136. музей русского импрессионизма

Алина Насековская
136.  МУЗЕЙ РУССКОГО  ИМПРЕССИОНИЗМА

14 ИЮНЯ 2019 года  на маленьком  автобусе  едем  на экскурсию в Музей Русского  Импрессионизма по адресу Ленинградский проспект, дом 15,  стр.11.   Это бывшая фабрика  «Большевик». Нас встречают координатор АЛЁНА  КАРБАСОВА  и  экскурсовод МАРИЯ  МОРОЗ.
Музей русского импрессионизма  расположен в здании предназначенном на фабрике «Большевик» для хранения муки и сахара. В помещении прохладно, и посетителям, на  время экскурсии,   выдают легкие, но очень теплые пледы.   
 Фабрика выпускала конфеты, мармелад, пастилу, пирожные, драже с ликёром, мороженое, пряники и варенье.   В 60-х годах «Большевик» считался одной из крупнейших фабрик в Европе.  Во время перестройки производство пришло в упадок. В начале 2000-х кондитерскую фабрику было решено вывести за пределы Москвы. Так и здание хранилища муки и сахара потеряло свою основную функцию. В 2012 году за проект реставрации и превращения бывшего мукомольного склада необычной формы – цилиндра с прямоугольным параллелепипедом на крыше – в современный музей взялось британское архитектурное бюро.   Авторы проекта  сохранили цилиндрическую форму хранилища муки, придав зданию будущего музея вид современного арт-объекта.
 В нем разместились три выставочных зала общей площадью 1 000 м2. В цокольном этаже, наряду с просторной выставочной зоной, были выделены зоны мультимедиа и интерактивных инсталляций, учебной студии, книжного магазина с музейной атрибутикой. На третьем этаже появились выходы на летние террасы, расположенные прямо на крыше музея, и уютное кафе.
 История   создания музея такова. Идея создания Музея появилась у коллекционера Бориса Минца еще в 2012 году. Впервые как единое собрание полотна были представлены в аукционном доме MacDougall’s весной 2014 года. После официальной презентации в Москве значительная часть будущей постоянной коллекции побывала в Иванове, Венеции и Фрайбурге. В 2015 году Музей русского импрессионизма вошел в состав ICOM (Международный совет музеев). С самого первого дня существования Музей русского импрессионизма занимается специальными образовательными и просветительскими программами. А совместный с «Иностранкой» проект «Картина в библиотеке» почти за 3 года объехал несколько крупных российских городов и вывел Музей в финал «Интермузея-2016».
На первом  этаже  располагаются  выставки  временной  экспозиции. Экскурсовод Мария Мороз провела нас и познакомила подробно с творчеством   Николая Фешина и Павла Бенькова.  Две судьбы, две яркие творческие биографии, драматургии которых позавидует любой кинематографист. Николай Фешин и Павел Беньков начинали свой путь вместе: знакомство в художественной школе, дружба, учеба в Петербурге и мастерская Ильи Репина, возвращение домой, должности преподавателей… И вдруг революция, Гражданская война, болезни и голод разлучили их навсегда. Каждый искал свое место под солнцем. Кто оказался прав: эмигрант-Фешин или Беньков, оставшийся на родине? Ответ ждет посетителей в конце путешествия по новой выставке.
На  втором и третьем  этажах  расположена постоянная  экспозиция.  Картины выдающихся российских художников составляют коллекцию музея: Константина Коровина и Валентина Серова, Станислава Жуковского и Игоря Грабаря, Константина Юона и Бориса Кустодиева, Петра Кончаловского и Александра Герасимова. Постоянная экспозиция Музея русского импрессионизма охватывает значительный период времени. Самая ранняя картина «В овраге» Василия Поленова – учителя Константина Коровина и Валентина Серова – датирована 1879 годом. Многие картины, представленные сегодня в наших залах, были возвращены в Россию из-за рубежа. Десятилетия спустя на родине снова оказались «Лето» Николая Богданова-Бельского и «Венеция» Бориса Кустодиева, обе работы Петра Кончаловского из музейного собрания и «Горная деревня» Николая Дубовского. Учредитель Музея не позволил покинуть страну «Гурзуфу» Константина Коровина. Картины Игоря Грабаря, Константина Юона, Юрия Пименова, на которые сегодня может взглянуть каждый, раньше практически нигде не выставлялись.
Само понятие «русский импрессионизм» до сих пор вызывает жаркие споры. Импрессионизму в России не повезло. Зародившись в конце XIX столетия и почти приобретя собственное звучание, русский импрессионизм начал активно вытесняться авангардом. А после революции так и вообще оказался «вне системы». Но несмотря ни на что, многие художники и до, и после политического переворота в стране, продолжали творить в импрессионистической стилистике, продолжали экспериментировать на своих полотнах со светом, цветом, стремились передать настроение, эмоцию, уловить тончайшие воздушные вибрации. Импрессионизм вдохновляет художников и сегодня.