Натурщица. Часть 1

Грачья Саркисян
                Искусство нравиться - это искусство обманывать.
                Люк де Клапье де Вовенарг


***

В свои сорок лет он успел нарисовать не одну женскую фигуру, хотя излюбленным жанром был натюрморт. Выпускник художественного факультета ереванского педагогического института Карлен Хачатурян свою первую полуобнажённую девушку написал как раз в аудитории института, когда был ещё молодым парнем. Натурщицу заказал педагог, но та была малоприятная на вид женщина. Видимо, профессор не мог себе позволить более дорогих особ из-за маленькой зарплаты. Ему просто надо было, чтобы его студенты научились рисовать женское тело и при этом не возбудились. Эта студенческая картина Карлена до сих пор висит у него в комнате. Когда же он окончил институт и стал самостоятельным художником, начал уже сам приводить домой натурщиц и писать с них свои картины. Готовые уносил на Вернисаж и продавал за недорогую сумму. Его работы особо ценили туристы из Франции и Германии.

Каких только представителей красивого пола за последние десять лет творчества Карлену не пришлось увидеть ! Некоторые тщеславные дурочки даже сами предлагали сумму, чтобы он их нарисовал. Были женщины и с маленькой грудью, и с большой, с худыми ногами и полными, черноокие брюнетки со жгучими глазами, и блондинки с детской улыбкой...И жену свою тоже нарисовал, правда не обнажённой, пока однажды она не приревновала его к одной натурщице и совсем ушла из дому. С тех пор Карлен больше не писал фигуры женщин, но жена всё равно не возвратилась. Наверное, успела найти другого. Сейчас маститый художник зарабатывал одними натюрмортами, пока однажды не встретил её...

На дворе стояла золотая осень. Городские тополя и клёны нарядились в жёлтые и красные цвета. Лёгкий последождевой туман окутал верхушки новых многоэтажных зданий. Их здесь называли ещё «элитными». По мокрой дороге мчались разные иномарки, среди которых часто возникали чёрные «Хаммеры». День приближался к закату.
 
Карлен один сидел в кафе и наслаждался чёрным кофе, с удовольствием вслушиваясь в джазовую музыку, доносящуюся из колонок. Слушал, и посматривал на одну очень привлекательную молодую девушку, сидящую за соседним столиком. На ней была зелёная блузка со сверкающими маленькими бусинками, чёрная кожаная юбка до колен и замшевые сапоги. Девушка сидела поставив ногу на ногу и, упёршись в свой смартфон, с недовольным лицом что-то набирала на дисплее. Наверняка, писала сообщение.
 
Пользуясь занятостью молодой девушки, Карлен продолжал внимательно изучать её. В один миг она наконец подняла голову, и художник увидел перед собой средневековую утончённую красоту. Может, так выглядела мученица Рипсимэ, от которой римский император Диоклетиан и армянский царь Трдат III были в восторге? А может, такая была принцесса Ширин, при виде которой сасанидский царь Хосров II Парвиз потерял голову? Плавно опускающиеся на плечи каштановые волосы, нежные и грустные глаза, маленький нос с горбинкой, тонкая шея, обвитая бусами из бирюзовых шариков, наконец длинные, блестящие серёжки, покачивающиеся на ушах - просто бесценный образец для создания шедевра. Карлену в этой армянке больше понравилась именно её сдержанность в показной роскоши, к которому стремились многие девушки его маленького города, дабы выглядеть как актрисы зарубежных телесериалов или голливудских фильмов, а в действительности, сами того не ведая, превращали себя в путанку.

