Картина 29, будничная. Затруднения. Моя Россия

Дмитрий Никонов 3
По возвращении в Нижний Новгород Никоновы были удручены и подавлены печальными известиями. Мать умерла и похоронена. Последней своей волей она завещала всё своё состояние до последней копейки в пользу церкви на нужды Ново-Афонского монастыря. Какая ирония или, лучше сказать, какая изощрённая месть! Во-первых, он и его семья навсегда погружаются в бедность. Во-вторых, он никогда не сможет вернуться в Новый Афон и посмотреть на своё лучшее творение.

Семья Никоновых разместилась в доме стариков Есыревых, которые, конечно, были чрезвычайно рады заниматься со своими внуками.
Михаил навестил своего бывшего слугу Митрофана, и тот рассказал о кончине матери. На её похороны разом слетелись все родственники, и все они были в высшей степени поражены, услышав завещание покойной. Дядя Фёдор в ярости рванулся было искать места, где могли бы храниться деньги и ценные бумаги сестры. Но официальные представители церкви немедленно наложили арест на всё движимое и недвижимое имущество Никоновых, даже ещё не вполне осознавая ценности свалившегося на них наследства. А что касается небольших наличных денег, Митрофан спрятал их заранее и теперь передал все в целости Михаилу. Михаил был глубоко тронут преданностью старого слуги, который сохранил деньги и не попытался получить выгоду от этого.

Видит Бог, семья Никоновых оказалась в затруднительном положении. За время пребывания в монастыре удалось скопить лишь самую скромную сумму. Некоторое время можно будет свести концы с концами. А что дальше? Возможности заработка у Михаила не предвиделось. Надо было что-то придумать. И через три дня Михаил решил перебираться в Москву, всё же не так далеко от Нижнего, и попытать там себе счастья в роли свободного художника. И вот в начале зимы они всей семьёй сели на поезд – и вскоре уже выгружались на Казанском вокзале в Москве. В эти годы сеть железных дорог существенно расширилась и обеспечила лёгкую досягаемость всех основных городов Центральной России.

Никоновы поселились в скромной съёмной квартире в купеческом районе, в Замоскворечье, на юге Москвы. Лишь одна неприятная новость омрачила их счастливую жизнь. Из газет они узнали, что началась большая война с Турцией, одним из эпизодов которой стало жестокое нападение турок на Ново-Афонский монастырь; многие монахи при этом были убиты, а сама обитель разграблена и сожжена. Семья Никоновых горевала по погибшим друзьям, а Михаилу, кроме того, было больно от того, что его творение безвозвратно уничтожено.

Но повседневная суета, семейные хлопоты и домашние дела, в общем приятные и радостные, заставили их полностью забыть обо всём на свете. За шесть лет брака их совместная жизнь не погрязла в бесконечных бытовых мелочах и повседневных заботах о доме, о детях, о хлебе насущном. Они всё ещё нежны в любви и интересны один другому как мыслящие личности. Они по-прежнему любили собираться за семейным столом и громко читать интересные книги, журналы, и это вошло у них в привычку, в семейную традицию.

На иллюстрации:
Семья художника
художник Константин Маковский
Азербайджанский Государственный музей искусств, Баку

Оглавление        http://www.proza.ru/2019/06/12/820
Картина 28, лучезарная. Катерина.       http://www.proza.ru/2019/06/14/60
Картина 30, батальная. Война и мир.    http://www.proza.ru/2019/06/14/73