятано в атмосфере архетипов, и чётких ответов автор мистики не даёт.

Мистика обращается к бессознательному, аки Фрейд, её задача — разбередить чувства и толкнуть читателей к своим фобиям. Задача фэнтези и НФ — отвлечь от реальности, и только. Именно поэтому мистика как жанр достойна занимать самое почётное место среди прочей фантастики, ведь её воздействие — глубоко терапевтично. Воздействие же фэнтези и НФ на сознание читателей подобно наркотику и никакой эмоциональной или психической трансформации для людей не несёт. Это лишь пустая обёртка от конфеты.

Научная фантастика действует за счёт максимальной проработки закономерностей. Её поклонник хочет узнать, как всё устроено.
Фэнтези действует за счёт максимальной проработки описаний. Её поклонник хочет увидеть, как всё устроено.
Мистика действует за счёт максимального влияния на эмоции. Её поклонник хочет почувствовать, как всё устроено.

Фэнтези и НФ я не люблю, потому что не вижу в них никакого смысла, потому что это не берёт за душу и практической пользы не несёт. Для меня это пустая трата времени.

Как писатель и читатель, я влюблена именно в жанр мистики, поскольку лишь в ней необычное не опошляется и не обесценивается до уровня табуретки, в отличие от фэнтези. Напротив, иной мир и иные существа таинственно нависают над человеческими буднями, заставляя замирать всех и каждого.