Карлен решил немного подождать. Он очень хотел подойти к девушке со средневековой красотой и попытаться уговорить в любой удобный для неё день приехать к нему на квартиру и позировать. А вдруг она кого-то ждёт? Видимо, нет. Прошло получаса, а красавица всё продолжала сидеть одна, чеканить экран своего смартфона и доедать заказанный кусок торта. Наконец, когда она позвала официанта, чтобы расплатиться, Карлен решил действовать, пока совсем не потерял её. Он поставил деньги за выпитое кофе на свой столик, взял со стула плащ и цилиндр и, делая лицо улыбчивым, приблизился к молодой девушке, которая тоже собиралась уже выйти из кафе.
- Здравствуйте ! - вежливо поздоровался Карлен. - Можно с вами на минуту поговорить?
Девушка вопросительно посмотрела на Карлена и, направляясь ко выходу, пренебрежительно бросила:
- Что вам надо?
- Я долго не задержу вас. Всего пару минут, - продолжил Карлен и открыл дверь перед ней.
Девушка со средневековой красотой вышла из кафе, вальяжно спустилась по лестницам и, постукивая каблучками, прошлась по мокрому тротуару, даже не поблагодарив Карлена за джентльменский поступок. Карлен поспешил за ней.
- Вы не думайте ничего плохого, ради Бога ! Я к вам с чистыми намерениями, - поспешил уточнить художник.
- Что вам надо от меня в конце концов? - нахмурилась красавица, опустив веки, что, однако, сильно портило всю её прелестную физиономию.
- Я художник Карлен Хачатурян. Ваша необыкновенная красота приглянулась мне. Если вы не против, могу обессмертить вас на полотне. - объяснил Карлен. - Обещаю не разочаровать !
Осенний ветерок донёс до Карлена запах её духов с ароматом сирени. Художник ждал ответа, но девушка лишь усмехнулась себе под нос и спросила:
- Чем это я так поразила?
- А всем ! - улыбчиво воскликнул Карлен. - Я в вас вижу прекрасную армянскую принцессу из далёкого прошлого.
На этот раз девушка не смогла удержаться, и с её маленьких уст вырвался смех, но в следующий же миг она посмотрела на Карлена и заинтересовалась:
- И кто же я по-вашему? Какую именно героиню вам напоминаю?
Карлен не ожидал, что девушка так быстро сблизится с ним, но ему это и надо было.
- Могу предложить, например, Тамар или богиню Астхик, - ответил Карлен.
- О ! - восхищенно протянула красавица. - А Тамар это кто?
- Ах, Тамар, Тамар...
- А, поняла !
Пошла недолгая пауза. Карлен ждал от девушки окончательного ответа, разумеется, положительного, но так и ничего не услышав, поспешил выяснить:
- Так вы согласны?
- А сколько вы дадите мне за эту услугу? - неожиданно спросила она.
Опытный художник важно понимал, что эта девушка - не его жена или сестра, или племянница, или даже любовница, и не обязана бесплатно позировать. Он ничуть не удивился от её этого вопроса и ответил:
- Десять тысяч, плюс одну копию картины ! Пойдёт?
- Десять тысяч? - с лёгким возмущением повторила красавица.
- Вам кажется, это мало для пятнадцатиминутного позирования?
- Не знаю ! Мне никогда такого не предлагали ещё.
Карлен не любил долго говорить о деньгах, да и не уважал таких людей. Он сразу же изменил тему разговора:
- Красавица, а вы не сказали как вас зовут.
- Анжела.
- Ну, я бы удивился, если услышал другое имя ! Оно вам очень даже кстати.
- Спасибо, только не надо меня так много похваливать. Я обычная девушка, - впервые поскромничала средневековая красавица.
- Вы замужем, Анжела? Или у вас есть парень? Может, поэтому затрудняетесь определиться? - заметил Карлен.
На этот вопрос девушка не ответила, а только неуверенно покачала головой.

Так гуляя и беседуя, они дошли до станции метро «Еритасардакан», и Анжела остановилась у лестниц в подземку.
- Ну, я пошла ! До свидания !
- Так что же вы решили, Анжела? - встревожился Карлен.
- А вы что, прямо сейчас хотите меня нарисовать?
- Когда вам будет удобно. Можно и сейчас. Я живу недалеко отсюда, на улице Абовяна. Мы можем пешком пройтись до моего дома.
Девушка немного подумав, мило улыбнулась и уверенно сказала:
- Нет ! Сегодня нет !
Тогда Карлен достал из кармана пиджака маленькую карточку и протянул её Анжеле:
 - Вот моя визитка. Когда надобно будет, позвоните ! Я с нетерпением буду ждать вас.
- Хорошо ! Прощайте ! - коротко бросила девушка и, взяв визитку Карлена, быстро спустилась в подземку.