Королевишна

Ольга Зарецкая
После изнуряющей жары  резко  похолодало,  начались дожди,  но для работы в теплице погода  самая  подходящая.   Инна пропалывала перец в старенькой теплице и вспоминала начало своей  садово-огородной  судьбы.

В детстве ее родители держали небольшой  сад,  совсем недалеко от дома, но в семье постоянно были скандалы из-за него, никто не рвался там работать.  Инну часто заставляли полоть  ненавистные грядки.  За этим  муторным занятием  она придумывала забавные истории о хитрющих неистребимых сорняках,  это все интереснее, чем просто в земле копошиться.

Отец назидательно говорил ей, складывая навозную грядку:”Учись,  дочка,  чтоб не пришлось, как  нам,  в этом  навозе  ковыряться! ”  Инна училась очень хорошо и в школе,  и в институте,  да и на работе тоже   постоянно приходилось повышать квалификацию   Но огородная участь ее не миновала!

Свой сад родители продали, о чем очень пожалели,  когда начались крутые времена,   нужно было  помогать растить внуков.  Инне достался от брата участок в деревне,  15 соток  в получасе  езды на автобусе  и около получаса пешочком   быстрым шагом по деревне от остановки.  С грустью вспоминали  они все свой замечательный  уютный садик в 3 сотки практически рядом с домом!

Но добираться таким способом с тремя маленькими детьми – не вариант. Дед принялся чинить  свой старенький  давно заброшенный “Запорожец “ Посадочный сезон начался,   а ремонт затягивался.   Тогда для поездок приспособили мотоблок  с тележкой,  который срочно купили, назанимав  долгов!

Это было очень забавное зрелище!  В маленькую тележку  умудрялись вместиться бабушка с тремя внуками и  Инна  с братом-туристом  с гитарой  и  собакой!    Просто  он с ними никогда не расставался!  Все лето семья  разъезжала таким  необычным способом, веселя  автолюбителей.   А осенью  еще и урожай домой везли !  По  дороге  распевали песни под гитару,   особенно в тему была  “Брич-мулла”!   Ну,  прямо точь в  точь!

Мы залезли в долги и купили арбу,
Запрягли ишака со звездою во лбу,
И вручили свою отпускнуню судьбу ишаку -
Знатоку Туркестана.

  Дети   в восторге,  и у   встречных путешественников хорошее настроение ! Они  чуть из окон не выпадывали ,   разглядывая это  движущееся средство  Но  неожиданно гаишники  всполошились,  оказывается,  ездить на таком транспорте большой  компанией нельзя!  Последнему куплету песни сбыться было не суждено:

С той поры я арбу обживаю свою,
И удвоил в пути небольшую семью,
Будапешт и Калуга, Париж и Гельгью
Любовались моею арбою.

Ни один ни крупный, ни мелкий город уже не смог  полюбоваться   их первым транспортом,  который был покруче арбы с ишаком!   Они много потеряли! 

К всеобщей  радости дед починил-таки свой  “Запорожец”!  Принялись за строительство.  Первым  сооружением на участке  стал  туалет – просто никак без него Под кустик не усядешься, потому что кустики еще не выросли.  Пока мужчины и мальчишки  строили, Инна  с мамой   Галиной Петровной  принялись за посадки.    В основном занималась этим  мама,  имея богатый опыт на своих трех сотках и очень неуступчивый сварливый характер.  Инна была на подхвате и не особо рвалась  на эти трудовые подвиги.    Любовались на ровненькие грядки и первые  посадки.  Но первую рассаду капусты слопали соседские козы!

Начинать строительство нужно было все-таки с забора!  Даже когда первый скромненький забор огородил участок, пронырливые козы все равно умудрялись  пролезть через него и чего-нибудь сгрызть!   В качестве компенсации морального вреда  хозяйка  этих разбойниц иногда угощала детей  молочком.

