Картина 30, батальная. Война и мир. Моя Россия

Дмитрий Никонов 3
В 1870 году Михаил и Елизавета, целиком и полностью, подпали под магическую власть романа Льва Толстого “Война и мир” – поистине величайшего литературного произведения всех времён и народов. Наслаждаясь чтением книги, они тщательно анализировали сюжетные линии, разбирали характеры героев, обсуждали заложенные в романе идеи, глубокие смыслы. Вызывало интерес, что семья самого Льва Николаевича, а также его друзья, знакомые и другие известные ему люди во многом стали прототипами этого произведения. Елизавета особенно восхищалась сильными женскими характерами, такими как Наташа Ростова и княжна Марья. Михаил же был просто поражён эпическими батальными сценами, невиданными никогда прежде ни в нашей, ни в зарубежной литературе. Он даже создал серию акварельных иллюстраций к книге. Посетил издателей книги с предложением сделать иллюстрированную книгу, но не встретил поддержки.

Бесспорно, Михаил и Елизавета не были бы настоящими мыслящими личностями, если бы не уловили глубокую философскую мысль великого гения Толстого, выражающуюся в том, что подлинными героями в войне являются не императоры и генералы, а простые люди. И что вообще только коллективная сила народа движет историю, что историю творят, по его выражению, “миллиарды воль”. Конечно, по форме в этих словах нет призыва к мятежу, но по сути это даже более революционные идеи, чем любой другой философии.
 ***
А дух мятежа уже витал в воздухе. Будучи в монастыре, Михаил и Елизавета были в какой-то степени оторваны от политики. Теперь они оказались в самой гуще событий. Политическая обстановка в стране в это время чрезвычайно обострилась. Почти все либерально настроенные интеллектуалы были разочарованы ходом реформ – и экономических, и политических. Они считали, что отмены крепостного права фактически не произошло, что царь своей “реформой” обманул народ. Одновременно проявился и необычайно разросся революционный терроризм, когда экстремисты и нелегальные политические организации брали правосудие в свои руки, массово убивая правительственных чиновников и даже совершая неоднократные покушения на жизнь царя. Правительство стало закручивать гайки, пытаясь по возможности полностью искоренить преступников, вплоть до показательных казней, расстрелов и виселиц, но это не останавливало революционеров, жертвовавших собственной жизнью без малейшего колебания, и на месте павших появлялись новые герои. Поползли слухи о подпольной организации “Земля и воля”, провозгласившей индивидуальный террор основным методом политической борьбы с самодержавием. Либерально настроенные круги общества, в принципе осуждая политическое насилие, тем не менее мирились с ним как с неизбежным злом и оказывали моральную поддержку, порой даже симпатизировали террористам. Это дошло до крайности, когда только что недавно введённый, в России, суд присяжных оправдал Веру Засулич, которая даже не отрицала того, что она стреляла в петербургского градоначальника. Оправдательный приговор был восторженно встречен в обществе и сопровождался манифестацией со стороны собравшейся у здания суда большой массы публики.

На иллюстрации:
Портрет писателя Л.Н. Толстого
художник Иван Крамской
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Оглавление        http://www.proza.ru/2019/06/12/820
Картина 29, будничная. Затруднения.    http://www.proza.ru/2019/06/14/67
Картина 31, грустная. С основателем.    http://www.proza.ru/2019/06/14/79