Потом ударными темпами  принялись за  большой сарай .  В процессе стройки от дождей  или жары спасались  в палатке , которую милостиво дал  брат-турист.  Вот   уже появилась крыша  над головой. Постепенно от сарая  выделили две части под  комнатку и кухоньку.  Это вообще  получилась сказка!

Фанаткой сельских работ  Инна  никогда не была, да так  и не стала ею.  Отец всячески  старался оградить ее  от этих забот, говоря :”  Успеет еще,  наломается ”   Он, несмотря на  скандалы матери ,  отпускал ее летом  в отпуск с детьми.    Отпуск мужа  Игоря  редко выпадал на лето,  поэтому Инна везде возила  своих  шустрых  мальчишек одна.   Продвинутые  в сельском хозяйстве  деревенские тетушки – соседки  между собой прозвали ее Королевишна!   “ Посмотри-ка, все у нее работают,  а она знай себе разъезжает  туда-сюда!”- судачили они.   Мать  тоже постоянно  возмущалась Но отец был непреклонен- пусть отдыхают !  Сам он  любителем  садов не был,  и от своего-то с радостью избавился,   но большой  семье  любимой дочки  помогал  изо всех сил.

Ему бы на рыбалке с удочкой посидеть,  по лесу побродить.  Была недалеко от дома  речушка,  да  вся обмелела.  А в лесу, что прямо за забором,  разбойничали  клещи.

Собранный  урожай  очень помогал выживать большой  семье  в тяжелые времена,  да и дети  всегда с ними под присмотром на свежем воздухе,  крутятся возле деда,  мастера на все руки,   учатся.   В жизни все пригодится!
Уже хотелось и баньку,   и дом хороший для семьи,  да денег на это не было.
Радовались тому, что есть.  Тоже не самый плохой вариант. 

Время шло, мальчики закончили школы, учились в институте.  С деньгами становилось все труднее,  но баньку начали строить.   Вот только деду попариться в ней не довелось,  тяжелая болезнь быстро скрутила его. 

Умер он в мае,  в разгар огородного сезона.  Когда приходили к нему в больницу,  ворчал:” Что вы тут возле меня расселись ,  в огороде полно работы!”   Его уход подкосил  здоровье  и Инне,  и ее маме.   Но следуя пословице :”Помирать собирайся, а рожь сей” ,   они  снова засадили огород.

Парни взрослели,  жили своей жизнью,  в больших урожаях необходимость отпала.  Инна свои летние отпуска  проводила в поездках,  продолжая вызывать раздражение неугомонных соседок.  “Смотри-ка,  Королевишна опять куда-то собралась!”   Да и Галина Петровна постоянно жаловалась  им на дочь,  которую домовой не любит, ворчала на Игоря,  что  отпускает жену одну.   Лучше бы вместе в огороде пахали. 

Игорь с возрастом стал неподъемным,  кроме  сада-огорода его ничего не интересовало.  Пусть жена едет, куда хочет, лишь бы его не дергала.  Провожая ее в очередной раз в поездку, он грустно спрашивал:”  И тебе  все еще это интересно?”    Инне было интересно  невероятно!  Из любого места, которое она посещала,  ей не хотелось возвращаться домой.

Муж хорошо ладил со своей  строгой тещей,  научился терпеливо сносить  ее постоянное брюзжание и критику в свой адрес.  Сам научился выращивать помидоры после того как понял,  что жена этим заниматься не будет,  а  теще это важное дело доверять нельзя.   Она делала все с точностью до наоборот.

Выращенную с  невероятным трудом  на окнах рассаду  начинала обильно ежедневно поливать , утверждая,  что вода никому не повредит .   Но помидоры с этим не соглашались,  чахли и дохли.   Приходила  соседка,  демонстрировала ей сгнившие корни рассады,  Галина Петровна обижалась на критику и с гневными словами:” Ну и пусть у вас все засохнет !”  надолго покидала сад.   Выжившие помидоры за это время  оклемывались,  начинали цвести.   Подходить к теплице с лейкой    обычно терпеливый Игорь  ей категорически запретил.

Сложную науку  пасынкования помидор Галина Петровна не признавала.  Она по своим понятиям что-то там скромненько  от них обрывала.  Но когда она увидела,  как Игорь под руководством соседки  обкромсал  помидоры,  напилась  валерьянки  и обиженная до глубины души  опять долго в саду не появлялась!  Помидоры за это время торопились окрепнуть и возмужать,  завязать плоды, пока их опять не затопили  и не превратили в заросли джунглей.

Инна в эти садовые разборки никогда не вмешивалась. Пусть делают,  что хотят,  лишь бы к ней не приставали.  Но скоро и у них с Игорем появились внуки.  Один у старшего сына и трое  у среднего.  Младший,  насмотревшись на них,  с детьми не торопился.   Семья росла,  пришлось и  Инне  в саду активизироваться.   Галина Петровна хоть и носилась по огороду, раздавая  странные приказы, начала жаловаться на здоровье.

Дом, работа,  внуки,  ненавистный огород  выматывали  Инну до предела.  В отпуск она все равно уезжала в какой-нибудь санаторий,  но уже весной или осенью.  Летом  пласталась в  деревне.  Ехидные соседки наконец-то были довольны! “ Королевишна-то наша  хвост прижала,  работать приходится теперь!”

Но к огородному идеалу  Инна не стремилась, несмотря на бесконечное  ворчание матери:”  У меня-то ни травинки не было,  а  ты во что огород превратила!”  Инна с улыбкой вспоминала одну знакомую, которая глядя на колосившиеся  одуванчики  в саду ,  восклицала: “  Как же это красиво,  желтое на зеленом! ”  Соседи по саду огораживались от ее  одуванчиков высоченными заборами,  понимая, что ругаться с ней бесполезно .   Так-то она была доброй , душевной бабулей,  приглашала всех к себе на чай и удивляла рассказами о своей интересной жизни.

К началу очередного огородного сезона Галина Петровна  совсем расклеилась  Пришлось забросить все и возить ее по многочисленным врачам.  Но за посадки она  еще по прежнему переживала.  Как-то не до них уже было,  но чтобы не расстраивать ее ,  отчитывались о якобы проделанной работе.  После работы Инна  бежала в магазин,  в больницу, в аптеку, опять в больницу,  но маме лучше не становилось  Похоронили ее в начале июля.

Участок в деревне  тяжким грузом упал на плечи  Королевишны.  С  благодарностью вспоминала она отца,  который берег ее от этого нелюбимого занятия,  сколько мог.  У мужа никаких других интересов, кроме деревни,  не было, и он все ждал,  когда же Инна  проникнется любовью к садоводству.  Cам он уже готов был  постоянно жить  в деревне, несмотря на некоторые неудобства.

Огородные соседки  стали доброжелательнее,  отмечая,  что Инна не лентяйка и не белоручка,  все у нее как-то удивительным образом растет,  хотя и очень далеко от совершенства.  Только ради  любимых внуков  копошилась она  огороде,   мечтая о поездках и путешествиях.   Мальчишки любили приезжать в деревню.  Тогда она оставляла все дела и занималась   с внуками.  Родители  сделали им детскую площадку с качелями,  бассейном  и батутом,  привезли велосипеды и самокаты. Помогали  они и грядки полоть ,  ходили в гости к соседкам, познакомились  с коровой  и подходили к дойке  за парным молочком.

Невестки уже  даже начали поговаривать о курочках!   Но к таким подвигам Инна не была готова.  “Девочки,   заводите хоть курочек,  хоть козочек,  хоть корову!  Но занимайтесь этим сами! “- заявляла она решительно .   Но девочки  не оставляют своих надежд   Когда-то  и садом бабуля заниматься не хотела  Прямо  как настоящая Королевишна!